Современные методы исследований позволили установить такие дозы загрязнения продуктов питания, о которых раньше не подозревали даже ученые, что позволило сделать вывод о том, что абсолютно безопасных продуктов не существует, поскольку практически не существует ни одного их компонента, который не был бы безопасным для той или иной категории населения. В свою очередь это позволило перепроверить уровне риска и установить другие допустимые концентрации загрязняющих веществ.
Закон Украины О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья № 44 (371) от 5листопада 2002 года регулирует отношения между органами исполнительной власти, производителями, продавцами (поставщиками) и потребителями при разработке, производства, ввоза пищевых продуктов на таможенную территорию Украины, их закупку, использования, потребления и утилизации. Согласно Закону, основными принципами государственной политики являются:
— приоритетность сохранения и укрепления здоровья человека и признание ее прав на надлежащее качество и безопасность пищевых продуктов и пищевого сырья;
— создание гарантий безопасности для здоровья человека при изготовлении, ввоза, транспортировки, хранения, реализации, использования, потребления, утилизации или уничтожения пищевых продуктов и продовольственного сырья;
— государственный контроль и надзор за их производством, переработкой, транспортировкой, хранением, реализацией, использованием, утилизацией или уничтожением, обеспечивающих сохранение окружающей среды, ввозом в Украину, а также предоставлением услуг в сфере общественного питания;
— стимулирование внедрения новых безопасных научно обоснованных технологий изготовления (Обработки, переработки) пищевых продуктов, продовольственного сырья и сопутствующих материалов;
Поддержка контроля качества пищевых продуктов со стороны общественных организаций;
— координация действий органов исполнительной власти в ходе разработки и реализации политики по обеспечению надлежащего качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья;
— установление ответственности производителей, продавцов (поставщиков) пищевых продуктов, продовольственного сырья и сопутствующих материалов за обеспечение их надлежащего качества и безопасности для здоровья человека при изготовлении, транспортировке, хранению и реализации, а также за реализацию этой продукции в случае ее несоответствия стандартам, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным нормам.
В 70-х годах ХХ ст. под эгидой ФАО / ВОЗ создана международная программа разработки стандартов пищевых продуктов. Главным ее органом является комиссия Кодекс Алиментариус, в которую входит 117 стран. Кроме комиссии Кодекс Алиментариус, международные стандарты разрабатывает ЕС, а также Международная организация стандартов (ISO). В Украине вопросами контроля качества и безопасности пищевых продуктов занимается Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) и Министерство здравоохранения
В современных условиях во всем мире требования к качеству пищевых продуктов стали жестче. Важно, чтобы качество пищевых продуктов была идентична тем требованиям, которые заложены в государственных стандартах и технических условиях на их производство. Идентификация пищевых продуктов — Это выявление соответствия их характеристик, указанных при маркировке, в сопроводительных документах или в других средствах информации, предъявляемым к ним требованиям. Как средства идентификации пищевых продуктов используют нормативные, технические и товарносупровидни документы, а также маркировка.
Сложность идентификации заключается в том, что в большинстве случаев отсутствуют или не очень надежны ее критерии. Так, почти невозможно установить идентичность пшеничной муки высшего сорта, изготовленного одним хлебозаводом, но разными изменениями и (или) изготовленного из муки, полученной от разных поставщиков. За рубежом делают попытки вносить в маркировку пищевых продуктов определенную информацию об их принадлежности к конкретной товарной партии. В Украину маркировки, которое идентифицирует конкретную товарную партию, используется только для продукции консервной промышленности (консервы, пресервы).
По данным Комитета охраны прав потребителей, в Украине около 80% пищевой продукции фальсифицированы по одному или нескольким показателям. Распространенной является ассортиментная фальсификация, то есть подделка, которая осуществляется путем полной или частичной замены пищевого продукта его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких его характерных признаков.
Среди ассортиментной фальсификации распространенными являются: частичная замена водой, добавления к пищевому продукту низкокачественного заменителя и полная замена натурального продукта имитатором. Заменители, которые используют в случае ассортиментной фальсификации, бывают пищевыми — это дешевле, меньшей ценности пищевые продукты, но подобные натуральных по одному или нескольким признакам.
Опыт свидетельствует о том, что в случае добавления 10% воды к жидких пищевых продуктов (соки, вина) дегустаторы не замечают фальсификации. В случае добавления 20% воды около 1/3 дегустаторов выражают сомнение относительно качества продукта и только в случае 50% разведения большинство дегустаторов уверенно распознают водянистый вкус соков и вин. Так же незначительное разбавление водой жидких продуктов не регистрируют приборы, которыми определяют физико-химические показатели. Примером ассортиментной фальсификации является изготовление концентратов, сиропов, соков и напитков, кислот, ароматизаторов или замена сливочного масла на маргарин в тортах и пирожных, что запрещается законодательством, добавление к муки и крахмала мела, гипса, извести, золы, к молоку — мела и соды.
В настоящее время получила распространение качественная фальсификация пищевых продуктов, т. е. их подделка с помощью пищевых и непищевых добавок, имитирующих для улучшения органолептических характеристик, или замена продукта высшего сорта более низким. Распространенными способами качественной фальсификации является использование добавок, которые имитируют улучшения качества, а также пересортицы.
Количественная фальсификация называется недоваженням или недомирюванням.
Средний житель Европы ежегодно с пищей съедает более 2,5 кг различных химических веществ, придающих пищевым продуктам свежий вид, приятного запаха и продолжают сроки их хранения. В таких условиях особое значение приобретает совершенствование системы нормативов, которые обеспечивали бы здоровье современных людей и будущих поколений.
4. Европейское законодательство
В рамках ЕС вопросы безопасности и качества пищевых продуктов в цепочке «от поля до стола» регулируется около 160 европейскими директивами, которые необходимо ввести в законодательство Украины для создания аналогичной системы.
Плохое питание напрямую связано со здоровьем и продолжительностью жизни, увеличивает риск серьезных хронических заболеваний. Каждый год на мировом рынке появляется не одна сотня новых продуктов питания, информация о которых в самом полном объеме должна доводиться до потребителя.
В европейском законодательстве есть три главных принципа:
— информировать и защищать граждан;
— увеличить свободное движение продуктов питания;
— дать выбор потребителю.
Предоставить информацию о природе продукта, его хранения и приготовления производитель обязан на этикетке, причем все это закреплено законодательно и является обязательным.
Директива 2000/13/EC — главная часть законодательства, которая согласовывает право государств-членов ЕС запрещать указывать на маркировке продуктов питания и их свойства до лечения болезней человека. В том же 2001 году Директива была скорректирована в соответствии с требованиями Директивы 2001/101/EC, которая требует маркировки мяса, а в2003 дополнена в связи с требованием указывать в алькогольних напитках содержание аллергенов. Сама Директива содержит список ингредиентов, которые могут вызвать аллергию.
В 2005 году принята Директива 2005/26/EC. Которая содержала перечень веществ, запрещенных к использованию. Задачей европейского законодательства является обеспечение интереса потребителей из чего сделан продукт.
Европейский союз выбрал двойной подход к гармонизации законов о продуктах питания:
А) «горизонтальное» законодательство — касается общих аспектов (добавки, маркировка, гигиена);
Б) «вертикальное» законодательство по конкретным продуктах (мясо, рыба, сахар, муку и т. д.)
Директивы Закона ЕС О продуктах питания направлены на обеспечение того, чтобы на рынок попали только безопасные для здоровья человека и животных продукты. Главными целями законодательства являются:
§ защита интересов потребителя-недопущение мошенничества и обмана, подделки, предоставление ложной информации;
§ обеспечение потребностей потребителя, наличие полной информации о продукте, чтобы потребитель мог правильно подобрать пищу в соответствии с особенностями организма.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ (EC) № 178/2002 Европейского парламента и Совета
Общие принципы и требования закона о продуктах питания и процедуры по безопасности продуктов питания.
Общими целями являются:
§ защита здоровья потребителя;
§ свободное движение продуктов питания;
§ использование международных стандартов, кроме случаев, когда научные исследования предлагают другое.
Общие принципы:
§ Закон основан на анализе рисков;
§ анализ рисков обоснованный научными доказательствами;
§ Управления рисками учитывает результат оценки рисков;
§ превентивный принцип (если существует научно обоснованная неуверенность, могут быть применены меры воздействия для обеспечения уровня защиты здоровья потребителей);
§ принцип прозрачности (с обществом советуются напрямую через соответствующие органы во время подготовки и пересмотра законов, общество будет проинформировано о любой риск для здоровья, связанный с продуктами питания);
§ продукты питания и корма, импортируемые в ЕС, должны соответствовать Закону ЕС О пищевые продукты и корма или эквивалентной сделке;
§ продукты питания и корма, экспортируемые с ЕС должны видпоаидаты Закона, кроме случаев, если страна-импортер требует иного;
§ продукты нельзя допускать на рынок, если они являются опасными;
§ продукты считаются опасными, если они являются вредными и не подлежат использованию;
§ продукты могут считаться опасными в случае подозрения компетентных органов;
§ корма нельзя допускать на рынок для животных, из которых производят продукты питания, если они не безопасными;
§ ответственность лиц, занятых в пищевом бизнесе (они должны проводить контроль на всех этапах производства, перемещения и реализации);
§ ответственность государственных органов (мониторинг, верификация, соблюдения закона, информирование населения);
§ прослидкованисть на всех этапах и стадиях производства;
Вопросы для самоконтроля:
1. Принципы современных международных систем обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов?
2. Рекомендации для стран стремящихся вступит в ЕС.
3. Основные требования директив (ЕС) № 178/2002
Литература:
1. Маренич М. М., Аранчий С. В., Марюха Н. С. « Контроль качества и безопасности продуктов питания в ЕС. Международное законодательство в области пищевой цепочки и потенциал Украины соответствия данным стандартам »стр. 1-10