bannerka.ua

Введение наука и ii роль в обществе — № 3

Вузовская наука (Третий сектор) представлена высшими учебными заведениями, которые имеют специальные подразделения (проблемные и отраслевые лаборатории, научно-исследовательские части и т. п.), а также выполняющих научно-технические работы на кафедрах.

Заводская наука (Четвертый сектор) включает как самостоятельные научно-исследовательские подразделения, входящие в состав производственных объединений, так и конструкторские, технологические и другие технические службы, подразделения в структуре предприятий, которые не являются юридическими лицами.

Вневедомственная наука (Предпринимательский сектор) объединяет негосударственные научные организации, созданные в последнее время, как правило, в форме малых предприятий различных организационно-правовых форм. К этой сфере можно отнести созданные коммерческими структурами мощные научные организации, в том числе с привлечением иностранного капитала. Сюда же надо отнести малые инновационные (венчурные) предприятия, частные консультационные центры. Развитие организационных форм в области прикладной (отраслевой) науки в современных условиях породил новые организационные структуры — инкубаторы, технопарки, технополисы.

Инкубатор специализируется на создании благоприятных условий для организации и осуществления эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, занятых реализацией оригинальных научно-технических идей. Это достигается путем предоставления малым инновационным фирмам материальных (прежде всего, научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности. В его состав могут входить также информационно-выставочные комплексы, службы сервиса, сервисно-бытовые учреждения. Функционирование технопарка основано на спиваци ученых, промышленных фирм-заказчиков, на продвижении научно емкого материального производства.

Технополис похож на технопарк, имеет форму небольшого городка (населенного пункта), в котором расположены научные и научно-производственные комплексы. Это своего рода конгломерат из сотен расположенных на одной территории исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих организаций, которые объединены интересом в появлении новых идей и скорейшей их коммерциализации. Объединение мелких фирм создает инфраструктуру, достаточную для крупных нововведений. Основным звеном технополиса преимущественно является крупный университет — генератор фундаментальных знаний, выступающих основой инноваций. Технопарки как организационные формы научно-технической деятельности созданы в США, странах Западной Европы. В Японии сформировано 19 технополисов, в которых накопленный мощный потенциал для разработки совершенных технологий в приоритетных областях науки. Украина начала внедрение этих прогрессивных и эффективных форм научной деятельности.

В 2007 году научные исследования и разработки в Украине выполняли 1490 организаций. При этом 20,6% их принадлежали к академической науке (их доля уменьшилась против 1991 года и на 1,0%), 63,0% — к отраслевой науки (их удельный вес возрос по сравнению с 1991 годом на 3,2%), 10,7% — до вузовской науки (их доля уменьшилась на 0,2%), 5,7% — до заводской науки (их удельный вес сократилась на 2,0%).

Подавляющее число организаций, выполнявших научные и научно-технические работы, находится в государственной (70,5%) и коллективной (28,3%) собственности, в частной собственности лишь 0,3%. 58,8% всех организаций осуществляли научные исследования в области технических наук, 12,5% — в сфере сельскохозяйственных наук, 5,0% — в медицине, 3,4% — в экономических науках.

1.5. Состав и подготовка научных кадров

Закон Украины О научной и научно-технической деятельности трактует понятие научной и научно-технической деятельности, Научная деятельность — это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Научно-техническая деятельность — это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. При этом их эффективность напрямую зависит от состава научных работников.

По состоянию на 1.01.2008 года численность работников основной деятельности в научных организациях составляла 188,0 тыс. чел., В том числе непосредственных исполнителей научных и научно-технических работ — 120,8 тыс. чел. В различных отраслях экономики работали 69,1 тыс. специалистов, которые научную степень доктора или кандидата наук. Численность докторов наук по сравнению с 1991 годом выросла на 27,1% и составила 10,3 тыс. человек, а кандидатов наук — на 2,0% и составила 58,7 тыс. чел. Свыше 60% общей численности научных работников высшей квалификации имели высшие ученые звания. Более половины общей численности докторов и кандидатов наук, занятых научно-технической деятельностью, работают в высших учебных заведениях, около 30,0% — в организациях академического профиля, более 14,0% — в отраслевых научных организациях и лишь 17 докторов и 146 кандидатов наук (0,3% общего количества) заняты в заводской науке.

Определенная часть высококвалифицированных специалистов выезжает в страны с более привлекательными для научной деятельности условиями. Всего за последние пять лет за границу уехал 851 ученый с учеными степенями, четверть которых-в возрасте до 40 лет. Несмотря на постоянное снижение численности специалистов в научно-технической сфере, насыщенность государства научными кадрами по сравнению с развитыми странами мира остается достаточно высокой. В 2007 году численность ученых в расчете на 1000 человек экономически активного населения составила 5,2 человека (в Японии — 13,7, Германии — 11,6, Испании — 5,9, Польши — 5,1, Венгрии — 5,1 человека соответственно).

Заметно увеличилась численность молодых специалистов. Их удельный вес в общей численности работников отрасли составила 19,5%. В то же время, почти каждый второй специалист, работающий в области науки — пенсионер. Средний возраст доктора наук составлял 59,1 лет, кандидата наук — 50,7 лет.

Согласно закону Об образовании в Украине установлена система научных степеней и научных званий. Выпускникам колледжей, институтов, академий, университетов по результатам квалификационной работы присуждается первую научную степень — Бакалавра соответствующей специальности.

Выпускникам институтов, академий, университетов, других к ним приравненных учебных заведений по результатам защиты квалификационной работы присуждается Второе научное степень — Магистра соответствующей специальности.

Научные степени Кандидата и доктора наук присуждаются специализированными учеными советами в установленном порядке по результатам защиты диссертаций.

Основной формой подготовки научных есть Аспирантуры, функционирующих при академических и научно-исследовательских институтах. В последние годы в Украине наблюдается активизация работы аспирантур. Количество заведений, осуществляющих подготовку аспирантов, увеличилась в 2007 году до 418, в том числе 224 научно-исследовательских института и 194 высших учебных заведений. Подавляющее большинство заведений, осуществляющих подготовку аспирантов, подчинены шести министерствам (ведомствам): НАНУ — 30%, Министерству образования и науки — 28%, Украинской академии аграрных наук — 8%, Министерству здравоохранения и Академии медицинских наук — по 6% , Министерству аграрной политики-5%.

Аспирантура может быть с отрывом от производства (на 3 года) и без отрыва от производства (на 4 года). Отменено возрастной ценз для поступления в аспирантуру. В 2007 году численность аспирантов составляла 23,3 тыс. чел. При этом 91,9% из них учились за счет государственного бюджета, 5,2% — на коммерческой основе и 2,9% — за счет других источников финансирования. Каждый пятый аспирант в Украине учится в области технических наук, каждый шестой — экономических наук.

Другой формой подготовки научных есть Спивпошукацтво. Спивпошукувачи — лица, имеющие высшее образование и значительный опыт работы по специальности и могут самостоятельно работать над диссертацией.

Научные работники имеют возможность углубить свои знания или завершить научную работу путем использования Творческих отпусков и перевод на должности научных сотрудников.

Для подготовки докторов наук в 209 заведениях функционируют Докторантуры, в которых сейчас учится 1,1 тыс. человек. Подавляющее большинство докторантов (94,2%) учатся за счет государственного бюджета, 1,0% — на коммерческой основе, 4,8% — за счет других источников финансирования.

Научные звания старшего научного сотрудника, доцента, профессора присваиваются учеными советами высших учебных заведений и утверждаются в установленном порядке. Наиболее выдающиеся ученые избираются собранием НАН Украины, отраслевыми и общественными академиями членами-корреспондентами и действительными членами — академиками. Научным работникам и работникам высшей школы за большие заслуги в науке и педагогике присваиваются почетные звания Заслуженный деятель науки и техники Украины, Заслуженный работник высшей школы и др..

Следовательно, организация науки в Украине сохраняет свои традиционные формы и, вместе с тем, приобретает новых более совершенных и способных работать в условиях рынка видоизменений.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Понятие и характеристика науки как системы знаний.

2.Основные функции науки в современных условиях.

3.Наука как особый вид человеческой деятельности.

4.Наукови знания, их отличия от обычных знаний.

5.Виникнення и становления науки.

6.Класификация наук, ее назначение и способы построения.

7.Фундаментальни науки, их характеристика.

8.Прикладни науки и их значение в повышении эффективности народного хозяйства.

9.Диверсификация и интеграция наук как следствие их развития.

10.Организация науки в Украине.

11.Организацийна построение и роль НАНУ.

12.Управлиння наукой в Украине.

13.Структура науки как системы знаний и определение ее отдельных элементов, составных частей.

14.Пидготовка ученых в аспирантуре и докторантуре.

15.Особливости функционирования инкубаторов, технопарков, технополисов.

Tagged with: , , , , , ,
Posted in Основы научных исследований и техничнои творчества
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: