bannerka.ua

Развитие культуры во второй половине XVII — XVIII веков

2. Особенности развития украинской культуры в XIV — первой половине XVII в.

  1. Обзор темы: начало Ренессанса в Западной Европе и его влияние на украинскую культуру. Основные архитектурные стили и их особенности в украинских зодчестве.

1. Влияние общеевропейских тенденций в архитектуре и градостроительстве на украинских зодчество.

В архитектуре Ренессанс воплотился яркое — это был период высокого расцвета зодчества. Это было время, когда восстанавливались разрушенные города, учреждались новые, сводились оборонительные сооружения, арсеналы, жилья — преобладало светское строительство, строились также храмы и монастыри. Архитектура в Украине приобретала нового политического и философско-религиозного содержания. В сооружении воплощались не только культурные достижения, она становилась выражением идеологических установок, трактатом эстетических взглядов, утверждением убеждений, следовательно, тогдашняя архитектура занимала активное место в духовной жизни. В ней все подлежало многогранной регламентации: целесообразность, идейная загруженность, красота, стилевое выражение. Немалое значение приобретало сохранение древних традиций, в чем демонстративно заверялись патриотические стремления.

Итак, ренессансная архитектура в Украине опиралась на прочную основу ранее выработанных норм строительной техники, функциональных требований, типов сооружений. Именно они стали исходными в ее дальнейшем развитии. Признаки ее стиля отвечали по своему характеру сложной системе ренессансного стиля в архитектуре европейских стран: четкая симметричность, ордернисть, горизонтальность членения, использование декоративно-орнаментального отделки фасадов, интерьеров. В жилых домах стремились к внешней репрезентативности и удобных условий быта. Фасад стал главным объектом художественного внимания. Достопримечательности такой архитектуры сохранились в Луцке, Каменец-Подольском, Жовкве, Бродах и Львове. Центральная часть Львова — площадь Рынок является редкой достопримечательностью ренессансного светского зодчества. Здесь при расположении домов еще соблюдены предыдущих регламентаций (магдебургское право), однако в оформлении фасадов ярко выраженные ренессансные эстетические нормы: ордерное решения порталов, орнаментально-декоративное обрамление окон, порталов, карнизов и интерьеров.

В XIV-XVI вв. в архитектуре и искусстве создаются общенациональные особенности украинского стиля. Хотя украинская архитектура и искусство и имели национальное своеобразие, однако они развивались во взаимосвязях с искусством других славянских народов.

В остатках каменных укреплений украинского архитектурного стиля есть общие черты со стилем кремлевских укреплений великого княжества Московского и Новгорода. Кроме того, в каменном строительстве Украины заметны западноевропейские влияния, проникали сюда через Польшу и Венгрию. Больше всего они были заметны в городах Западной Украины, где стиль ренессанса сочетался с народным украинским стилем, перенесенным из деревянного строительства в каменные сооружения замков, церквей и крупных городских жилищ.

В планировании крупнейшего города украинских земель, находившихся под властью Великого княжества литовского, — Киева выделилось три основных центра, которые в целом составляли единый городской организм. Наиболее важным было Нижний город (Подол), поскольку оно носило наиболее развитую социальную и экономическую структуру, присущую феодальном городу. В источниках XVI в. именно эта часть Киева называется «городом». В плане Нижний город приближается к неправильного треугольника. Главным композиционным центром застройки выступала рыночная площадь. Планировка улиц было нерегулярным, но одновременно прослеживалась ориентация к Днепру. Улицы застраивались деревянными домами усадебного типа. Высотными архитектурными строениями были только культовые сооружения. Вторым по районом концентрации населения Киева была местность, примыкала к Печерскому монастырю. Вблизи его стен возводились дома монастырских подданных, в частности ремесленников. Третьим городским центром был Киевский замок, который играл важную роль в обороне города. Существенное значение имели его административно-политические и идеологические функции — в замке находилась резиденция киевского воеводы, а также действовали несколько церквей. Территория этой части города была сравнительно малонаселенную.

На это время приходится бурное развитие строительства оборонительных сооружений в Украине. Всего полностью сохранившихся городов-крепостей, замков, культовых сооружений или их остатков осталось именно с этих времен. Крупные землевладельцы, шляхта, трепещут крестьянско-казацкое восстание под предводительством Криштофа Косинского, Северина Наливайко и Григория Лободы, превращали свои дома в настоящие крепости. Фортификувалы церкви, костелы, синагоги и монастыри. Даже сельские кладбища и мельницы местами превратили в крепости. Многочисленные города-крепости, даже замки бастионного типа основном строили на остатках древнерусских городищ.

Наряду с сооружением собственно укрепленных замков возводили городские укрепления, чтобы защищаться от нападения врагов.

Строительство каменных замков было распространено преимущественно на Правобережье Днепра, а главное на Подолье, Волыни, в Галичине, Буковине и Закарпатье. Замки Украины возникали постепенно, с распространением здесь господство литовских и польских феодалов, укреплением власти местных магнатов, а также в связи со строительством городов как центров ремесла и торговли. Города нуждались в защите от нашествия татар, турок и других иностранных захватчиков. Они вместе с замками феодалов были оборонительными центрами целых областей. Так, на Волыни были укреплены старые стратегические пункты — города Луцк, Владимир-Волынский, Кременец.

Луцк представлял собой древнее княжеское укрепления, преимущественно деревянное, с комплексом земельных валов и рвов. В конце XIV или в начале XV в. на невысоком холме, треугольником вклинился между реками Стырь и Малый Глушень, было построено укрепление из кирпича. Кирпичные стены, достигавшие 10-12 м высоты, имели по несколько рядов бойниц в виде узких отверстий, на углах укрепления были три декорированные квадратные башни, которые достигали 27 м высоты. Замок был достаточно велик. В нем были дворцы владельца замка и епископа, кафедральный собор, дома замкового управления и сторожа. В замке были построены также небольшие жилья для беженцев из окрестностей на случай нападения врага.

На протяжении XVI в. Луцкий замок значительно расширился в связи с ростом самого города и нуждами обороны в условиях появления и широкого применения огнестрельного оружия. На более поздних муравьев заметны следы стиля архитектуры ренессанса.

Всего оборонительные укрепления Луцка составляли два архитектурные ансамбли — Замок Верхний (ХИИИ-ХИVст., с перестройками XIV-XVII вв.) И Замок Нижний, или Окружной (XIV — ХVИст.). Главным укреплением был Замок Верхний с каменной стеной и башнями Владычный (XIII — Хиvст., С перестройкой протяжении ХV-XVII вв.), Надвратной (XIИ — XIV в., С перестройками ХV — ХVII в.) И Стирову (XIII — Хиvст., с перестройками ХV-XVII вв.). К периоду XIV-XVI вв. относятся каменные церкви в пределах города — церковь Димитрия (XIV в.), Покрова (XVст.) и замковый костел (1545 г.). У1619 — 620 гг была построена Христовоздвиженська церковь Луцкого братства.

Несколько расширены были укрепления и другие строения Владимира-Волынского, который, кстати, постепенно терял свое былое политическое и культурное значение.

Значительное место в системе укрепления занимал Кременец, лежавший на южной границе между Волынской землей и Подольем. Это древнее западноукраинский город мало укрепленные стены еще во время нашествия Батыя. Кременецкий замок ХV — ХVI вв., Стоявший на высокой горе, был подобен Луцкого замка на Волыни и Бучацкого в Галицком Подолье. Бучацкий замок был меньше по размерам, чем Луцкий.

На Волыни большой укрепленный замок был построен в XV в. в Остроге, резиденции князей Острожских. Впервые этот городок упоминается в Ипатьевской летописи под 1100 годом, когда здесь уже была деревянная крепость. Этот древний город и дал начало позднем каменном замке, который имел выгодное оборонительное расположение, а благодаря естественному защите — стратегическое значение. Во второй половине XIV в. было построено мощную оборонительную башню-Башню Каменную, первое упоминание о которой и описание датируется 1603 годом. 1386 на основании привилегии польского короля замок был предоставлен потомку короля Даниила Галицкого — Федору Даниловичу. С переходом замка от Данилович в собственность князей Острожских его еще больше укрепили. Однако, несмотря на развитие артиллерии, он, благодаря своему размещению, никогда не был замком бастионного типа. Этот тип замков, заимствованный с Запада в связи с новой тактикой ведения войны, в частности штурма, заменила так называемая многобашенная с. Кроме Башни Мурованной, здесь были построены Богоявленская церковь (XV в.), Башня Новая, или Круглая (кон. XVI в.) И над передней стороны башня, заменена в 1905 году надвратной колокольней. Все эти сооружения и составляли комплекс Острожского замка. Он не раз выдерживал вражеские штурмы и осады, был выдающимся центром развития Украинский культуры и науки. До настоящего времени относительно хорошо сохранилась так называемая Новая башня Острожского замка.

В ХV — ХVI вв. некоторые православные монастыри Западной Украины были окружены стенами с башнями и имели значение крепостей. На Волыни такими крепостями были монастыри в Междуречье недалеко от Острога и в Дермани у Дубно. Дерманский монастырь стоял на высоком холме, обнесенный крепостной стеной высотой 7 м. У стен проходил наполненный водой ров. Вход в крепость сделан был через трехъярусную, подобную Острожской, башню, правила также за колокольню. Здесь был сооружен перекидной мост через ров.

После опустошения Надднипровья татарами, а особенно после захвата турками Молдавии, главным объектом татарских нападений и завоевательных планов турок стали Галичина и Польша. В связи с этим большое место в стратегическом плане обороны Украины, Польши и Литвы принадлежит Подолье. Здесь сооружаются укрепления большего и меньшего значения. Главное место среди них занимают замки в Меджибоже и Каменец-Подольском.

Меджибож известен еще с XII в. После образования Крымской орды он оказался на пересечении двух главных путей — Кучманского и Черного, ведущей с юго-востока в Западную Украину и Польшу. Этими путями чаще прорывались татары. 1240 городок был разрушен татарами, 1331 захвачено великим литовским князем Ольгердом, который отдал Меджибож своим сыновьям Кориантовичам, которые построили здесь знаменитый замок. После захвата Казимиром 111 Белзским, Холмской земель и Волыни, замок переходит в собственность Любарта. Меджибож был расположен на полуострове, образовавшийся от слияния рек Южного Буга и Бужком. Этот важный стратегический пункт был укреплен рвом, который соединял воды двух рек. Таким образом, здесь, на искусственно образованном острове, между XIV и XVI вв. и строится укрепления города. Так вырос Меджибозький замок, которым с 40-х годов XVI в. владели господа Сенявским. Рядом с замком были другие фортификационные оборонительные сооружения, которые не сохранились до наших дней. Но замок сохранился хорошо. В систему обороны входили также жилые каменные здания, церковь Успения, которая представляла собой башню-крепость, и наблюдательный пункт.

С конца XIИИ ст. значительную роль в западной части Подолья начинает играть Каменец — Подольский. Он занимает центральное место как торговый и перевалочный пункт на границе между Украиной и Молдовой. Между Польшей и княжеством Литовским, с одной стороны, и татарами, а особенно турками после завоевания Молдовы, с другой, идет борьба за нижнее и среднее Приднестровья, в частности, за Каменец с его областью.

Польские короли в XVI в. освобождают каменец-подольских купцов от пошлины и других налогов, вместо них купцы должны были отчислять определенную долю своих доходов на строительство укреплений Каменца. Королевская администрация собирала большие пошлины также от чужеземных купцов, проезжающих известным тогда татарским путем через Каменец. Этот путь вел в Турцию, Галичину, Литву, Киев, в Черниговскую землю, а оттуда в русские города. Другими путями купцам проезжать было опасно. Они были придерживаться установленного порядка, переезжать через определенные литовским правительством «стации» вроде Каменец-Подольского и платить установленные пошлины. Значительные средства с этих доходов ассигновались на защитные укрепления. Камья-нец — Подольские оборонительные укрепления XV-XVI вв., Которые были построены вместо старых деревянных укреплений, достраивались и поновлялись течение XVII — XVIII ст. Несмотря на различные поздние архитектурные наслоения, Каменец-Подольский замок сохранил свою первоначальную основу.

Каменец — Подольские укрепления составляют одну из сложных форм архитектурных стилей оборонных и градостроительных сооружений Украины ХV — ХVI вв. с различными наслоениями. Замок, стоял на небольшом гребне, который разделял г. Смотрич на ее природно созданной дуге, защищал въезд в город. Город представлял собой сеть кривых улиц с рыночной площадью в центре, как это было свойственно всем большим городам Украины. Вокруг рыночной площади были расположены торговые и жилые помещения. Церковь, ратуша и жилые дома купеческой и ремесленной знати, так называемые каменные, были огромных размеров. Жилые дома бедноты были деревянные или неуклюже сложены каменные хижины.

Города средневековья не имели ни надлежащего снабжения водой, ни канализации. Среди населения часто вспыхивали эпидемии.

До наших дней при входе в Каменец-Подольский замок справа больше заметна пятиконечная башня, известная по описанию замка 1544 На ней отсутствуют какие-либо архитектурные украшения, она имеет строгие формы, свойственные военным оборонительным укреплением.

Городские строения Каменец-Подольского близкие по форме и стилю к других укреплений городов Правобережной Украины, Подолье и Галичины, построенных украинскими мастерами. У них, как и в других городах этой части Украины, особенно Подолья и Галицкой земли, заметны западноевропейские, в частности польские и чешские, влияния. В описании Каменец-Подольского замка 1544 в связи с построением пятиконечной башни упоминается имя архитектора Претвича, очевидно чеха по происхождению.

Культурные связи, а также взаимное архитектурных стилей Украина с ее ближайшими западными соседями были очень заметными. Всего эти взаимное ощущаются в архитектуре галицких и закарпатских городов, как: Львов, Галич, Перемышль, Ужгород, Мукачево.

Особенно это касается застройки центральной части городов. Здесь ведущее место должна застройка вокруг рыночной площади. На первом месте стояла ратуша, вокруг которой сосредоточено политической жизни города. Площадь окружали торговые и жилые помещения. Фасады их были украшены лепкой в стиле ренессанса. Планировка и застройка рыночной площади Львова очень напоминает застройку таких площадей — рынков в городах Польши и Чехословакии. Так же архитектурный стиль в большинстве жилищ, так называемых каменных, галицких городов было много общего с архитектурой Польше и Чехии. Такого вида они, конечно, набрали не сразу, а в результате длительных экономических, политических и культурных связей Западной Украины с Польшей и другими западноевропейскими государствами.

Как и в прежние времена, Львов оставался самым западно городом. Он имел развитую городскую фортификацию. Внешние каменные укрепления начали строить еще во второй половине XIV в., Во времена Казимира Великого, когда сформировалось первое кольцо оборонительных стен. На 1410 приходится постановление о создании второй линии стен. Внутри XVI в. появляется третий пояс укреплений. По некоторым данным во Львове было построено 65 отдельных оборонительных башен и еще более 30 других сооружений оборонного назначения.

До XVI в. архитектура Львова была тесно связана с древнерусскими традициями. Здесь царил стиль, унаследованный от украинской народной архитектуры деревянных сооружений. Деревянные и кирпичные жилья строились наподобие украинских домов, преимущественно с открытыми галереями вокруг. Эти галереи отдаляли дождевые воды и снег от основного здания и оберегали жилье от сырости. Кроме того, арочные галереи предоставляли здания определенной красоты. Большие дома в таком стиле с конца XVI в. сохранились во Львове как интересны остатки народной архитектуры, перенесенной из деревянного строительства в каменное.

Образцом такой архитектуры является дом Константина Корнякта на площади Рынок во Львове, построенный в 1580 г. итальянским архитектором Петром из Барбоне. Этот дом в свое время был резиденцией польского короля Яна Собеского. Он инкрустирован идет корований резьбой партерта два этажа. Окна обоих этажей украшены лепкой в форме треугольников, вроде треугольных дощатых косяков украинских хат с орнаментное резьбой. При входе в дом с площади Рынка большой портал украшен резьбой по камню и двумя коринфскими колоннами. Колонны заканчиваются барочным лепкой — гирляндами, поддерживаемых маской льва посередине и двумя лепленными мужскими головами с усатыми лицами по сторонам. На задворках дома — двор с трехъярусной арочной галереей, присущей украинской народной архитектуры.

Одной из интересных строений примерно такого типа, как дом Корнякта, является Черная здание, построенное, как полагают, итальянским архитектором Петром Красовским, принявший львовское гражданство конце XVI в.

Меньше сохранилось архитектурных сооружений, в частности оборонных, на Левобережной Украине. Укреплять города здесь начали главным образом в XVI в., После присоединения Чернигово — Северской земли к России. При обилии леса, отсутствии близких залежей камня, дорогом производстве кирпича укрепления Чернигова, Новгород-Северского, Путивля и других городов были земляными и деревянными. Системы таких сооружений мало интересна с точки зрения архитектуры. Жилых домов с тех пор на этой территории, так же как и на Правобережье, до нашего времени не сохранилось. По крестьянских жилищ, то они мало чем отличались от остальных помещений Украине и имели так же местный, самобытный украинский характер. Особенно близкой к архитектуре Надднипровья и всей Киевщины была архитектура Полтавщины.

Подобными сельского жилого строительства были церковные здания лучше сохранили украинский народный архитектурный стиль — это так называемые срубные храмы ХV — ХVII вв. Тип этих церквей происходит в основной своей композиции от древнерусского и украинского крестьянского жилища.

В украинских культовом строительстве господствующим типом церквей были тридильна безкупольни и трибаштови, соединены между собой с запада на восток от главного входа и перекрыты тремя куполами, деревянные храмы.

Остатки деревянных храмов периода XIV — XVI вв. — Явление очень редкое. Такие здания сохранились кое-где в Галичине, как, например, церковь св. Духа, построенная в 1555 г. в местечке Потиличу, у Равы Русской, церковь св. Троицы в этом же городке, на косяках главных дверей которой сохранилась надпись с датой постройки 4 мая 1553 Такая же деревянная церковь Николая в Черновцах, построенная в 1607 г. Каменная церковь Юра XVI в., Архитектура которой подобна архитектуры украинских деревянных церквей, сохранилась в Рогатине.

Срубная здание деревянной церкви имеет в своей основе две равные части — центральный зал и женскую, расположенный при входе. Третья, алтарная, часть пристроена к главному помещению с востока, — ниже, с отдельным перекрытием. Иногда алтарная часть такая же высотой, как и другие два отделения. К тому же она бывает граненая или полукруглая и имеет общий с ними крышу.

Колокольни были отделены от церквей. Они служили иногда и которое сторожевые башни, подобные замковых башен. Изображение колоколен на гравюрах начала XVII в. вполне тождественны в своих общих чертах с памятниками, которые сохранились до нашего времени. Тогдашние деревянные колокольни напоминают большие, частью четырехгранные, несложной строения башни деревянных замков XIV — XVI вв. Такие деревянные колокольни долго существовали при каменных церквях — в Киеве при Софийском соборе и Киево — Печерской лавре, что отражено на рисунках Киева первой половины XVII в.

Этот древний тип деревянных церковных сооружений развился на основе церковного строительства времен Киевской Руси и имеет ряд общих черт с российской культовой архитектурой. Разница же между российскими и украинскими культовыми сооружениями такого типа заключается в архитектурной форме башне перекрытий. Украинские церкви основном представляют собой восьмигранные башенные строения, а отсюда — бани всегда бывают восьмигранными, потому что они ставятся на восьмиугольник башенных стен и являются естественным их завершением. Перекрытие российских шариковых сооружений представляют собой шатер. Шатровые церкви вытянуты высоко вверх, и цибулевидни их головки завершают купол, является лишь украшением.

Очевидно, причиной такой разницы российских и украинских культовых сооружений является материал, из которого делалось перекрытия. Из стройной высокой ели или сосны севере легче было создать перекрытия в виде шатра, время очень высоко вытянутого вверх. Украинский дуб, бук, граб и т. д. были малопригодными для такого здания. Русская церковь своей стройностью с постепенно вытянутым вверх куполом напоминает пышную высокую ель. Украинская церковь также бывает порой очень высокой, но она напоминает пирамидальную тополь с медленно законченным полукруглым, в основном восьмиугольным, завершением.

Культовые сооружения на Украине еще больше, чем жилые, разукрашивались снаружи и часто внутри интересным народным художественной резьбой. Это придавало особую красоту деревянным небольшим церквям, которые напоминали легкую игрушку, будто сделанную одним мастером — резчиком. Наиболее орнаментированные были иконостасы, сделанные резчиками по дереву. Вся деревянная церковь возводилась без единого гвоздя и держалась на Заруба. На Заруба держались и художественно изящной работы детали иконостаса, который возвышался несколькими ярусами в гору до купола.

Резной орнамент напоминал растения-ветви виноградной лозы, траву, иногда отражал собой плодовые растения с завитками, миниатюрные корзинки с плодами, ягодами и т. п.. В этом был заметное влияние византийского искусства, которое вступило новых национальных форм на украинской почве.

Особый вид каменных культовых сооружений на Украине составляют монастыри и церкви-крепости. В целом в условиях, когда ежедневно, ежечасно можно было ожидать нападения татар, население Украины должно быть готовым к активной обороне. Для этого использовались все возможные средства, в частности, каменные церковные строения. Обычай вести оборону от врага в хорошо укрепленных жилых и культовых сооружениях существовал издавна. Известно, например, что киевляне защищались от нашествия татар Батыя, замкнувшись в Десятинной церкви, хоры которой не выдержали веса толпы; церковь обрушилась и привалила защитников.

В 70-х годах XV в. киевский князь Семен Олелькович поднял из руин и восстановил Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Она набрала другой архитектурной формы по сравнению с древнерусским XI в. Тогда же монастырь был обнесен кирпичной стеной с башнями и бойницами и превратился в монастырь-крепость. Укрепление монастыря киевляне использовали при обороне от татар, а в конце XVI в. и в начале XVII в. — От наступления католиков и униатов. Униаты не смогли овладеть Киево-Печерской крепостью, и монастырь оставался опорой православия.

Такими монастырями-крепостями в Западной Украине были: Уневский монастырь, монастыри в Дермани, Зимнем, Междуречье подобное. В Остроге под оборонительную крепость была приспособлена церковь Богоявления.

Интересной церковью-крепостью XV в. была каменная культовая и одновременно оборонительное сооружение в селе Сутковцах на Подолье, которая в перестроенном виде зберегласьдо нашего времени. Церковь в Сутковцах стоит на небольшом холме вблизи г. Ушице. Она представляет собой чотириапсидну строение с двухэтажными круглыми ба штаммы с бойницами; башни вделаны в центральное каменное помещение квадратной формы, то есть пристроены к главному залу церкви. С башенных бойниц Суткивецькои церкви-крепости защитники могли свободно, не оставляя боевых мест, обстреливать врага со всех сторон. Этот главный замысел плана оборонительного сооружения и одновременно церкви неизвестный архитектор выполнил блестяще.

Известные на Подолье и в Галичине меньше церкви, которые также были приспособлены для обороны.

Подавляющее большинство рассмотренных нами стилей архитектурных памятников должно местный народный характер. Лишь на некоторых крупных сооружениях заметны следы ренессансного стиля. Последний всего ощущается в крупных гражданских и культовых строениях таких городов, как Львов.

Такой сооружением во Львове есть, например, ансамбль братской тридильна и трехкупольная церкви Успения. Этот архитектурный ансамбль начали застраивать с башни Корнякта (1572-1578 гг) и часовни Трех святых. Последняя, как ценная жемчужина украинской народной архитектуры XVI в., Сохранилась до нашего времени.

Внешнюю главную стену часовни украшают четыре двойных пилястры с колоннами, подобными коринфских. Сверху капители увенчанные глыбами с лепным орнаментом в виде характерных для того времени розеток. Внизу под этим отделкой вылепленный карниз из детских головок крылатых ангелов. Часовня имеет замечательный, один из лучших в львовских зданиях, портал. На постаментах, украшенных лепленными масками львов, держатся две полукруглые колонны, оплетенные резьбой в виде виноградной лозы с листьями. Над плоской кровлей здания возвышаются три граненого формы купола. Архитектура часовни явно унаследованная от народного архитектурного стиля украинского Триглав деревянных церквей. На этом месте стояла такая же, но деревянная часовня Львовского братства.

Наряду с часовней Трех святых возвышается Корняктова башня, построенная в стиле ренессанса, которая и до сих пор привлекает зрителя своей красотой. Строительство башни началось где-то в 1572абов 1573р. и продолжалось пять лет. Строили ее два выдающиеся итальянские архитекторы — Петр с Барбон и его ученик Павел Доминичи Римлянин — на средства богатого члена Львовского братства Константина Корнякта. Но она сгорела в 1616р., А в 1617 г. была отстроена.

С противоположной стороны от Трехсвятительская часовни с Русской улицы к башне Корнякта прилегает Успенская, или Волошская, тридильна и трехкупольная церковь. Успенская церковь построена по образцу украинской народной архитектуры Павел Римлянин. В 1585р. итальянец Павел Римлянин принял львовское гражданство, а в 1591 г., по договору с Львовским братством, начал строить церковь вместе с украинским архитектором Амвросием благосклонно. Амвросий Благосклонный, кроме Успенской церкви, строил во Львове костел бернардинцев, работал над проектами некоторых строений в Жовкве и заканчивал начатое Янушем Острожским сооружения замка в Остроге.

В архитектуре Успенской церкви прослеживается искусное сочетание двух стилей украинской народной архитектуры деревянных церквей и итальянского ренессанса, нашедший отражение главным образом в декоративном внешнем и внутреннем убранстве. Все это в совокупности составляло единую целостную архитектурную достопримечательность из ансамбля трех сооружений — башни Корнякта, часовни Трех святых и церкви Успения. Строительство Успенской церкви очень затянулось и закончилось после пожара в 1631 г.

Внутреннее декорирование церкви выдержано в дорийском стиле, особенно это заметно в лепке, окружающих подбанниках куполов прядями и розетками. Столбы и пилястры выполнены в классическом стиле. Сюжеты лепки и резьбы имеют местный украинский характер, создателями их, без сомнения, были украинские мастера. На фризе, например, написаны их имена и фамилии: Кульчицкий Константин и Кульчицкий Яков.

Волошская церковь тогда была единственной культовым сооружением Украинский в центре Львова, на Русской улице, потому королевский польское правительство запрещал создавать в других районах города украинского учреждения. Львовское братство, сосредоточено вокруг нее, был центром культурной деятельности в Галичине.

Украинский стиль в архитектуре проникал в польское строительство. Влияние его очень заметен на тридильна католических костелах Западной Украины — в Дунае (строение 1585 г.), в ширке (XVI в.), Язловци (XVI в.) И др..

Интересными архитектурными памятниками конца XVI в. и начала XVII в. во Львове, которые соединили в себе народный украинский стиль с влиянием ренессанса, есть часовня Кампианов, прилегающей с севера к католического кафедрального собора возле площади Рынка и часовня Бойм. Часовня Бойм стояла когда-то отдельно, затем к ней был примурований жилой дом недалеко от юго-восточной части католического кафедрального отбора.

2. Образование украинской греко-католической церкви и ее влияние на развитие религиозной жизни в Украине.

Среди ряда новых литературных жанров крупнейшего культурно — идеологического значение приобрел развитие полемической литературы, особенно актуальной стала во второй половине XVI — начале XVII в. в связи с наступлением католицизма и насаждением Брестской унии 1596 г. В это время было создано около 140 крупных полемических произведений, из которых около 80 написано католиками и униатами, и около 60 — православными.

Но и до провозглашения церковной унии почву для полемического отстаивания своих национальных прав уже существовал. Существенные последствия для социально-политической и культурной жизни Украины имели события, связанные с переходом на новый календарный стиль. В 1582 г. папа римский Григорий XIII на основании постановлений Никейского собора приказал исправить старый юлианский календарь, в котором вследствие недостатков исчисления образовалась разница между календарным и астрономическим временем. Папа приказал с 5 февраля 1582 добавить 10 дней. Эту реформу в протестантских и православных странах встретили враждебно и даже немало католиков сначала не приняли ее. Так случилось, что буквально за год до реформы в 1581 г., из Острожской типографии вышел поэтический календарь — «Хронология» А. Римши, в котором по старому юлианскому стилю было отмечено основные церковные праздники, каждому месяцу посвящался соответствующий характеристический стихотворение, а названия месяцев подавались книжной «русской», латинском и еврейском языках. Поэтому попытки перемены календаря в Украине, как и в других землях, воспринимались довольно болезненный как простонародьем, так и представителями культурной элиты. Так произошло разделение населения Речи Посполитой: католики приняли новый стиль, а православные оставили старый. Изменение календаря привела к религиозной и социальной напряженности. Польские паны запрещали крестьянам отмечать праздники по старому стилю и заставляли их в эти дни работать.

Одними из первых значительных полемических произведений тогдашней книжным украинским языком были две книги ректора и преподавателя Острожского коллегиума Герасима Смотрицкого «Ключ Царства небесного» и «Календарь римский новый» (1587). В них автор осудил не столько саму попытку приведения календаря в соответствие с астрономическими законами, сколько принудительный характер новшества и его культурно-социальные последствия. К тому же календарные новации хорошо накладывались на общую картину контрреформацийнои реорганизации католического мира. Поэтому Г. Смотрицкий использовал их как повод для разносторонней критики папства и иезуитов с позиций культурных ценностей традиционного православия. Нападки на православных и обвинения в их адрес со стороны католиков автор расценивал как признак потери ими настоящего духовной связи с апостольской традицией, и прежде всего с апостолом Петром, «ключарем небесного царства», поскольку именно этой связью любили щеголять иезуиты, называли римских пап прямыми преемниками этого апостола, который якобы был первым епископом в Риме. Полемические антипапские произведения писали и другие деятели Острожской академии, которые выступали под псевдонимами Василия Суражского и Клирика Острожского.

Полемика между православными и католиками особенно обострилась после Брестской унии 1596 г. Решение Брестского собора об объединении православной и католической церквей защищал выдающийся оратор суток иезуит Петр Скарга. Он подчеркивал, что светские люди не имеют права голоса в вопросах унии, мол, если большинство церковных иерархов согласились на унию, то и вся их паства (прежде речь шла о братства) и даже согласна с этим актом часть епископата и монашеской братии имеют подчиниться. Вместе с тем он осторожно обошел молчанием вопрос о том, имели ли право православные владыки переходить под власть папы, если они получали свои иерейскую хиротонию и вместе с ними духовную власть от константинопольского патриарха. Как ответ П. Жалобе православные оперативно напечатали акты параллельного униатскому православного Брестского собора с подробным и спокойным изложением его течения в протоколах и документах. Книга вышла без подписи под названием «Ектезис». Целью ее было доказать каноничность православного собора.

Вслед за этим в 1597 г. в Вильно польской, а годом позже в Остроге тогдашнем украинском языке вышел один из самых полемических произведений — «Апокризис» Христофора Филалета (псевдоним М. Броневского), объем которого польской достигал 334 страниц, а украинские — 444 страниц. Содержанию и объему он превосходит все полемические произведения того времени (кроме ненапечатанную «Палинодии» 3. Копыстенского, активно распространялась в списках). Произведение было написано с большим литературным и публицистическим талантом и глубоким знанием предмета полемики.

Отвергая утверждения Жалобы, автор выступал против претензий папы и католиков на украинском-белорусские земли, подверг острой критике моральную распущенность епископов-оборотней, защищал право украинского и белорусского народов на самостоятельное и ненасильственное решение своих религиозных дел. Филалет был идеологом православного дворянства отстаивал благородные вольности, выступая против теорий исключительной власти епископов.

В ярких по эмоциональной силе произведений полемической литературы следует отнести также книгу Мелетия Смотрицкого «Тренос» (с греческого «Плач»), опубликованную в 1610 г. Этот речитативно-поэтическое произведение написано с использованием народно жанра причитания — плачу Матери — церкви, обращенного к детям — украинских православных магнатов, отреклись от нее и пошли мачехой — католической церковью (перечислено около 50 выдающихся украинских и белорусских родов). Автор выражает печаль по поводу смерти защитника православной веры князя К. Острожского. Резко осуждается Брестская уния и католическое духовенство, которое характеризуется как «итальянские бандиты». Произведение М. Смотрицкого производил настолько сильное впечатление на современников, что польский король Сигизмунд III приказал весь тираж уничтожить, печатников заключить, а автора книги казнить, так что М. Смотрицкому пришлось долгое время скрываться от наказания по различным православных монастырях.

В 1620 г. иерусалимским патриархом Феофаном тайно от власти под охраной казаков гетмана Сагайдачного был посвящен новую православную церковную иерархию для Киевской митрополии. В начале следующего 1621 нововисвячений митрополит Иов Борецкий (в соавторстве с Исаией Копинским и Иезекииля Курцевичи) закончил написание польском языке яркого трактата под названием «Протестация», который тоже был направлен против католицизма и унии, но значительно усилена было антипольские настроения. Авторы выводили происхождения украинского народа из далекого прошлого, с «Яфетового семян», отметили легенде об освящении места, где впоследствии возник Киев, апостолом Андреем Первозванным, высоко оценили роль казачества в борьбе за сохранение национальной традиции и провозгласили казачество с его демократическим избирательным правом прямым наследником древне киевского княжеского вечевого строя, призвав весь народ решительно противостоять национально-религиозной угнетению. Это был откровенный вызов власти, но учитывая хлопоты с войной под Хотином, где польское правительство очень рассчитывал на помощь казаков, «Протестация» прошла безнаказанно.

Действительно выдающимся писателем-полемистом был также известен активным участием в работе Киевского братства и Лаврской типографии с 1616 Захария Копыстенский (Ум. 1627 в сане архимандрита Киево-Печерской лавры). В творчестве этого полемиста ли не полнее выражено веру в скорое возрождение национальной культуры и ее будущий расцвет. В лаврской типографии, где под его редакцией, с его предисловиями и посвящениями, а также переводами ряда произведений было осуществлено их издания, в 1620 г. выходит из печати большой трактат «Книга о вере…», направленный прежде всего против протестантской пропаганды. Но основной литературным трудом 3. Копыстенского есть фундаментальный полемический трактат в четырех книгах под названием «Палинодия или Книга обороны…», которая писалась в течение 1619-1622 гг и была ответом на польском книгу униатского архимандрита Льва Кревзы «Оборона церковного единства» (Вильно, 1617). «Палинодия…» написана на основе многочисленных исторических, богословских и литературных источников книжной украинском языке с использованием богатой народно образности — поговорок, пословиц, сравнений, а также афористических высказываний самого Копыстенского. В четырех частях трактата автор опровергает положения о первенстве папы римского, доказывает равенство иерархических прав всех епископов греческой и римской церкви, обосновывает положение о плотную единство между «русской» и греческом церквями, подтверждает свои выводы богатым историческим, богословским и полемическим фактажем. Критикуя общественно-политический и церковный строй Речи Посполитой, Копыстенский с любовью пишет о своем «славный и благословенный народ россов», восторженно отзывается о запорожское казачество и его борьбу против иноверных агрессоров. Между прочим, отмечает, что настоящая культура унаследованная православными «росами» непосредственно из ее источников, т. е. от высокой греческой культуры, от которой культура латинский взяла все свои премудрости, исказив первоначальный смысл.

Это мнение Копыстенский последовательно проводит не только по философии, но и на исторических примерах доказывает и прав в вопросах истории, теологии, естествознания, различных видов искусств и ремесел всей культуры. Этот тезис позволяет Копыстенский оправдать православных от обвинений в плохом состоянии образования, через что они выезжать за наукой к западным образовательных учреждений.

Итак, состояние упадка православной культуры, по мнению Копыстенского, является временным и преходящим, как и состояние далекого от «греческого» совершенства западного расцвета («на время короткой повиреное»). |

Несколько иной идейное направление в полемической православной литературе представлял Иван Вышенский (Ок. 1550-1620), который наряду с Христофором, Филалета и 3. Копыстенским историки предпочитают полемистом своего времени. Вышинский был родом из г. Судовая Вишня в Восточной Галиции (теперь Львовская область). Молодости жил в Луцке, с 80-х годов XVI в. — На Афоне (пол-остров в Эгейском море), где стал монахом Афонского монастыря, одного из крупнейших центров православного монашества. В 1604 г. вернулся в Украину, два года жил во Львове и других местах, после чего снова отправился на Афон, где и умер аскетом-Пещерник. Его взгляды отличались от других полемистов тем, что он выступал не только против национально-религиозного, но и социального угнетения. Если Христофор Филалет был представителем благородного аристократизма, то Иван Вышенский представляет демократические круги украинского общества. На сегодня известно 17 произведений Вишенского — трактатов и писем-посланий, написанных между 1588 и1615 годами, которые он посылал с Афона в Украине. Десять из них он объединил в рукописную «Книгу», которую хотел издать в Остроге. При жизни Вышенского напечатано было только сокращенную редакцию «Писания к утекших от православной веры епископам» (1598). Но его произведения, такие как «Совет», «Обличение диявола-миродержца», «Зачапка мудраго латинника с глупыми русином», «Позорище мисленное» и другие, активно распространялись в списках. Он выступал против высшей иерархии, которая привела к унии, а также против католической и западной культуры. В отличие от других украинских полемистов Вышенский был сторонником старины, не признавал тогдашней науки. Характеризуя состояние тогдашнего общества, полемист пишет, что в «польской земли» «ность города целого от греховного недуга — все струп, все ран, все опухоль, все гнилство, все огнь адский…». Вышинский выход видел только в покаянии, нравственном очищении, отказе от земных благ, в возвращении к идеалам первых христианских общин, где все равны перед Богом. Попытка Вышенского пропагандировать свои идеи непосредственно в Украине была неудачной, его идеологию отказа от европейских культурно-цивилизационных достижений деятели украинского национально-культурного движения не восприняли и осудили как бесперспективную при тогдашних условиях.

Однако несмотря на все это произведения И. Вышенского, обозначены действительно барочной энергичностью, импульсивностью, полемически-обличительным пылом, в котором ораторский пафос сочетался с убийственным сарказмом и едкой иронии, эти произведения современники оценивали как «книги злата» и часто обращались к ним в поисках вдохновения еще в конце XVIII в.

Полемика вокруг решений Брестского собора имела огромное значение тому, что она уточнила характер, глубину различий между православием и католицизмом. Хотя значительная часть работ осталась ненапечатанной, их переписывали, передавали друг другу, читали на разных собраниях. В целом для широких масс и активных представителей культурной элиты высокая идея объединения всего христианства отступала перед угрозой латинизации и полонизации Украины. Вопреки ожиданиям инициаторов унии из числа группы денационализированных церковных иерархов, папской курии и польских чиновников, обеспечена всесторонней и постоянной поддержкой акция религиозной унии ожидаемых последствий так и не дала, прежде всего благодаря повышению уровня национального самосознания украинской. Активные национально-культурные силы Украины оказались в откровенной оппозиции к униатского движения. Поддержали же унию те из культурных деятелей, кто шел по пути наименьшего сопротивления обстоятельствам, кто «плыл по течению», а следовательно, не имел большого духовного потенциала, необходимого для культурного развития. И хотя с течением времени некоторые из выдающихся поборников православия с разным причинам же приставали к унии (М. Смотрицкий, К. Сакович, К. Транквилион-Ставровецкий), все же вместе с православием они оставляли позади свои лучшие достижения на культурной поприще. Поэтому неудивительно, что и сами униаты признавали недостатка сил и средств для успешного внедрения унии и были отмечать лучше положение в лагере православных, в частности, лучший уровень образования в новых православных заведениях.

Яркий взлет в период национально-культурного подъема конца XVI — первой половины XVII в. переживает ораторско-проповедническая проза, представлена перевалено старым жанром церковной проповеди, который в новых условиях приобретает новый смысл и новые формы В роли церковных проповедников приходилось выступать подавляющем большинстве украинских культурных деятелей этого периода, следовательно весь спектр идей и мнений, а также художественных приемов и средств раннего барокко нашли в проповедях свое выразительное воплощение. Некоторые из особо талантливых и ярких проповедей того времени, которые назывались «проповеди», были напечатаны и распространялись среди народа, благодаря чему дошли до нас. Своей эмоциональной силой и богатством риторических приемов они до сих пор производят большое впечатление на современных специалистов, поэтому неудивительно, что в тех условиях люди специально шли в церковь, чтобы выслушать очередное проповеди. Кроме того, тогда же возникает обычай заключать и выдавать свет большие сборники образцовых или типичных казань на целый богослужебный год, так называемые Евангелия учительные, которые должны были помочь приходским священникам готовить свои проповеди перед прихожанами. Поскольку проповеди произносились перед людьми максимально доступной им языке, развитие украинского проповедничества объективно способствовал литературном обработке элементов живого устной речи, какие именно из проповеднических произведений попадали уже и до других литературных жанров.

Особое место в национально-культурной концепции православной украинской элиты занимала идея культурного центра, каким должен стать и в конце концов стал отстроен и перестроенный Киев. Если во времена ренессансных веяний в Украину га за ее пределами под впечатлением от древних киевских руин часто высказывался мнение, что Киев — это ничто иное как гомеровская Троя, то с началом распространения барочной культуры в Украине возникает концепция Киева как другой Иерусалима (И. Борецкий, 3. Копыстенский, П. Могила и др.)., который должен стать надежным оплотом не только национальной, но и всей православной культуры в мире.

Этот киевский всеправославный настроение в результате имел как безусловно положительные, так и определенные негативные последствия для дальнейшего развития сравнительно молодой украинской культуры, которая в условиях отсутствия своей государственности переживала бурные процессы внутренней трансформации. Поскольку ослаблено исторической конъюнктурой мировое православие воспринималось как культурная почва, то и главные силы направлялись на его укрепление. При этом сведения самого здания самобытной национальной культуры украинского народа нередко отодвигалось на второй план, или на более поздний, более благоприятный для этого время.

Это, в частности, отразилось на культуре литературной речи, которая предусматривала приоритет «высокой» церковнославянской лексики перед народной и возможность вступлении функций книжного украинского языка как сравнительно «низкой» в литературном процессе тогдашней польском языке, которая в то время не воспринималась еще как чужая и литературно была лучше проработана. Писать уважаемые барочные произведения живой украинском разговорном языке не могли себе позволить даже воспитанники демократического братского движения, ведь живая речь в принципе еще не рассматривалась даже как потенциально пригодная для общения на «высокие» темы. Произведения же «низких» жанров не были в то время актуальными и печатью не выходили и в списках распространялись мало, поэтому в наше время почти неизвестны.

Староукраинские поэты суток заметно дистанцируются от живого языкового русла, работая над сочетанием определенных черт живого языка с традиционной лексикой и стилистикой церковнославянского сорта. Таким образом они пытались доказать силу национальной культуры не как «низкой», демократической, а культуры «высокой», которая имеет свою аристократию, свою элиту и способна решать соответствующие «высокой» культуре задачи.

Национальная поэзия также стала одним из спикеров полемики как с протестантами, так и особенно с католиками за право оставаться самими собой и развивать собственную культуру. В течение 80-90-х годов XVI в. появляется и распространяется в рукописных списках достаточно велика (около 2000 строк) полемическая антология стихов книжным украинским языком, так называемый Стихотворный полемический комплекс неизвестного автора или группы авторов. При многочисленных переписыванием этот сборник часто розчленовувалася на отдельные части, дополнялась, в отдельных случаях делались купюры, самостоятельное значение часто имели отдельные отрывки, которые использовались как обращение-предисловия, конечности-послесловия, послания-памфлеты, послания-трактаты и тому подобное. Считается, что основу сборника составляла «Жалоба нищих к Богу», в которой не только содержится несколько гневных инспираций против культурных агрессоров на украинских землях, но и дается им решительный отпор, иногда в форме поэтизированное притчи:

Дух же святой истинен, солгати НЕ

Может, и прегордого людем гордости не

Поможет.

Аще ибо кто верже камень на высоту,

Мняще небесную сбивать красоту

Всемирно солнца, ясного светила,

На самого эго падает тая сила,

И на свою главу восприйме болизни,

Да к тому не дерзнет творить

Соблазни.

Национальная идентичность в писляренесансний период неразрывно связывается с конфессиональной принадлежностью. Поэтому развитие всех отраслей культуры и прежде всего литературы, в которой наиболее полно отражаются мировоззренческие сдвиги и идейные приоритеты суток, отражает четкое осознание носителями национальной культуры необходимости вывода на качественно новый уровень отечественных духовных ценностей.

2. Типовые задачи:

1. Вспомните значение термина «Ренессанс»? Какую эпоху он охватывал?

2. Определите основные архитектурные стили эпохи Ренессанса?

3. Какие особенности имели романский и готический стили в украинской архитектуре?

4. Как изменился внешний вид украинских городов в эту пору.

5. Как изменилось религиозной жизни в Украине после заключения Брестской унии?

3. ЛИТЕРАТУРА

Гаврюшенко О. История культуры. Уч. пособие. — К., 2004.

Граница М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. Киев: ПУЛ, 2007.

Исаевич Я. Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры XVI — XVIII ст. — К., 1996.

Подольская Е. А., Ростовщик В. Д., Погорелый Д. Е. Кредитно — модульный курс культурологии. — К., 2006.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Украинская культура. Лекции под редакцией В. Антоновича. — К., 1993.

Tagged with: , , , ,
Posted in История украинской культуры
No Comments » for Развитие культуры во второй половине XVII — XVIII веков
1 Pings/Trackbacks for "Развитие культуры во второй половине XVII — XVIII веков"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: