bannerka.ua

Предмет политологичнои науки и основные этапы развития свитовои политичнои мысли — № 4

· Сформулировал противоречивый, но вечный принцип «цель оправдывает средства».

Политические идеи Нового времени (XVI — XIX вв.) Были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. В этот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Политическая наука Нового времени связана с именами выдающихся мыслителей ряда стран. Она вроде передвигается из одной страны в другую, исходя из общественных событий, разворачивающихся.

Одним из таких мыслителей был англичанин Томас Гоббс (1588-1679 гг.) Свое политическое учение он изложил в философском труде «Философские основы учения о гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

В «Левиафане» Гоббс раскрывает свою концепцию власти и государства. Он проводит аналогию между политическими реалиями и функционированием человеческого организма: верховная власть — душа государства, должностные лица — суставы, награды и наказания — нервы, справедливость и законы — разум и воля, гражданский мир — здоровье, неповиновение — болезнь, гражданская война — смерть государства. Человек как биологическое существо — природное тело, государство — произведение искусства. Само государство было создано с помощью общественного договора.

Природный, догосударственный состояние Гоббс рассматривает как войну всех против всех. Инстинкт самосохранения диктует человеку два противоположных стремления: сохранение собственной свободы и попытки получить господство над другими. Отсюда возникает война всех против всех. И выход из животной жизни только один — принятие общественного договора об учреждении власти и государства. Люди соглашаются потерять часть личной свободы, выбрав правителя или верховный орган, властвовали бы над ними и положили конец всеобщей войне.

Т. Гоббс наделяет государство неограниченными полномочиями относительно своих подданных, кроме права на их жизнь. Он исходит из того, что верховная власть никаким договором со своим народом не связана, потому что подданные заключили договоренность не с ней, а между собой. Концепция Т. Гоббса полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества. Правителю относятся все виды власти, и он не подлежит суду, стоит выше законов, ибо последние установленные им самим.

Чтобы не получили распространения мысли и обучения, которые подрывали бы общественную стабильность, одной из важнейших функций государства становится контроль и регламентация духовной жизни. Философ считает не только возможным, но и необходимым введение «с интересах всеобщего мира» цензуры над книгами, проповедями и обращениями к народу.

Вслед за Н. Макиавелли Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводит ее законы из разума и опыта. Начиная с Т. Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства как машины, которая должна затем длинный и сложный путь.

Выдающийся английский мыслитель второй половины XVII в. Дж. Локк (1632-1704 гг) свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Его считают основателем либерализма. Он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство и поставил личность выше общества и государства. Согласно Дж. Локком, человек от рождения имеет естественные права (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него — средство создания свободного общества. Дж. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, потому что личности создают общество, а общество создает государство.

При государственном устройстве следует предусмотреть в нем разделение власти таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих законов для выполнения — другие, т. е. разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводилось власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Обучение Дж. Локка о государстве основано на многих достижениях политического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, а углубленные, переработаны с учетом исторического опыта, обогатился революцией в Англии.

Идеи Дж. Локка получили свое развитие в работах выдающегося политического мыслителя Франции Шарля Луи Монтескье 1689-1755 гг.) Главная книга Монтескье «О духе законов» сделала его одним из авторитетных классиков политической мысли.

Л. Монтескье в анализ политической сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, основных занятий), но и факторов географического положения. Так, он утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к потере мужества, малодушия народа, и он не может усиленно выступать против произвола и злоупотребления властью со стороны правителей, мирится со своим рабским положением. Напротив, холодный климат способствует сохранению в людях мужества, и в таких странах чаще устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.

Среди факторов, влияющих на формы правления, Ш. Л. Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Так, он утверждал, что «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Монархия же по своей природе требует средней величины. Напротив, для деспотии характерны большие размеры государства.

Однако основной вклад Ш. Л. Монтескье в политическую теорию связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей — гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властью, обеспечить их свободу. А это, по мнению Л. Монтескье, возможно только при относительно независимом сосуществовании законодательной, исполнительной и судебной власти.

Л. Монтескье верил в прогресс, который он связывал с установлением политической свободы. Так, он говорил, что политическая свобода способствует развитию экономики, промышленности, торговли; отстаивал идеи свободы слова, печати, совести. Прогрессивное значение имели его идеи устранения границ имущественного неравенства, об обязанности государства обеспечивать граждан средствами для жизни.

Гуманизм, свойственный соображениям Ш. Л. Монтескье о покое, как о первом естественный закон человека, его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими.

Несравненно более радикальными, чем политические идеи Монтескье, были взгляды другого французского мыслителя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.) Он был идеологом мелкой буржуазии, широких народных масс, в первую очередь крестьянства, и отстаивал идею конституционной монархии, идею народного представительства.

Идея народного суверенитета была известна и до Ж.-Ж. Руссо. Но он развил ее, утверждая, что народный суверенитет — это коллективная существо, она не может быть представлена отдельной личностью, это власть, осуществляемая общей волей или волей большинства, неделима. Демократия и свобода лишь там, где законодателем является народ. Но, допуская все же возможность народного представительства для стран с большой территорией, Ж.-Ж Руссо одинаково подчеркивал, что и здесь депутаты — слуги народа и их постановления могут стать законом лишь после утверждения их референдумом.

В государстве Ж.-Ж. Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая — его силой. Правительственная власть основывается актом суверенного законодательной власти, что обусловливает подчиненную роль правительства.

Идеи Ж.-Ж. Руссо получили законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), и особенно в 1793 г., а также в других актах Великой французской революции.

Вам будет интересно почитать:

Tagged with: , , , , ,
Posted in Политология

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: