bannerka.ua

Введение наука и ii роль в обществе — № 1

Лекция 1 (2 часа)

Тема: Введение. Наука и ее роль в обществе .

Оглавление

Введение

1. Понятие, функции и значение науки

2. Структура науки как системы знаний

3. Классификация наук

4. Организация науки и научных исследований в Украине

5. Состав и подготовка научных кадров

Введение

Объективной тенденцией мирового развития в условиях современности является то, что наука стала ведущим фактором прогресса Решение экономических и социальных проблем любого государства, ее стратегическое развитие требуют, прежде всего, научного обоснования. Поэтому основным звеном общественного развития в XXI веке становится интеллектуальный работник.

Трансформационные процессы, происходящие в экономике Украины в связи с переходом на рыночные принципы развития, нуждаются как максимального использования потенциала украинской науки, так и формирование новой генерации специалистов независимой Украины. Последние должны отличаться высокой компетентностью и способностью к самостоятельному творческому решению проблем, умением обновлять и расширять базовые знания, использовать в своей работе все новое, что появляется в науке и практике, применять новейшие методы организации работы, современную компьютерную технику, экономико — математические методы и модели. Все эти качества необходимо воспитывать в вузе через активное участие студентов в выполнении научно-исследовательских работ. Привлечение студенческой молодежи к самостоятельному научному поиску способствует не только углубленному изучению учебных дисциплин, но и развития личности студента — овладению им исследовательских навыков, повышению культуры его речи, этики и эстетики делового общения.

Курс Основы научных исследований и ТТ помогает студентам раскрыть возможности их участия в научно-исследовательской работе как наиболее активной и творческой форме получения знаний. Предметом курса Основы научных исследований и ТТ является методология научных исследований и методика исследования производства на основе различных методов, что обусловливает изучение производственных процессов в их единстве, различия, историческом развитии.

Главная цель курса — привлечение студентов к научно-исследовательской работы, ознакомление со стратегией и тактикой проведения исследований, предоставления им определенных знаний по методологии, методики и инструментария исследования.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны:

— приобрести знания по вопросам планирования, организации и проведения научного исследования;

— овладеть методами и приемами научных исследований; рассмотреть актуальные проблемы развития науки и критерии выбора направления научного исследования;

— изучить формы и принципы организации научно-исследовательской работы студентов;

— воспитать в себе осознание необходимости использования научных методов в хозяйственной деятельности.

Изучение Основ научных исследований является первым этапом в организации научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях.

1. Понятие, функции и значение науки

Окружающий мир-это в значительной степени созданный человеком мир информационных технологий, техники и научных достижений. Он определяет уровень цивилизации человечества, разнообразие и глубину эксплуатации земных ресурсов. XXI век — эпоха науки, ее грандиозного продвижения вперед и влияния на развитие цивилизации.

Понятие наука имеет несколько значений, с одной стороны, Наука — это динамическая система достоверных, наиболее существенных знаний об объективных законах развития природы, общества и мышления. Знания выступают продуктом науки и в то же время ее материалом, который вновь привлекается к научной деятельности для получения новых знаний. При этом знания об окружающем мире могут быть обычными, будничными и научными. Научные знания отличаются от обычных последовательностью, систематичностью, а также тем, что создают новые понятия, законы и теории. Научные знания не только раскрывают и объясняют новые явления в природе, обществе или хозяйственный практике, но и позволяют совершенствовать человеческую деятельность, предвидеть ее результаты и последствия.

Наука — не только система научных знаний, которые объясняют окружающий мир, но и способ его измерения и преобразования. Она влияет на познание природы человеком не через эмоциональное восприятие, а путем систематизированной логической взаимодействия интеллекта, природы и общества.

С другой стороны, Наука представляет собой специально организованную деятельность людей. Как отрасль человеческой деятельности, наука является сложным социальным институтом, который сформировался в процессе разделения труда, постепенного отграничения умственного труда от физического и превращение познавательной деятельности в специфический вид занятий отдельных лиц, коллективов и учреждений. Первыми материализованными продуктами научной деятельности были древние рукописи и книги, позже началась переписка между исследователями, которое привело к появлению во второй половине XVII века научных журналов. Но окончательное становление науки как сферы деятельности произошло тогда, когда начали создаваться специальные научные учреждения, часть из которых финансировало государство.

Наука как деятельность людейВключает следующие процессы:

1) Формирование знаний, что происходит в результате специально организованных научных исследований;

2) Передачи знаний, возникающий вследствие коммуникаций ученых и других лиц, занятых научно-исследовательской работой. Коммуникации могут быть как формальными (научные монографии, описания изобретений, материалы научных собраний, форумов, конференций, симпозиумов, научные отчеты, диссертации), так и неформальными (переписка, беседы, обмен препринтов, отпечатками статей, а также распространенные в настоящее время электронные журналы, электронная почта, электронные конференции)

3) Воспроизведение знаний, заключающийся в подготовке научных кадров, формировании научных школ.

Объектом науки выступают природа и формы движения материи, человеческое общество в его развитии, человек и его деятельность.

Субъектами науки есть люди, имеющие определенное количество знаний и готовы к научной деятельности.

Суть науки раскрывается в ее Функциях. Познавательная функция науки отражает большое стремление человеческого разума к познанию и оправдывает само существование человека на земле. Познавательная функция науки — это проявление наиболее существенных знаний о законах развития природы, общества и мышления и их взаимосвязь. Критическая функция науки заключается в оценке выявленных закономерностей, свойств, тенденций с целью усиления положительных сторон явлений, процессов и устранения негативных. С этими функциями связана и Практическая, которая заключается в совершенствовании окружающего мира, особенно системы материального производства и общественных отношений.

Как известно, в экономическом развитии любого государства сочетается три типа технологий-доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В доиндустриальных и индустриальных технологиях ведущая роль принадлежит материальным ресурсам, труда и способам их сочетания в технологическом процессе. В постиндустриальных или мехатроннихтехнологиях видное место занимают знания и информация. Именно отрасли, которые используют мехатронные технологии, развиваются в 5-10 раз быстрее. Поэтому наука и высокие технологии становятся главными источниками экономического развития отдельных государств, огромной производительной силой общества.

Понятия, которые имеют оттенок специального научного значения, называются Терминами. Это может быть слово или словосочетание, которое несет конкретный научное содержание (например, рецептура, химический состав, съедобные свойства).

Понятия, приобретают широкий смысл и употребляются в различных значениях с несколькими оттенками, превращаются в Категории (Например, категории рынка, спроса, предприятия, торговли).

2. Структура науки как системы знаний

Основой формирования науки как системы знаний выступают Принципы — определенные ключевые, исходные положения, первая ступень систематизации знаний. В отличие от законов принципы объективно в природе не существуют, а определяются учеными. Так, общим принципом всех исследований служит принцип диалектики — рассматривать все явления и процессы во взаимосвязи и движении как в пространстве, так и во времени. В технических науках наиболее широко применяемыми являются принципы комплексности, контроля и другие. Разновидностью принципов является Постулаты — утверждение, принимаемых в рамках определенной научной теории за истину, хотя и не могут быть доказаны средствами этой теории и поэтому выполняют в ней роль аксиом. Аксиома, в свою очередь, — это положение, которое принимается без логических доказательств через свою непосредственную убедительность, наглядность, несомненность. Например, одним из постулатов в экономических науках является постулат об ограниченности ресурсов.

Tagged with: , , , , , ,
Posted in Основы научных исследований и техничнои творчества
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: