bannerka.ua

Проблемы сохранения укранских культурных ценностей в годы Второй мировой войны

6. Особенности национально-культурного развития украинских земель в 1920 — х — 1930 — х гг

1. Обзор темы: исторические обстоятельства развития украинской науки и образования за рубежом. Политика правительств Чехословакии, Польши, Румынии относительно украинской культуры. Деятельность ячеек украинского образования и науки в Чехословакии и Польши.

1. Украинская наука и образование в Чехословакии, Польше и Германии. Полонизация украинской культуры на западноукраинских землях.

Чехословацкая Республика в межвоенный период стала той страной, где нашли приют тысячи наших соотечественников, спасаясь вол бедствия революции и гражданской войны. На 1925 г. украинское сообщество в Чехословакии насчитывала около 6000 человек, из которых одна треть были выходцами из Восточной Галиции. Интеллигенция составляла 25%. В 1921 г. чехословацкое правительство по инициативе Т. Г. Масарика разработал и начал воплощать в жизнь Русский программу помощи, которая. По словам первого президента ЧСР, должна была собрать, сохранить и поддержать остатки культурных сил в эмигрантской серелознши. В ЧСР возникла целая сеть общеобразовательных школ для русских и украинских (вол начальных где высших), ряд специальных учебных заведений, научных организаций. 1923 количество украинских профессоров и студентов в ЧСР в высших учебных заведениях, на курсах и в школах была такой: Украинский свободный университет в Праге (профессоров — 17. Студенте -1500), Украинская хозяйственная академия в Подебрадах (профессоров — 3, слушателей — 230. выпускные курсы в Подебрадах (профессоров — 3, слушателей — 119), выпускные курсы в Йозефа (профессоров — 8, слушателей — 67). Украинскую систему образования представляли Украинский свободный университет, Украинская хозяйственная академия в Подебрадах, украинский педагогический институт им.. М. Драгоманова и Украинская художественная академия. Украинская гимназия действовала с 1927 г. в Ржевнице. Развития чешско-украинских связей способствовали Союз друзей Украинского свободного университета в Праге и Чехословацко-украинского объединения в Брно.

В процессе обучения российские и украинские студенты получали стипендию. В 1924г. финансовую поддержку получали 6341 студент. Эмигрантская молодежь посещала и чехословацкие школы, главным образом в Праге, а также в Брно и Братиславе. Украинских учеников насчитывалось в чехословацких школах 1018 человек. Наибольшим интересом среди российских и украинских учеников пользовались такие дисциплины как агрономия, медицина, химия, лесное хозяйство, техника и такие научные заведения как Высшая торговая школа, Высшая горная школа и языковые школы. Некоторые члены педагогических коллективов российских и украинских школ работали и в чехословацких, прежде всего, высших школах, где преподавали гуманитарные, естественные и технические дисциплины.

Среди высших учебных заведений наибольшее значение имел Украинский свободный университет (УСУ), образован 17.01.1921 г. в Вене по инициативе местных Общества украинских журналистов и Общества друзей образования. Сначала было 15 человек профессорско-преподавательского состава и 90 студентов. Поскольку Вена в то время не был центром украинской эмиграции, которым становилась Прага, там невозможно было получить достаточной финансовой поддержки от правительства, Украинский свободный университет того же года переехал в Прагу. Это было результатом договоренностей между профессорско-преподавательским составом УСУ и властью ЧСР. Университета была оказана финансовая помощь и использовать для занятий корпуса Карлова университета. Согласно решению министерства иностранных дел от 16.09. и 30.09.1921 г. институт был признан официально. Инаугурация состоялась в Праге 23.10.1921 г. в присутствии президента Т. Г. Масарика, членов чешского правительства и известных ученых. В то время в УСУ уже 21 человек профессорско-преподавательского состава и 702 студенты, значительная часть которых параллельно училась в Карловом университете, ведь структура этих высших учебных заведений была однотипной. В начале 30-х годов (1931 г.) количество профессорско-преподавательского состава и студентов увеличилась соответственно до 39 и 874 человек. Обучение проводилось на двух факультетах — философском и юридическом. В Украинском свободном университете в пражский период его функционирования работала целая плеяда известных украинских профессоров — историк Д. Дорошенко, географ С. Рудницкий, филолог А. Колесса, искусствовед Д. Антонович, юрист С. Днестровский, врач И. Горбачевский и много других известных украинский ученых. 1923 г. в УСУ было 17 профессоров и обучалось 1500 студентов. С 1921 по 1945 год Украинский свободный университет закончило более 12000 человек.

В начале 30-х гг УСУ имел собственную библиотеку, которая насчитывала 10000 книг, собственную издательскую базу — 27 книг, среди которых два тома юбилейного сборника, посвященного Т. Г. Масарику.

В 30-х гг университет попал в кризисную ситуацию, которая была следствием переориентации чехословацкой внешней политики на сближение с Советским Союзом и Польшей. Были несколько ограничены возможности и права украинской эмиграции, уменьшена финансовая помощь, в результате чего УСУ вынужден был прекратить издательскую деятельность. Вследствие этого украинские начинают выезжать из Праги и перед войной (1939 г.) в УСУ учился всего 61 студент. В 1938 г. рассматривался вариант перебазирования Университета на Подкарпатской Руси, но оккупация ее Венгрией в 1939 г. перечеркнула эти планы. При Протектората деятельность УСУ несколько оживилась, поскольку на него не распространялось действие закона о запрете чешской высшей школы, как единая славянская высшая школа в Праге принял на обучение чешских студентов. После освобождения Чехословакии УСУ был ликвидирован органами НКВД. К счастью, большинство профессоров вовремя эмигрировали в Германию, где уже в 1946 г. Украинский свободный университет продолжил свою деятельность.

Вторым высшим учебным заведением, открытым в Чехословакии, была Украинская хозяйственная академия в Подебрадах (УГА). Официально была зарегистрирована 19 мая 1922 по инициативе Украинского общественного комитета в Праге. Как и Украинский свободный университет, должна была работать по примеру чехословацких вузов, однако к ряду программ были включены и специальные украинского лекции. Дипломы академии были признаны наравне с дипломами родственных чехословацких высших школ. Изначально планировалось трехлетнее обучение, а с 23.05.1925 г. академия была преобразована в вуз с четырехлетний срок обучения. Прием студентов осуществлялся на четыре факультета: агрономический, лесничий, инженерный и экономико-кооперативный. Ректором академии в 1927/1928 н. г. был Сергей Тимошенко, проректором — И. Шереметинський, а секретарем доцент Ипполит Ольгерд Бочковский. На протяжении своего существования в УГА работало 119 человек профессорско-преподавательского состава (из них 26 чехов). Среди них такие известные украинские ученые как профессор Исаак Мазепа, доктор Панас Феденко, университетский профессор, доктор Борис Матюшенко, доцент и журналист Ипполит Бочковский, профессор Иосиф Безпалько, профессор Виктор Сапицький, доцент Якуб Моралевич.

Вот как росла Украинская хозяйственная академия в 20-х годах: в 1922/23 н. г. в академии училось 216 слушателей, из которых 200 человек ежемесячно получали государственные стипендии в размере 550 крон; в 1923/24 н. г. слушателей уже 349, из которых 347 получали государственные стипендии; в 192.4/25 н. г. в академии училось 495 человек, из которых 466 получали государственные стипендии; в 1925/26 н. г. УГА насчитывала 541 слушателей, из которых 508 получали государственные стипендии, и в 1925/27 н. г. слушателей в академии уже 613, из которых 508 получали государственные стипендии.

В начале 1927/28 н. г. в УГА было 413 слушателей старших курсов и 105 первокурсников, которые учились за собственные средства. В 1927 г. 320 слушателей получали стипендии в размере 450 крон. Следует отметить, что подавляющее большинство слушателей УГА были украинские, в том числе и с Кубани и Польши, далее шли россияне, белорусы, чехи.

Профессорско-преподавательский состав Украинской хозяйственной академии в Подебрадах в 1922/23 н. г. гласил: 15 профессоров, 23 доцента, 7 лекторов и 4 ассистента. Кроме них читали лекции в академии и 2 чешские профессора.

В начале 1927/28 н. г. в УГА читали лекции 25 профессоров, 21 доцент, 16 лекторов и 9 ассистентов. Кроме того, в академии читали лекции еще 19 человек — профессора чешских вузов или специалисты. В 1927 г. закончили обучение в Украинской хозяйственной академии 157 слушателей, большая часть которых уехала из ЧСР работать в Бразилии, Канады, Китая, Франции, Польши, Люксембурга и других стран. Некоторые из них, получившие гражданство Р, вернулись в Украину, а русские — в Росию.6 С 786 слушателей, обучавшихся в Украинский хозяйственной академии, 596 человек получили диплом инженера. Как и при Украинском свободном университете, при УГА работала библиотека (насчитывала около 30000 книг). Широкой была и издательская деятельность профессорско-преподавательского состава, на счету которого было 698 научных публикаций, 229 из которых — украинские учебники, часть из них была напечатана на украинском языке впервые. Уже с 1922 г. в рамках УГА в Подебрадах были организованы выпускные курсы, в 1924 г. переведены в Прагу под управление Украинского педагогического института им. М. Драгоманова. На основе этих курсов в Праге было создано в 1925 г. украинские реальную гимназию, а зарегистрировано официально в 1926 г. В 1927 г. ее перевели в Ржевниц, а в 1937 г. до Модржаны, недалеко от Праги. В гимназии, которая имела свой интернат, работало 33 педагоги. Только в 1937/38 гг здесь обучалось 185 студентов. Гимназия была ликвидирована 1945 органами НКВД. В рамках УГА проводили свою деятельность 50 организаций, большинство из которых были культурно-образовательного характера. Среди них было 19 научных объединений, члены которых принимали участие в международных конференциях, занимались издательской деятельностью. Выпускники работали преимущественно в Западной Украине, немало их было и на Подкарпатской Руси. Опеку над УГА осуществляло министерство сельского хозяйства, а финансово поддерживало министерство иностранных дел. 1928 МИД перестало финансировать этот вуз и министерство сельского господарствавидало постановление о постепенной ликвидации УГА, которая была завершена 1935 г. В процессе ликвидации в 1931 г. было образовано Комитет за сохранение УГА, который попытался найти финансовые средства, чтобы академия продолжала свою работу. Когда же этого не удалось сделать, Комитет в 1932 г. создал украинский технико-хозяйственный институт при УГА, который осуществлял заочное обучение юношей и девушек. Этот институт существует и сегодня в Мюнхене.

Третьим высшим учебным заведением был украинский педагогический институт им. М. Драгоманова в Праге, основанный по инициативе украинской Общественного Комитета в 1923 г. Здесь велась подготовка учителей начальных и средних школ, а также дошкольного воспитания. 78 человек педагогического коллектива читали лекции 178 слушателям, из которых 33 закончили обучение с ученой степенью доктора. Как и другие украинские вузы в Чехословакии, УПИ развернул широкую издательскую деятельность. За время его существования было выдано 44 сборки и 3 тома научной периодики. В 1933 г. из-за отсутствия финансов чехословацкое правительство прекратил функционирование Украинского педагогического института им. М. Драгоманова.

Последним украинским высшим учебным заведением в межвоенной Чехословакии была украинская художественная академия в Праге, которая начала свою деятельность как высшая школа 24 декабря 1923 Инициатором ее создания был украинский искусствовед и профессор УСУ Дмитрий Антонович. Этот вуз, где обучалось немало и чешских студентов (согласно словарю П. Томана — 59), была организована по типу подобных европейских высших школ. К началу войны школа организовывала ежегодно выставки картин своих студентов, которые находили положительные отзывы у чешской художественной критики (до 1939 г. их было 13). В начале 30-х гг, в период кризиса, чехословацкая власть рассматривала вопрос о закрытии академии, но в 1932 г. ее тогдашнему руководителю Ивану Кулес удалось достичь согласия правительства, чтобы школа была оформлена как его частное учебное заведение. В годы второй мировой войны приняла немало чешских студентов, которым дала возможность учиться, а не быть вывезенными на каторжные работы в Рейх. Пережила она и репрессии НКВД после освобождения в 1945 г., когда все украинские эмигранты, которым не удалось бежать в американскую оккупационную зону, были переведены в советские концлагеря ГУЛАГа как буржуазные националисты и враги советского социалистического строя.

Весной 1946 г. школа была переименована в Народную академию — отделение искусствоведения. 10 мая 1950 школа была закрыта. Этим самым была ликвидирована последняя существующая эмигрантская высшая школа в Чехословакии вообще.

К наиболее известных украинских научных институтов принадлежал Украинский академический комитет (УАК), организация, которая возникла в конце 1924 г. как самостоятельный орган украинской историко-филологического общества по инициативе профессора А. Шульгина, историка и профессора Украинского свободного университета и Украинского педагогического института им. М. Драгоманова. Этот комитет принимал под свою опеку украинских ученых, организации, вузы, способствовал их связям с учеными других стран, в организации взаимных встреч, конференций, помогал в издательской деятельности и т. д.. Авторитет этой организации был значительным еще и потому, что ее членами стали Научное общество им. Т. Шевченко во Львове и Украинский научный институт в Берлине. УКА был официально признан Международной комиссией интеллектуального сотрудничества при Лиге Наций. Свою деятельность завершил 1940г.

Важную роль в среде украинской научной эмиграции играло украинского историко-философское общество, председателем которого был Д. Антонович. Вместе с ним работали А. Колесса, В. Биднов, С. Краеугольный, Ф. Щербина, С. Днестровский, Д. Дорошенко и др.. Философско-педагогический кружок им. Г. Сковороды изучал прошлое и настоящее педагогики, Б. Матюшенко основал украинский юридический кружок. Для большинства украинских ученых чехословацкий период стал наиболее плодотворным этапом их научного пути. Работа, проводимая ими в настоящее время, обогатила не только украинских и чехословацкую, но и мировую науку.

Украинский составляли весомую долю населения Польши (даже несомненно предвзятыми данным переписи 1931 г. — 15-16%), и польские власти не решались объявить всех их неукраинцами. Тем настойчивее и хитромудришимы выглядели попытки всеми средствами разделить украинское общество и территорию, где она составляла выразительную большинство — административными границами, прибегая к сомнительным етнонаукових манипуляций, попыткой внести раздор в церковную жизнь, межконфессиональные отношения и т. д..

Под специальный прицел был взят украинский (интелигенцию. Сразу же развернулось массовое переселение учителей из Восточной Галичины в Западной, а то и в центральные районы Польши. Но особенно отчаянные усилия направлялись на то, чтобы не допустить рождения новых интеллигентских кадров. Ведь их источник составляла молодежь, закаленная в революционно-освободительной борьбе. Захватив главный город Восточной Галиции, поляки ликвидировали все украинские кафедры Львовского университета, Который за австрийской власти должен утраквистичний, есть двуязычный и соответственно двонациональний (польско-украинская) статус. После захвата всей Восточной Галиции было заявлено, что студентами университета могут быть только те, кто присягнул на верность Польше. Это оставляло за его стенами украинскую молодежь.

Она стремилась учиться в университете. И не столько ради собственного ^ самосовершенствования и профессиональной квалификации. Речь шла о гораздо больше — о выносливости Украинский, об их способности получить структуру современной нации, их решимость стать таковой. Поэтому борьба за украинский университет во Львове стала делом всей западноукраинского населения. ее обеспечил патриотический чин профессоров и ученых, объединенных в Научном обществе им. Т. Шевченко. Активное участие в организации систичних университетских курсов приняло львовское Ставропигийское братство, в доме которого они начали свою работу 7 марта 1920 Немедленная запрет заставила курсы работать тайно.

Следующий учебный год осуществлялся по признанным университетскими требованиями. Работали три отдела — философский, права и медицинский с 54 кафедрами; обучалось 1258 студентов. Обескуражены власти отвечали усилением репрессий, арестованы было более 100 студентов, некоторые из них отсидели в тюрьме более года. Ректора университета В. Щурата продержали под арестом три месяца. Но университет выстоял в глубоком подполье, за что и получил от современников название катакомбного.

Выстоял потому, что родился на гребне общего сопротивления оккупации как закономерное порождение и продолжение революционно-освободительного срыва 1918-1919 гг Студентами было молодое поколение разных, непримиримых со временем политических направлений. И в университете царила атмосфера патриотического подъема, которая объединяла их.

Активный участник создания ОУН и один из руководителей ее идеологической деятельности В. Марганец, вспоминая уже после 2-й мировой войны о своих коллегах в учебе, передает тогдашнюю атмосферу и ее примечательные особенности: Хотя они были в разных, даже совершенно противоположных лагерях, хотя заступали разные идеи и мировоззрения, но они были одержимы одной общей идеей Украина, Украина государственной и свободной…

Хотя сегодня времена не те, наступило много-много изменений, хотя смерть, тюрьмы и расстрелы очень

Проредили ряды этих представителей периода наступления и натиска, все же — наиболее заметает — они не только не сошли со сцены истории, но видно их повсюду там, где надо инициативы, творчества и жертвенности. Пусть они принадлежат к противоположным лагерям и групп, но они связаны прежними совместными военными трудами или лагерными, или тюремными переживаниями, находят часто скорее между собой общий язык, чем партийные единомышленники.

Просуществовав почти 4 года, катакомбный университет явил миру пример самоотверженного отстаивания национальной идентичности украинской, их стремление к вершинам знаний и науки. Беспримерная борьба за украинский университет во Львове получило широкую огласку, став известной общественности и получив поддержку отдельных ее кругов. Высшие учебные заведения центральноевропейских государств — Чехословакии, Австрии, Германии и вольного города Гданьска причисляли студентам Украинского университета во Львове годы учебы в подполье.

2. Научное общество им. Т. Шевченко во Львове.

Научное общество им. Т. Шевченко (НОШ) — научно-культурная общественная организация, долгие годы выполняла функции всеукраинской академии наук. Основано во Львове в декабре 1873 (сначала — как литературно-научное общество им. Шевченко) благодаря совместным усилиям национальное сознательной интеллигенции правобережную Украину и Галичины в ответ на репрессии, которым подвергалось украинское печатное слово в Российской империи. Финансовой основой для создания послужили двадцать тысяч австрийских крон, пожертвованных Е. Милорадович. Основателями общества также выступили А. Конисский, Д. Пильчикив, М. Жученко, С. Качала. Целью общества было вспомагаты развитию русской (малороссийской) словесности. Первыми председателями общества были К. Сушкевич (1874-85), С. Громницкий (1885-86), Д. Гладилович (1886-92). В первое десятилетие деятельности общества имела скромный характер: его средства вышли два ричники журнала Правда и Исследования в области русского языка (1880, нем. Языке) А. Огоновского. С 1885 общество приняло издание журнала Заря (выходил в 1898), который стал всеукраинским литературным органом и распространялся (после запрета 1894 — нелегально) в Приднепровской Украине. В конце 1880-х годов в среде Киевской общины (среди т. н., австрофилив во главе с В. Антоновичем и А. Конисским) созрела идея превращения общества в исключительно научное учреждение. В Галичине эту идею поддержала группа народников (новоеривцив) во главе с А. Барвинским, которая для достижения культурно-просветительных целей шла на компромисс с польскими и австрийскими правительственными кругами. Согласно этому плану, в 1892 общество переименовано в НТШ. Главной задачей реорганизованного общества было лелеять и развивать науку и штуку в украинской-русской языке, хранить и собирать всякие достопримечательности старинности и предметы научные Украине-Руси. Образованы три секции — историко-философскую, филологическую, тически-природоведческого-врачебной. Секции формировали комиссии. Началась организация библиотеки и музея НТШ. С 1892 начал выходить главный печатный орган общества — Записки НОШ (ред. и поэтому Ю. Целевич, 11-IV т. А. Барвинский). Первыми председателями общества были Ю. Целевич (1892-93) и А. Барвинский (1893-97).

Период наибольшего развития НТШ начался в 18943 переездом во Львов М. Грушевского. В 1894 он возглавил исторически философскую секцию, а с 1897 был избран председателем НТШ. С 1895 стал редактором Записок НОШ и взял на себя всю издательскую деятельность общества. За время его председательства НТШ выдало ок. 800 томов научных трудов, в частности, 112 томов Записок. М. Грушевский инициировал ряд других периодических изданий: Хроника НОШ (тт. 1 -74,1900-39), Сборник историко-философской секции НОШ (тт. 1-17,1898-34; в этой серии вышло восемь томов (1898-1913) его Истории Украины-Руси), Сборник филологической секции (тт. 1-23, 1898-1937), Сборник тически-естественно-врачебной секции (тт. 1-32,1897-1939 ), Жерела в истории Украины-Руси (тт. 1-22, 1895-1924), Украинский-русский архив (тт. 1-15, 1906-21), Этнографический сборник (тт. 1-40 , 1895-1929), Студии с поля общественных наук и статистики (тт. 1-5, 1909-38) и др..

Кроме М. Грушевского, исключительно большую роль в формировании академического лица НТШ сыграли И. Франко и В. Гнатюк, которые возглавляли различные структурные единицы общества, редактировали серийные и отдельные издания, в частности, выпускали в 1898-1905 Литературно-Научный Вестник и руководили Украинским Издательским Союзом. По их инициативе в 1898 была проведена реформа устава НТШ, согласно которому звание действительного члена общества присваивалось только на основании научной квалификации. Соответственно этому в 1899 был избран первый академический корпус ученых — членов НТШ в составе 32 человек, как из западноукраинских, так и восточно земель. Кроме украинских ученых в состав общества 1903-14 было принято 19 членов-иностранцев, ученых с мировым именем — А. Иенсена, Я. Бодуэна де Куртенэ, А. Брюкнера, В. Бехтерева, А. Пыпина, А. Шахматова и др. .

Вопрос о дальнейшем усовершенствовании организационной структуры стали в центре дискуссий, которые велись в НТШ в 1899-1913 и доставили к затяжному кризису. За этими дискуссиями крылись идейно-политические и личные различия среди действительных членов общества. В результате обострения конфликта в 1913 М. Грушевский оставил должность председателя НТШ. После его ухода обязанности заместителя председателя НТШ выполняли С. Томашевский (1913-18) и В. Щурат (1919-21). В межвоенные сутки головами НТШ были В. Щурат (1921-23), К. Студинский (1923-32), В. Левицкий (1932-35), И. Раковский (1935-39). Масштабы деятельности общества значительно уменьшились во многом вследствие разгрома, учиненного русскими войсками во время оккупации Львова (1914-15) и через репрессии польского оккупационного режима. Польские власти лишила общество права издания украинских школьных учебников, что было одним из основных источников его доходов и организации университетских курсов для украинских студентов. Количество изданий по межвоенный период уменьшилось до ок. 350 названий. Несмотря на это, общество продолжало развивать свою академическую структуру. Ответом на запрет польских властей вести работу со студенческой молодежью стало создание и деятельность под руководством НТШ Львовского (тайного) украинский Университета. Увеличено количество комиссий, образовано отдельные научно-исследовательские институты, начало новые серийные издания — Старая Украины (1924-25), Современное и прошлое (1939), Врачебный вестник (тт. 4-17, 1920-39; издания НТШ с 1926), Сборник физиографическими комиссии (тт. 1-7, 1915-38). Продолжалось издание Записок НОШ, которые делились на две серии — Труды историко-философской секции (ред. Крип'якевич, 1924-37) и Труды филологической секции (ред. К. Студинский, 1925-29) , Я. Гординский (1935), В. Симович (1937). НТШ было инициатором двух капитальных изданий — Украинский Всеобщей Энциклопедии (тт. 1 -3, 1935, под ред. И. Раковского) и Атласа Украины и сопредельных земель (1937), подготовленных географической комиссией НТШ во главе с В. Кубийовичем. Зарубежными членами НТШ были избраны М. Планк, Д. Гильберт, Ф. Кляйн (все — 1924), А. Ейнштайн (1929) и др.. Всего с 1899 по 1939 НТШ насчитывало 333 действительных членов (из них около трети составляли зарубежные члены), объединенных в три секции и 20 комиссий. Кроме этого, при НТШ действовали Бактериологически-химический институт и Институт нормальной и патологической Психолог, три музея: культурно-исторический, природоописний и музей историко-военных памятников. Библиотека НТШ на 1.1.1939 насчитывала 73 тыс. названий книг в 200 тыс, томах и представляла собой лучшую сборку украиники-друкив украинском языке и изданий, посвященных украиноведению в других языках.

Творчество НТШ с 1873 по 1939 составил 1172 тома различных изданий, в т. ч. 943 тома серийных научных публикаций. Важнейшие достижения были достигнуты в области общественных дисциплин: истории (работы М. Грушевского и его учеников И. Джиджоры, И. Крипьякевича, И. Кревецкого, М. Кордубы, С. Томашевского и др.)., Филологии и литературоведения (работы М. Возняка, М. Деркач-Футрак, А. Огоновского, К. Студинского, И. Франко), этнографии, фольклористики и искусствоведения (публикации В. Гнатюка, М. Зубрицкого, Ф. Колессы, В. Шухевича), антропологии (Ф. волк, И. Раковский), библиографии (И. Левицкий, В. Дорошенко) и др..

НТШ принадлежат несомненные заслуги в разработке украинской научной терминологии. Историческая роль общества состоит в выведении украинской науки за пределы украиноведения. К важнейшим достижениям членов НТШ в области точных и естественных наук следует отнести открытие И. Пулюем катодной лучей (названы позже рентгеновским), синтез И. Горбачевского мочевой кислоты, работы М. Зубрицкого в области теории автоматики, вклад С. Рудницькогота В. Кубийовича в исследование географии Украины и др..

Активизация деятельности НТШ в межвоенные сутки стала значительной степени возможна благодаря установлению контактов с Всеукраинской академии наук (ВУАН), в первую очередь — благодаря совместным усилиям К. Студинского и М. Грушевского, с 1924 руководил кафедрой истории Украины исторически филологического отдела ВУАН. Членом ВУАН были избраны С. Смаль-Стоцкий, В. Гнатюк, К. Студинский, И. Горбачевский, С. Днестровский, М. Возняк, Ф. Колесса, В. Щурат. В свою очередь, членами НТШ стали академики Вернадский, Д. Багалей, А. Крымский, Д. Яворницкий и др.. В 1927 К. Студинский и И. Свенцицкий приняли участие в харьковской конференции, которая утвердила новое украинское правописание. Это правописание был внедрен во все издания НТШ.

Конец этому сотрудничеству положили репрессии против украинских интеллигенции в советской Украине конца 1920-30-х гг жертвами стали, в частности, те члены НТШ, выехавших в СССР в поисках работы или по идейным убеждениям (А. и И. Крушельницки, С. Рудницкий). Члены НТШ были лишены звания академиков. В самой Галиции это привело к отставке с поста главы НТШ К. Студинского, которого обвинили в сотрудничестве с советскими репрессивными органами. В условиях, когда украинская Академия Наук в Киеве потеряла возможности развивать независимую украинскую науку, НТШ приняло на себя эту функцию.

3. Религиозная жизнь в Украине

В этот период украинское духовенство стремилось создать Украинская автокефальная православная церковь. Но Русская православная церковь не хотела терять контроль над епархиями бывшей империи. Большевики, в свою очередь, боролись с влиянием религии и церкви, провозгласили отделение церкви от государства и принцип светского образования. Они не позволили провозгласить автокефалию на Всеукраинском православном соборе в 1918 г. Поэтому борьба за провозглашение Украинской автокефальной православной церкви стала составной частью украинского национально-освободительного движения.

4. Возникновение Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) — православная церковь в Украине. Организационное становление УАПЦ происходило в контексте национального возрождения Украины. Стремительного распространения идея автокефалии приобрела в условиях революции 1917 — 1920 гг и демократизации общества. За восстановление украинской национальной церкви высказались делегаты многих уездных и епархиальных съездов духовенства и мирян, инициируя рассмотрение вопроса о независимости церкви на Всеукраинском православном церковном соборе (1918 г.). 1 января 1919 Директория УНР приняла закон об автокефалии Украинской церкви, однако вследствие изменения политической ситуации он не был реализован. Дерусификация церкви стихийно началась в Полтаве, Каменец-Подольском, Лубнах, Екатеринославе.

В Киеве первая служба в первой украинской прихода состоялась 22 мая 1919 Организационное оформление УАПЦ было осуществлено на Всеукраинском православном соборе в Киеве 14-30 октября 1921 г., где были утверждены каноны и структура церкви, сформирована иерархия. Самобытность УАПЦ заключалась в канонических новациях — соборной посвящении в епископы женатых священников, соборноправности ее уклада, сакрализации украинского языка и внедрении в церковную жизнь национальных обычаев и традиций. Руководство церковью осуществлял Всеукраинский православный церковный собор, а в межсоборный период — постоянно действующая Всеукраинская православная церковная рада (ВПЦР), на местном уровне — окружные, районные, приходские соборы и соответствующие им церковные советы. Почетным председателем ВПЦР был митрополит Киевский и всея Украины: в 1921-1927 гг — митрополит Н. Липкивский, в 1927-1930 гг — митрополит М. Борецкий. Председателями ВПЦР были: М. Мороз (1919-1924 гг), протодиакон В. Потиенко (1924-1925 гг), епископ П. Ромоданов (1926 — 1927 гг), протоиерей Л. Юношей (1927-1930 гг) . В 1920-х годах УАПЦ насчитывала около 1100-1200 приходов и 2 млн. верующих (12-14% православного населения), 30 епископов, 1500 священников. Районами наибольшего распространения были Киевщина, Подолье, Полтавщина, Черниговщина, Волынь. Малая епископа в США (И. Теодорович), где издавалась газета «Днепр» (Чикаго). Считая, что 2/3 духовенства нелояльно относилось к большевистской власти, государственные органы осуществляли постоянное давление на УАПЦ, организовывали травлю церкви в прессе. Стремясь максимально углубить внутрицерковные противоречия, власть способствовала превращению братства Христовой церкви, возникшей при УАПЦ, в отдельную структуру (зарегистрирована в начале 1924 г.).

5. Принудительное изъятие религии из сферы Духовного жизни народа. Запрет УАПЦ.

Православная Церковь в Украине была единственной легальной организацией, деятельность которой не вписывалась в рамки идеологии большевиков. В 20-е гг усилилось давление государства на православную церковь. Большевики воспользовались голодом 1921-1923 гг как повод для усиления репрессий против духовенства. Развернулась широкая кампания изъятия ценностей из храмов и культовых сооружений для закупки зерна за рубежом в фонд голодающих. Верующие и духовенство в большинстве случаев отказывались передать государству культовые предметы, произведения искусства, которые были непосредственно нужны для богослужения. Государственные органы игнорировали эти настроения служителей церкви и мирян, чем спровоцировали конфликты между духовенством и чиновниками, которые осуществляли конфискации в храмах. Конфликты сопровождались арестами и расстрелами священников и верующих.

В январе 1928 г. вступил в силу Административный кодекс УССР, содержавший, среди других, раздел «Правила о культах». С его принятием декрет правительства о свободе совести утратил силу. На рубеже 20-30-х гг в условиях резкого изменения политической атмосферы в стране, отношение к религии и церкви стало совсем нетерпимым. Тысячи церквей в Украине были закрыты, священники репрессированы. В 1929 г. органы ГПУ обвинили, в антисоветской деятельности Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Руководство УАПЦ репрессировали, а церковь заставили заявить о самороспуске.

Вторую пятилетку объявили «пятилеткой уничтожения религии». Возникли «Объединение воинствующих безбожников». В 1934 — 1935 гг развернулось осуществление плана массового уничтожения культовых сооружений. Были уничтожены Михайловский Златоверхий собор, Никольский военный собор, Трехсвятительская церковь, Богоявленский собор Братского монастыря и церковь Успения Богородицы («Пирогоща») в Киеве, Свято-Николаевский монастырь в Харькове, Покровский собор в Запорожье, Успенский собор в Полтаве. Тысячи культовых сооружений были превращены в складские и производственные помещения, кинотеатры, дома культуры и т. д.

В середине 30-х годов в Украине осталось лишь 9% действующих церковных сооружений по сравнению с 1913 г.

2. Типовые задачи

1. Какую политику проводили правительства Чехословакии, Польши, Румынии по развитию образования и культуры на украинских землях.

2. Определите научно — образовательные центры, созданные представителями украинской интеллигенции за рубежом? Охарактеризуйте их деятельность?

3. Как изменилась религиозная жизнь в Украине после установления советской власти

4. Что означает термин «автокефальная церковь»? Чем было обусловлено появление УАПЦ? В связи с чем ее было запрещено?

3. ЛИТЕРАТУРА:

Гаврюшенко О. История культуры. Уч. пособие. — К., 2004.

История украинской и зарубежной культуры: Учебное пособие / / Под ред. С. М. Клапчук. — М., Знание, 2007.

Касьянов Г. Украинская интеллигенция 1920 — х — 1930 — х годов: социальный портрет и историческая судьба. — К., Эдмонтон, — 1993.

Кручек А. Становление государственной политики СССР в области национальной культуры. — К., 1996.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Скуратовский В. Экранные искусства в социокультурных процессах XX в. — К., 1997.

Вам будет интересно почитать:

Tagged with: , ,
Posted in История украинской культуры
No Comments » for Проблемы сохранения укранских культурных ценностей в годы Второй мировой войны
1 Pings/Trackbacks for "Проблемы сохранения укранских культурных ценностей в годы Второй мировой войны"
  1. […] украинский свободный университет в праге […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: