bannerka.ua

Проблемы возрождения укранских культуры в период борьбы за государственность

5. Проблемы возрождения украинской культуры в период борьбы за государственность (1917-1921 гг)

План

1. Исторические условия развития культуры 1917 — 1921 гг

2. Культурно — образовательная политика Центрального Совета, гетманата П. Скоропадского, Директории

3. Национально-культура политика советской власти в годы гражданской войны

1. Исторические условия развития культуры 1917 — 1921 гг

Развитие украинской культуры XX в. можно характеризовать как период национально-государственного возрождения, основанный демократическими преобразованиями с 1917 г., украинская революцией. Действительно, свержение царизма, борьба за независимое украинское государство, социально-экономические сдвиги, произошедшие в этот период, стимулировали подъем духовной жизни общества, его интенсификации, открытости, дали мощный толчок национально-культурному возрождению Украины. Этому способствовала ликвидация многочисленных запретов, которые тяготели над Украиной вдоль веков и мешали ее органическим контактам с Западом.

Несмотря на все неурядицы, связанные с изменением политических режимов, которые устанавливались в Украине, культурная жизнь продолжало развиваться. Широкий размах приобрело создание новых общественных культурно-творческих организаций и объединений, сплотили вокруг себя значительные кадры украинской интеллигенции. В период Украинской Народной Республики были попытки создать собственную систему образования, которая базировалась на принципе национализации, согласно которому каждая Нация, которая жила в Украине, имела право обучать своих детей на родном языке. Отличительным признаком того времени стало открытие украинских школ. В течение 1917-1918 учебного года в Украине открылось 30 украинских гимназий, подавляющее большинство которых действовала по деревням. Изучение украинского языка, литературы и истории было обязательным во всех средних школах и гимназиях. Не запрещалось открывать в них, по требованию родителей-неукраинцев, классы с русским языком обучения, а в русских гимназиях, где украинская составляли меньшинство, — классы с украинским языком преподавания.

С украинской демократической революцией связано великое возрождение просвет на Приднепровье. Уже летом 1917 г. центральная и восточная — Украина покрылась густой сетью читален. Кроме того, «Просвещения» были свои театральные труппы, хоровые коллективы, оркестры, издательства, библиотеки народные дома. 20 сентября 1917 в Киеве состоялся Первый Всеукраинский съезд просвет. Это способствовало активизации деятельности просвет. их число стало неуклонно расти.. Учредителями обществ «Просвита» были известные украинские художники и писатели: в Екатеринославе — Е. Вороной (председатель общества), А. Кащенко, в Виннице — Д. Маркевич, в г. Олешках на Херсонщине — М. Кулиш, в Лебедине на Харьковщине — П. Зайцев, в Киеве — Б. Гринченко, В. Винниченко, Л. Старицкая-Черняхивська, в Одессе — С. Шелухин, И. Липа, А. Никовский. «Просвещения» без преувеличения можно считать ядром национально-культурного возрождения в провинции.

По решению Генерального секретариата Центральной Рады, которая начала заботиться развитием украинской культуры на государственных началах, 5 октября 1917 г. было открыто Киевский украинский народный университет в составе историко-филологического, физико-матичных и юридическому факультетов. Тогда же было решено создать украинский народный университет в Каменец-Подольском. Но дальнейшее развитие событий привело к тому, что университет был открыт лишь при гетмане П. Скоропадскому.

В историю деятельности Украинской Центральной Рады вошло и датировки ней Украинской Академии искусств (впоследствии Художественного института) в Киеве. Решение об этом было принято 22 ноября 1917 в помещении Педагогического музея, где заседала Центральная Рада. Академия давала высшее художественное образование специалистам живописи, резьбы, строительства, гравюры, художественных промыслов, а также должна была способствовать развитию художественных школ в Украине. Первым ректором Академии стал выдающийся украинский живописец Ф. Кричевский, а в эпоху украинского государства гетмана П. Скоропадского ее возглавил известный украинский художник-график, художник с европейской славой, соавтор Государственного герба и Государственного печати гетманата, клише первых украинских денежных знаков нового времени Георгий ( Юрий) Иванович Нарбут (1886-1920). Нарбутовской иллюстрация к «Энеиде» И. Котляревского (1919) стала высшим достижением украинской графики тех лет. Г. Нарбут возродил украинскую графику, создал Украины оригинальную школу графического искусства, которое должно отчетливо национальный характер.

Среди преподавателей Академии были известные художники, профессора: М. Бойчук, В. Кричевский, А. Мурашко, приглашенный из Галичины А. Новаковский. Известными мастерами стали такие первые студенты, как Т. Бойчук. И. Падалка, В. Седляр. Студенты овладевали специальностями: живопись, резьба, строительство, гравюра и др.. В творчестве украинских художников проявились такие художественные стили, как Символизм и Футуризм.

Это было первое учебное заведение в Украине, который получил статус государственного. 18 декабря 1917 Центральная Рада приняла закон о Украинскую Академию искусств. Было установлено ее годовой бюджет в сумме 97000 руб. Академия получила право получать из-за границы книги, картины и материалы без оплаты пошлины, а также по одному всех печатаемых в Украине изданий в области искусства. В следующем году при академии должны быть основаны галерея и библиотека.

После Февральской революции наступил расцвет деятельности Молодого театра в Киеве, возникший еще в мае 1916 г. по инициативе актера театра Садовского Леся Курбаса.

Л. Курбас родом с Тернопольщины, сын галицкого актера Степана Курбаса, человек с европейским образованием — учился на философском факультете в Вене, знал восемь языков, был актером в театре «Русская беседа» во Львове. М. Садовский пригласил его в Киев в свой театр. Вместе с Л. Курбасом в Киев прибыли Гнат Юра и Амвросий Бучма. Они, а также молодежь из Музыкально-драматической школы им. М. Лысенко были в оппозиции к старой театральной школы и искали новых путей.

В отличие от театра Садовского, который продолжал традицию украинского бытового театра, Л. Курбас и его «Молодой театр» прибегли к современных сценических средств воспроизведения украинской и европейской драматургии. Они хотели создавать новые формы театрального искусства, которые позволяли бы проявить индивидуальность молодого украинского поколения, отойти от бытового «украинофильского» театра и создать украинский европейский театр, Л. Курбас провозглашал: «Молодой театр отвергает провинциальную зависимость от российских стилей», делает «прямой поворот в Европу и к самому себе », он будет идти« собственной украинского пути », его кредо -« учиться и искать самостоятельно ». Л. Курбас подчеркивал, что в этих поисках главным будет «стиль в формах искусства».

Повышением художественного уровня украинского театрального искусства занималось общество «Национальный театр», созданное в апреле 1917 г. коллективом Молодого театра вместе с театром Садовского и Музыкально-драматической школы Н. Лысенко. 14 сентября 1917 при обществе возник Национальный образцовый театр, работавший в Троицком народном доме и имел собственный хор и собственный оркестр.

Дальнейшего развития украинской образование, наука, культура получили при гетмане П. Скоропадскому. «Правительство будет решительно проводить в жизнь идею всестороннего развития украинской культуры, обеспечения прав украинского языка, закрепления всех, форм украинской государственности», — заявил в 1918 г. новосформированный гетманский, правительство. В сфере культуры активно тогда работали такие выдающиеся личности, как Николай Василенко (1866-1935), В. Науменко, В. Вернадский, И. Огиенко, П. Холодный, Б. Кистяковский (1868-1920), А. Крымский, Д. Граве, М. Туган-Барановский, Л. Курбас, С. Ефремов, П. Саксаганский.

Шел процесс украинизации народного образования, создание украинской национальной школы, начала Центральная Рада. Осенью 1918 г. с 836 действующих тогда в Украине гимназий 150 были зукраинизовани.

Первая украинская гимназия открылась в Киеве 18 марта 1917 ее директором стал известный украинский педагог П. Холодный. Для неимущих учеников этих гимназий утверждалось 350 именных стипендий — имени Г. Сковороды, Т. Шевченко, И. Франко и других писателей и деятелей культуры. Был принят закон об обязательном обучении украинскому языку и литературе, а также истории и географии Украины по всех средних школах. Этими вопросами энергично занимался министр образования и искусств в гетманском правительстве Н. П. Василенко.

Во времена властвования П. Скоропадского была создана сеть, национальной высшей школы. При министерстве народного образования под руководством академика В. Вернадского возникла комиссия по делу высших школ и научных институтов. Законом от 17 августа 1918 Киевский украинский народный университет превращался в Киевский государственный украинский университет, который действовал параллельно с русскоязычным университетом святого Владимира. Языком преподавания признавалась украинским. В число студентов было зачислено 3 тысячи человек. Под университет отдали комплекс зданий артиллерийского училища, а также земельный участок площадью 26 гектаров.

Тем же законом от 17 августа основывался Каменец-Подольский государственный украинский университет, куда записалось более одной тысячи человек. Его ректором стал выдающийся культурно-образовательный, государственный и религиозный деятель, выходец из Житомирщины (родился в поселке Березовка) И. Огиенко, который и открыл в торжественной обстановке этот заведении 22 октября. Он возник как очаг высшей украинской науки, первый национальный вуз, гордость Украины, символ ее национального возрождения.

В приглашении на открытие нового Университета за подписью ректора И. Огиенко читаем: «Новый университет, уже с самого географического положения ближайший к высокой западноевропейского государства, не будет обычным университетом восточного типа: при Каменец-Подольского государственного украинского университета закладывается впервые на востоке славянский богословский университет, и, кроме того, на историко-филологическом факультете уже открыты две новые национальные кафедры: одна — польской, вторая — еврейской литературы и истории. Верный лучшим традициям европейских университетов, повой Каменец-Подольский Государственный Украинский Университет будет иметь цели неустанную научную работу на пользу родной украинской культуры ».

Среди первых профессоров университета было немало тех, кого удалось сагитировать И. Огиенкови из Киева и других городов Украины: Л. Белецкий, Д. Дорошенко, В. Биднов, Е. Тимченко, писатель и поэт В. Самойленко.

Университет остался в воспоминаниях современников И. Огиенко как «светлое культурное дело 1917-1920 годов», как факт утверждения Украинский государственности. Твердыня украинской науки, детище И. Огиенко, Каменец-Подольский государственный украинский университет просуществовал до 1921 г. Советская власть реорганизовала его в Институт народного образования.

Вслед за открытием Киевского и Каменец-Подольского государственного украинского университета на очереди стояло основания таких же университетов в Харькове, Екатеринославе и Одессе. Готовилось открытие университета в Полтаве. В Киевском, Харьковском и Одесском русскоязычных университетах открывался комплекс украиноведческих кафедр — украинскому языку и литературе, истории и права. В частном российском университете в Екатеринославе, основанном летом 1918 г., также должны были открыться две кафедры с украинским языком. На одну из них были приглашены профессора Д. И. Яворницкого.

На время гетманата приходится создание Украинской Академии наук. Разработку ее устава по инициативе М. С. Грушевского начало Украинское научное общество еще в марте 1917 г. Но военные события остановили подготовительные работы. М. П. Василенко как только стал министром образования и искусств правительства гетмана П. Скоропадского, немедленно взял это дело в свои руки и заявил, что образование Академии является национальной потребностью. Он отмечал, что «образование Украинской Академии наук имеет и большое национальное значение, потому до сих пор есть много людей, которые скептически и с насмешкой относятся к украинскому движению и возрождения, не имеют веры в жизненные силы украинского народа, не считают возможным развитие украинского образования, языка и науки ». Созванная им комиссия из крупнейших ученых завершила разработку структуры Академии и ее устава.

Выдающийся вклад в дело создания Академии внес знаменитый потомок запорожских казаков, мыслитель огромной величины, признанный уже в то время ученый-естествоиспытатель, основатель геохимии, биохимии, радиогеологии 55-летний академик Российской академии наук В. И. Вернадский (1863-1945), который в мае 1918 г. переехал в Киев из Полтавы. Для творчества этого ученого характерны широта интересов, постановка кардинальных проблем, научное предвидение. Работы В. Вернадского — одна из важных основ решения проблем окружающей среды. Его именем назван минерал — вернадит. Именно В. Вернадский стал председателем комиссии по вопросам учреждения Академии. Датой основания Академии необходимо считать 14 ноября. Тогда своим указом гетман П. Скоропадский утвердил ее Устав, штаты, а также первоначальный состав академиков. В него вошли 12 человек: по отделу историко-филологических наук — Д. И. батальона (1857-1932), А. Е. Крымский, М. И. Петров, С. Смаль — Стоцкий, по отделу физико-климатических наук — В. Вернадский, М. Ф. Кащенко, С. П. Тимошенко, П. А. Тутковский (1875-1936), по отделу социальных наук — М. И. Туган-Барановский (1865-1919), В. А. Косинский, А. И. Левицкий и Ф. В. Тарановский. Вдоль следующих восьми десятилетий члены Академии уже не назначались, а избирались имеющимся составом академиков. Начиная с 1925 г., избирались члены-корреспонденты Академии.

2. Культурно — образовательная политика Центрального Совета, гетманата П. Скоропадского, Директории

27 ноября 1918 состоялось первое учредительное общее собрание Украинской Академии наук. На нем ее президентом был избран В. Вернадского, секретарем (1918-1928) — выдающегося ученого-востоковеда с мировым именем А. Крымского (15.01.1871-25.01.1942), который оставил после себя свыше тысячи научных трудов. Были выбраны и руководители отделов. Тем самым были заложены основы деятельности первой национальной Академии наук. За четыре года пребывания в Украине В. Вернадский разработал подробный план деятельности новообразованной Академии наук, начал многочисленные направления научных исследований, сплотил плеяду преданных науке людей.

Февральская революция, вместе со многими гражданскими свобода-и мы, принесла и фактическая отмена всех ограничений украинского печатного слова. Начиная с марта 1917 г., наблюдалось значительное оживление литературной жизни. По подсчетам исследователей, в течение марта-ноября 1917 г. было выдано 30 литературно-художественных произведений общим тиражом 360 500 экземпляров. В это время возникло около 50 частных и кооперативных издательств. Главную роль в книгопечатании играло создано в мае 1918 г. Государственное издательство. Главной его задачей считалось «распространение среди народа хороших украинских книг, а также других продукций печати».

После многих лет запретов украинская книга получила государственную поддержку. Так, в 1918 г. Государственное издательство на свои расходы получило от Кабинета министров 1 млн. руб. Как следствие, если в 1917 г. в Украине вышло 747 книг на государственном языке, то в 1918 г. — 1084. Причем отдельные издания достигали огромных тиражей. Например, труд И. Огиенко «Украинская культура» опубликовано было в 1918 г. дважды: первым тиражом — в 100 тыс. экземпляров, а второй, специально для украинской армии, — 1 млн. экземпляров. Значительная поддержка со стороны Кабинета министров украинского государства предоставлялась газетам и журналам. Довольно высокого уровня достигло книгопечатания в советское время — в годы НЭПа. Украинская книга в 20-е годы была представлена на международных выставках в Кельне, Праге и Париже.

Значительным достижением в области культуры стало открытие в августе 1918 г. Национальной (академической) библиотеки Украины. В ней собирались все достопримечательности духовной жизни украинского народа — как рукописные, так и печатные (всего свыше 1 млн. томов). Были учреждены также национальный архив Украины, национальная галерея искусств, украинский исторический музей.

В 1918 г. Панас Саксаганский организовал в Киеве Народный театр. На его основе 1922 г. был, создан украинский драматический театр им. М. Заньковецкой, в творческой жизни которого П. Саксаганский принимал активное участие.

В период национально-освободительной борьбы возникали музыкальные, хоровые коллективы. В 1919 г. была создана Украинская республиканская капелла. Одним из ее основателей стал композитор, дирижер, хормейстер А. Кошиц (1875-1944), который в том же 1919 г. выехал с капеллой за границу и считался «отцом» украинской песни в Америке. Этим коллективом украинского хоровое пение было доведено до вершин музыкального мастерства.

Основы профессионального хорового исполнительства создала государственная заслуженная академическая хоровая капелла Украины. Создана в 1920 г. в Киеве как Государственная украинская путешествующая капелла (сокращенно — «Мысль»). «Думка» является одним из лучших интерпретаторов народных песен, в ее репертуаре также произведения украинской и мировой классики.

В Житомире в 1919 г. был создан первый Волынский советский хор. Им руководил Михаил Петрович Гайдай (1878-1965), отец солистки хора, позже известной певицы, народной артистки Р с 1944 г. Зое Гайдай. В сопровождении лектора, пропагандиста песни и музыки М. В. Хомичевского (Б. Тена) хор выступал во многих городах и селах Полесского края. М. В. Хомичевских принадлежало вступительное слово перед концертами с общей характеристикой исполняемых произведений. Пианистом и аккомпаниатором хора выступал В. С. Косенко, который как композитор вырос в Житомире. Двое его братьев были певцами хора.

В 1918 г. во времена гетманата скульптор И. П. Кавалеридзе (1887 — 1978) в г. Ромны (ныне — Сумская область) построил первый в Украине памятник Т. Шевченко. Советская власть имела свой план монументальной пропаганды, по которому в городах уничтожались памятники царской России и появлялись памятники К. Марксу, Ф. Энгельсу, деятелям советского и мирового революционного движения.

Задачей государства была покорена большевиками образование. Здесь важным направлением становилась ликвидация неграмотности населения. В декабре 1919 г. в России появился декрет о ликвидации неграмотности, в котором подчеркивалось, что все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано учиться грамоте на русском или родном языке — по желанию. В мае 1921 г. аналогичное постановление принял Совнарком УССР. Была создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью. За десять послереволюционных лет в Украине обучались грамоте свыше 2 миллионов взрослых. Приобретала развития высшее образование. На конец 1920 г. в вузах Украины обучалось 57 тысяч студентов.

Для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения выходцев из рабочего класса и крестьянской бедноты при институтах народного образования с 1921 г. начали действовать рабочие факультеты (рабфаки). В 1928 г. их насчитывалось 34, в них обучалось 7,5 тысяч человек в основном красноармейцы, комсомольцы, члены партии.

На Житомирщине первое высшее учебное заведение — педагогический университет (тогда — институт народного образования) — был открыт 16 октября 1919 Среди его первых преподавателей были такие известные педагоги и ученые, как М. П. Кудрицкий и Е. А. Ненадкевич.

В сентябре 1921 г. в селе Новая Черторыя тогдашнего Новоград-Волынского уезда на базе переведенной сюда Ледухивськои низкой сельскохозяйственной школы Кременецкого уезда был создан Волынский агрономический техникум. Через год, 1 сентября 1922 г., Наркомпрос Украины принял Временный устав о так называемых пограничные техникумы, согласно которому этот заведение приравнивался к вуза. Эта дата фактически стала днем основания Житомирского сельскохозяйственного института (теперь — агроэкологический университет).

Не теряли своей популярности среди сельского населения «Просвещения». В 1921 г. их насчитывалось 4003, а в 1922 г. — 4500 с читальнями и Народными домами. В феврале 1922 г. «Просвещения» объединяли около 400 тысяч человек. Они сосредоточивали свою работу на вопросах национальной культуры, образования крестьянства родном языке, их деятельность имела ярко выраженный национальный характер.

Это решило судьбу «Просвет». В октябре 1922 г. пленум ЦК КП (б) У характеризовал их как «мелкобуржуазные, националистические, кулацкие учреждения национального травли». «Просвещения» начали закрывать в государственном порядке чисто административным путем. В 1923 г. их количество сократилось до 573, остальные исчезла в 1929-11930 гг Украинская культура понесла от этого большую потерю.

3. Национально-культура политика советской власти в годы гражданской войны

Советская власть, восстановлена в Украине в конце 1919 — в начале 1920 гг начала уделять внимание культурной работе. В новом правительстве этим участком занимался Народный. Наркомпрос, возглавляемый В. Затонским. При местных ревкомов и советах организовывались отделы народного образования. Школы, вузы, библиотеки, театры и другие культурные и художественные учреждения были национализированы. Отменялась плата за обучение в школах всех типов. Советское правительство поддержал начальные шаги Украинской академии наук, предоставил ей помещение и выделил необходимые средства. Осенью 1919г. втроем отделах УАН — историко-филологическом, физико-климатических и социально-экономическом — работали 26 научно-исследовательских кафедр, 15 комиссий, 3 института, несколько комитетов и кабинетов, библиотека.

В годы революции и гражданской войны продолжали существовать и развиваться фольклорные традиции, которые питали профессиональную творчество. Они проявлялись в маршевых песнях разных враждующих политических лагерей, а также в сатирических частушках, пословицах и поговорках, в которых народ выражал свое отношение к невероятной чехарды правительств и властей. Эта живая, острая фольклорная течение, для которой не было запретных тем и неприкасаемых святынь, имела мало общего с полупрофессиональными фальсификатами и самодеятельными стилизациями, что перепечатывались позже из сборника в сборник под видом народного творчества.

Важное значение для дальнейшего развития новой украинской литературы творчество В. Сосюры, В. Чумака, В. Голубого (Эллана) и др.. Искали свое место в водовороте политических событий литераторы, уже получили свое сознание — П. Тычина, М. Рыльский, С. Васильченко.

Ли не самым популярным видом искусства времен войны был театр. В 1920 г. в Украине работало свыше 20 стационарных и передвижных театров. Первым государственным драматическим театром В ССР стал театр им. Шевченко (Март 1919 г.) Для становления нового театра большое значение имела деятельность как корифеев театрального искусства — П. Саксаганского, М. Заньковецкой, И. Марьяненко, так и талантливой молодежи — Л. Курбаса, Г. Юри, А. Бучмы и др..

В городах и селах Украины возникло много оркестров народных инструментов, хоров, ансамблей. Начали работать народные консерватории в Харькове, Киеве, Одессе, Киевский музыкально-драматический институт им. Н. Лысенко. В 1919 г. был основан первый республиканский симфонический оркестр им. Н. Лысенко и Государственную хоровую капеллу «Думка».

Развивалось, несмотря на тяжелые условия, и изобразительное искусство. Огромной популярностью в противоположных политических лагерях приобрел жанр агитационного плаката. Сооружались памятники павшим бойцам, деятелям истории и культуры. Тенденция к демонтажу памятников дореволюционного прошлого, основана снятием монумента П. Столыпину в Киеве в марте 1917г., Была подхвачена и советской властью. Разворачивалась монументальная пропаганда революционной, коммунистической идеологии. Яркой страницей истории изобразительного искусства стали росписи Луцких казарм в Киеве художниками круга М. Бойчука, а также Центрального гарнизонного красноармейского клуба в Харькове (худ. В. Ермилов).

Таким образом, революция и гражданская война привели к политическому расслоение и противостояние не только различные общественные организации, но и деятелей культуры. Значительная часть ее оказалась в национально ориентированном лагере.

Ведущими деятелями Центральной Рады и Директории были писатель В. Винниченко, историки М. Грушевский и М. Василенко, литературовед С. Ефремов. Большевики, признавая важнейшими задачи социально-экономического плана, на первом этапе оттолкнули от себя значительную часть украинской интеллигенции, но позже, когда национальное ориентированный лагерь обнаружил несостоятельность решать назревшие социальные проблемы, большевики Украины привлекли в свои начинаний многих деятелей науки, искусства, образования.

2. Терминологический словарь

Модернизм - совокупность различных художественных направлений в мировой культуре ХХ в., которая противопоставляет себя традиционной культуре, прежде всего, реалистичной.

Национальное сознание - осознание народом своей общности, национального своеобразия.

Нация - это большое, современное, динамичное, цивилизованное сообщество граждан, объединенное вокруг какого-то одного этноса, с национальным языком государственного уровня, с собственной территорией, общими интересами, названием, национальной культурой, волей быть единым целым, осознанием общности прошлого, настоящего и особенно будущего.

Национализм - политический принцип, согласно которому политическая и национальная сообщество должны совпадать.

Украинская автокефальная церковь - форма украинского православия, независимая от иностранных религиозных центров.

Символизм - направление в Литературе и искусстве конца XIX — начала ХХ в., провозглашал главным художественным приемом символ как выражение непостижимой сущности предметов и явлений.

Футуризм - авангардистский направление в литературе и искусстве, представители которого пытались создать искусство будущего, отвергали классическую художественное наследие, насаждали идеи фантастики, урбанизма, крайней формализма.

3. Литература:

Зубаль А. Д., Рященко Д. С. Образовательный движение в Украине в период национально — государственного возрождения (1917 — 1920 гг) / / Украинский исторический журнал. — 1998. — № 3.

Медникова Г. С. Украинская и зарубежная культура XX века: Учеб. пособие. — М.: Т-во Знание, КОО, 2002.

Осташко Т. С. Из истории литературно — художественной жизни в Украине во времена Центральной Рады / / Украинский исторический журнал. — 1998. № 3.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Украинская культура. Лекции под редакцией В. Антоновича. — К., 1993.

Хоменко В. Я. украинских и мировая культура. Учебник. — К., 2002.

Tagged with: , , ,
Posted in История украинской культуры
No Comments » for Проблемы возрождения укранских культуры в период борьбы за государственность
4 Pings/Trackbacks for "Проблемы возрождения укранских культуры в период борьбы за государственность"
  1. […] Культурно-образовательная работа центрального совета… […]

  2. […] развитие культуры в года центральной рады […]

  3. […] модернистские период национально-культурного возрожд… […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: