bannerka.ua

Проблемы и основные тенденции развития укранских культуры в условиях государственно независимости

9. Проблемы и основные тенденции развития украинской культуры в условиях государственной независимости.

План

1. Перестройка и изменения в национально-культурной политике

2. Проблемы реформирования национальной системы образования и науки

3. Состояние и основные тенденции современного культурного развития Украины

1. Перестройка и изменения в национально-культурной политике

Процессы перестройки начались в Украине с опозданием. Фактически они начали развиваться после отстранения от власти В. Щербицкого (1989 г.). Но первой точкой перестроечных процессов в Украине можно считать 26 апреля 1986 г., день Чернобыльской катастрофы. Взрыв в Чернобыле будто осветил настоящий угрожающий положение вещей не только с окружающей средой, но и с украинской культурой, языком, общественной моралью, самым будущим нации. Это побудило к активным действиям верхушку украинской творческой интеллигенции, в частности, известных из числа «шестидесятников». Одной из первых «ласточек», что предвещали духовное обновление, было появление художественных и публицистических произведений, посвященных Чернобыльской катастрофе. Среди них — поэма И. Драча «Чернобыльская мадонна» (1988 г.), в которой автор откровенно сравнивает партийно-государственных иерархов с пресловутым царем Иродом — коллаборационистским чиновником суток римского владычества в Иудее, требует привлечения к ответственности перед людьми и Богом «первых» лиц, виновных в страшном атомном преступлении против народа. Видя на скамье подсудимых только шесть технических виновники Чернобыльской трагедии, автор с болью восклицает: «Почему их шесть? А где же седьмой — ты! Почему ты не сидишь на скамье, Первый? Нет, ты зориш на нас с высоты, длань руководящую над нами распростертыми… ».

Колокола Чернобыля пробудили в народе инстинкт национального, в частности, языково-культурного самосохранения. В течение 1986-88 гг сначала в литературно-художественной среде и в культурологической прессе, а затем в широких кругах интеллигенции развернулись дискуссии. На различий ввод Москвы, где главными мы дискуссий были «восстановления исторической правды» относительно преимущественно советского периода, преодоления остатков сталинизма в общественно-политической жизни, а также критика командно-административной системы и обработки путей реформирования общественного и хозяйственной жизни в русле горбачевского лозунги «больше демократии — больше социализма», украинская интеллигенция на первый план выдвигала проблематику защиты национального языка и культуры, возвращения историко-культурного наследия в полном объеме. Большое значение для осмысления ситуации и осознание задач сыграла статья Ивана Дзюбы «Осознаем ли мы украинскую культуру как целостность?, Где этой культуре поставлен диагноз — неполная структурность как следствие безгосударственности.

Началось активное введение к культурному обращения ранее запрещенной или просто не публикуемой украинской художественной, научной, политической литературы прошлых десятилетий, а также культурного наследия украинской диаспоры. Определенным образом культурные лозунги были эвфемизмами, за которыми стояли проблемы восстановления подлинной, не декоративной украинской государственности — в то время, конечно, в рамках Р.

Давлением общественности на заметные уступки в национальной политике пошло и компартийное руководство. Существенным в этом плане было введение Верховной Радой УССР в октябре 1989 г. изменений в Конституцию УССР, провозглашали государственность украинского языка, с одновременным принятием «Закона о языках в Украинской ССР», который действует и поныне. Главными движущими силами в этих событиях стали украинские литераторы, возглавляемые несколькими «шестидесятниками», а также вчерашние диссиденты создали в Киеве так называемый Украинский культурологический клуб. В 1988 г. возникло общество украинского языка им. Т. Шевченко (1991 г.). На 2 съезде оно приняло освященную историей название «Просвита», начали разворачивать деятельность звена культурологического общества «Наследие». Когда позже создавались уже чисто политические организации (например: Народный Рух), их лидерами стали преимущественно недавние лидеры культурнического движения, в частности писатели.

Заметные изменения происходили и в сфере художественного творчества. Хотя горбачевская политика «гласности и демократизации» не означала полного отмена цензуры и полной свободы слова и творчества, а лишь принесла ослабление партийно-государственного давления на художников, в их среде началось значительное оживление. Возникали многочисленные независимые театры — студии, художественные группировки вне традиционных творческими союзами, вышла из «подполья» и быстро стала завоевывать популярность молодежная субкультура, особенно музыкальная.

Впрочем и традиционные творческие союзы не оставались в стороне от этих процессов. Когда украинские писатели массово отправились в «большую политику», то кинематографисты и театральные деятели сосредоточились на отстаивании новых хозяйственных и правовых условий для профессиональной работы — чтобы получить на будущее реальные гарантии творческой свободы и материальной независимости от государственного и партийного чиновничества. Именно в 1987-88 гг на всей территории Р началось внедрение новых «хозрасчетных» принципов работы учреждений культуры и переход на «нормативный метод» финансирование культурных расходов, заключался в расчете необходимых средств не по «остаточному» принципу, а на основании « научно определенных »норм обеспечения населения определенными культурными заведениями и услугами и норм финансовых и материальных затрат на это обеспечение. Однако практически вся культурная инфраструктура, как, впрочем, и вся экономика оставались под государственным контролем и руководствовались преимущественно командно-административными методами, а единственными источниками финансирования культуры оставались государственный и местные бюджеты.

Достижения Украиной государственной независимости не произошло в один день — этот процесс длился почти два года. Его началом можно считать «почти свободные» выборы в Верховный Совет УССР в марте 1990 г., когда, несмотря недемократический избирательный закон, почти 100 мест из 450 достались демократическим кандидатам. Ведущей политической силой не коммунистического лагеря тогда стал Народный Рух Украины, среди руководства которого доминировала творческая интеллигенция, а между идей и лозунгов — национально-демократические, в частности, идеи культурного возрождения как необходимого условия возрождения национального самосознания и создания общественных условий для достижения Украиной независимости. Особенно важными лидеры национал демократической оппозиции считать проблемы культуры, в частности, вопрос государственного статуса украинского языка, возвращение исторической государственной символики, восстановление «национальных» церквей — УАПЦ и греко — католической. 16 июля 1990г. Верховная Рада под давлением демократических сил принял «Декларацию о государственном суверенитете Украины». Впрочем движение к подлинной независимости этим только начался. Через год, 9-21 августа, в Москве произошел коммунистический «путч ГКЧП», после неудачи которого коммунистическое большинство в украинском парламенте проголосовала 24 августа по «Акт о независимости Украины». 1 декабря 1991 на референдуме провозглашения независимости поддержало более 90% украинских избирателей. Украинская независимость стала фактом международной политики, но ей еще предстояло стать фактом повседневной жизни, в частности культурного.

Роспуск КПСС означал уничтожение старой системы формирования культурной политики, но весь набор «культурных ведомств» остался и работал по инерции, выполняя основную функцию — административно-хозяйственного управления подчиненными учреждениями. К этому прибавилась невиданная ранее самостоятельность регионов, в частности, в вопросах культурных (облуправления культуры уже не были, как раньше, в двойном подчинении — Министерства и областного совета). Вследствие этого культурную политику каждого из ведомств и облуправлений начала определять и из политических сил, которая имела наибольшее влияние в соответствующей области или отрасли культурной жизни. Пора партикуляризации и регионализации культурной политики, когда в одной области демонтировали памятники Ленину, в другой — громко отмечали советские праздники, еще в другой — никак не могли достичь согласия по переименованию улиц.

2. Проблемы реформирования национальной системы образования и науки

Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991 г.) и развитие самостоятельного государства Украина создали принципиально новые, формально вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада Украины приняла «Основы законодательства о культуре», которым предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры. В этом же году была разработана Государственная национальная программа «Украинское образование в XXI в.», А Верховной Радой принят Закон «Об образовании». В этих документах предусмотрена демократизация образования, усиление технического обеспечения школ, издание учебников, создание университетских комплексов, сети лицеев. Однако парламент до сих пор не принял закон о меценатстве, который может существенно улучшить положение в сфере культуры, хотя соответствующий законопроект был разработан еще в 2004 г. В апреле 2005 г. Верховная Рада Украины провела слушания на тему «Культурная политика в Украине: приоритеты, принципы и пути реализации ». На них речь шла о формировании новых механизмов содействия развитию культуры, расширение участия республики в программах Совета Европы и Европейского Союза, развитие сети информационно-культурных центров за рубежом. Но реализация этих целесообразных рекомендаций задерживается вследствие политической нестабильности в Украине.

Определенный успех достигнут в постепенном переводе на украиноязычный режим средней и высшей школы. Перепись 2001 г. показала, что украинский язык является родным для 67,5% населения Украины.

Историческая практика показала, что государство должно создавать благоприятные условия для развития именно украинского языка, несмотря на высокую степень русификованости украинский.

Реализация Закона «Об образовании» предусматривает укрепление материально-технической базы образования, издание новых учебников, разнообразие форм и методов обучения, широкое внедрение в учебный процесс достижений науки и техники. Образовательная системы становится более гибкой разнообразнее. Вместе с государственным] появляются частные лицеи, колледжи гимназии. Сделаны некоторые шаги к гуманизации образования. Важной задачей обеспечения выполнения в учебных заведениях «Закона о языках в Украинской ССР», принятого еще в 1989 г., еще предусматривает переход на украиноязычный режим учебного процесса. За несколько лет количество первоклассников, обучающихся на украинском языке, возросло с 43,5 до 67,7%, а в высших учебных заведениях Украинский языке преподавание велось в 37% академических групп. Однако эти процессы в восточном и южном регионах происходят медленно. Произошла реорганизация управления образованием — с целью улучшения связи между системой среднего и высшего образования были объединены Министерство народного просвещения и Министерство высшего и среднего специального образования в одно — Министерство образования и науки Украины. Важной вехой на пути реформирования образования стал Закон Украины «Об общем среднем образовании», принятый Верховной Радой 13 мая 1999 Согласно им в Украине осуществляется постепенный переход к 12-летнему обучению в общеобразовательных учебных заведениях. Здесь обучения и воспитания учащихся осуществляет около 500 тыс. учителей и воспитателей, из которых около 90% — с высшим образованием. Однако экономическое положение существенно влияет на развитие образования, его финансирования, состояние работников этой сферы. В 2001-2002 учебном году из каждых 10 тыс. жителей страны 1339 учился в общеобразовательных, 102 — в профессионально-технических, 428 — в высших учебных заведениях разных уровней аккредитации. В 1990-1991 — ситуация была несколько иной — соответственно 1373, 127 и 316. В 2002 г. на Украине функционировало 22,2 тыс. школ, лицеев, гимназий, в которых учится 6601,2 тыс. учеников. Учебный процесс обеспечивают 568 тыс. учителей. Украинским языке обучается 71,7% школьников против 58,3% шесть лет назад. Каждый четвертый ученик (27,3%) имеет возможность обучаться на русском языке, а в регионах компактного проживания населения других национальностей работают школы и классы, где дети получают образование на румынском, венгерском, крымскотатарском, польском и других языках. Среди факторов, негативно влияющих на учебный процесс, необходимо отметить недостаточную обеспеченность современными учебниками и наглядными пособиями, а также низкий уровень компьютеризации. В 983 высших учебных заведениях всех уровней аккредитации в 2002 г. обучалось 2109 тыс. студентов, что на 9% больше, чем в предыдущем году. Среди студентов, получающих высшее образование, женщин 53%. Среди выпускников вузов наибольшее количество групп составляют специалисты из отраслей знаний «экономика, коммерция и предпринимательство» (30% в вузах III-IV уровней) и «инженерия» (26%). По темпам роста специалистов особенно выделяются экономические и юридические специальности. Учебный процесс в вузах обеспечивают 169 тыс. преподавателей. В основном составе профессорско-преподавательского персонала заведений III-IV уровней аккредитации 7,3 тыс. (8,5%) докторов наук и 40,3 тыс. (47,2%) кандидатов наук. Ученое звание профессора имеют почти 7 тыс. преподавателей (8%), доцента -30,2 тыс. (35,3%).

Но при всем этом трудно судить о том, насколько в целом улучшилось качество получаемой в Украину образования, а качественные показатели значительно важнее количественных. Реальная переоценка устаревших ценностей советской эпохи в широких кругах украинского общества напрямую зависит от качественной переориентации образовательных процессов, внедрения соответствующих современным потребностям методик и технологий. В этом направлении в общенациональных масштабах уже сделано немало, однако еще больше предстоит сделать в ближайшем будущем. Еще в 1992 г. была восстановлена деятельность Киево-Могилянской академии — учебного заведения нового типа, где преподавание и обучение ведется на украинском и английском языках. С мая 2005 г. Украина является участником Болонского процесса. В 1998 г. 29 министров образования подписали в г. Болонье конвенцию о создании единой системы высшей школы, чтобы уравнять качество подготовки специалистов разных стран и обеспечить взаимное признание дипломов во всей Европе. Болонский процесс основан на двухступенчатой модели высшей школы (бакалавры и магистры).

В достаточно сложном положении оказалась наука. Сказалась многолетняя фактическая изоляция украинской науки от мировой и односторонняя ориентация на Русский, недостаточная материально-техническая база. Центром науки, по-прежнему остается Академия наук, которому предоставлен в 1994 г. статус национальной. Серьезными проблемами являются недостаточная разработка фундаментальных исследований и слабое внедрение новых технологических достижений в производство (внедряется лишь 10% разработок). Общее количество ученых в Украине — почти 300 тыс. — в два раза больше, чем во Франции, но эффективность их труда намного ниже, чем в Европе. Выдающиеся успехи достигнуты в области гуманитарных наук, особенно исторической.

В системе Национальной академии наук Украины создано несколько новых научных институтов: Институт украинской археографии, Институт украинского языка, Институт народоведения. Однако низкий уровень финансирования привел к тому, что научные учреждения потеряли до 50% своего состава. Уже на протяжении целого десятилетия наблюдается «утечка» части интеллектуальной элиты Украины в страны с более благоприятными условиями жизни.

3. Состояние и основные тенденции современного культурного развития Украины

В условиях, когда Украина стала независимым государством, набирает сил: национально-культурное возрождение. Известно, в каком состоянии находилась сфера культуры вследствие многолетней действия всевозможных остаточных принципов. Но в последнее время немало делается, чтобы выйти из кризисной ситуации. Развития украинской культуры оказывается государственная поддержка. «Основы законодательства Украины о культуре», приняты.

Верховной Радой в начале 1992 г., наметили отчисления 8 процентов национального дохода на ее развитие. Жизнь показала нереальность этих планов. Не реализованные также положение о льготном налогообложении спонсорства.

В условиях национального возрождения возрастает роль художественного творчества. В литературно-художественном процессе все активнее утверждается плюрализм. Он предусматривает отказ от присущего тоталитарной системе однотипного художественного воспроизводства общественных явлений и процессов. В этом плане принципиальным является отказ от социалистического реализма как единственного имеет право на существование.

Процессы обновления широко охватили украинскую литературу. Опубликовано произведения еще недавно запрещенных писателей — В. Винниченко, Е. Плужника, А. Олеся, Б. Гринченко, Лепкого, Н. Зерова, О. Телиги и других. В литературном творчестве расширяется кий диапазон прозаических, поэтических и драматических произведений, разнообразнее их стилевые формы. В литературный процесс вступила значительная группа молодых мастеров. «Ростки нового» назвал Олесь Гончар появление на литературном пространстве Украины журнала «Тернополь», журналов «Борисфен» на Днепропетровщине, «Степ» на Кировоградщине, «Холодный Яр» в Черкассах, «Хортица» в Запорожье.

Плюрализм, многогранное художественное воссоздание мира невозможны без признания новаторских форм, в частности, получивших название «авангард». Наконец стало доступным людям то нетрадиционное, что вводилось в художественном творчестве еще в начале XX в. и от чего через догматическую идеологию тоталитарной системы они были отстранены вдоль значительного времени.

Одним из зачинателей нового направления в монументальной живописи под названием «украинская национальная колористическая школа» стал художник Г. Синица. Он остался верен идеям школы М. Бойчука, идеям возрождения украинской монументальной живописи на основе традиций Искусства Киевской Руси, ее фресок, настенной живописи.

Достаточно активно новаторский стиль утверждается также в музыкальном искусстве. Этому способствует то, что украинская национальная музыкальная школа имеет традиции, связанные с именами таких композиторов-новаторов, как Б. Лятошинский, а также его последователей — Г. Таранова, И. Бэлзы и других, которые в свое время за модернизм в музыке потерпели не только жестокой критике, но и преследований со стороны официальных институтов. В концертных залах, театрах, на радио и телевидении все чаще звучат музыкальные произведения разных жанров и стилей — от рок и поп-музыки до классической.

В Украине основана большое количество фестивалей и конкурсов — оперного искусства, органной и фортепианной музыки, пианистов и скрипач. Кроме упоминавшейся уже «Червоной руты», известность получили такие фестивали, как «Песенный вернисаж», «Звезды мирового балета», «Млечный путь», «Все мы дети твои, Украина». С новыми песнями выступают О. Билозир, М. Гнатюк, И. Дворский, Т. Петриненко, Н. Матвиенко, И. Билык, Т. Повалий, В. Шпортько, С. Ротару, В. Зинкевич, А. Кудлай, В. Белоножко, П. Зибров, другие мастера эстрадного искусства.

Постепенно возрождается украинское кино. Однако на экранах Украины сегодня на 90 процентов — американские ленты. Украинские фильмы составляют 0,3 процента и занимают они всего один процент киновидеотелеекранного времени. Пропаганда жестокости и насилия, эротических сцен и низкопробных фильмов западного производства негативно влияет на психику людей, деформирует их сознание и шкалу моральных ценностей, способствует развитию агрессивности в обществе.

Стремительно развивается телевидение. В 1992 г. вышла в эфир первая передача Житомирского телецентра. Обнадеживающие процессы происходят в театре. О его популярности в Украине свидетельствует, что примерно на 40 тысячах ежегодных представлений бывает почти 20 миллионов зрителей. Мировое признание и славу снискал своим творчеством театральный режиссер-новатор Р. Виктюк, который, по сути, определяет театральную эстетику XX века.

В условиях отсутствия эффективной системы государственного финансирования культуры Указом Президента Украины в июле 1994 г. был создан фонд содействия искусству Украины. Инициаторами этой организации стали представители творческой интеллигенции, политики, ученые, предприниматели, те, кто видел будущее Украины в создании культуры, поддержке таланта и мастерства деятелей искусства. Уже первые шаги его деятельности показали, что действия фонда эффективно влияют на реализацию многих художественных проектов, способствующих духовном возрождению общества.

2. Терминологический словарь

Диаспора - часть народа, которая навсегда оставила свою историческую родину и поселилась в иноэтничном среде.

Государственный язык - признанная законом правительственная речь в государстве, обязательно для государственной администрации, суда и школьного обучения.

Социокультурная ситуация - это совокупность тенденций, определяющих состояние культуры общества.

Перестройка - политика, которая проводилась советским руководством во главе с М. Горбачевым во второй половине 80 — х годов ХХ в., направлена на сохранение советской системы путем ее модернизации и частичной либерализации.

Плюрализм (в художественном творчестве) - методологическая позиция, предполагающая самостоятельное существование многих отдельных культур и их зведенисть к общим феноменов, затем — множественность культур и их научных интерпретаций.

Массовая культура - термин, обозначающий тенденции в развитии зарубежной культуры второй половины ХХ в.

3. Литература:

Конституция Украины. — К., 2005.

Основы законодательства Украины о культуре. — К., 1992.

Граница М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. Киев: ПУЛ, 2010.

Национальная культура в современной Украине. — К., 1995.

Состояние культурной сферы и культурной политики в Украине (аналитический обзор). — К., 1995.

Шейко В. Культура. Цивилизация. Глобализация. — М., 2001.

Tagged with: , , , ,
Posted in История украинской культуры
No Comments » for Проблемы и основные тенденции развития укранских культуры в условиях государственно независимости
2 Pings/Trackbacks for "Проблемы и основные тенденции развития укранских культуры в условиях государственно независимости"
  1. […] развитие науки украины в условиях независимости рефер… […]

  2. […] украинская национальная колористическая школа […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: