bannerka.ua

Укранских культура в XIX — начале ХХ века

3. Развитие культуры во второй половине XVII — XVIII вв. Период барокко и ее особенности в Украине.

1. Обзор темы: общая характеристика социально-культурной ситуации на украинских землях. Характеристика стиля «барокко» и его особенностей в Украинский культуре.

1. Период барокко и ее особенности в Украине.

Начиная со второй половины XVII в., Грунтом, на котором развивается украинское искусство, были: первое — достижения предыдущей эпохи, во-вторых — стиль барокко, который распространился на рубеже XVII-XVII вв. по всей Европе. Однако на Украине на почве народных традиций в архитектуре этот стиль приобрел особую своеобразия, которую допустимо назвать украинским или казацким барокко. В-третьих, на характер развития украинского искусства и архитектуры (особенно в восточных регионах) влияли украинские-российские связи.

После смерти Б. Хмельницкого за каких-то 17 лет сменилось 10 гетманов. Одни из них ориентировались на Россию, другие заключали соглашения с Польшей или Турцией. Такие обстоятельств заставляли население правобережной Украины убегать или на Сечь, или дикие поля Юго-Западной России, где основали города Слобожанщины — Сумы, Харьков, Ахтырку, Изюм и др..

Казацкое барокко в архитектуре соборов проявляется в том, что она не имеет четко выраженного главного фасада, собор одинаковый со всех сторон и возвращен время ко всем частям мира, всех присутствующих на площади. Такая идея демократичности будто отражает иррационализм барочного мироощущения, которое является следствием дезориентации во времени и пространстве. Стены соборов отбеленные в белый цвет. Это давало возможность гармонично вписать здание в окружающий пейзаж с белыми хатами-мазанками. Своеобразной формы купола покрывались преимущественно в синий или зеленый цвета. Примером нового архитектурного стиля является Николаевская церковь в Нежине (1668-1669), Покровская и Воскресенская в Сумах, Преображенский собор в Лебедине, Покровский собор в Харькове (1686).

Яркое воплощение идеи украинского казачества нашло свое яркое отражение в Троицкой церкви запорожского городка Самары (ныне Новомосковск, Днепропетровской обл.). Строителем церкви был мастер Каким Погребняк. Церковь начали в 1773 г., когда Сечь, как форпост в борьбе против Крыма, потеряла военно-стратегическое значение. 1775 Сечь была ликвидирована. Троицкую церковь завершено через 4 года после разрушения Сечи.

Она стала своеобразной достопримечательностью победы казаков в русско-турецкой войне.

К выдающихся памятников архитектуры, построенных в стиле барокко, принадлежит Андреевская церковь в Киеве. Строительство ее осуществил московский архитектор И. Ф. Мичурин по проекту В. В. Растрелли. Особенностью Андреевской церкви является ее изысканные пропорции краеугольных пилонов и верхов и форм куполов. Церковь удачно связана с живописными днепровскими склонами, природой и с массивом горы.

Другие шедевров украинского барокко можно отнести церковь всех святых над Экономическими воротами Киевской лавры (1696-1701), Екатерининская церковь в Чернигове (1715), Преображенский в поселке Сорочинцы (1728-1732).

Спасо-Преображенскую церковь построил в своем родовом имении гетман Данило Апостол. Церковь строилась как будущая усыпальница гетмана.

Как Сорочинская церковь уникальна в нескольких отношениях. От памятников типа, к которому она принадлежит, ее отличают подчеркнуто пирамидальная композиция и сложность игры архитектурных объектов. До четырех коренных в плане центрального помещения пристроены меньше него пятиконечные, а между ними — еще ниже, поставлены так, что кажутся треугольными. … Центральная баня Сорочинской церкви в окружении маленьких, хрупких восьмиугольных башенок поражает высотой и массивностью дванадцятикутного объема. Сейчас бань осталось пять, а их девять, что затрудняло и динамизувало композицию .

Характер и разнообразие украинской архитектуры эпохи барокко заключался в том, что на Левобережной и Правобережной Украины сотрудничали мастера разных школ — выходцы из Речи Посполитой и воспитанники Московской Палаты каменных дел. Большое влияние на стилевые особенности в архитектуре этого периода имели и местные мастера.

Наиболее известной достопримечательностью, в которой сказалось влияние русской архитектуры, является Покровский собор в Харькове, построен в 1689 г. В этом храме удивительно органично сочетаются традиции русских каменных храмов в двух этажах, внешнем декоре и галереи на столбах, его опоясывает, и граненые башни с заломами — от украинских деревянных церквей. В отделке фасадов применен треугольные и килевидни — венчание окон. Традиции западноевропейского барокко в соборе прослеживаются лишь в общей динамике композиции и Живописности форм Живопись этого периода последовательно переживает влияние барокко, рококо и классицизма. Широко распространены в Европе аристократические традиции школы П. П. Рубенса отразились на многих произведениях барочной живописи. По гетманства Мазепы это влияние приобретает системный характер. Широкое распространение получают парадные портреты казацких полковников (так называемые парсуны). Но реалистичный характер, мастерство, с которым они выполнены, настроение и непосредственность образов, значительно отдаляют их от условности изображений парсун. На трактовке представительского портрета сказались требования и вкусы крупной украинской шляхты и высшего духовенства, основными заказчиками этих произведений. Очень популярными были портреты Б. Хмельницкого, образ которого постепенно приобретает черты парадности и патетичности. Примером такого решения является произведение Богдан Хмельницкий с полками, выполнен во второй четверти XVIII в. для Субботовской церкви.

Со временем все отчетливее становились в живописи элементы светского портрета. Кризис феодально-религиозной идеологии и распространения просветительского движения выдвигают новые требования. Большую роль в преодолении условности старого и создании нового в изобразительном искусстве Украины второй половины XVIII в. сыграло творчество В. Л. Боровиковского, А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкого — украинских художников, получивших образование в Академии художеств в Петербурге, но сформировались как художники еще в допетербурзький период.

2. Философские идеи Г. Сковороды, Ф. Прокоповича.

Феноменальным явлением в истории украинской культуры было творчество Григория Саввича Сковороды (1722-1794). Он родился в с. Чернухи Лубенского полка в семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской академии (1738-1741, 1744-1750), был певцом придворной капеллы в Санкт-Петербурге (1742-1744), находился в составе посольской миссии за рубежом (1750-1753), а затем преподавал в Переяславском коллегиуме поэтику, работал домашним учителем. В 1759-1764 гг, а также в 1768 г. был преподавателем в Харьковском коллегиуме, после чего уже до самой смерти был странствующим философом, писал диалоги, читая и даря их своим друзьям и знакомым. Сковорода называл Левобережную Украину своей матерью, а Слободской Украины — своей родной тетей, потому что здесь он долго жил и любил этот край.

Г. Сковорода является найясравишим и характерным представителем украинской национальной философской мысли. Его творчество во многом обусловлена предварительным достижениями в этой области и одновременно определила дальнейшие пути развития украинской философии (П. Юркевич, В. Винниченко, Д. Чижевский и др.).. Философия, по его мнению, является квинтэссенцией самой жизни, поэтому главным в человеке является не столько ее «теоретические», познавательные способности, сколько эмоционально-волевое существо его духа, сердце, из которого вырастает и мысль, и чувства. Характерным для философской позиции Сковороды широкое использование языка образов, символов, а не четких рационалистических понятий, которые не в состоянии соответствии раскрыть сущность философской и жизненной истины.

Реальность, по Сковороде, не является монистическим (одномерным — идеальным или материальным) бытием, она гармоническим взаимодействием трех миров: макрокосма (величественного вселенной, в котором «живет все рожденное»); микрокосма или человека; символического мира или Библии. В свою очередь, каждый из трех миров является единством двух «натур»: «видимой» (внешней) и «невидимой» (внутренней). Бог не является самой природой, а ее «источником», «светом», «солнцем». Материя вечна, однако вечность эта — лишь производная функция вечности божественного бытия, «тенью» которого есть бытие материальное. «Мир этот и все миры… является то тень Божья », — писал Сковорода.

Так же и микрокосм, человек есть единство двух натур: «эмпирической» (телесной) и «внутренней» (настоящей, «истинной») человека. «Эмпирическая» человек, так же как и материя, является тенью человека «истинной». Однако микрокосм не просто сосуществует с макрокосмом, пассивно воспроизводя его структуру. Человек является активным моментом в гармоничном взаимодействии с большим миром, ведь существом «внутренней» человека является Бог. Поэтому призыв Сковороды «познай себя» означает у него познать Бога в себе, в глубине своего существа. В этом определенная диалектичность его позиции. Самопознание как познание своего божественного естества толкуется Сковородой главным образом в этико-эстетическом плане. Отсюда характеристика человека как «бездны», а вместилищем и выразителем этой бездны человеческое сердце. «Голова всего в человеке есть сердце человеческое. Оно же и является самая настоящая в человеке Человек, а все остальное есть окружение… ».

Макрокосм и Человек могут и должны находиться в состоянии гармоничного взаимодействия. Но эта гармония устанавливается по инициативе человека. Способов гармонизации много, и каждый может найти свой. Совокупность этих способов через века представляется рядовому человеку с помощью символической системы посредственного между макрокосмом и микрокосмом — третьего мира, мира символов, для Сковороды олицетворяет Библия. И здесь также четко выделяются две «натуры» — «видимая» (предметная образность символа) и «невидимая» (содержание, расшифровка смысла символа). Путь к невидимой натуры третьего мира лежит через «расшифровку» символов натуры «видимой». «Расшифровка» не является кабинетной теоретической работой, а охватывает всю сферу человеческой жизнедеятельности, требует умения видеть за обманчивой внешностью жизненных реалий фактические, духовный (нравственный, эстетический) смысл. Поэтому философия толкуется Сковородой как сущность самой жизни, а не абстрактная теория или схема.

«Расшифровка» символики третьего мира имеет целью найти подходящий («родной») способ гармоничных взаимоотношений с миром. Успех такого поиска и правильный выбор жизненного пути («работы») дает возможность прожить действительно счастливую жизнь. Главный источник всех человеческих бед — «несроднисть» избранного пути (неумение или нежелание поиска «работы»). «Паши землю или носи оружие, делай купеческую дело или художество твое. Делай то, для чего рожден… »,« Счастлив, кто соединил свою частную дело с общей. Сие есть истинная жизнь ».

Таким образом, в философии Сковороды доминантные линии украинские мировоззренческой ментальностью — антеизм (потенциальная «сроднисть» Человеку всего мира), екзистенциальнисть (ориентированность на неповторимое в своей отдельности человеческое существование, плюралистичность и одновременно диалогическая гармоничность реальности), кордоцентризм (сосредоточение и упор на категории « сердца ») впервые получили завершенную форму.

Философские взгляды и гуманистические идеалы Сковороды отразились и на его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках «Сад божественных песней» и «Басни Харковскиы» Сковорода пропагандировал высокие моральные качества человека, призвал добывать знания, поощрял к добрым делам. Яркую картину тогдашней реальности нарисовал Сковорода в знаменитом стихотворении «Всякому городу нрав и права», слова которого позже И. Котляревский вложил в уста возня в пьесе «Наталка Полтавка».

Литературные произведения Сковороды отмечены искренним патриотизмом, любовью к Родине и ее истории. «Не ищи счастья за морем. Ударь огнивом и викресишь огонь в себя дома и не будешь ходить по соседним домам и просит: дай где мне огня… »Сковорода не принял заманчивого предложения императрицы Екатерины II стать придворным философом, ответив шуткой:« Мне моя свирель и овца дороже царского венца ». Основатель Харьковского университета В. Каразин писал о Сковороде: «Мы под казацким чубом и в украинской свитке имели своего Пифагора, Оригена, Лейбница».

Определенный вклад внес Ф. Прокопович и в развитие украинской философии. Он осуждал схоластику, неоднократно высказывал мнение о множестве миров. Признавая Бога как основу всего существующего, он вместе с тем считал, что предметы материального мира нельзя ни создать, ни уничтожить, ни уменьшить, ни увеличить: они развиваются по своим законам. Материя присуща всем вещам — и живым, и неживым. Таким образом, Прокопович подошел к пониманию единства мира на основе его материальности.

Он родился в Киеве в купеческой семье, получил образование в Киево-Могилянской академии, затем учился в польских школах и в Римской иезуитской коллегии. Очень интересовался протестантскими течениями. Вернувшись 1704 в Киев, преподавал поэтику, риторику, философию в Киевской академии. Март 1710 Ф. Прокопович стал ректором Киевской академии. По свидетельству московского воеводы в Киеве, после поражения Мазепы в 1709 г. Прокопович был единственным гражданином города, проявлял свои симпатии к российской власти. В 1716 г. по приглашению Петра Прокопович переехал в Петербург, где вместе со С. Яворским фактически возглавил русскую православную церковь, стал активным разработчиком и внедряет в жизнь реформ Петра I, прежде религиозной реформы 1721 г., пропагандистом реформирования науки и образования. В Петербурге Прокопович, в отличие от Яворского, стал активным борцом с «малороссийским сепаратизмом», инициируя карательные мероприятия по «непослушных» украинских патриотов. В 1705 г. он написал свою знаменитую историческую трагикомедию «Владимир», в которой первым взял тему из украинской истории. Посвященная И. Мазепе, пьеса содержала ярко выраженные признаки патриотизма, в частности в трактовке Прокоповичем Киева как «второго Иерусалима».

Новизна пьесы «Владимир» была уже в том, что автор взял сюжет не из библейской истории, что было правилом, а с отечественной. Другой новацией было то, что основным тезисом пьесы была борьба с косностью, патриархальной рутиной. Автор прибегает к психологическому анализу действий крестителя Руси князя Владимира Великого, показывает его сомнения и колебания, как у обычного человека, а не канонизированного церковью святого, лишенного человеческих недостатков. Поэтому это произведение Прокоповича является как бы вехой на грани нового и старого мира украинский Духовности. В Киеве Прокопович вошел в близкие отношения с влиятельными лицами гетманского окружения. Согласно дневником Якова Марковича, здесь живо интересовались произведениями Фрэнсиса Бэкона, Декарта, Буддея, других передовых мыслителей.

В подготовленном Прокоповичем в этот период учебнике по поэтики он проработал правила заключения драматического произведения, полностью соответствовали требованиям барочной стилистики, но дополнительно вносили в театральное и литературное жизнь элементы классицизма. Актов в драме должно быть именно пять. Сцен в одном акте может быть много, но не более десяти; в трагедиях, как исключение, одна сцена может составлять целый акт. Более трех человек в одной сцене не должны разговаривать, хотя самих лиц может быть значительно больше. Все лица могут выходить со сцены лишь по истечении действия, но с предыдущей объявления в следующей должен оставаться хотя бы одно действующее лицо.

Драматургическая теория и практика Прокоповича произвели такое впечатление, что дальнейшая театральная творчество течение полувека держалась этих правил. Согласно его предписаниям писали трагикомедии украинской драматурги А. Горка, Т. Трофимович, С. Ляскоронский, В. Лащевский, М. Довгалевский, М. Козачинский, Г. Конисский, Т. Щербацкий и др..

3. Общеевропейская культура барокко и ее специфика в украинской литературе и искусстве.

- Развитие стиля барокко в архитектуре Украины имел особую художественную ценность. Он развивался, с одной стороны, под влиянием эстетики европейского барокко, с другой — на основе форм и конструкций, которые заимствованы из деревянной архитектуры;

- Возникает тип казацких барочных соборов, стены которых теряют свойства эстетики европейского барокко. В них возникает большое количество волнообразных линий, выступающих колонок, картушей, литвы и других декоративных украшений;

- Возникновение классицизма в архитектуре XVIII в. было вызовом и реакцией на барокко. Характерными чертами классицизма в архитектуре была строгость и четкость архитектурных форм, отказ от пышного убранства, использование светлых красок и т. д..

Начиная со второй половины XVII в., Почвой, на которой развивается украинское искусство, были: первое — достижения предыдущей эпохи, во-вторых — стиль барокко, который распространился на рубеже XVII-XVII вв. по всей Европе. Однако на Украине на почве народных традиций в архитектуре этот стиль приобрел особую своеобразия, которую допустимо назвать украинским или казацким барокко. В-третьих, на характер развития украинского искусства и архитектуры (особенно в восточных регионах) влияли украинские-российские связи.

После смерти Б. Хмельницкого за каких-то 17 лет сменилось 10 гетманов. Одни из них ориентировались на Россию, другие заключали соглашения с Польшей или Турцией. Такие обстоятельств заставляли население правобережной Украины убегать или на Сечь, или дикие поля Юго-Западной России, где основали города Слобожанщины — Сумы, Харьков, Ахтырку, Изюм и др..

Казацкое барокко в архитектуре соборов проявляется в том, что она не имеет четко выраженного главного фасада, собор одинаковый со всех сторон и возвращен время ко всем частям мира, всех присутствующих на площади. Такая идея демократичности будто отражает иррационализм барочного мироощущения, которое является следствием дезориентации во времени и пространстве. Стены соборов отбеленные в белый цвет. Это давало возможность гармонично вписать здание в окружающий пейзаж с белыми хатами-мазанками. Своеобразной формы купола покрывались преимущественно в синий или зеленый цвета. Примером нового архитектурного стиля является Николаевская Церковь в Нежине (1668-1669), Покровская и Воскресенская в Сумах, Преображенский собор в Лебедине, Покровский собор в Харькове (1686).

Яркое воплощение идеи украинского казачества нашло свое яркое отражение в Троицкой церкви запорожского городка Самары (ныне Новомосковск, Днепропетровской обл.). Строителем церкви был мастер Каким Погребняк. Церковь начали в 1773 г., когда Сечь, как форпост в борьбе против Крыма, потеряла военно-стратегическое значение. 1775 Сечь была ликвидирована. Троицкую церковь завершено через 4 года после разрушения Сечи.

Она стала своеобразной достопримечательностью победы казаков в русско-турецкой войне.

К выдающихся памятников архитектуры, построенных в стиле барокко, принадлежит Андреевская церковь в Киеве. Строительство ее осуществил московский архитектор И. Ф. Мичурин по проекту В. В. Растрелли.

Особенностью Андреевской церкви является ее изысканные пропорции краеугольных пилонов и верхов и форм куполов. Церковь удачно связана с живописными днепровскими склонами, природой и с массивом горы. Другие шедевров украинского барокко можно отнести церковь всех святых над Экономическими воротами Киевской лавры (1696-1701), Екатерининская церковь в Чернигове (1715), Преображенский в поселке Сорочинцы (1728-1732).

Спасо-Преображенскую церковь построил в своем родовом имении гетман Данило Апостол. Церковь строилась как будущая усыпальница гетмана.

Сорочинская церковь уникальна в нескольких отношениях. От памятников типа, к которому она принадлежит, ее отличают подчеркнуто пирамидальная композиция и сложность игры архитектурных объектов. До четырех коренных в плане центрального помещения пристроены меньше него пятиконечные, а между ними — еще ниже, поставлены так, что кажутся треугольными. Центральная баня Сорочинской церкви в окружении маленьких, хрупких восьмиугольных башенок поражает высотой и массивностью дванадцятикутного объема. Сейчас бань осталось пять, а их девять, что затрудняло и динамизувало композицию .

Характер и разнообразие украинской архитектуры эпохи барокко заключался в том, что на Левобережной и Правобережной Украины сотрудничали мастера разных школ — выходцы из Речи Посполитой и воспитанники Московской Палаты каменных дел. Большое влияние на стилевые особенности в архитектуре этого периода имели и местные мастера.

Наиболее известной достопримечательностью, в которой сказалось влияние русской архитектуры, является Покровский собор в Харькове, построен в 1689 г. В этом храме удивительно органично сочетаются традиции русских каменных храмов в двух этажах, внешнем декоре и галереи на столбах, его опоясывает, и граненые башни с заломами — от украинских деревянных церквей. В отделке фасадов применен треугольные и килевидни — венчание окон. Традиции западноевропейского барокко в соборе прослеживаются лишь в общей динамике композиции и живописности форм.

Живопись этого периода последовательно переживает влияние барокко, рококо и классицизма. Широко распространены в Европе аристократические традиции школы П. П. Рубенса отразились на многих произведениях барочной живописи. По гетманства Мазепы это влияние приобретает системный характер. Широкое распространение получают парадные портреты казацких полковников (так называемые парсуны). Но реалистичный характер, мастерство, с которым они выполнены, настроение и непосредственность образов, значительно отдаляют их от условности изображений парсун. На трактовке представительского портрета сказались требования и вкусы крупной украинской шляхты и высшего духовенства, основными заказчиками этих произведений. Очень популярными были портреты Б. Хмельницкого, образ которого постепенно приобретает черты парадности и патетичности. Примером такого решения является произведение Богдан Хмельницкий с полками, выполнен во второй четверти XVIII в. для Субботовской церкви.

Украинский портрет строился на основе строго произведенной композиционной схемы, которая разрабатывалась в украинском искусстве в начале XVIII Ст. Для портретов большой казацкой старшины и духовенства характерна традиционность репрезентативной позы, пышные одежды, декоративная драпировка, ряд атрибутов, характеризующих персонаж, — жезл, распятие, книга, герб и т. д.. Говоря о репрезентативности таких портретов, было бы неправильным объяснять ее только влиянием на художников узко сословных вкусов аристократических слоев общества. Во многих случаях парадность, определенная торжественность позы изобразительной лица объясняются тем, что художник видел в портретируемого не просто вельможу, а нередко и известного общественного деятеля, имя которого тесно связано с национально-освободительным движением, политической и культурной жизнью страны .

В. Г. Заболотный. Очерки по истории украинского искусства

Со временем все отчетливее становились в живописи элементы светского портрета. Кризис феодально-религиозной идеологии и распространения просветительского движения выдвигают новые требования. Большую роль в преодолении условности старого и создании нового в изобразительном искусстве Украины второй половины XVIII в. сыграло творчество В. Л. Боровиковского, А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкого — украинских художников, получивших образование в Академии художеств в Петербурге, но сформировались как художники еще в допетербурзький период.

В XVII — XVIII вв. на Украине высокого развития достигло народное декоративно-прикладное искусство (вышивка, гончарство, писанок, резьба, ткачество и др.).. В это время создается много произведений народными мастерами. Большое распространение получила народная картинка. Наибольшей популярность приобретает композиция Казак-бандурист. Сюжет имел место и в станковой картине, настенных росписях и отделке сундуков, предметов быта. Традиционно во всех композициях сюжет почти повторяется. Здесь мы видим казака Мамая, сидящего под дубом с такими атрибутами и предметами как лошадь, бандура, меч, табак и трубка. Довольно часто такие картинки сопровождаются отдельными строками стихов или народных песен вертепного содержания, Сидит казак в кобзу играет, что задумчивость, то все должно, Казак душа правдивая, рубашки нет…, Хоть смотри на меня, и ба не угадаешь… .

4. Традиционная бытовая культура. Кобзарство.

Начала казачества приходится на XV в. Это было массовое движение мужчин, которые отправились в степи «на уходы» охотиться, рыбачить. Впоследствии они объединялись в отряды и с оружием в руках нападали на татар, отражая в них добычу-ясырь. В XVI в. казаки начали объединяться в военную организацию. Известным ее организатором был Дмитрий Байда Вишневецкий, в 1550 г. объединил рассеянные группы казаков, построил крепость на острове Хортица на Днепре и этим положил начало славному Запорожью.

Запорожское казачество в течение трех веков, по сути, определяло направления экономического, политического и культурного развития Украины. Высокая и развитая культура Сечи доминировала здесь в XVI-XVIII вв. и производила огромное влияние на формирование национального самосознания украинского народа.

На Запорожской Сечи сложилась и развивалась культура, которая исходила из украинской генетических духовных источников, возникла на основе глубоких традиций украинского народа. Однако исторические особенности жизни Сечи определили и особенности ее культуры. Беглецы от крепостной зависимости, национальных и религиозных преследований прибывали туда отовсюду — не только из разных регионов Украины, но и всей Российской империи, и других стран. И каждый вносил что-то свое, определенные черты искусства, особенности культуры своего народа. Все это переплавлялось, как в горниле, и в результате сложилась самобытная, оригинальная, яркая, разноцветная культура, которая влияла на развитие культуры всей Украине.

Казачество принимало активное участие в оппозиционном движении украинского мещанства, православного духовенства, части украинской шляхты против политики национально-религиозных притеснений. Двадцатитысячный войско запорожское, возглавляемое Петра Конашевича-Сагайдачного, вступило в Киевский (Богоявленского) братства, противостояло колониальной политике шляхетской Польши, играя одновременно роль культурного и научного центра Украины.

Сечь, которая стала коллективным членом Киевского братства, была тесно связана с деятельностью учрежденной при нем школы. Сагайдачный становится ктитором (попечителем), помогая ей материально. Таким образом, запорожские казаки совершили необычный, беспрецедентный для своего времени исторический шаг — поставили оружие на охрану культуры.

Школы в Запорожье продолжали традиции братских, обучение в них обязательно сочеталось с воспитанием. их деятельность была новым этапом в истории образования на Украине. Это нашло свое проявление в том, что обучение во всех школах Запорожье велось на родном языке.

В художественной жизни Запорожской Сечи самая главная роль принадлежала музыке, пению и танцам. Здесь была хорошо развита военная музыка, в которой особое место занимали духовые и ударные инструменты: трубы, трубы, тулумбасы (литавры), барабаны и бубны. Духовая музыка имела большое значение в походах запорожского войска и при различных торжествах. Трубы, трубы вместе с ударными инструментами использовались как сигналы в походах и боях, при торжественных встречах послов, гостей и др.. Трубы как чисто военный инструмент упоминаются в народных песнях. Каждая имела определенное назначение уведомлять о сидлання лошадей, посадку всадников, выступлением в поход и т. д.. Очевидно, в войске запорожском существовали определенные сигналы, которые в нужное время трубачи исполняли на своих инструментах.

Отряды, отправлялись в поход, должны были обязательно иметь трубачей или трубачей. В состав полковой музыки входили трубачи («Трембач»), трубачи, Довбыше (литаврист), «пищалки».

Тулумбасы в войске запорожском использовались преимущественно для связи. С их помощью созвали совета казаков или старшин, сообщали о враждебной угрозу, а иногда даже передавали разнообразные приказы по казацкому кошу или полка во время боя. Тулумбасы были самые разнообразные по размерам. В некоторые из них били сразу восемь человек. Эти большие литавры называли еще набатами и держали только в самой Сечи. В походы брали малые тулумбасы, которые Довбыше при вяза валы к седлам коней. Такие инструменты, каждая воинская часть казаков. Часто случалось, шонабаты, меньше тулумбасы, барабаны и бубны использовали при столкновениях с вражеским войском. Сильные как пушечные выстрелы, звуки набата вместе с грохотом тулумбасов и пронзительной трескотней барабанов и бубнов вызвали во вражеском войске замешательство.

Протяжении многовекового периода национально-освободительной борьбы украинского народ наряду с песнями творил думы-суровая мужественную, героическую, драматическую и одновременно проникнутую большим лиризмом поэзию. Думу имели своеобразную художественную форму. Они исполнялись речитативом под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры.

Термин «дума» появился в фольклористике значительно позже самой песни — в XIX в. Сами исполнители дум называли их по-разному: песни о старине, казацкие притчи, запорожские псалмы, рыцарские песни и т. д..

Думы возникли в XIV в. их развитие происходило особенно продуктивно в течение трех столетий и достиг вершин в XVII в. Древнейший пласт народных дум посвящен м борьбы против нашествий крымских орд и султанивських войск. На общем историческом фоне эпохи разворачиваются картины социально-бытовых и семейных конфликтов. Воспроизводится живая атмосфера того времени: ужасная турецко-татарская неволя — муки в тюрьмах-темницах и тяжкий труд на галерах, эпические картины поединков казака Голоты, атамана Матяша Старого и других с захватчиками. Сквозная идея этих дум — патриотизм, а типичный положительный образ — защитник родины. Родная земля считается невольникам в праздничных солнечных красках — тихие воды, ясные зори, край веселый, мир крещеный. Противопоставление ужасом турецкой неволи спокойной красоты родного края усиливало патриотически-воспитательную направленность этих произведений.

Наряду с думами возникали и другие эпические произведения — исторические песни и баллады. Уникальным образцом таких народных произведений есть историческая баллада о Стефана-воеводу, дошедшая до нас в записи чешского вченогоЯна Благослава, который внес ее в свою грамматику где-то перед 1571 годом. Язык песни-украинского в закарпатском диалекте. Исследователи связывают ее содержание с событиями 70-х годов Хvст., Когда молдавский господарь Стефан III Великий активно боролся против султанской Турции.

Казаки очень любили танцы. Они выполняли высокие прыжки, закидывая ноги «аж за спину», проявляя ловкость, физическую закалку, полученные в боевых походах. Этот танцевальный движение масс теперь образную народное название «кольцо».

Любимым танцем запорожцев был гопак, который возник именно на Сечи. В прошлом его выполняли исключительно мужчины. В основе танца лежала импровизация, когда танцоры демонстрировали, кто на что способен. Простая присядку связывается с образом лихого всадника казака, который, подпрыгивая в седле, стремительно несется на врага. В другом варианте этого па, имеет народное название «присядку с растяжкой внизу», имитируются движения казака, который, догнав врага, поднимается во весь рост, сильно упираясь ногами в стремена, потому что так удобнее рубить шашкой или колоть копьем. Такими же по характеру исполнения является танцевальные движения «повзунець», «ястреб» и другие. Выполнялись танцы которую сопровождении бандуры, так и целых инструментальных ансамблей.

В сечевой музыкальной школе, в которой обучали «вокальной музыки и церковного пения», были созданы группы исполнителей лицедеев, которые своими силами ставили народное кукольное зрелище под названием «Вертеп». Его сопровождали троистые музыки. Выс стучали артисты не только перед казаками, но и перед широкими слоями народа. В этой драме главная роль принадлежала казака-запорожца, который хорошо играл на бандуре, пел и танцевал. В своих монологах, песнях и танцах он выражал мысли и чаяния, близкие украинского народа. Именно это и способствовало популярности вертепной драмы, обеспечило ей долгую жизнь в художественном обиходе украинского населения.

Кроме того, войско запорожское мало и своих так называемых «лицедеев» — организаторов различных карнавалов, которые часто устраивали запорожцы после возвращения на Сечь из победоносного похода. Эти говоруны были душой казака, запевалами в их развлечениях. В документах сохранилось имя одного из таких артистов воинов — полковника Самарской паланки Гната Чмыга. Казаки были глубоко верующими людьми, придерживались христианской православной веры. На Запорожской Сечи спасались от крепостничества и преследования люди разных наций. Всех принимали запорожцы. Однако беглецы других верований были пересекаться в православную веру.

Демократичность строя Запорожской Сечи определяла и характер его церкви. Все важнейшие вопросы, скажем, о строительстве новой церкви и т. д., решались на общевойсковой рады, на которую собирались все запорожцы. Здесь выбирали также священников от общин, утверждали тех, кого присылали из Межигорского монастыря. От последних требовалось, чтобы проповеди читались не с бумажки и только на украинском языке. Не менее важными были также красноречие, красивый голос, особенно для диаконов, трезвость. Начальник запорожских церквей должен был каждый воскресный и праздничный день читать проповеди наизусть чистом украинском языке. В целом богослужения в запорожских церквях велись ежедневно и непременно. Содержался хор певчих старшего и младшего возраста.

Активное развитие церквей на Запорожье связан с последней, так называемой Новой, Сечью (1734-1775 гг.)

Закате Запорожской Сечи в рамках «Вольностей Войска Запорожского» насчитывалось в 53-х поселениях и урочищах 44 церкви, 13 часовен, два скита, одна молитвенная икона.

Внутреннее убранство храмов свидетельствовало об уважительном отношении запорожцев к вере. Во всей Российской империи не было храма, богатого за последние сечевую церковь. Царские врата были вылиты из чистого серебра, иконы пера лучших византийских и украинских художников горели чистым золотом. Поражало роскошью и другую церковную утварь: большие серебряные напрестольный фонари-подсвечники, кипарисовые — резьбой, а также серебряные позолоченные кресты, серебряные лампады, пятьдесят серебряных позолоченных корон, нити жемчужин, кораллов, изделия из янтаря, сотни золотых червонцев и полотняных, расшитых золотом и серебром напрестольных уборов, Аналойные покровы, священнические одежды из парчи, штофа и других ценных тканей, 120 старопечатных и старинных рукописных книг, много медной и оловянной посуды.

Главным праздником в Запорожье был праздник Покрова — 1 октября (новый стиль -14 октября). На всех восьми Сечах течение двух с половиной веков была церковь Покрова. Под покровом Богоматери запорожцы не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии. Пользовались популярностью церкви Николая — защитника, покровителя всех тех, кто плавает, путешествует, путешествует, церкви, посвященные главе небесного воинства архистратига Михаила. Среди важнейших был также праздник Андрея Первозванного-первого распространителя в приднепровских краях христианской веры.

Развитие украинской народности и становления ее государственности проходили в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Усиления католической экспансии, которое привело к церковной унии, усугубляло общественные противоречия. Украинская культура обозначенного периода переживала процессы бурного развития всех своих отраслей, которые связаны с борьбой за национально-культурное возрождение, против полонизации и окатоличивания. Этническое единство культуры проявлялась в патриотическом направлении литературных и художественных произведений, общих эстетических принципах, в общности творческих методов и художественных приемов. В художественной сфере усиливается влияние народного мировоззрения, искусство приобретает жизнеутверждающие выражения и народного типичности. На первое место выступают типичные образы людей, которые выходят за рамки традиционных изобразительных канонов.

На протяжении веков напряженной борьбы за национальное и социальное освобождение украинский народ творил строгую, мужественную, и одновременно лирическую поэзию — думы и песни. Эти жемчужины народного творчества не потеряли и никогда не потеряют своего научного и культурного значения, ведь в них отражены мировоззрение народа на каждом этапе его исторического развития, его морально-этические нормы, взгляды, эстетические вкусы.

Песня, дума является одним из проявлений прекрасного тяготение к духовности. Вот что писал об этом Николай Добролюбов:,, Песня, дума составляют там народную святыню, лучшее черту украинского народа, в них горит любовь к родине, сверкает слава прошлых подвигов, в них дышит нежное чувство женской любви, особенно материнской… Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с ней, и без нее сама жизнь становится невозможным .

Украинские думы (их еще называли казацкими песнями, уважительными песнями) известны во всем мире. Это глубоко самобытные эпические и лирико-эпические произведения, которые исполнялись в сопровождении кобзы, бандуры или лиры.

Как жанр народной поэзии, думы возникли в XV — XVI веках на основе лучших достижений всей народного поэтического творчества.

История кобзарства и лирництво на Украине богата и сложна и до сих пор еще не достаточно изучена. Названия народных певцов-музыкантов происходят от названий музыкальных инструментов, на которых они играли: кобзы, бандуры и лиры.

Любимым музыкальным инструментом украинского народа была кобза. Как свидетельствуют древнейшие источники, кобза была довольно распространенным музыкальным инструментом, и поначалу играли на ней не только слепые люди, как это сложилось позже.

Древнейшая кобза имела только три струны. Со временем инструмент усложнялся. Это, в частности, свидетельствует увеличение количества струн. В XIX веке, особенно во второй половине, количество струн и пристрункив (так называются короткие струны размещаются на правой стороне деки) увеличивается. Например, на бандуре кобзаря М. Ригоренка из Харьковщины их было 8, О. Вересая с Полтавщины — 12, П. Братици из Черниговщины — 20, И. Кравченко-Крюковского с Полтавщины — 28, Ф. Гриценко — Холодного с Полтавщины — 45!

Тяжелое материальное и общественное положение, беззащитность кобзарей и лирников заставили их объединяться в организации, которые бы защищали их интересы. Уже в конце XVII века вроде городских ремесленных цехов начали возникать братства (группы) кобзарей и лирников. Организацию братств (групп), их деятельность народные певцы-музыки держали в тайне. Среди них были руководители -,, цехмайстра ,,, мастера, учителя и ученики (подмастерья). Они имели свои устав, кассу, хоругвь, особое тайный язык, которая называлась,, лебийськои , свой суд. Братства регламентирующих деятельность кобзарей и лирников, заботились о подготовке молодых певцов — музыкантов и т. д.. Кобзарь и лирник отводилась определенная территория, на которой каждый из них имел право играть и петь. Правда, бывали случаи, когда отдельные кобзари еще до того, как братства распались, пускались в путешествие (Остап Вересай за это даже получил призьвисько,, Лабз ).

Учеников принимали учить только те певцы — музыки, кто имел соответствующий стаж, с 10 лет. В кобзарскую науку брали только незрячих способных детей. Обучение длилось обычно 3 года, иногда и дольше. После окончания учебы проходила посвящение в кобзари и лирники — своеобразные выпускные экзамены. Церемония посвящения называлась,, одклищинамы . В ней участвовали учитель и еще несколько (не менее трех) полноправных,, мастеров . Перед будущими певцами — музыкантами относились достаточно строгие требования — должны были показать, как усвоили кобзарскую, лирницкую науку, как научились играть, петь. Учитель характеризовал поведение на протяжении всего обучения. ,, Одклищины проходили неформально. Бывали случаи, когда ученик не проявлял необходимых знаний. Через некоторое время его слушали снова. И если ученик при повторном экзамене не получал визвилку (так назывался право на самостоятельное кобзарства), то иногда братство (группа) каралось учителя (,, мастера ) — лишали его брать учеников на обучение 1, 2, 3 года

Перефразируя Т. Г.Шевченко, можно с уверенностью сказать: наша дума, наша песня не умерла, не погибла. И не умрет, не погибнет! В дальнейшем подаем сведения об известных кобзарей Сумщины.

Кожушко Григорий Семенович (30.ИX (12.X) .1880, с. Великая Писаревка, ныне пгт Сумской обл. — 23.И.1924, там же) — кобзарь. Нар. в бедной семье. Учился в С. Пасюга, самостоятельно кобзарював с 1906 года. 1911 выступал в Екатеринославе, познакомился с писательницей Еленой Пчилкой, которая залешила воспоминания о нем. 1916 выступал в Петрограде, 1918 вместе с Е. Мовчаном — в Москве. В репертуаре — ист. песни (о Морозенко, Байду, Нечая), произведения на слова Т. Шевченко, сатирически — юмористические, лирические укр. нар. песни.

Мошик Николай Григорьевич (27.X.1941, с. Засулье Роменского р — на Сумской обл.) — Кобзарь. Учился 1962 — 1964 в студии при Государственной засл. капелле бандуристов Украины (в П. Иванова), 1968 — 1969 — в Дрогобычском муз. училище. Закончи. 1971 Днипродзержинськемуз. училище, 1976 — Киевскую карсенваторию. Работал в Черниговской и Кировоградской филармониях, Киевском оркестре нар. инструментов, Уманском и Сумькому муз. училищах. Один из авторов справочника Кобзари и бандуристы Сумщины (Сумы, 1999). В репертуаре: укр. нар. думы, исторические, лирические и сатирико — юмористические песни, собственные произведения (думы Конотопская битва, О Глугив, песни на слова Т. Шевченко, П. Кулиша, А. Олеся и другие фольклорные записи).

Исполняет произведения из репертуара Е. Адамцевича, Е. Мовчана.

Мовчан Егор Фомич (19.ИV (1.V). 1898, с. Великая Писаревка, пгт Сумской области. 22.ИИИ.1968, г. Киев) — кобзарь. Слепой с самого детства. Ученик С. Пасюга. В репертуаре (невольничий плач, О самарских братьев), истор., Бытовые, шуточные песни. Выступал на Республиканском совещании кобзарей и лирников (1939), Всесоюзном совещании изучения эпоса вост. славян (1955). На 4-м Международном съезде славистов в Москве (1958). Награжден памятной медалью IV Международного съезда славистов. 1978 в Великой Писаревке установлен памятник М. Егору Хомич.

Супрун Павел Степанович — (3.ИИ.1937, с. Поповка, ныне Конотопского района) — кобзарь, заслуженный работник культуры УССР.

Ослеп в 7 лет, подорвавшись на фашистской мине. Учился в Киевском интернате для слепых детей. С 1955 года работал слесарем — сборщиком на учебно-производственном предприятии Украинского общества слепых. Окончил 1969 Киевскую консерваторию (у Н. Павленко), 1973 года — студию кобзарского искусства при Украинским музыкальном обществе.

В репертуаре Супруна — исторические песни и думы,, Песня о Байду ,,, невольничий плач,,, Дума о смерти казака-бандуриста ,,, О трех братьев самарских,,, Осада Киева печенегами , шуточные народные песни, собственные музыкальные произведения на стихи современных поэтов, романсы.

Емец Василий Константинович — (15 (27). ХИИ 1890, с. Шаровка, ныне Богодуховского района Харьковской области — 6. И. 1982, г. Лос-Анджелес, США) — укр. кобзарь, композитор, педагог.

Его отец работал слесарем и электриком на Шаровском винокуренном заводе Л. Кенига, собственноручно сконструировал фонограф и записывал песни местных кобзарей. Учился в народной школе с. Шаровка, затем — в Ахтырский гимназии. С детства почувствовал тягу к бандуре, учился в кобзарей П. Гащенка, И. Кучугуры-Кучеренко. Первое публичное выступление состоялся 6 декабря 1911 г. в Ахтырке. Учился в Харьковском и Московском университетах (1911 — 1917). Организовал на Кубани первую школу кобзарства (1913), в Киеве — первую кобзарскую капеллу (1918). С 1920 г. жил в Чехословакии, с 1940 — в США. Учился в Пражской и Берлинской консерваториях, брал уроки пения у итальянского профессора Полли. Гастролировал во многих странах мира, в т. ч. Австрии, Франции, Бельгии, Голландии, Египте, Марокко, Канаде. В репертуаре были сотни укр. нар. песен и дум, религиозные кантаты, произведения композиторов — классиков Бетховена, Моцарта, Шопена и других. Автор десятков статей о бандуре и историю кобзарского искусства украинских, чешском, французском, английском языках. Создал ряд композиций для бандуры (,, Перезвони ,,, О Крути,,, В горах Украина ,,, Дума о Великой Руину,,, С Карпатских гор и проч.)

2. Типовые задачи:

Охарактеризуйте исторические условия развития культуры на украинских землях во второй половине XVII — XVIII ст. Дайте определение художественного стиля »барокко». Когда и откуда он распространился на украинских землях? В чем заключаются особенности украинского барокко в различных сферах литературы и искусства?

3. ЛИТЕРАТУРА

Гаврюшенко О. История культуры. Уч. пособие. — К., 2004.

История украинской и зарубежной культуры: Учебное пособие / / Под ред. С. М. Клапчук. — М., Знание, 2007.

История украинской культуры. / Под ред. И. Крипякевича. — К., 1994.

Граница М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. Киев: ПУЛ, 2007.

Лобас В. Х. Украинская и зарубежная культура. Уч. пособие. — К., 2000.

Медникова Г. С. Украинская и зарубежная культура XX века: Учеб. пособие. — М.: Т-во Знание, КОО, 2002.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Украинская культура. Лекции под редакцией В. Антоновича. — К., 1993.

Хоменко В. Я. украинских и мировая культура. Учебник. — К., 2002.

Tagged with: , ,
Posted in История украинской культуры
No Comments » for Укранских культура в XIX — начале ХХ века
1 Pings/Trackbacks for "Укранских культура в XIX — начале ХХ века"
  1. […] григорий сковорода жемчужина мировой и украинской кул… […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: