bannerka.ua

Введение наука и ii роль в обществе — № 2

Научные законы — это утверждение (с использованием принципов, понятий и категорий), отражающих необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся объективные явления и связи в природе, обществе и мышлении. Законы носят объективный характер, существуют независимо от воли и сознания людей. Познание законов — задача науки, которое становится основой преобразования людьми природы и общества. Существует три основных группы законов: специфические или частичные (например, закон спроса и предложения, закон стоимости), общие, т. е. характерные для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии, закон естественного отбора, закон циклического развития) и всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).

Научная теория — высшая степень обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимается система основных идей, положений, законов в той или иной области знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и классификацию.

Логический подход дополняет два вышеназванных и основан на выделении различных сторон определенного объекта науки, учете общего и частного, абстрактного и конкретного.

Следует отметить, что даже сочетание этих подходов не позволяет сделать совершенной и неизменной классификации наук, ибо связи между объектами природы и общества и научными знаниями очень многогранны и взаимосвязаны. Кроме того, с бурным развитием науки рождаются новые знания, которые дополняют и объединяют различные отрасли наук.

3. Классификация наук

В наиболее общем виде все отрасли научных знаний объединяют в три группы:

Знания о природе (математика, физика, химия, биология, география и др..)

Знания об обществе (экономические науки, исторические, правовые и др..)

Знания о мышлении (философия, логика, психология и др..). Если речь идет именно о науках, эту классификацию можно видоизменить и разделить все науки на следующие укрупненные группы:

Естественные науки (математика, физика, химия, биология и др..)

Технические науки — система знаний о целенаправленном преобразования природных сил и процессов в технические объекты;

Медицинские науки;

Общественные науки (экономика, социология, политология, правовые науки, демография и др..)

Гуманитарные науки (история государства, история искусства, церкви, теология, языкознание и литературоведение, философия, логика, психология и др..).

Каждая из названных наук имеет свои ветви знаний, которые все время разветвляются. Процесс расчленения, рождение новых ветвей на дереве науки называется диверсификацией наук. Диверсификация наук-это появление новых наук на стыке ранее известных или в результате отделения от них. Вследствие этого непрерывного процесса сформировались в свое время такие подотрасли наук, как физика твердых тел, статистика спроса, товароведение, финансы международных страховых операций, эргономика и др..

Разветвления наук способствует их переплетению, взаимопроникновению, интеграции. Интеграция — это объединение наук в новую науку. Результатом интеграции стали такие известные науки, как биохимия, математическая статистика, инженерная генетика и др..

Всего в Украине принято выделять следующие Основные отрасли наук: Физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические и другие.

По характеру своей направленности и отношением к общественной жизни науки делятся на Фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные наукиНаправлены на познание основ и объективных законов развития природы, общества и мышления вообще. Их основная цель — поиск истины, которую затем можно применять в разного рода исследованиях в самых фундаментальных науках, так и в прикладных. В фундаментальных наук относятся математика, отдельные разделы физики, химии, философия, экономическая теория, языкознание и другие.

Прикладные науки, развиваясь на базе фундаментальных, разрабатывают пути и методы применения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований. Показателем эффективности исследования в области прикладных наук выступает не столько получения истинного знания, сколько непосредственное практическое значение. К прикладным наукам относятся все технические науки, большая часть медицинских, экономических наук и др.. В настоящее время почти каждая укрупненная отрасль науки сочетает в себе фундаментальные и прикладные науки.

4. Организация науки и научных исследований в Украине

Дальнейшее развитие страны в современных условиях связан исключительно с ориентацией на постиндустриальные тенденции общественного воспроизводства. Суть этих тенденций — все возрастающее использование информации и знаний, как важнейшего вида ресурсов, который все в большей степени определяет будущее государства. В стратегии экономического и социального развития Украины на 2000-20010 гг на основе науки запрограммировано стратегические приоритеты этого периода, политика экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, задачи и направления социальной политики, экономическую и экологическую безопасность. Именно капитал знаний, включают в себя достижения науки и техники, может привести к так называемому экономического чуда, поэтому государство заинтересовано в правильной научно-технической политике, такой организации науки, которая позволила бы эффективно управлять ею.

Министерство аграрной политики Украины определило приоритетные задачи Агранов науки:

1. Земледелие, мелиорация и агроэкология.

2. 2. Научное обеспечение развития растениеводства.

3. Научное обеспечение развития животноводства.

4. Ветеринарная медицина.

5. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.

Разработка научных основ производства качественной пищевой продукции.

Разработка методологии хранения и переработки плодоовощной продукции.

Повышение качества и конкурентоспособности вино продукции.

Разработка ресурсосберегающих технологий производства мясных и молочных продуктов.

Комплексное использование продуктов пчеловодства.

6. Новейшие технологические процессы и технические средства для промышленного производства сельскохозяйственной продукции и энергоносителей.

7. Аграрная экономика и земельные отношения.

8. Экологические риски производства сельскохозяйственной продукции и ее качество.

9. Научно-методологическое обеспечение инновационного развития отраслей агропромышленного производства.

10. Улучшение материально-технического обеспечения научных учреждений, высших учебных заведений и их экспериментальная база.

11. Кадровое обеспечение аграрной науки.

Государство оказывает приоритетную поддержку развития науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создает необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает использование достижений отечественной и мировой науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.

Верховная Рада Украины формирует государственную научно-техническую политику на основе ежегодного отчета Правительства Украины. Верховная Рада Украины:

1. определяет основные цели, направления, принципы государственной научно-технической политики и правовые основы деятельности в научно-технической сфере;

2. устанавливает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений бюджетных средств в Государственный фонд фундаментальных исследований, Государственного инновационного фонда и размеры государственного резерва материально-технических и Сырьевых ресурсов для обеспечения научно-технической деятельности;

3. утверждает приоритетные направления развития науки и техники, перечень национальных научно-технических программ и объемы финансирования по каждому из них на весь срок выполнения с ежегодным уточнением в бюджете;

4. создает систему кредитно-финансовых, налоговых и таможенных регуляторов в научно-технической сфере.

Общее руководство научными исследованиями осуществляет Кабинет Министров Украины, который рассматривает и утверждает на Верховной Раде основные направления развития науки и научных исследований; организует разработку национальных и государственных научно-технических программ, определяет порядок их финансирования; координирует мероприятия по созданию современной инфраструктуры научно-технической деятельности.

Языковой возложено на Министерство образования и науки Украины. Министерство образования и науки Украины определяет главные мероприятия по повышению эффективности научных исследований и внедрения их результатов в народное хозяйство, обеспечивает научно-технической информацией, координирует разработку межотраслевых проблем, организует научно-техническое сотрудничество с зарубежными научно-исследовательскими учреждениями. При решении научных вопросов Министерство образования и науки опирается на мнение научной общественности. С этой целью создаются научные советы, которые выполняют роль научно-консультационных органов.

В Украину наука организационно делится на пять взаимосвязанных сфер (секторов). К первому сектору относят Академическую науку, которая включает заведения Национальной Академии наук Украины, Украинской академии аграрных наук, Академией медицинских, педагогических и правовых наук Украины, а также отраслевых академий: Украинской экологической академии наук, Украинской академии архитектуры, Академии инженерных наук Украины, Академии наук высшей школы Украины, Украинской академии экономической кибернетики, Международной академии компьютерных наук и систем, Международной академии биоэнерготехнологий.

Ведущее место в научных исследованиях занимает Национальная Академия Наук Украины. НАНУ возглавляет и координирует фундаментальные исследования в различных областях науки. В ее состав входят научно-исследовательские институты, лаборатории, музеи, астрономическая обсерватория, ботанический и акклиматизационный сады, биологическая станция, типография и библиотека. Основана Академия наук Украины еще в ноябре 1918 года. По уставу она должна была разрабатывать более 60 научных направлений в трех отделах. Первый отдел — это история украинского народа, письменности, искусства, история украинской церкви, общее языкознание, язык и литература, славянская история, история всемирной литературы, философия и др.. Второй отдел объединял математику, механику, астрономию, физику, химию, геологию, ботанику, зоологию, географию и другие. Он назывался физико-математическим. Третий отдел объединял два подотдела: юридических наук (философия права, славянское законодательство, государственное, административное и международное право, церковное право, криминология, гражданское право и др..) И экономических наук (теоретическая экономия, социология, экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятия, бухгалтерский учет, аудит, статистика, финансы, кредит, банки и денежное обращение, демография и др..).

В настоящее время перечень отраслей наук значительно расширился и изменился, а Национальная Академия наук организационно включает пять научных центров: Южный, Донецкий, Приднепровский, Западный, Северо-Восточный. Каждый центр имеет отделы, которые отвечают основным отраслям исследований в определенном регионе. Так, Приднепровский научный центр разрабатывает проблемы экологии; Западный — концепцию осуществления земельной реформы, создание компьютеризированного информационного банка земельных ресурсов; Донецкий комплексную программу экономического и социального развития Донбасса; Южный проблемы рационального водопользования, эколого-экономическое обоснование строительства второй очереди Дунайско-Днестровской орошали экосистемы; Северо-Восточный — выполняет значительный объем экспертных работ по техническому перевооружению предприятий и другое. Каждый научный центр имеет в своем составе научно-исследовательские институты или их отделения.

Отраслевая наука является второй сферой организации науки в Украине. Она включает самостоятельные научные организации, подчиненные органам государственного и отраслевого управления (министерствам и ведомствам) и самостоятельные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Отраслевые научно-исследовательские учреждения работают на определенную отрасль и наиболее приближены к проблемам ее развития. Они подчинены следующим министерствам: Министерству топлива и энергетики, Государственному комитету промышленной политики, Министерству здравоохранения, Министерству транспорта, Министерству аграрной политики, Государственному комитету строительства, архитектуры и жилищной политики, другим министерствам и ведомствам.

Tagged with: , , , , , ,
Posted in Основы научных исследований и техничнои творчества
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: