bannerka.ua

Проблемы сохранения укранских культурных ценностей в годы Второй мировой

7. Проблемы сохранения украинского культурного достояния в годы Второй мировой войны и послевоенного восстановления

  План

  1. Разрушение культурных ценностей в условиях нацистской оккупации Украины

2. Вклад деятелей науки и культуры в борьбу с фашизмом

3. Особенности культурной жизни Украины во второй половине 40-х — начале 50-х гг

4. Влияние хрущевской «оттепели» на культурную жизнь в Украине

1. Разрушение культурных ценностей в условиях нацистской оккупации Украины

Нападение гитлеровцев на Р 22 июня 1941 положил начало новому, чрезвычайно тяжелым испытанием в истории украинского народа и его культуры. Для подавляющего большинства населения СССР война с фашистами была действительно отечественной войной, борьбой против иноземного порабощения, против насилия и разрушения. Вместе с народом, который готовился дать отпор агрессору, стали деятели культуры. В начале войны почти треть уцелевших украинских литераторов ушли на фронт. Некоторые из них участвовали в партизанской борьбе.

Напечатанные на второй день войны стихи П. Тычины «Мы идем на бой» и Л. Первомайского «В бой» призвали народ на борьбу с захватчиками. 22 июня при Союзе художников СССР создан бригаду для изготовления антифашистских плакатов. При АН УССР организовано Научно-технический комитет содействия обороне. Происходила эвакуация на восток учреждений науки и культуры, музейных ценностей.

На осень 1942 г. гитлеровцы оккупировали большую часть территории Р, в частности, всю Украину. Захватив Украины, фашисты осуществляли планы ее преобразования в колониальную окраину, а ее «жизненное пространство» предполагался для «арийских господ». Началось уничтожение местного населения, ограбление национальных богатств, вывоз в Германию промышленного оборудования, сырья, ценностей, людей.

Культурные ценности являются наследием всего народа, нации. Они включают в себя память о выдающихся событиях, людях, истории многих поколений. Один из немецких нацистских лидеров А. Розенберг предоставлял такую оценку в качестве | культурных ценностей: «Достаточно разрушить памятники народа, чтобы он ужев втором поколении перестал существовать как нация». Известным является тот факт, что у руководителей нацистской Германии существовала разветвленная системы по изъятию культурного наследия на захваченных территориях. Поэтому чрезвычайную остроту приобрела проблема эвакуации культурных ценностей.

Речь идет о тех областях Украины, которые были прифронтовыми в годы Великой Отечественной войны и позже вошли в военной зоны (пять областей УССР, которые не были включены в Райхскомисариату Украина — Черниговская, Сумская, Харьковская, Сталинская и Ворошиловградская). В указанных областях эвакуация проходила в последний момент. Советское руководство, особенно Сталин, не могло поверить в начале войны, даже не могло представить, что враг с большой скоростью продвинется так далеко на восток. Операция по перевозке историко-культурных ресурсов в восточные районы Р и так была недостаточно продумана, однако на указанной территории эвакуация проходила с еще большим поспешно, еще более небрежно, поэтому ее результаты были довольно скромными.

Вместе с тем, в результате проведенной работы было спасено самое ценное с точки зрения советской власти. Однако, эвакуация имела ряд особенностей, а именно:

1. Эвакуированные фонды культурных и исследовательских учреждений оказались разбросанными на огромной территории.

2. Учет эвакуированных ценностей было проведено не полностью, и большинство из составленных списков была утрачена. Музейные изделия из драгоценных материалов учитывались общий вес.

3. Эвакуированные материалы разворовывались. Местные учреждения присваивали привезенные вещи. Имели место случаи изъятия отдельных ценных экспонатов якобы для реставрации работниками центральных музеев и архивов России и дальнейшее передачи их на хранение этих учреждений. Известны факты разворовывания фондов музеев Украины преступниками.

4. Небрежное отношение к эвакуированных материалов приводило к тому, что они часто были заброшены и находились в неприспособленных для хранения условиях (стояли на железнодорожных вокзалах в размозженных вагонах по нескольку месяцев под дождем и снегом).

5. Часть музейных фондов, отправленных в эвакуацию, так и не дошла до места назначения, затерявшись по дороге.

6. Большинство историко-культурных ценностей осталась неевакуйованою или была уничтожена советскими войсками.

Таким образом, воссоздание полной картины этого процесса будет способствовать поиску невозвращенных ценностей, позволит установить количество оставленного на местах и выявить виновных в масштабных потерях Украины архивных, библиотечных ей музейных фондов.

2. Вклад деятелей науки и культуры в борьбе с фашизмом

Советская интеллигенция отдавала все силы борьбе с фашизмом. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» разворачивали свою деятельность в эвакуации ученые, работники культуры. Ученые АН УССР разрабатывали важные оборонные и народнохозяйственные проблемы. На Востоке функционировали эвакуированы из Украины вузов. Патриотическим пафосом, верой в победу полны произведения писателей Украины — М. Бажана, П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, А. Малышко, Ю. Яновского и др.. Литераторы мощным слово народ к священной войны. Часть из них стали командирами боевых подразделений, политработниками, рядовыми солдатами, военными корреспондентами, воевали в тылу врага. В Уфе, где временно находился Союз писателей Украины, и в прифронтовых районах выходила большинство украинских литературных изданий: серия изданий «Фронт и тыл», альманах «Украйна в огне», газета «Литература и искусство», журналы «Украинская литература», «Украина »,« Перец ». Большое мобилизационное значение имели публицистические выступления на страницах украинской прессы А. Довженко, М. Бажана, Ю. Яновского, А. Малышко и др.. Среди значительных прозаических произведений тех лет — «Ночь перед боем» О. Довженко, «Земля отцов» Ю. Яновского, «Золотые ворота» Л. Смелянского, «Кровь Украины» В. Собко, сатирические и юмористические рассказы Остапа Вишни. С фронтовой действительности взяты сюжеты рассказов и новелл И. Ле, Л. Первомайского, П. Панча, А. Головко. Значительным явлением в драматургии военных лет стала пьеса И. Кочерги «Ярослав Мудрый».

Около 350 музыкальных произведений, в частности, 4 симфонии, 6 опер, 110 песен, написали в эвакуации композиторы Украины. Среди них выделялись кантата-симфония А. Штогаренко «Украина моя», «Украинский квинтет» Б. Лятошинского, опера М. Вериковского «Служанка».

В годы Великой Отечественной войны продолжалась творческая деятельность Союза советских художников Украины (правление временно находилось в Уфе). Не прекращалась и выставочная деятельность. В области живописи плодотворно работали А. Шовкуненко, К. Трохименко, С. Беседин, Н. Глущенко, М. Дерегус и др.. Еще до окончания войны, с началом освобождения территории Украины, правительство принимало меры по развитию украинского изобразительного искусства. В Киевском художественном институте были открыты новые факультеты и мастерские, в 1946 году основан Львовский институт прикладного и декоративного искусства,

В советском тылу продолжали творческую деятельность 42 украинских театральных коллектива. В репертуаре эвакуированных из Украины театров основное место занимала героико-патриотическая. Были созданы фронтовые филиалы драматических коллективов — фронтовые театры, которые давали спектакли и концерты в частях действующей армии, больницах, в тылу. Большую работу проводила украинская радиостанция им. Т. Г.Шевченко под руководством Ю. Шумского, которая транслировала выступления украинских актеров.

Кинематографисты Украины работали над созданием художественных и хроникально-документальных фильмов. Популярность приобрела документальная лента «Битва за нашу Советскую Украину», созданная под руководством (А. Довженко (1943 г.). Одновременно Довженко написал киноповесть «Украина в огне», в которой попытался объективно исследовать причины поражений красных войск на первом этапе войны. Но по инициативе Сталина концепция фильма была разнесена вдребезги, правдивый фильм об Отечественной войне не появился. Во время освобождения украинских земель в 1943-44 гг большое внимание уделялось восстановлению социокультурной инфраструктуры. возобновлялась работа культурно-просветительных учреждений, учебных заведений, художественных ячеек.

3. Особенности культурной жизни Украины во второй половине 40-х — начале 50-х гг

В конце второй мировой войны завершилось объединение украинских земель в составе УССР. Проводя его, сталинское руководство таким образом предотвращало возможностям повторения провозглашения автономии или независимости тех или иных территорий национально-ориентированными политическими организациями и формированиями. Часть украинских осталась на этнических землях Польши, Чехословакии, Румынии. Под видом борьбы с бандеровщиной марионеточное правительство Б. Берута в Польше в «лучших» сталинских традициях сделал депортации украинской в западные регионы ПНР; лишь в конце 50-х гг им разрешили вернуться на родные пепелища. После победы часть украинской интеллигенции надеялась, что ужасная политика террора и репрессий прекратится, что Украина, которая прославила себя в борьбе с захватчиками, получит возможность более свободного национально-культурного развития. Но сталинское руководство пристально следило за тем, чтобы разбужена национально-патриотическое сознание не распространялась, а чтобы сохранялся тотальный контроль над мыслями и душами населения. После кратковременного отдыха начались новые акции, направленные против интеллигенции и культуры.

В 1947 г. на посту первого секретаря ЦК КП (б) У вновь оказался Л. Каганович, который «прославил» себя активным участием в борьбе против украинизации в начале 30-х гг Началось изыскания «буржуазного национализма» в среде творческой и научной интеллигенции. В Украине возникли свои аналоги пресловутого постановления ЦК ВКП (б) от 14.08.1946 г. «О журналах« Звезда »и« Ленинград »(только в июне 1990 г. отменены). В «националистов» «записали» поэта М. Рыльского, раскритиковали произведения Ю. Яновского, П. Панча, М. Стельмаха, работы М. Возняка. Негативную роль в травле товарищей — писателей сыграли А. Корнейчук и Н. Бажан. Только устранение из Украины Л. Кагановича и ответ Н. Хрущевым спасла от гибели многих деятелей культуры. Но идеологическое клеймо «враждебных элементов» был снят с них лишь после XX съезда КПСС и публикации выступления Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью» (1957 г.).

Во второй половине 40-х гг продолжалась восстановление материальной базы культуры. За годы четвертой пятилетки практически полностью восстановлена деятельность учреждений культуры, науки и образования. Это был результат героического труда украинского народа, а также братской помощи, которую оказали и другие республики.

Поскольку во время оккупации была разрушена система учебных заведений в Украине, большое внимание уделялось предоставлению возможности получить образование тем, кто был лишен ее при гитлеровцам. Была принята целый ряд постановлений об улучшении работы школ, организацию всеобуча. В результате проведенной работы на начало 50-х годов в Украине количество учеников приближалась к довоенной. Разворачивалась системы вечернего образования для взрослых. Были разработаны мероприятия по улучшению высшего образования, распространения заочной подготовки специалистов. Возрождались также научные структуры. После смерти в 1946 г. президента АН УССР академика Богомольца академию возглавил академик В. Палладий.

Война и оккупация привели к разрушению городов и сел Украины, памятников отечественного зодчества. В период первого послевоенного десятилетия были полностью вздернутые из руин города Украины. Градостроительство этого времени присущи поквартальная застройка, ориентация на создание завершенных архитектурных ансамблей. Фасады декорировались разнообразными архитектурными формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко. Создавались серии типовых проектов жилых домов, школ, детских садов и т. д.. В строительстве использовались новые материалы и конструкции, постепенно приводило к изменению стилистической направленности архитектуры.

Несмотря на угрозу репрессий против деятелей культуры, художники создавали новые литературные, живописные, музыкальные произведения, которые обогащали украинскую национальную культуру. В первые послевоенные годы в украинскую литературу вошло поколение молодых поэтов, прозаиков, драматургов, прошедшие суровую школу войны. Появились романы, повести, рассказы о подвиге народа в кровавой войне. Этапным среди них роман О. Гончара «Знаменосцы». Этой же темы посвящены книги «Живая вода» Ю. Яновского, «Тайна Соколиного бора» Ю. Збанацкого. Пафосом победы полны произведения П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, А. Малышко, П. Воронько.

Активно развивались все жанры литературы в последующие годы. На новом этапе развития литературы внимание писателей было обращено на актуальные проблемы современности.

После освобождения Украины от фашистских оккупантов продолжалось восстановление музыкальных театров, концертных организаций, учебных музыкальных заведений, создавались новые исполнительские коллективы. Среди музыкальных произведений, которые возникли в послевоенное десятилетие, привлекали 2-я симфония К. Данькевича, симфонические поэмы «Песня юношей» и «Днепр» С. Людкевича, оперы «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса и «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича. Во второй половине 40-50-х годов развивается песенный жанр. Популярными становятся песни П. Майбороды, А. Филиппенко, А. Кос-Анатольского, И. Шамо др.. Украинская хоровая музыки обогатилась произведениями Б. Лятошинского, Ф. Козицкого, А. Штогаренко, М. Колессы.

Признание получили произведения украинских художников Т. Яблонской, В. Костецкого, Ф. Манайла, гравюры и офорты В. Касияна, М. Дерегуса, Л. Ловицького. Но в художественном творчестве не могли не сказаться пагубные эстетические принципы, пропагандируемые «искусствоведами в штатском».

Таким образом, украинская культура вышла из тяжелых военных испытаний обескровленной, разрушенной, но живой. Преодолев разобщенность своих земель, Украина получила возможность возродить науку, образование, искусство, опираясь на совместные усилия Востока и Запада. К сожалению, сталинизм не давал в полной мере развернуть широкомасштабные возрождения. Попытки пробуждения национального — самосознания сразу подавлялись.

4. Влияние хрущевской «оттепели» на культурную жизнь в Украине

Вторая половина 50-ХТА начало 60-х годов в Украине были временем постепенного национально-культурного пробуждения. Мощный импульс этому процессу дал XX съезд КПСС и официальное осуждение «культа личности» Сталина. Общесоюзный движение к обновлению имел в Украине свою специфику, обусловленную, в частности, национальной проблематикой. Речь Хрущева во время декады украинского искусства в Москве в защиту украинского языка было воспринято как начало новой государственной политики.

Последующие годы в Украине характеризовались глубокими противоречиями. С одной стороны, происходили процессы реабилитации, возвращения в культуру наследия репрессированных художников, рост по-мятежный настроенных и по-новаторски эстетически ориентированных культурных, литературно-художественных сил («шестидесятничества»), наблюдалось пробуждение среди части молодежи активного интереса к историко-культурных и политических вопросов (Клуб творческой молодежи в Киеве, дискуссии в студенческих аудиториях, попытки митингов, расцвет самиздата). В это время возникла новая генерация украинских советской интеллигенции, которая искала пути к источникам, требовала полного знания отечественной истории, культуры.

Вышли на творческую арену молодые поэты И. Драч, В. Коротич, В. Симоненко, В. Стус, Л. Костенко, Е. Сверстюк, которые внесли новое течение в художественную жизнь. В «самиздате» распространялись эссе В. Мороза («Хроника сопротивления», «С заповедника им. Берии»), произведения Е. Сверстюка («Собор в лесах»), М. Осадчего («боль»), И. Калинца, В. Стусата других, а также письма — протесты в партийные) государственных руководящих органов против уничтожения памятников украинской культуры, репрессий, русификации.

Литературная жизнь конца 50-х — 60-х годов характеризуется атмосферой всеобщего подъема, активизацией творческой мысли. У196 и -1967 годов в Украине были проведены декады и недели русской, белорусской, узбекской, таджикской, молдавской, латышской литературы. Декады и недели украинской литературы и искусства прошли с успехом почти во всех республиках Советского Союза. 150-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко праздновалось во многих странах мира. Достоянием украинского читателя стали лучшие произведения народов Р, зарубежной литературы, переведенные на украинский язык. В области перевода работали Д. Павлычко, И. Драч, В. Бычко, М. Рыльский, Д. Паламарчук, В. Гримич и др..

Росту творческой активности писателей способствовала организация издания серии «Романы и повести», альманаха «Созвездие», ежеквартальника «Поэзия», библиотечных серий «Истоки дружбы», «Сокровищницы братских литератур», «Вечный революционер». Вышли «Школьная библиотека», «Библиотека украинской литературы» в 80-ти томах. Напечатаны многотомные собрания сочинений И. Франко, Леси Украинская, М. Коцюбинского, П. Мирного, П. Тычины, Я. Галана и других писателей, 50-70-е гг были временем выхода обобщающих научных работ в области общественных наук, литературоведения и языкознания. Было издано первое в истории украинского народа украиноязычную универсальную энциклопедию, двухтомный «Словарь украинского языка», 8-томную в 10 книгах академическую «Историю Украинской ССР», 8-томную «Историю украинской литературы». Большая синтетическая труд «История украинского искусства» удостоена в 1971 г. Государственной премии УССР. В конце 50-х-начале 60-х гг увидели свет «Материалы к изучению истории украинской литературы» — ценный источник, и сейчас остается важным пособием для каждого, кто изучает историю украинской культуры. Тогда же было подготовлено фундаментальное академическое двухтомное этнографическое исследование «Украинский», которое, к сожалению, из-за мизерного тираж практически неизвестно читателю. Вышел первый советский пособие по истории украинской культуры (М. Марченко).

Во время Второй мировой войны вся территория Украины была оккупирована немцами. Советской власти, которая вернулась в Украину, необходимо было не только восстановить разрушенную промышленность, но и восстановить систему образования, работу научных, культурных учреждений. Конечно, государство выделяло определенные средства из бюджета для восстановления и развития общеобразовательной школы, но их было мало. Поэтому в республике развернулось движение по восстановлению и ремонту школ собственными средствами — «методом народной стройки», зародившийся еще во время войны по инициативе жителей с. Всадника бывшего Вчорайшанського района на Житомирщине. Это дало свои результаты. Работу школ было обеспечено. На 1950 год их действовало 222 000. Довоенная школьная сеть была полностью восстановлена. В 1953 г. осуществлен переход к обязательному семилетнему образованию.

Остро стоял вопрос подготовки кадров со средним специальным и высшим образованием. Для ее решения восстанавливалась сеть соответствующих учебных заведений, — общежитий. Выдающимися событиями в культурной жизни республики было возобновление работы Киевского, Харьковского, Одесского государственных университетов, открытие в 1945 г. первого в истории Закарпатья Ужгородского университета. По послевоенное пятилетие возобновилась работа всех вузов Украины, которых в 1950 г. насчитывалось 160. В результате проведенной после войны реорганизации количество высших учебных заведений в СССР уменьшилась, тогда как количество студентов выросло Из 99 тысяч в 1946 г. до 325 тысяч в 1956 г. Это привело к тому, что на конец 50-х годов во всех сферах народного хозяйства и культуры Украины работало более полумиллиона специалистов с высшим образованием, что почти в 2,5 раза превышало их численность в довоенное время. Во время возрождения научных учреждений особое внимание уделялось восстановлению деятельности центра украинской науки — Академии наук УССР.

Вместе с тем, в этот период продолжала действовать тоталитарная сталинская идеология. Начиная с 1946 г., официальным теоретиком партийной линии в вопросах идеологии и культуры Андреем Ждановым (1896-1948) был поднят вопрос о «идеологическую чистоту пролетарской культуры». «Ждановщина»Сказалась борьбой против« безыдейности, беспринципности, формализма, КосмополитизмВ и низкопоклонства перед гнилым Западом ». На практике она быстро превратилась в российский шовинизм и вызвало очередной погром культуры нерусских народов. Претерпела преследования, в частности, еврейская национальная культура в Р.

В Украине «ждановщина» набрала форм острой критики «украинского буржуазного национализма» и «буржуазного космополитизма» — теории о всемирном характер человеческого гражданства. Партийная линия А. Жданова требовала от украинских культурных деятелей, чтобы украинская культура «теснее сливалась с большой Русском культурой ». Началось откровенное травли М. Рыльского (за его доклад «Киев в истории Украины», произнесенную 1943 г. на торжественном собрании АН УССР, по его поэтические произведения «Путешествие в молодость», «Киевские октавы», статью «Шевченко годовщина »1942 г., по предисловие к 1-му тому« Поэзий »1946), Ю. Яновского (за роман« Живая вода »), И. Сенченко (за повесть« Его поколение »). В 1946 г. была запрещена школьная «Чтение» только за то, что в ней Киев был отнесен к крупнейшим городам Р, а в рассказе о Щорсе упоминалось о борьбе против немецких оккупантов.

Особой жесткости морально-политическое давление на творческую интеллигенцию получил у.1947 г. во время краткого пребывания на посту первого секретаря ЦК КП (б) Украины ближайшего сторонника Сталина Л. Кагановича. 7 октября 1947 политбюро ЦК КП (б) У приняло постановление «О проверке исполнения Союзом писателей Украины постановления ЦК ВКП (б) о журналах« Звезда »и« Ленинград ». В ней указывалось, что «решение ЦК ВКП (б) Союзом восприняты формально», а ее члены «оказались фактически на позициях обывателей и до самого последнего времени не видели острых и различных уклонов националистического характера, буржуазных извращений в произведениях отдельных писателей…» . По личному указанию Кагановича в сентябре 1947 г. «Советская Украина» опубликовала статью Ф. Еневича «О националистические ошибки М. Рыльского». Позже редактор получил письмо от студентов из Львова, в котором Ф. Еневич сравнивался-с собакой, застрелил Пушкина. Письма, конечно, не опубликовали, а М. Рыльского заставили каяться и публично «признавать» ошибки и грехи.

Линия на создание атмосферы «националистической угрозы» продолжалась и в последующие годы. 2 июля 1951, вскоре после декады украинской литературы и искусства в Москве, в газете «Правда» появилась редакционная статья «Против идеологических извращений в литературе», которая подвергала сокрушительной критике написан в 1944 г. глубоко патриотическое стихотворение В. Сосюры « Любите Украину ».

Размышляя над этими явлениями. А. Довженко, творчество которого также было названо неприемлемым и которого еще во время войны обвинили; в «национализме», в июле 1945 г. с болью записал в своем дневнике: «Товарищ мой Сталин, когда Вы были даже богом, я и тогда не поверил бы Вам, что я националист, которого надо пятнать и держать в черном теле. Когда нет ненависти принципиальной, и пренебрежения нет, и недоброжелательности ни к одному народу в мире, ни к его судьбе, ни к его счастью, ни достоинства или благосостояния, — неужели любовь к своему народу национализм? Или национализм в непотуранни глупости людей чиновных, холодных деляг, или в неумении художника сдержать слезы, когда народу больно? … ».

В конце 1948 г. в республике была развернута борьбу с так называемыми «космополитами». Известные в Украине литературные и театральные критики И. Стебун (Кацнельсон), Я. Санов (Смульсон), Е. Адельгейм и другие были обвинены в антипатриотизме, в преклонении перед культурой Запада, в сокрытии связей культуры украинского народа с культурой русского народа. Статьи против них пестрели такими словами, как «безродного космополиты», «эстетствующие ничтожности», «низкопоклонников», «антипатриотические торгаши». В марте 1949 г. состоялся пленум правления Союза советских писателей Украины с повесткой дня «До конца разгромить космополитов-антипатриотив».

Откровенный антисемитизм, возведенный в ранг государственной политики, проявился не только в идеологических кампаниях, но и в организационных и репрессивных действиях власти. 13 января 1948 в Минске был убит известного театрального режиссера С. Михоэлса. В Украине также распространились репрессии против еврейской интеллигенции, проводились аресты деятелей культуры, сколько-нибудь проявляли причастность к еврейству и интерес к его проблемам.

Не прекращался давление партийного руководства относительно общественных наук. В 1947 г. было принято постановление ЦК КП (б) У «О политических ошибки и неудовлетворительной работе Института истории Украины Академии наук УССР». В ней это научное учреждение, труда ее сотрудников подвергались грубой, необъективной критике. «Серьезные ошибки и извращения буржуазно-националистического характера» видели в трудах профессора Н. Петровського «Воссоединение украинского народа в едином Украинском советском государстве» (1944) и «Несокрушимый дух великого украинского народа» (1943).

Как попытки «возродить буржуазно-националистические взгляды на вопросы истории Украины в той или иной степени» квалифицировались работе Института истории Украины «Краткий курс истории Украины» (вышел в 1941 г. под редакцией С. Белоусова, К. Гуслистрго, М. Петровского, М. Супруненко, Ф. Ястребова), «Очерк истории Украины» (вышел в 1942 г. в Уфе под редакцией КГуслистого, М. Славина, Ф. Ястребова) и 1-й том «Истории Украины» (вышел в 1943 г. под редакцией М. Н. Петровського).

Не обошли Украину и последствия известной сессии ВАСХНИЛ, состоявшейся в августе 1948 г. На ней малообразованный шарлатан от науки Т. Д. Лисенко, который считал генетику «буржуазной лженаукой», объявил ген мифической частицей, «получил окончательную победу над своими научными оппонентами — «вейсманистов-морганистов». Достижения советской и украинской генетики было перечеркнуто. В результате на долгое время развитие отечественной генетики прекратился. Начались преследования и расправы. Жертвами «лысенковщины» стало немало известных ученых-генетиков, которые стояли на научных позициях. Кто не поддерживал Лысенко, того увольняли с работы. На их место назначались люди, которые имели низкую квалификацию, но вели активную борьбу с «вейсманизмом-морганизм». Это на много лет затормозило развитие перспективных направлений биологической науки и обусловило отставание в этой области от мирового уровня. Разгром генетики стал одной из позорных страниц в истории биологической науки.

2. Терминологический словарь

«Оттепель» — впервые применен писателем И. Эренбургом срок относительно периода руководства Хрущева, обозначающий частичную десталинизацию и либерализации политической и общественной жизни в Р и Украине.

Греко — католическая церковь — Религиозная конфессия, образовавшаяся в результате объединения православной и римско — католической церквей 1596 г (Брестская уния).

«Ждановщина»- Идеологическая кампания по критике и обвинениям в« буржуазном национализме »представителей украинской интеллигенции во второй половине 40 — х годов по инициативе секретаря ЦК КПСС А. Жданова.

Космополитизм — Теория и практика, в основе которой лежит тезис о необходимости замены национального гражданства мировым, отрицание права наций на самостоятельное существование, отказ от культуры, традиций, во имя абстрактного понятия «единства человеческого рода».

Научно — техническая революция — Качественные изменения в развитии общества, экономики, обусловленные прогрессом в отдельных отраслях науки, техническими изобретениями.

3. Литература:

Граница М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. Киев: ПУЛ, 2007.

Лобас В. Х. Украинская и зарубежная культура. Уч. пособие. — К., 2000.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Рублев А. С., Черненко Ю. А. сталинщины и судьба западноукраинской интеллигенции 20-50 е годы ХХ ст.. — К., 1994.

Ульяновский В., Крыжановский О., Плохий С. История Церкви и религиозной мысли в Украине: в 3-х кн. — К., 1994.

Юрчук В. И. Культурная жизнь в Украине в послевоенные годы: свет и тени. — К., 1995.

Tagged with:
Posted in История украинской культуры
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: