РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина Получения доброкачественного молока
Специальность: 6.051701 — Технология хранения, консервирования
И переработки молока
Кафедра Технология молока и молочных продуктов
Факультет Пищевых технологий
Кредита в 4,5
МОДУЛЕЙ 2
Распределение рабочей нагрузки ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Формы учебного процесса |
Всего часов |
Формы контроля ( семестр ) |
|||
Виды учебных занятий | Самостоятельная работа |
Учебная практика |
||||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинары |
Индивидуальные задания |
Курсовая работа (проект) |
Зачет |
Экзамен |
||
Дневная |
3 |
5 |
18 |
36 |
108 |
162 |
5 |
5 |
Заочная |
3 |
5 |
12 |
10 |
140 |
162 |
5 |
5 |
1. Цель изучения дисциплины И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Получения доброкачественного молокаЕсть дисциплина специального цикла, формирует инженера-технолога молочной промышленности. Предметом дисциплины является теоретические основы молокообразования и выведения молока: ветеринарные и санитарные правила получения доброкачественного молока и его первичной обработки на молочнотоварных фермах.
Целью преподавания дисциплины является приобретение знаний о создании молока и молокоотдачи; факторов, влияющих на надои, качество и технологические свойства молока видов и разновидностей доения; личной и производственной Гигиены работников молочно ферм эпидемиологического значения молока основных источников его загрязнения посторонними веществами и микроорганизмами; первичной обработки молока на фермах.
2. Политических ПЛАН
№ п / п |
Название модулей, разделов, тем |
Количество тем |
Распределение времени по видам Учебной деятельности |
Всего часов |
Учебная практика |
Сумма баллов для успевающих студента дневной формы обучения |
||
Лекции |
Практические занятия |
Семинарские занятия |
Самостоятельная работа |
|||||
Дф / ЗФ |
Дф / ЗФ |
Дф / ЗФ |
Дф / ЗФ |
Дф / ЗФ |
Дф |
|||
1. |
Модуль 1. Строение вымени коровы, основы секреции молока. Факторы влияющие на молочную продуктивность коров, качество и безопасность молока |
10/6 |
18/6 |
54/70 |
82/82 |
15-25 |
||
1.1 |
Вступление. Строение вымени коровы, физиология молокообразования, секреция молока, виды доения коров, доильные аппараты. |
5 |
2/2 |
4/2 |
10/14 |
16/18 |
||
1.2 |
Молочная продуктивность коров и факторы, влияющие на нее и на состав и технологические свойства молока |
2/2 |
4/2 |
12/14 |
18/18 |
|||
1.3 |
Современные требования к качеству и безопасности молока. |
2/2 |
4/2 |
12/14 |
18/18 |
|||
1.4 |
Болезни, передающиеся через молоко |
2/0 |
2/0 |
10/14 |
14/14 |
|||
1.5 |
Влияние заболевания коров на физико-химические, санитарные, органолептические свойства молока. |
2/0 |
4/0 |
10/14 |
16/14 |
|||
2. |
Модуль 2. Ветеринарно-санитарные требования к молочных ферм, пунктов сбора молока и индивидуальных владельцев коров. |
8/6 |
18/4 |
54/70 |
80/80 |
15-25 |
||
2.1 |
Ветеринарно-санитарные правила для ферм по производству молока |
4 |
2/2 |
4/2 |
14/18 |
20/22 |
||
2.2 |
Санитарные и ветеринарные требования к пунктам сбора молока, для приусадебных участков населения — производителям сырого товарного молока. |
2/2 |
4/0 |
14/18 |
20/20 |
|||
2.3 |
Требования к технологическим процессам доения и первичной обработки молока на фермах (малых, средних, крупных). Правила машинного доения коров. Значение охлаждения молока. Бактерицидная фаза молока. |
2/2 |
6/2 |
14/18 |
22/22 |
|||
2.4 |
Гигиена доения коров. Гигиена персонала молочных ферм, пункта сбора молока. |
2/0 |
4/0 |
12/16 |
18/16 |
|||
Вместе за модули: |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
30-50 |
За самостоятельную работу: |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
18-30 |
За аттестацию: |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
12-20 |
Вместе с дисциплины: |
9 |
18/12 |
36/10 |
108/140 |
162/162 |
60-100 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Лекции
№ № П / п |
Название и содержание модулей и их элементов |
Количество Часов Дф / ЗФ |
Вид текущего контроля Дф |
Сумма баллов Дф |
1 |
Модуль I: Строение вымени коровы, основы секреции молока. Факторы влияющие на молочную продуктивность коров, качество и безопасность молока |
10/6 |
Письменное тестирование опрашиваемого-ния |
7-12 |
1.1 |
№ 1. Вступление. Строение вымени коровы, физиология молоко-образования, секреция молока, виды доения коров, доильные аппараты. 1. Строение вымени коров. 2. Физиология молоко образования. 3. Виды доения коров. 4. Характеристика машинного доения коров. |
2/2 |
1-2 |
|
1.2 |
№ 2. Молочная продуктивность коров и факторы, влияющие на нее и на состав и технологические свойства молока. 1.Вплив на состав молока породы и возраста коров. 2. Изменения продуктивности коров и состав молока по месяцам лактации. 3.Вплив возраста коров, кормления, условий доения на состав и свойства молока. |
2/2 |
1-2 |
|
1.3 |
№ 3. Современные требования к качеству и безопасности молока. 1. Молоко наиболее контролируемая продукция на показатели качества и безопасности. 2. Требования ДСТУ 3662-97 до сырого молока. 3. Требования ВТО к сырого молока. 4. Источники загрязнения молока вредными веществами и микроорганизмами. 5. Правила отбора проб молока для исследования. |
2/2 |
1-2 |
|
1.4 |
№ 4. Болезни, передающиеся через молоко. 1. Заболевания, которые могут возникать при потреблении человеком недоброкачественного молока. 2. Микроорганизмы, которые могут быть в молоке, которые вызывают пищевые отравления. 3. Значение заболевания коров маститом в санитарно-эпидемиологическом благополучии молока. |
2/0 |
2-3 |
|
1.5 |
№ 5. Влияние заболевания коров на физико-химические, санитарные, органолептические свойства молока. 1. Влияние инфекционных заболеваний коров на технологические свойства молока, его качество и безопасность. 2. Анормальное молоко и методы его определения. 3. Особенности производства молока в хозяйствах неблагополучных по инфекционными заболеваниями. 4. Пастеризация молока. |
2/0 |
2-3 |
|
2 |
Модуль 2: Ветеринарно-санитарные требования к молочных ферм, пунктов сбора молока от индивидуальных владельцев коров. |
9/6 |
Письменное тестирование опрашиваемого-ния |
8-13 |
2.1 |
№1 Ветеринарно-санитарные правила для ферм по производству молока. 1. Ветеринарно-санитарные требования к дойных коров. 2. Ветеринарно-санитарные требования к территории ферм. 3. Ветеринарно-санитарные требования к помещениям ферм. 4. Ветеринарно-санитарные требования к оборудованию. 5. Ветеринарно-санитарные требования к технологии доения и первичной обработки молока. |
2/2 |
2-3 |
|
2.2 |
№ 2. Санитарные и ветеринарные требования к пунктам сбора молока, для приусадебных участков населения — производителям сырого товарного молока. 1. Ветеринарно-санитарные требования в пункт сбора молока. 2. Ветеринарно-санитарные требования к приусадебных участков населения, откуда кажется молоко. |
2/2 |
2-3 |
|
2.3 |
№ 3. Требования к технологическим процессам доения и первичной обработки молока на фермах (малых, средних, крупных). Правила машинного доения коров. Значение охлаждения молока. Бактерицидная фаза молока. 1. Физиологический процесс происходящего в вымени коровы при дойке. 2. Подбор коров для машинного доения. 3. Технология доения коров. 4. Первичная обработка молока на ферме. 5. Транспортировка молока. |
2/2 |
2-3 |
|
2.4 |
№ 4. Гигиена доения коров. Гигиена персонала молочных ферм, пункта сбора молока. 1.Вимогы к аттестации молочных ферм, пунктов сбора молока. 2. Правила машинного доения коров. 3. Личная гигиена работников ферм. 4. Санитарная обработка молочного оборудования. |
2/0 |
2-4 |
|
Итого: |
18/12 |
Х |
15-25 |
3.2. практические занятия
№ № П / п |
Название и содержание модулей И их элементов |
Количество Часов Дф / ЗФ |
Вид текущего контроля Дф |
Сумма баллов Дф |
1 |
Модуль I: Строение вымени коровы, основы секреции молока. Факторы влияющие на молочную продуктивность коров, качество и безопасность молока |
18/6 |
Защита работ |
7-12 |
1.1 |
№ 1. Оценка санитарного состояния доильного оборудования на молочной ферме. 1. Оценка санитарного состояния доильного оборудования на молочной ферме: визуальная, химическими методами, микробиологическими методами. |
2/2 |
||
1.2 |
№ 2. Оценка санитарного состояния доильного оборудования на пункте сбора молока. 1. Оценка санитарного состояния доильного оборудования на пункте сбора молока: визуальная, химическими методами, микробиологическими методами. |
2/0 |
||
1.3 |
№ 3. Определение активности моющих и дезинфицирующих растворов. 1. Изучение активности моющих и дезинфицирующих растворов. |
2/2 |
||
1.4 |
№ 4. Определение активности моющих и дезинфицирующих растворов. 1. Определение активности моющих и дезинфицирующих растворов: содержания активного хлора, концентрации раствора NaOH. |
2/0 |
||
1.5 |
№ 5. Отбор проб молока. Определение органолептических показателей молока. 1. Отбор проб молока. 2. Консервирование проб молока. |
2/2 |
||
1.6 |
№ 6. Отбор проб молока. Определение органолептических показателей молока. 1.Видбир проб молока. 2.Определение органолептических показателей молока, пороков молока. |
2/0 |
||
1.7 |
№ 7. Определение фальсификации молока. 1. Определение фальсификации молока водой. 2. Определение фальсификации молока содой. 3. Определение фальсификации молока хлором. 4. Определение фальсификации молока перекисью водорода. |
2/0 |
||
1.8 |
№ 8. Определение анормального молока. 1. Определение анормального молока. |
2/0 |
||
1.9 |
№ 9. Определение анормального молока. 1.Определение мастита коров. 2.Соматични клетки молока. |
2/0 |
||
2 |
Модуль 2: Ветеринарно-санитарные требования к молочных ферм, пунктов сбора молока и индивидуальных владельцев коров. |
18/4 |
Защита работ |
8-13 |
2.1 |
№ 1. Определение натуральности молока. 1. Отбор проб молока 2. Определение плотности молока. |
2/2 |
||
2.2 |
№ 2. Определение натуральности молока. 1.Видбир проб молока 2.Определение сухих веществ молока. 3. Определение жира молока. 4. Определение белка молока. |
2/0 |
||
2.3 |
№ 3. Изучение принципа действия оборудования для доения коров. 1. Изучение принципа действия оборудования для доения коров. |
2/0 |
||
2.4 |
№ 4. Изучение принципа действия оборудования для первичной обработки молока. 1. Освоить технологические процессы первичной обработки молока. |
2/0 |
||
2.5 |
№ 5. Определение качества молока в соответствии ДСТУ 3662-97. 1. Определение качества молока по сумме показателей в соответствии ДСТУ 3662-97. |
2/2 |
||
2.6 |
№ 6. Определение бактериального загрязнения молока. Постановление редуктазнои пробы с метиленовым синим и резазурином. Контроль пастеризации молока: фосфатазна и Пероксидазная пробы молока.
1. Усвоить методики определения бактериального загрязнения молока с помощью редуктазнои и резазуриновои проб |
2/0 |
||
2.7 |
№ 7. Контроль пастеризации молока
1. Выявление пероксидазы по реакции с йодисто-калиевым крахмалом |
2/0 |
||
2.8 |
№ 8. Изучение основных положений по аттестации молочных ферм, пунктов сбора молока. 1. Изучение основных положений Закона Украины «О молоке и молочных продуктах». |
2/0 |
||
2.9 |
№ 9. Изучение основных положений по аттестации молочных ферм, пунктов сбора молока. 1.Основные положения по аттестации молочных ферм. 2.Ветеринарно-санитарные требования к пунктам закупки молока. |
2/0 |
||
Итого: |
36/10 |
Х |
15-25 |
3.3. Самостоятельная работа
№ № П / п |
Название и содержание модулей И их элементов |
Количество Часов Дф / ЗФ |
Вид текущего контроля Дф |
Сумма баллов Дф |
1. Самостоятельная подготовка к занятиям |
||||
1 |
Модуль I: Строение вымени коровы, основы секреции молока. Факторы влияющие на молочную продуктивность коров, качество и безопасность молока |
40/50 |
Написание рефератов |
10-20 |
1.1 |
Тема 1. Определение основных показателей химического состава молочного сырья. 1. Ознакомиться и усвоить основные правила отбора проб молочного сырья (молока цельного, обезжиренного, восстановленного, сливок, пахты и молочной сыворотки) и подготовки их к проведению анализа. 2. Определить содержание сухих веществ в молоке и других видах молочного сырья с помощью арбитражного и ускоренного методов. 3. Усвоить экспресс-методы определения массовой доли сухих веществ и влаги в молочной сырье. 4. Определить массовую долю сухого обезжиренного молочного остатка в молочной сырье рефрактометричним методом с помощью прибора АМ-2. 5. Определить содержание сухих веществ, влажные и сухого обезжиренного молочного остатка в молочной сырье расчетным методом. 6. Ознакомиться с основными методами определения массовой доли белка в различных видах Молочной сырья. Определить массовую долю белка в молоке и других видах молочного сырья методом формольного титрования, рефрактометричним и колориметрическим методами. 7. Ознакомиться с особенностями определения массовой доли жира в различных видах молочного сырья. Определить массовую долю жира в молоке цельном, обезжиренном, восстановленном, сливках, пахте и молочной сыворотке. |
8/10 |
||
1.2 |
Тема 2. Условия получения молока высокого качества 1.Санитарно-гигиенические требования к помещениям и животных. 2.Особиста гигиена работников животноводческих ферм. 3.Гигиена кормления коров. 4.Догляд за выменем коровы. 5.Профилактика маститов. |
8/10 |
||
1.3 |
Тема 3. Факторы влияния на состав и свойства молока 1.Индивидуальные особенности животных, их физиологическое состояние и состояние здоровья 2.Добовий ритм секреции молока. 3.Лактацийний период, или лактация 4.Вик животных. 5.Поры года и сезон отела. 6.Умовы содержания молочного скота |
8/10 |
||
1.4 |
Тема 4. Биохимический состав и микроструктура молока 1. Химический состав коровьего молока (по Г. С. Иниховим) 2. Вода молока 3. Сухие вещества молока 4.Молочний жир (липиды). 5.Химични и физические свойства молочного жира 6.Химичний состав белков молока,% (по М. И. Книгой) 7. Аминокислотный состав белков молока,% (по А. И. Овчинниковым и К. Горбатов) |
8/10 |
||
1.5 |
Тема 5. Физико-химические и бактерицидные свойства молока 1. Органолептические показатели молока 2. Физико-химические свойства молока 3. Бактерицидные свойства молока |
8/10 |
||
2 |
Модуль 2: Ветеринарно-санитарные требования к молочных ферм, пунктов сбора молока и индивидуальных владельцев коров. |
40/40 |
Написание рефератов |
4-10 |
2.1 |
1. Источники, которые загрязняют молоко. 1. Изучить влияние состояния санитарной обработки вымени коровы, доильного оборудования, рук доярок на показатели качества и безопасности молока. 2. Изучить значение чистоты в помещениях, где содержатся коровы, для получения качественного молока. 3. Влияние заболевания коров маститом на санитарные показатели молока. 4. Влияние заболевания коров маститом на технологические показатели молока и его качество и безопасность. 5. Изучить влияние окружающей среды на показатели безопасности молока. |
10/10 |
1-2 |
|
2.2 |
2. Подсчет абсолютного количества чистого жира в молоке и сливках. 1. Исчисление абсолютного количества жира 2. Определение содержания жира в сливках 3. Перечисление молока на 4%-ное 4. Определение среднего процента жира в нескольких партиях молока 5. Вычисление количества жира, который перешел в обезжиренное молоко при сепарировании 6. Вычисление количества жировых единиц, количества жира и средней жирности сливок. 7. Перечисление количества сливок на молоко базисной жирности 8. Контроль за расходом сырья. |
10/10 |
1-2 |
|
2.3 |
3. Изучить методику пересчета количества молока с см3 в кг и наоборот. 1. Провести пересчет количества молока из объемного вычет в весовое и обратно. 2.Провесты сравнение методов учета в молочной делу. |
10/10 |
1-3 |
|
2.4 |
4. Порядок реализации молока на перерабатывающих предприятиях. 1. Изучить основные положения инструкции по которой производятся расчеты между молокоперерабатывающим предприятием и сдатчиками молока. |
10/10 |
1-3 |
|
2. Индивидуальные задания |
28/50 |
Защита Работ |
8-10 |
|
1 |
Модуль I:
Выполнение РГЗ |
14/25 |
4-5 |
|
2 |
Модуль II:
Выполнение рефератов, наглядных пособий. |
14/25 |
4-5 |
|
Итого: |
108/140 |
Х |
18-30 |
4. Учебно-методическая литература
№ |
Вид |
|
1. |
Основная |
Алексеева Н. Ю. Состав и свойства молока как сырья для молочной промышленности. Справочник / Алеексеева Н. Ю.; под редакцией Я. И. Костина. — М., Агропромиздат, 1986. — 239 с. |
2. |
Барабанщиков Н. В. Молочное дело / барабанщиков Н. В. — М.: Колос, 1983. — 414 с. |
|
3. |
Машкин MI Первичная обработка i переработка молока / Машкин М. И. — К.: Урожай, 1994. — 237 с. |
|
4. |
Машкин М. И. Молоко и молочные продукты / Машкин М. И. — К.: Урожай, 1996. — 336 с. |
|
5. |
Хоменко В. И. Гигиена получения и ветсанконтроль молока по государственно стандарта / Хоменко В. И. — К.: Урожай, 1990. — 399 с. |
|
6. |
Шидловская В. П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов. Справочник / Шидловская В. П. — М.: Колос, 2000. — 280 с., Ил. |
|
7. |
Дополнительная |
Бабкин В. П. Механизация доение коров и первичной обработки молока. / Бабкин В. П. — М.: Агропромиздат, 1986. — 271 с. |
8. |
Босини И. Н. Охлаждение молока на комплексах и фермах / Босини И. Н. — М.: Колос, 1993. — 46 с. |
|
9. |
Галат Б. Ф. Справочник по технологии молока / Галат Б. Ф., Машкина Н. И., Казачья Л. Г. — К.: Урожай, 1980. — 216 с. |
|
10. |
Галат Б. Ф. Справочник по технологии молока / Галат Б. Ф., Машкина Н. И., Казачья Л. Г. — К.: Урожай, 1990. — 192 с. |
|
11. |
Давыдов Р. Б. Молоко / Давыдов Р. Б. — М.: Колос, 1969. — 325 с. |
|
12. |
Диланян С. Х. Молочное дело / Диланян С. Х. — М.: Колос, 1967. — 296 с. |
|
13. |
Ивашура А. И. Гигиена производства молока / Ивашура А. И. — М.: Росагропромиздат, 1989. — 237 с. |
|
14. |
Кугенев П. В. Практикум по молочному делу / Кугенев П. В., барабанщиков Н. В. — М.: Колос, 1968. — 287 с. |
|
15. |
Молоко и молочные продукты. Нормативные документы: Справочник / под редакцией В. Л. Иванова. — М.: НИЦ Леонорм., 2000. — Т.1. — 402 с. |
|
16. |
Методическая |
Методические указания по выполнению лабораторных занятий по дисциплине «Получение доброкачественного молока» по специальности «Технология хранения, консервирования и переработки молока» для студентов очной и заочной форм обучения. СНАУ 2009 |
17. |
Методические указания по изучению и выполнению самостоятельной и контрольной работ по дисциплине «Получение доброкачественного молока» по специальности «Технология хранения, консервирования и переработки молока» для студентов очной и заочной форм обучения. СНАУ 2009 |
5. Критерии оценки знаний студентов
Оценка национальная |
Оценка ECTS |
Определение ECTS |
Количество баллов по дисциплине |
Отлично |
A |
Отлично — Отличное исполнение лишь с незначительным количеством ошибок |
86 — 100 |
Хорошо |
B |
Очень хорошо — Выше среднего уровня с несколькими ошибками |
76 — 85 |
C |
Хорошо — В общем правильная работа с определенным количеством ошибок |
71 — 75 |
|
Удовлетворительно |
D |
Удовлетворительно — Неплохо, но со значительным количеством недостатков |
66 — 70 |
E |
Достаточно — Выполнение удовлетворяет минимальные критерии |
60 — 65 |
|
Неудовлетворительно |
FX |
Неудовлетворительно — Нужно работать перед тем, как получить положительную оценку |
30 — 59 |
F |
Неудовлетворительно — Необходима серьезная дальнейшая работа |
<30 |
1. 86-100 баллов (отлично) — (За ECTS — А — почти без ошибок — 95 — 100 баллов; допускается незначительное количество ошибок — 86 — 94 балла):
— Теоретическая часть — Студент систично дает полные, конкретные, логические ответы как устные так и письменные. Использует дополнительную, самостоятельно выбранную информацию по данной теме, не ограничивается материалом конспекта или учебно-методического комплекса.
— Практическая часть — 100-процентная присутствие на ЛПУ (кроме подтвержденных уважительных причин) и полное качественное выполнение всех задач в соответствии с методическими указаниями. Получение и высокое проявление профессиональных навыков в выполнении практических заданий. Самостоятельное проведение подготовительного этапа к работе над задачами, поиск материала для выполнения аналитических и ситуационных задач, составление индивидуального алгоритма принятия решения задач и ситуаций. Защита ЛПУ обязателен.
— Самостоятельная работа — своевременное, полное и качественное выполнение задач, изложенных в учебно-методическом комплексе (контрольные работы), используя источники информации вне НМК. Положительное выполнения тестов на 86-100%.
— Индивидуальные задания — своевременная, полная и качественная подготовка и выполнение описательных задач (работ), расчетно-графических работ, рефератов, наглядных пособий и т. п.. Проявление собственной инициативы в подготовке и выполнении индивидуальных заданий.
2. 71-85 баллов (хорошо) — (За ECTS — В — выше среднего уровня с несколькими ошибками — 76 — 85 баллов, С — в общем правильная работа с определенным количеством ошибок — 71 -75 баллов):
— Теоретическая часть — Студент дает полные, конкретные ответы как устные так и письменные. Может использовать дополнительную информацию по данной теме, а также не ограничиваться материалом конспекта или учебно-методического комплекса.
— Практическая часть — 80-100% присутствие и отработки пропущенных ЛПУ. Полное качественное выполнение всех задач в соответствии с методическими указаниями. Получение и хороший проявление профессиональных навыков в выполнении практических заданий. Возможно самостоятельное проведение подготовительного этапа к работе над задачами, поиск материала для выполнения аналитических и ситуационных задач. Защита ЛПУ обязателен.
— Самостоятельная работа — своевременное, полное и качественное выполнение задач, изложенных в учебно-методическом комплексе (контрольные работы), возможно использование дополнительных источников информации. Положительное выполнения тестов на 71 — 85%.
— Индивидуальные задания — своевременная, полная и качественная подготовка и выполнение описательных задач (работ), расчетно-графических работ, рефератов, наглядных пособий и т. п.. Возможно проявление собственной инициативы в подготовке и выполнении индивидуальных заданий.
3. 60-70 баллов («удовлетворительно») — (По ECTS — D — неплохо, но со значительным количеством недостатков — 66-70 баллов; E — выполнение удовлетворяет минимальные критерии — 60 — 69 баллов.)
— Теоретическая часть — Студент дает достаточные ответы как устные так и письменные. Ограничивается материалом конспекта или учебно-методического комплекса.
— Практическая часть — 80-100-процентное отработки пропущенных ЛПУ соответствии с методическими указаниями. Получение и достаточный проявление профессиональных навыков в выполнении практических заданий Защита ЛПУ не обязателен.
— Самостоятельная работа — своевременное выполнение задач, изложенных в учебно-методическом комплексе (контрольные работы). Положительное выполнения тестов на 60 — 70%.
— Индивидуальные задания — своевременная подготовка и выполнение описательных задач (работ), расчетно-графических работ, рефератов, наглядных пособий и т. п..
30 — 59 баллов («Неудовлетворительно») — (По ECTS — FX — нужно работать перед тем, как получить положительную оценку).
0 -29 баллов («неудовлетворительно») — (по ECTS — F — необходима серьезная дальнейшая работа).