bannerka.ua

Проблемы и основные тенденции развития укранских культуры в условиях государственно независимости

8. Культура Украины в 1960-х — 1980-х гг

1. Обзор темы: начало дестанилизации и оживление литературно-художественной жизни. «Шестидесятники». Зарождения диссидентского и правозащитного движения. Вклад диссидентов в развитие украинской культуры.

  1. Зарождения диссидентского движения в Украине, его особенности. Репрессии против диссидентов в 60-70 годы. Украинские правозащитники.

Зарождения диссидентского движения

В 60-70-х годах в Советском Союзе возникло примечательное явление, когда политику правительства стала открыто критиковать небольшая, но все большее количество людей, которых обычно называли диссидентами и которые требовали более широких гражданских, религиозных и национальных прав. Как после десятилетий террора, в атмосфере жесткого контроля и при всех имеющихся средствах идеологической обработки мог зародиться этот достойный удивления вызов режиму? Диссидентство во многом выросло с десталинизации, по ослаблению «паралича страха», которые начал Хрущев. Его ограниченные разоблачения страшных преступлений сталинской эпохи вызвали разочарование и скептицизм относительно и других сторон режима. Поэтому попытка Брежнева ограничить либерализацию вызывала протесты и оппозицию, особенно среди интеллигенции.

Заметное влияние на формирование инакомыслия производили внешние факторы. Прежде всего это касается антикоммунистических выступлений в странах «социалистического лагеря», в частности 1956г. в Венгрии, затем Польши, Вост. Германии, развертывания мирового правозащитного движения, стимульвоного принятой в 1948 и распространенной в Украине с 1963 года Всеобщей декларации прав человека.

Диссидентское движение шло в Р тремя потоками, часто сливались. Благодаря легкому доступу к западным журналистам наиболее известным был московский правозащитный, либо демократический, движение, преимущественно состоял из представителей русской интеллигенции, среди проводников которой были такие светочи, как писатель Александр Солженицын и физик-ядерщик Андрей Сахаров. Другой формой «антиобщественного поведения» был религиозный активизм. На Украине, как и в других нерусских республиках, диссидентство выкристаллизовывалось в борьбе за национальные и гражданские права, а также за религиозную свободу.

Среди западных аналитиков украинского диссидентского движения существует расхождение относительно условий, которые побуждают людей к открытому протесту. Александр Мотыль доказывает, что к зарождению диссидентства в Украине, как и в Советском Союзе вообще, привел прежде всего политический курс советского руководства, особенно хрущевская «оттепель» и попытки Брежнева положить этому конец. Откровенно проукраинская линия Шелеста, несомненно, давала украинской интеллигенции дополнительную побуждение выражать недовольство Москвой. Всеволод Исаива и Богдан Кравченко подчеркивают, что диссидентство было тесно связано прежде всего с социально-экономической напряженностью. Учитывая организованный Москвой огромный напливна Украины русских они считают, что конкуренция за выгодную работу между привилегированными русскими пришельцев и амбициозных украинских часто склоняла последних к поддержке требований диссидентов предоставить Украине большей самостоятельности. Так или иначе, в данном контексте диссидентство было новейшим проявлением возрастного противостояние между украинской интеллигенцией и бюрократией российской империи.

Шестидесятники

Сначала очаг украинских диссидентов составляли «шестидесятники» — новое плодотворное поколения писателей, приобретало себе признание. К нему принадлежали Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Николай Винграновский, Алла Горская и Иван Дзюба. Позже к ним присоединились Василий Стус, Михаил Осадчий, Игорь и Ирина Калинец, Иван Гель и братья Горыни. Впечатляющей особенностью этой группы было то, что ее члены представляли собой образцовый продуктрадянськои системы образования и быстро делали себе многообещающую карьеру. Некоторые были убежденными коммунистами. Хотя диссиденты действовали преимущественно в Киеве и Львове, они происходили из разных частей Украины. Большинство составляли восточные украинские, однако многие из них имели те или иные связи с Западной Украины, где в свое время учились или работали. Другая стоящая черта заключалась в том, что многие интеллигенты были в своих семьях первыми, кто оставил деревню и присоединился к рядам городской интеллигенции. Отсюда и тот наивный идеализм и сложная аргументация, часто присущи их заявлениям. В целом они составили очень аморфный и неорганизованный конгломерат людей. На Украине насчитывалось не более тысячи активных диссидентов. Однако их поддерживало и сочувствовало им наверняка многие тысячи.

Евгений Сверстюк писал в 1993 году:

… Среди признаков шестидесятников я бы поставил на первое место юный идеализм, который просвещает, возвышает и объединяет….

Вторым признаком я бы назвал поиск правды и честной позиции. … Поэтов тогда называли формалистами за поиски своей индивидуальности. На самом деле — за поиски истины — вместо идеи спущеннои сверху для воспевания.

Как третье признак я бы выделил непрйняття, сопротивление, противостояние официальной литературе и всему аппарату строителей казарм.

На последней волне оттепели успело расцвести много талантов, которые потом страдали за это.

В 1962 году увидела свет первый поэтический сборник Василия Симоненко, одного из самых ярких поэтов украинского возрождения. 1965 и 1973 годов в Мюнхене были опубликованы другие его произведения, но автор этих изданий не увидел. В 1963 году неизвестные преступники жестоко избили его и того же года он умер.

Одной из самых одаренных представительниц шестидесятников стала Лина Костенко. В своем творчестве он обращается к историческому прошлому, извечных проблем духовности украинского народа.

Характеризуя ярких представителей литературы того времени Е. Сверстюк писал, что несмотря на общие черты, каждый из них отличался своей творческой индивидуальностью: Иван Светличный выводил соцреализм на общечеловеческое пространство и демонтировал теорию партийной литературы. Иван Драч принес первые стихи необычные и непонятные так, как его не учили, о чем и как надо писать. Василий Симоненко заговорил с Украиной в тоне чрезвычайной искренности и открытости. Николай Виграновський тревожно заговорил о своем народе, и метафоры его звучали апокалиптические. Лина Костенко изредка выступала со своими стихами, но это были стихи такой силы звучания, как вся советская поэзия для нее несущественна.

Совсем не то и не так, как учили в институте рисовали Виктор Зарецкий, Алла Горская, Галина Севрук, Панас Заливаха.

Проявления диссидентства

Против чего выступали украинские диссиденты и каких целей стремились достичь? Как и в каждой группе интеллектуалов, здесь существовало большое разнообразие и различие во взглядах. Иван Дзюба, литературный критик и один из величайших диссидентов, одинаково стремился получить как гражданские свободы, так и национальные права. Он четко высказал свою цель: «Я предлагаю… одну-единственную вещь: свободу — свободу честного публичного обсуждения национального вопроса, свободу национального выбора, свободу национального самопознания и саморазвития. Но сначала и прежде всего должна быть свобода на дискуссию и несогласие ». Национал-коммуниста Дзюбу беспокоило большое расхождение между советской теорией и действительностью, особенно в области национальных прав, поэтому он призвал власти устранить ее для блага как советской системы, так и украинского народа. В отличие от него историк Валентин Мороз продолжал интеллектуальные традиции украинского интегрального национализма, открыто выражая свое отвращение к советской системе и надежду на ее крах. Однако вообще украинские диссиденты призывали к проведению в Р реформ, а не к революции или отделения, и выступали против национальных репрессий на Украине и за гражданские права в Р.

Первые проявления этого движения имели место в конце 50-х-начале 60-х годов, когда на Западной Украине было организовано несколько небольших тайных групп. Выделялась среди них так называемая «Группа юристов» во главе с адвокатом Левком Лукьяненко. Она призвала к осуществлению законного права Украины на выход из Советского Союза. После обнаружения этих групп их участников на закрытых процессах были осуждены к длительным срокам заключения.

В 1962 и 1963 годах Хрущев провел широко разрекламированные встречи с деятелями культуры и искусства. На них он раздраженно осудил отступления от социалистического реализма и проявления формализма и абстракционизма.

Инерция десталинизации продолжала будоражить беспокойство среди интеллигенции. Проведенная в 1963 г. в Киевском университете официальная конференция по вопросам культуры и языка, участие в которой приняли более тысячи человек, превратилась в открытую демонстрацию против русификации. Примерно в это время студенты и интеллигенция стали постоянно собираться к памятнику Тарасу Шевченко в Киеве не только для публичных чтений произведений поэта, но также для того, чтобы критиковать культурную политику режима. Подозрительный пожар 1964 г., уничтоживший фонд украинских рукописей библиотеки Академии наук Украины, вызвала бурю протестов ведущих деятелей литературы. Опасаясь, чтобы события не вышли из-под контроля, Кремль решил ударить по диссидентском движении во всем Советском Союзе. Следствием этой политики на Украине стал арест в конце 1965 г. около двух десятков тех, кто протестовал особенно громко. Чтобы запугать других, власти решили судить диссидентов открытым судом. Однако эта тактика бумерангом ударила по ним самим, вызвав еще сильнее протесты и оппозицию. Побывав на этих процессах во Львове, молодой журналист и преданный коммунист Вячеслав Чорновил написал «Записки Чорновола» — сборник документов, разоблачали своевольные, противозаконные и циничные манипуляции властей правосудием. В пылкой речи перед большой аудиторией в Киеве осудил аресты Иван Дзюба. Он также подал Шелесту и Щербицкому свой труд «Интернационализм или русификация? — Тонкий, эрудированный и безжалостный анализ теории и механики русификации на Украине. После своего ареста в 1970 г. за антисоветскую агитацию и пропаганду Валентин Мороз написал «Репортаж из заповедника им. Берии », эмоциональная и обличительная сила которого направлена против произвола советского официоза и разрушения им отдельного индивида и целых народов. Чтобы не дать властям изолировать диссидентов друга от друга и от общества, чтобы информировать мир о подробностях преследования в Р, в 1970 г. украинские диссиденты начали тайно распространять журнал «Украинский вестник». Хотя КГБ и смог ограничить распространение этих материалов на Украину, ему не под силу было предотвратить их проникновение на Запад. Там с помощью украинских эмигрантов они публиковались и пропагандировались, что вызвало у советских властей замешательство и испуг.

Культурная жизнь периода застоя

Писляхрущовське двадцатилетие (1965-1985 гг в Украине прошел под знаком неуклонного углубления кризиса советского общества, распространилась на все сферы жизни — политику, экономику, социальные отношения, идеологию, культуру.

В настоящее время общественно-политическая жизнь в Украине развивалось чрезвычайно противоречиво. С одной стороны — наступление партаппарата, его идеологии, с другой — рост национального сознания.

Развитие культурной жизни тоже носил противоречивый характер. Ежегодно открывались новые школы, росло число учителей, и в то же время в связи с уменьшением прироста населения уменьшалось количество детей школьного возраста. Все меньше становилось школ с украинским языком обучения. А в некоторых городах, особенно Донецкого региона, они совсем исчезли. Официальные власти усиленно стимулировала процесс русификации. Образование находилась в состоянии постоянного экспериментирования, политизации, приспособления к потребностям коммунистического строительства. В 1966-67 гг В школах республики начался переход на новые 10-летние программы обучения. Было введены жесткие критерии оценки работы учебных заведений по количественным показателям. Обязательность среднего образования вела к обесцениванию знаний. Распространилось явление очковтирательство, поскольку высокую оценку руководства мог иметь только преподаватель, который имел высокие процентные показатели в учебно-воспитательном процессе. Особый акцент делался на трудовом воспитании учащейся молодежи. Профессионально-техническое образование постепенно переводилось на базу среднего образования.

Определенных успехов достигла украинская наука в кибернетике, физике, матицы. Однако были проблемы, в основном по вине руководства. Отечественные ученые были исключены из международного обмена информацией, часто важные научные открытия не доходили до руководителей.

В науках гуманитарного профиля негативно сказалась заидеологизированность ученых, тенденции к технизации всей академической системы. Но и тогда были историки, которые не шли на компромиссы с властью: М. Брайчевский, А. Компан, Я. Дзира.

В украинской литературе тех лет красной нитью проходили темы октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Одновременно с появлялись и неординарные произведения. Среди них — романы Собор (написан в 1963-67 гг) и Циклон о. Гончара, проза Ю. Мушкетика, Е. Гуцало, Р. Иванчука, Ю. Дрозда, поэзии И. Драча, Б. Олийныка, Д. Павлычко, Л. Костенко, других.

При содействии тогдашнего руководителя республиканской Компартии П. Шелеста власть пошла на ряд существенных смягчений в своей культурной политике, даже начался новый, правда, очень помiркований вариант украинiзацiи, начало деятельность Украинское общество охраны памятников истории и культуры, что, в частности, осуществляли реставрацию памятников казацкой эпохи. Однако все это явно противоречило московском курсовi на создание новой сообщества — советского народа и толерувалося лишь до первой удобной возможности.

Таким случаем стали известны события 1968 года в Чехословакии. Хотя П. Шелест активно поддержал интервенции, он недолго продержался у власти, обвинен в недостаточном послуховi Москве и потураннi украинских нацiоналiзмовi. После прихода к власти ультралояльного отношении Москвы В. Щербицкого снова началось закручивание гаек. Знаменательным началом его были осуждения и фактический запрет романа Собор. Многих шiстдесятникiв подвергнут острой критике и преследованием, нескольких (в частности Иван Дзюба) даже арестованы. Практически прекратились переиздание произведений художников, репрессированных в 30-е годы. Из культурного обращения тщательно изымалось все, что могло стимулировать национальные чувства, цензуре начали подвергать даже классические стихи Тараса Шевченко. Следствием стало появление альтернативной, подпольной диссидентской культуры, в частности — так называемого «самиздата».

Диссидентами (а позже — полiтвьязнямы) стала найрадикальнiша часть шiстдесятникiв. Другие или самоiзолювалися от активной культурной жизни, или пошли на компромисс с властью, считая это единственным способом продолжить общение с читателем.

Свидетельством о нарастании давления на литературу стало принятие ЦК КПСС в январе 1973 года Постановления «О литературно-художественную деятельность. Она требовала большей активности в следование идейным установкам партии.

Оппозиция в 60-70х годах

В сентябре 1965г. во презентации в кинотеатре Украина фильма Тени забытых предков с резкой критикой арестов интеллигенции выступили Дзюба, Стус, Чорновил. Под их письмом подписались 140 присутствующих. Реакция властей была молниеносной. Их всех уволили с мест работы. Письма обращение к руководителям СССР и Р стали одной из самых распространенных форм протеста в те годы.

В 1967 году в структуре КГБ создается специально под пятое управление на которое режим положил обов язки по ьоротьби с идеологическими диверсиями , а по сути — с инакомыслящими.

Другой формой деятельности диссидентов было распространение подготовленных книг, статей, воззваний. Они тайком переписывались, передавались из рук в руки. Такая сис называлась самиздатом. Первой самиздатовские работой (1966) была Правосудие или рецидивы террора? В Вячеслава Чорновила. В январе 1970 года начал выходить журнал Украинский вестник . До 1972 года вышло шесть номеров.

Благодаря целенаправленным действиям диссидентов в 60х гг была начата традиция 22 мая чествовать пам ять Тараса Шевченко. Этот день 1861 гроб с его телом провезли из Петербурга через Киев в Канев. 1967 года в этот день милиция разогнала участников собрания возле памятника ятника поэту в Киеве и арестовала 4 из них. По требованию разгневанных людей, которые устроили Демострация у ЦК КПУ арестантов уволили.

В 1972 году достигла своего апогея кампания репрессий против инакомыслящих. Были арестованы В Вячеслав Чорновил, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Иван Дзюба, Михаил Осадчий, Юлий Шелест, Василий Стус и другие. Практически все они были приговорены к длительному заключенных заключения и отправлены в лагеря строгого или особого режимов на Урале и в Мордовии. Кроме этого было поставлено систему карательной медицины. Некоторых оппозиционеров, которых было трудно обвинить в нарушении соответствующих статей уголовного кодекса объявляли сумасшедшими и запирали в психиатрические больницы специального типа.

В начале 70х гг диссидентство стало влиятельным фактором политической жизни. Активные действия правозащитников стали известны на Западе, сообщения о них попали на страницы иностранной прессы.

Массовые репрессии 1972 года на некоторое время парализовали активность диссидентов. Однако уже в 1974 году увидели свет 7 и 8 выпуски Украинского вестника в чем неоспоримое заслуга Степана Хмары.

Поредевшие численно, но и дальше полны решимости диссиденты в 1975 г. получили новый импульс, когда Р подписал Хельсинкский договор и официально согласился уважать гражданские права своих подданных. Поверив Кремле на слово, диссиденты организовали открытые и, по их мнению, юридическое санкционированные группы, задача которых состояла в том, чтобы надзирать за соблюдением гражданских прав со стороны Кремля. Первый Хельсинкский комитет был основан в Москве в мае 1976 г. Вскоре, в ноябре 1976 г., в Киеве появилась Украинская Хельсинкская группа. Аналогичные группы сформировались в Литве, Грузии и Армении.

Украинская Хельсинкская группа.

Возглавил Украинскую Хельсинкскую группу писатель Николай Руденко — политический комиссар в годы второй мировой войны и бывший партийный чиновник в писательской организации. Его близким другом был генерал Советской армии Петр Григоренко — кавалер многих правительственных наград, которого отправили в отставку. Эта группа насчитывала 37 участников, самых разнообразных по происхождению. Здесь были диссиденты, уже отбыли сроки заключения, такие как Нина Пестрая, Василий Стус, Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Надежда Светличная и Вячеслав Чорновил, такие бывшие националисты (выживших после десятилетий, проведенных в сталинских концлагерях), как Святослав Караванский, Оксана Попович, Оксана Мешко, Ирина Сеник, Петр Сичко, Даниил Шумук и Юрий Шухевич (сын командующего УПА Романа Шухевича), и такие религиозные активисты, как православный священник Василий Романюк.

Украинское Хельсинкскую группу отличали от предыдущих диссидентов две важные черты. Первая заключалась в том, что группа представляла собой открытую общественную организацию, которая хоть и не была прорежимных, однако считала, что имеет законное право на существование. Такие взгляды были для Восточной Украины чем-то неслыханным еще со времени установления советской власти. Другой беспрецедентной чертой были контакты с аналогичными группами по всему Р с целью «интернационализировать» защита гражданских и национальных прав.

В программных заявлениях группы явно проступало и новое мышление. Они отмечали применении легальных методов, видя решения общественных проблему соблюдении законов вообще и уважении прав личности в частности. Поэтому члены группы часто называли свою деятельность правозащитным движением. Как отмечал Иван Лысяк Рудницкий, проповеди законности и подлинной демократии вместо определенной идеологии, например, национализма или марксизма, которыми до увлекалась украинская интеллигенция, стало важным поворотным пунктом в истории украинской политической мысли.

Хотя некоторые члены Украинской Хельсинкской группы оставались в какой-то степени на позициях марксизма или национализма, взгляды ее большинства четко передает следующий отрывок из воспоминаний Данила Шумука, что в прошлом был одновременно коммунистом и националистом и провел около 40 лет в польских, нацистских и советских тюрьмах: «Только демократия способна спасти человечество от опасности тирании как левого, так и правого толка. Только неограниченное, гарантированное законом право всех граждан высказывать, пропагандировать и защищать свои идеи способно дать людям возможность контролировать и направлять политику правительства. Без этого права не может быть и речи о демократии и демократические выборы в парламент. Там, где нет легальной оппозиции, пользуются равными правами в парламенте и среди народа, нет демократии… Я пришел к этим выводам после многих лет раздумий, обобщений и анализа, и они привели меня к критическому отношению как к коммунистам, так и к националистам донцовского типа ».

Резким контрастом к ксенофобии, присущей национализму оуновского сорта, было то, что пылкий патриотизм украинских диссидентов не предусматривал враждебности к другим народам, даже к русским. В 1980 г. в одной из их заявлений говорилось: «Мы понимаем, что значит жить под колониальным гнетом, и потому заявляем, что народу, который живет в нашей стране, будет обеспечено широкие политические, экономические и социальные права. Будут безусловно гарантированы все права национальных меньшинств и различных религиозных ассоциаций ». Исходя из своих легалистських взглядов, члены Украинской Хельсинкской группы считали, что лучшим путем к независимости Украины является применение гарантированного в советской конституции права на выход из Р. По их мнению, самый эффективный способ «деколонизации» Советского Союза состоял в том, чтобы разрешить его народам провести действительно свободные выборы.

Но ни умеренность Хельсинкской группы, ни требования Запада соблюдать обязательства, которые на себя взял Р в Хельсинкском соглашениями, не помешали советским властям снова устроить диссидентам погром. До.1980 г. примерно три четверти членов Украинской Хельсинкской группы получили сроки заключения от 10 до 15 лет. Остальные были высланы из Украины. Некоторым, чтобы успокоить мировое общественное мнение, позволили эмигрировать.

Религиозное диссидентство.

Отдельный вид диссидентства в Украине базировался на религии. Теоретически советская конституция гарантирует свободу вероисповедания. Но режим прибегал к целому ряду мер для борьбы с религиозными верованиями и практикой. Они включали ограничения религиозных публикаций, запрет обучать детей религии, проведения среди них атеистической агитации, засылка агентов в среду священнослужителей и церковной иерархии, закрытие культовых сооружений, применение к тем, кто стоит за веру, общественных и экономических санкций, ограничение возможности получить образование. Однако духовная бесплодие советской идеологии, с одной стороны, и возмущение жестокой политикой режима, с другой, обусловили восстановление тяги к религии, особенно на селе. Вместе с тем росла воинственность верующих,

Бешеный преследования украинской греко-католической церкви («церкви в катакомбах») не смогло полностью уничтожить ее. В последние десятилетия тайные службы для верующих проводили на Западной Украине 300-350 греко-католических священников во главе с несколькими епископами. Существовали даже подпольные монастыри и тайные типографии. В 1982 г. Иосиф Тереля организовал Комитет защиты Украинской католической церкви, ставившее своей целью добиться ее легализации. Хотя в ответ на это режим стал арестовывать ее активистов, среди украинских Галичины и Закарпатья преданность своей давней церкви не теряла силы.

Православная церковь в Украине, официально называлась Русской православной церковью, находилась в более выгодном положении, поскольку ее признавал советское правительство. Но ценой этого было сотрудничество с режимом, доходило до раболепия перед ним. Как следствие, в православной церкви, и особенно среди ее иерархии, распространились коррупция, лицемерие и тенденция удовлетворять государственные интересы за счет религиозных потребностей. Это привело к тому, что несколько членов низшего духовенства, в частности жестоко преследуемый Василий Романюк, выступили с осуждением как собственных начальников, так и государства.

Не наиболее воинственными и динамичными вероисповедания на Украине в 60-70-х годах были баптистская и другие протестантские секты — пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы. Они отправляли свои религиозные потребности в автономных конгрегациях, учили детей, как этого требует их вера, нередко отказывались регистрироваться в органах власти, что затрудняло властям контроль над ними. их фундаменталистские взгляды, организация, опирающаяся на простых верующих, палка преданность вере привлекали к ним многочисленных новообращенных, особенно в Восточной Украине. В эти годы они составляли непропорционально большую долю «узников совести» в Г. К. своего отъезда в США первым проводником баптистов был пастор Георгий Винс.

Подавление диссидентства.

В начале 80-х гг В Украине диссидентское движение было практически разгромлено.

Несмотря на всю отвагу, одухотворенность и идеализм диссидентов и на одиозную поведение их гонителей, это движение не получило широкой поддержки на Украине. Одной из причин этого стало то, что, кроме осуждения режима и требований соблюдать законы, диссиденты не сформулировали внятной политической программы. Вопросы, которые они поднимали, не были проблемами повседневной жизни, волнующие большинство населения: рабочих и колхозников. Поэтому диссиденты имели узкую социальную базу, состоявшую почти исключительно из интеллигенции.

Но решающей причиной неудачи диссидентского движения была природа системы, противостоявшей ему. На диссидентов ополчились все мощные силы советской системы и особенно всемогущий КГБ. Обладая монополией на средства коммуникации, режим всячески препятствовал распространению информации о диссидентах среди общественности. Когда какая-то информация все же появлялась, то она конечно была искажена и изображала диссидентов в негативном свете. Располагая сотни тысяч офицеров, агентов в штатском, доносчиков, КГБ, казалось, был вездесущим и всезнающим в своем стремлении не допустить вне надзором правительства любой общественной деятельности. Но в отличие от сталинских времен тайная полиция уже не проявляла такого фанатизма и не уничтожала действительных и потенциальных противников. Теперь она пыталась изолировать диссидентов от общества и, применяя к ним методы все большее давление, заставить их покаяться или замолчать. Тем, кто критиковал режим, отказывали в рабочих местах, в возможности получения образования детям и даже в крыше над головой. Упрямые приговаривали к длительным срокам заключения или бросали в психиатрические больницы, где им давали препараты, разрушающие человеческую личность. Уничтожая нескольких, КГБ успешно удавалось запугать многих.

В своей деятельности на Украине тайная полиция была не такой ограниченной, как в Москве. Изолированные от столичных западных журналистов, украинские диссиденты не имели защиты так называемой «зонты гласности», как их выдающиеся русские и еврейские коллеги. И проблема национальных прав украинских не вызвала на Западе большого интереса. Между тем, опасаясь украинского национализма, режим проводил на Украине особенно жестокие репрессии. Вот почему киевский КГБ имел репутацию грубых в Р, вот откуда непропорционально большое число именно украинских «узников совести».

Однако благодаря самовидднаний борьбе диссидентов в общественный сознании постепенно утверждалась мысль, что украинский народ не просто придатком к большого брата, что возможно создание независимого государства. Из среды диссидентов вышло много политиков.

2. Статья И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?». «Самиздат».

Политическая и идеологическая реакция середины 60-х гг Труд И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?

Демократизация и либерализация общественно-политической жизни, развитие диссидентского движения сформировали новый политический климат в Украине. Его характерным признаком стала выработка четких и конкретных требований в среде оппозиции. Важным фактором их появления стала волна арестов, состоявшейся в середине 60-х гг. Этот удар был направлен против молодой генерации украинской интеллигенции — И. Светличного, братьев Богдана и Михаила Горыней, Михаила и др.. Арестованным не выдвигали конкретных обвинений. Дело было сфабриковано КГБ и имела характер откровенной расправы над инакомыслящими. Вследствие этого на решительный защиту задержанных стали известные представители тогдашней украинской интеллектуальной элиты — писатели М. Стельмах и А. Малышко, авиаконструктор О. Антонов, кинорежиссер С. Параджанов, композитор Г. Майборода и многие другие.

Под влиянием массовых арестов 1965 молодой литературовед Иван Дзюба взялся за детальное изучение причин, обусловивших решительный протест передовой украинской интеллигенции. В сентябре — декабре 1965 года свои поиски он обобщил в книге «Интернционализм или русификация?, Которую послал партийном и советскому руководству Р и Украинский ССР. Это была первая послевоенная работа украинского оппозиционного движения, содержать.) Развернутую программу культурных и политических требований. ее максимальная требование имела достаточно взвешенный вид — возвращение партийного руководства к забытым принципов ленинской национальной политики. В заключительной части свои труды И. Дзюба доказывал и осуждал политическую моральную ответственность украинского руководства за униженное положение Украины составе Советского Союза.

Ознакомившись с работой И. Дзюбы, партийная и государственная верхушка республики освободила автор, с работы и требовала его публичного отречении от написанного. Ему, в частности, вместо «Интер национализма или русификации?» Цинично предлагали написать статью о расцвете советской Украине в семье народов-братьев.

Возникновение политической оппозиции конца 50-х — первой половины 60-х гг имело огромное значение. Своей деятельностью представители оппозиционных господствующего режима сил фактически боролись за возрождение национального самосознания, культуры, убеждали общественность в возможности реального существования сопротивления в репрессивной государстве.

«Самиздат».

Независимая от официальных структур внецензурного пресса возникла в Украине в 1964 г. на волне шестидесятничества. Монополия бюрократии на средства массовой информации, на истину и появление оппозиционных сил повлекли возникновение печатной продукции, которая получила меткое название «самиздат». Известный диссидент Владимир Буковский объяснял этот термин так: «Сам пишу, сам цензурирует, печатаю и распространяю и тогда сам за это отсиживает срок в тюрьме».

Отказ подцензурной прессы печатать материалы, содержание которых не устраивал правящие круги страны, субъективизм и ярликофильство, боязнь всего украинского, национального, этнографического, когда защитникам колониального статуса республики за каждым кустом мерещился националист как с автоматом, то со стихотворением Симоненко, — все это заставляло сторонников политического, экономического и духовного возрождения Украины искать пути донесения до народа своих идей, слова правды, культурных ценностей, возвращение исторической памяти и человеческого достоинства. Прежде начали распространяться перепечатаны, переписаны, размноженные поэзии Лины Костенко и Василия Симоненко, произведения Ивана Дзюбы и Евгения Сверстюка, Валентина Мороза и Ивана Светличного, многих других предвестников Духовной свободы и демократии.

Большинство внецензурного изданий не было периодичности, тиражи были небольшими, но, очевидно, самиздат невероятно боялась власть, так жестоко наказывала как авторов, так и читателей. За свой трактат «Интернационализм или русификация?, Написанный в 1965 г. в форме письма ЦК Компартии Украины и Совет Министров СССР, Иван Дзюба и сам натерпелся немало, но еще больше пострадали от преследований те, кто читал его в самиздатовских варианте. В 1990 г. эта работа была напечатана в журнале «Отчизна» (№ 5-8), а затем вышла отдельной книгой. 12 лет лагерей и ссылки получил Евгений Сверстюк главным образом за свое произведение «Собор в лесах», распространенный когда-то сам-свет, а в 1989 г. опубликован журналом «Киев» (№ 10 — 11). Среди известных самиздатовских произведений — собранные Вячеславом Чорновилом материалы об арестах и суды 1965 — 1966 гг под названием «Горе от ума», труд Валентина Мороза «Среди снегов», протест 139 деятелей литературы, науки и искусства, рабочих и студентов против репрессий 1965 — 1966 гг документы Украинской Хельсинской Группы т. д.. В частности, только в конце 1976 г. общественности было известно более 3 тыс. документов самвидавной литературы в Р.

По понятным причинам не выпускали периодические внецензурного издание. Но все же они существовали. Кроме упомянутого уже журнала Украинского национального фронта «Воля и Родина», уникальным явлением оппозиционного движения стал журнал «Украинский вестник» под редакцией Вячеслава Чорновила. Первый его выпуск появился в январе 1970 г. Во введении декларировалось: «Задачей« Вестника »будет объективная информация о скрываемые процессы и явления в украинской общественной жизни». До 1972 г. т. е. до ареста В. Черновола, во Львове вышло шесть выпусков журнала тиражом около 100 экземпляров каждый. После январских арестов 1972 г. Евгений Пронюк, Василий Овсиенко и Василий Лисовой с помощью студента факультета журналистики Ивана Гайдука успели выпустить в Киеве один номер журнала под тем же названием, но до читателя он не добрался-всю редакцию арестовали. В 1973 — 1974 гг седьмой и восьмой выпуски «Украинского вестника» осуществили Степан Хмара, Виталий Шевченко, и Олесь Шевченко, но также были арестованы. И только после возвращения из заключения Вячеслав Чорновил вместе с Иваном Гелем, Михаилом Горынем и Павлом Скочко в августе 1987 г. возобновил издание «Украинского вестника», продолжая седьмого выпуска его бывшую нумерацию. В журнале сотрудничали в разное время Елена Антонов, Надежда Светличная, Валентин Мороз, Юрий Шухевич, Василий Стус, Василий Барладяну и др.. Восстановлен журнал сплотил актив образованной летом 1988 г. Украинского Хельсинского Союза.

Большинство публикаций самиздата перепечатали украинские издательства за рубежом: «Современность» (с 1965 г.), «Факел» вместе с Первой украинской типографией во Франции (с 1967 г.) и др.. Труда Чорновола, Дзюбы, Мороза, Осадчего, сборники документов печатались на английском, французском и других языках.

  3. Спортивные достижения

Спортсмены Сумщину были достаточно достойно,, представлены, в сборных олимпийских, командах Р. На Олимпиадах 1956 — 1988 рр. участвовали десять спортсменов уроженцев нашей области, шестеро из которых получили высшие награды. Всего на Олимпийских играх сумскими спортсменами добыто (10 золотых, 3 серебряных и 4 бронзовых медали.

Итак, 1956 год. Мельбурн. На каждых Олимпийских играх свои герои. В Мельбурне героем стал наш земляк Владимир Куц, который получил две золотые медали. Такой упорства, высшего класса, воли к победе, которые продемонстрировал ХVИ Олимпиаде уроженец села Алексина Тростянецкого района, не видели даже знатоки легкой атлетике. Это они еще к стартам отдали золотые медали в беге на 5000 и 10000 метров прославленном англичанину Г. Пири. 23 ноября 1956 23 сильнейших бегуны мира вышли на старт 10-километровой дистанции. Г. Пири, как всегда, надеялся на свой рывок, но с первой и до последней секунды бег вел В. Куц. Он прошел дистанцию за 28 мин 45,6 с, на минуту опередив известного Гордона Пири. Прославленные стайеры мира Пири, Ибботсон, Чатауей не смогли выдержать скорости Куца и в беге на 5000 метров. Это была невиданная победа. Сказочная человек Куц завоевала сердца австралийцев, — так писала о нем австралийская газета. Владимир Петрович Куц рано ушел из жизни, но оставил заметный след в спорте. В урочище Нескучное, вблизи Тростянец, установленный бронзовый памятник выдающемуся спортсмену. В скульптуре отмечено тот момент, когда Владимир Куц разрывал грудью финишную ленту в Мельбурне. Здесь проходит мемориал В. Куца, в котором принимают участие земляки двукратного Олимпийского чемпиона.

1960 год. Год, когда на вершину Олимпа сошел сумчанин Владимир Голубничий. В течение почти четверти века В. Голубничий был лидером советских скороходов. Он один из немногих спортсменов современности, которые выступали на V Олимпийских играх. После блестящей победы в олимпийском Риме были старты в олимпийском Токио. Он на трассе внезапно потерял сознание, придя в себя, увидел над собой врача скорой помощи. С усилием поднялся и заставил себя идти дальше. Пришел к финишу третьим. Все были удивлены, как можно после потери сознания получить бронзовую медаль? В Мехико В. Голубничего приняли с оговорками, сомнениями. Это была его третья Олимпиада, ему шел 32 год. Почвой для его включения в олимпийскую команду было то, что он легко, как могло показаться, получил звание чемпиона страны. Это было хорошим знаком. Именно такую победу он одержал перед Олимпийскими играми в Риме. Увидев номер, выданный Судейская коллегия, В. Голубничий еще раз с благодарностью подумал о том, что судьба ему улыбается. По его майке был первый номер. Вот таким быть на финише. И он действительно стал первым. Но и эта Олимпиада не была для В. Голубничего последней. Он делает, попытку побороться и в олимпийском Мюнхене. Сначала борьба была успешной, он шел в группе лидеров. Уже перед финишем, когда основные трудности были позади, В. Голубничий пытается оторваться от преследователей и бурно финишировать. Но это оказалось ему не под силу. Молодой и сильный, хорошо построен спортсмен из ГДР Отто Френкель оказался более выносливым и первым пересек финишную ленту. Так, у В. Голубничего появилась медаль, которой еще не было в его коллекции олимпийских наград, — серебряная. Большинство специалистов полагали, что после Мюнхена В. Голубничий повесит кроссовки на гвоздь и перейдет на тренерскую работу, но он решил бороться, чувствовал, что есть еще порох. Сорокалетний В. Голубничий тянулся за молодыми по улицам олимпийского Монреаля. Пришел седьмым, отдал борьбе все, что смог, и не сошел с дистанции, как это сделали большинство его коллег.

Сегодня Владимир Голубничий помогает тренировать юных скороходов »в родных Сумах в детско-юношеской спортивной школе, названной в его честь. Ему присвоено почетное звание заслуженного тренера Украины и заслуженного работника физической культуры республики. Он является почетным гражданином города Сумы.

1964 год. На Олимпийских играх в Токио блестяще выступил наш земляк Леонид Жаботинский. Борьба тяжеловесов на олимпийском помосте отмечалась особым напряжением, ведь здесь соревновались такие выдающиеся спортсмены, как олимпийские чемпионы Юрий Власов, П. Андерсон и украинский богатырь Л. Жаботинский. В Риме Ю. Власов, набравший в сумме троеборья 537,5 кг, получил звание сильнейшего и получил Приз за наиболее фантастический результат. В Токио Ю. Власов на 32,5 кг превысил этот результат, но этого веса оказалось мало, чтобы сохранить звание олимпийского чемпиона. Его получил Л. Жаботинский, который сумел набрать в сумме троеборья 572,5 кг. Он на 72,5 превзошел результат американца П. Андерсона, который был достигнут на Олимпийских играх в Мельбурне и считался незыблемым. Вот такой оказалась сила нашего чудо-богатыря. И через 4 года, теперь уже на тяжелоатлеты-помосте в Мехико, Л. Жаботинский еще раз доказал, что он — сильнее человек планеты. Все те же 572,5 кг в троеборье позволили получить золотую олимпийскую медаль.

1968 год. На Олимпийских играх, которые проходили в столице Мексики принял участие гребец из г. Сумы Александр Шапаренко. На одноместной байдары. получил серебряную медаль, а через полчаса вместе с киевлянином Морозовым Александр получил золотую медаль на двухместной байдарке. Со следующей Олимпиады в Мюнхене Александр вернулся с золотой медалью, а на Олимпийских играх в Монреале был пятым. До недавнего времени Александр Шапаренко тренировал флотских гребцов, затем работал тренером за границей.

1988 год. Олимпийскими чемпионами в Сеуле стали два наших земляки — борец классического стиля из Конотопа Михаил Мамиашвили и велосипедист из г. Сум Александр Кириченко.

Серебряную медаль Олимпийских игр в Сеуле получил и наш земляк Александр Сорокалет, который первые уроки волейбольного искусства принимал в городе Шостка. В матчах капитан сборной страны А. Сорокалет был душой команды, отлично в нападении, на блоке, в организации игры. Наша команда проиграла сборной США, заняв второе место.

Бронзовыми медалями Олимпийских игр были награждены сумчане Николай Смага в Мехико (спортивная ходьба), один из лучших футболистов страны Михаил Фоменко в Монреале и мастер спортивной ходьбы Евгений Ивченко на Олимпийских играх в Москве.

После распада Советского Союза началась новая эра в истории Олимпийского спорта спортсменов Сумщины уже в составе сборной Украины.

2. Типовые задачи:

1. Какими историческими обстоятельствами было вызвано появление «шестидесятников»? Кто к ним относился? Определите наиболее известные литературные произведения поэтов — шестидесятников.

2. Вспомните первоначальное значение термина «диссидент»? Кого называли диссидентами в Советском Союзе?

3. Определите направления диссидентского движения. Какие особенности имел диссидентское движение в Украине?

4. Что означает «Самиздат»?

5. Каким проблемам была посвящена статья И. Дзюбы «Интернационализм или русификация»?

6. Достигли своей цели украинские диссиденты и правозащитники?

7. Определите спортсменов — уроженцев Сумщины, участвовавших в Олимпийских играх

  3. ЛИТЕРАТУРА

Касьянов Г. Несогласные: украинская интеллигенция в движении сопротивления 1960 — 80 — х годов — К., 1995.

Граница М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. Киев: ПУЛ, 2010.

Очерки истории украинской интеллигенции: в 3 — х т. — М., 1994.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Скуратовский В. Экранные искусства в социокультурных процессах ХХ ст. — К., 1997.

Шейко В. М., Тишевська Л. Г. История украинской культуры. — К., 2006.

Tagged with: , ,
Posted in История украинской культуры
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: