Научные законы — это утверждение (с использованием принципов, понятий и категорий), отражающих необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся объективные явления и связи в природе, обществе и мышлении. Законы носят объективный характер, существуют независимо от воли и сознания людей. Познание законов — задача науки, которое становится основой преобразования людьми природы и общества. Существует три основных группы законов: специфические или частичные (например, закон спроса и предложения, закон стоимости), общие, т. е. характерные для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии, закон естественного отбора, закон циклического развития) и всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).
Научная теория — высшая степень обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимается система основных идей, положений, законов в той или иной области знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и классификацию.
Логический подход дополняет два вышеназванных и основан на выделении различных сторон определенного объекта науки, учете общего и частного, абстрактного и конкретного.
Следует отметить, что даже сочетание этих подходов не позволяет сделать совершенной и неизменной классификации наук, ибо связи между объектами природы и общества и научными знаниями очень многогранны и взаимосвязаны. Кроме того, с бурным развитием науки рождаются новые знания, которые дополняют и объединяют различные отрасли наук.
3. Классификация наук
В наиболее общем виде все отрасли научных знаний объединяют в три группы:
Знания о природе (математика, физика, химия, биология, география и др..)
Знания об обществе (экономические науки, исторические, правовые и др..)
Знания о мышлении (философия, логика, психология и др..). Если речь идет именно о науках, эту классификацию можно видоизменить и разделить все науки на следующие укрупненные группы:
Естественные науки (математика, физика, химия, биология и др..)
Технические науки — система знаний о целенаправленном преобразования природных сил и процессов в технические объекты;
Медицинские науки;
Общественные науки (экономика, социология, политология, правовые науки, демография и др..)
Гуманитарные науки (история государства, история искусства, церкви, теология, языкознание и литературоведение, философия, логика, психология и др..).
Каждая из названных наук имеет свои ветви знаний, которые все время разветвляются. Процесс расчленения, рождение новых ветвей на дереве науки называется диверсификацией наук. Диверсификация наук-это появление новых наук на стыке ранее известных или в результате отделения от них. Вследствие этого непрерывного процесса сформировались в свое время такие подотрасли наук, как физика твердых тел, статистика спроса, товароведение, финансы международных страховых операций, эргономика и др..
Разветвления наук способствует их переплетению, взаимопроникновению, интеграции. Интеграция — это объединение наук в новую науку. Результатом интеграции стали такие известные науки, как биохимия, математическая статистика, инженерная генетика и др..
Всего в Украине принято выделять следующие Основные отрасли наук: Физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические и другие.
По характеру своей направленности и отношением к общественной жизни науки делятся на Фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные наукиНаправлены на познание основ и объективных законов развития природы, общества и мышления вообще. Их основная цель — поиск истины, которую затем можно применять в разного рода исследованиях в самых фундаментальных науках, так и в прикладных. В фундаментальных наук относятся математика, отдельные разделы физики, химии, философия, экономическая теория, языкознание и другие.
Прикладные науки, развиваясь на базе фундаментальных, разрабатывают пути и методы применения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований. Показателем эффективности исследования в области прикладных наук выступает не столько получения истинного знания, сколько непосредственное практическое значение. К прикладным наукам относятся все технические науки, большая часть медицинских, экономических наук и др.. В настоящее время почти каждая укрупненная отрасль науки сочетает в себе фундаментальные и прикладные науки.
4. Организация науки и научных исследований в Украине
Дальнейшее развитие страны в современных условиях связан исключительно с ориентацией на постиндустриальные тенденции общественного воспроизводства. Суть этих тенденций — все возрастающее использование информации и знаний, как важнейшего вида ресурсов, который все в большей степени определяет будущее государства. В стратегии экономического и социального развития Украины на 2000-20010 гг на основе науки запрограммировано стратегические приоритеты этого периода, политика экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, задачи и направления социальной политики, экономическую и экологическую безопасность. Именно капитал знаний, включают в себя достижения науки и техники, может привести к так называемому экономического чуда, поэтому государство заинтересовано в правильной научно-технической политике, такой организации науки, которая позволила бы эффективно управлять ею.
Министерство аграрной политики Украины определило приоритетные задачи Агранов науки:
1. Земледелие, мелиорация и агроэкология.
2. 2. Научное обеспечение развития растениеводства.
3. Научное обеспечение развития животноводства.
4. Ветеринарная медицина.
5. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
Разработка научных основ производства качественной пищевой продукции.
Разработка методологии хранения и переработки плодоовощной продукции.
Повышение качества и конкурентоспособности вино продукции.
Разработка ресурсосберегающих технологий производства мясных и молочных продуктов.
Комплексное использование продуктов пчеловодства.
6. Новейшие технологические процессы и технические средства для промышленного производства сельскохозяйственной продукции и энергоносителей.
7. Аграрная экономика и земельные отношения.
8. Экологические риски производства сельскохозяйственной продукции и ее качество.
9. Научно-методологическое обеспечение инновационного развития отраслей агропромышленного производства.
10. Улучшение материально-технического обеспечения научных учреждений, высших учебных заведений и их экспериментальная база.
11. Кадровое обеспечение аграрной науки.
Государство оказывает приоритетную поддержку развития науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создает необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает использование достижений отечественной и мировой науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.
Верховная Рада Украины формирует государственную научно-техническую политику на основе ежегодного отчета Правительства Украины. Верховная Рада Украины:
1. определяет основные цели, направления, принципы государственной научно-технической политики и правовые основы деятельности в научно-технической сфере;
2. устанавливает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений бюджетных средств в Государственный фонд фундаментальных исследований, Государственного инновационного фонда и размеры государственного резерва материально-технических и Сырьевых ресурсов для обеспечения научно-технической деятельности;
3. утверждает приоритетные направления развития науки и техники, перечень национальных научно-технических программ и объемы финансирования по каждому из них на весь срок выполнения с ежегодным уточнением в бюджете;
4. создает систему кредитно-финансовых, налоговых и таможенных регуляторов в научно-технической сфере.
Общее руководство научными исследованиями осуществляет Кабинет Министров Украины, который рассматривает и утверждает на Верховной Раде основные направления развития науки и научных исследований; организует разработку национальных и государственных научно-технических программ, определяет порядок их финансирования; координирует мероприятия по созданию современной инфраструктуры научно-технической деятельности.
Языковой возложено на Министерство образования и науки Украины. Министерство образования и науки Украины определяет главные мероприятия по повышению эффективности научных исследований и внедрения их результатов в народное хозяйство, обеспечивает научно-технической информацией, координирует разработку межотраслевых проблем, организует научно-техническое сотрудничество с зарубежными научно-исследовательскими учреждениями. При решении научных вопросов Министерство образования и науки опирается на мнение научной общественности. С этой целью создаются научные советы, которые выполняют роль научно-консультационных органов.
В Украину наука организационно делится на пять взаимосвязанных сфер (секторов). К первому сектору относят Академическую науку, которая включает заведения Национальной Академии наук Украины, Украинской академии аграрных наук, Академией медицинских, педагогических и правовых наук Украины, а также отраслевых академий: Украинской экологической академии наук, Украинской академии архитектуры, Академии инженерных наук Украины, Академии наук высшей школы Украины, Украинской академии экономической кибернетики, Международной академии компьютерных наук и систем, Международной академии биоэнерготехнологий.
Ведущее место в научных исследованиях занимает Национальная Академия Наук Украины. НАНУ возглавляет и координирует фундаментальные исследования в различных областях науки. В ее состав входят научно-исследовательские институты, лаборатории, музеи, астрономическая обсерватория, ботанический и акклиматизационный сады, биологическая станция, типография и библиотека. Основана Академия наук Украины еще в ноябре 1918 года. По уставу она должна была разрабатывать более 60 научных направлений в трех отделах. Первый отдел — это история украинского народа, письменности, искусства, история украинской церкви, общее языкознание, язык и литература, славянская история, история всемирной литературы, философия и др.. Второй отдел объединял математику, механику, астрономию, физику, химию, геологию, ботанику, зоологию, географию и другие. Он назывался физико-математическим. Третий отдел объединял два подотдела: юридических наук (философия права, славянское законодательство, государственное, административное и международное право, церковное право, криминология, гражданское право и др..) И экономических наук (теоретическая экономия, социология, экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятия, бухгалтерский учет, аудит, статистика, финансы, кредит, банки и денежное обращение, демография и др..).
В настоящее время перечень отраслей наук значительно расширился и изменился, а Национальная Академия наук организационно включает пять научных центров: Южный, Донецкий, Приднепровский, Западный, Северо-Восточный. Каждый центр имеет отделы, которые отвечают основным отраслям исследований в определенном регионе. Так, Приднепровский научный центр разрабатывает проблемы экологии; Западный — концепцию осуществления земельной реформы, создание компьютеризированного информационного банка земельных ресурсов; Донецкий комплексную программу экономического и социального развития Донбасса; Южный проблемы рационального водопользования, эколого-экономическое обоснование строительства второй очереди Дунайско-Днестровской орошали экосистемы; Северо-Восточный — выполняет значительный объем экспертных работ по техническому перевооружению предприятий и другое. Каждый научный центр имеет в своем составе научно-исследовательские институты или их отделения.
Отраслевая наука является второй сферой организации науки в Украине. Она включает самостоятельные научные организации, подчиненные органам государственного и отраслевого управления (министерствам и ведомствам) и самостоятельные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Отраслевые научно-исследовательские учреждения работают на определенную отрасль и наиболее приближены к проблемам ее развития. Они подчинены следующим министерствам: Министерству топлива и энергетики, Государственному комитету промышленной политики, Министерству здравоохранения, Министерству транспорта, Министерству аграрной политики, Государственному комитету строительства, архитектуры и жилищной политики, другим министерствам и ведомствам.