bannerka.ua

Предмет политологичнои науки и основные этапы развития свитовои политичнои мысли — № 3

Метод математического моделирования состоит из исследования политических процессов и явлений путем разработки и изучения моделей. Например, по назначению их разделяют на измерительные, описательные, объяснительные и предполагаемые модели.

Сегодня, в связи с совершенствованием ЭВМ и программных технологий, моделирование политических макро — и микропроцессов стало одним из первоочередных направлений в развитии методологии политической науки.

Изучение фольклора: анекдотов, частушек, пословиц и т. п. позволяет получить уникальный материал для политических исследований, помогает понять отношение широких слоев населения к тем или иных политических деятелей, в принимаемых политических решений.

Роль политологии особенно возрастает в периоды реформирования общества, когда приходится вносить серьезные изменения в структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера власти. Политология помогает решать проблемы, возникающие при этом, регулировать общественное сознание и контролировать политическое поведение различных групп людей.

Особое значение политология имеет для конкретного человека в обществе, только создает демократические основы жизни. Она обогащает личность политическим опытом, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса.

2. История развития политической мысли:

2.1. Политическая мысль Древнего мира

Политология, как и любая другая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития, Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских теорий. Идеи и взгляды мыслителей, изложенные в теоретической форме, является частью политического сознания данной эпохи, их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов того времени, когда жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие из этих идей имеют большое значение. Они заложили фундамент современной политической науки и практики. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических явлений и процессов.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия). Видное место в политическом сознании занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Представление мифологии о земные порядки и в целом опыт такого подхода к организации общественной жизни людей повлияли на дальнейшую политическую мысль. В VIII — VI вв. до н. е. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистическому трактовка социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этической направленности.

Собственно политические теории возникают в VI — IV вв. до н. е. в рамках китайской общественной мысли, а у ее истоков стояли известные китайские философы Лао-цзы (579-499 гг. н. э.), Конфуций (551-479 гг. н. э.), Мо-цзы ( 480-400 гг. н. э.). Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды, изложенные в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), которая составлена его учениками. Конфуций развил патриархально — натерналистську концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения руководящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на принципах честности. Основная добродетель подданных за Конфуцием — в преданности правительству, в послушании — почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего согласия между верхами и низами общества и стабилизации правления.

Конфуцианство (а с IV в. Н. Н. э. — неоконфуцианство) было господствующей идеологией не только в Китае, оно получило распространение в Японии, Корее, Вьетнаме и других странах.

С V-IV вв. до н. н. э. в Китае известна еще одна политико-философская школа — даосизм, основоположником которой был Лао-цзы. В основу этого учения положено понятие «дао», что по китайским верованиям означало правильный жизненный путь человека или народа, обусловлен велению неба. По сути «дао» является олицетворением справедливости, общего порядка и доброжелательности. Если отношения в государстве строятся согласно «дао», там царят справедливость и порядок, а значит благосостояние и счастливую жизнь, если же они не выполняются, то в обществе возникают неравенство, насилие и другие недостатки.

Китайский мыслитель Мо-цзы выступал с идеями выборности правителя, социального равенства людей. Он критиковал социальную несправедливость, осуждал аристократизм и призвал к проведению реформ в интересах народа, а осуществление реформ предусматривает не только использование обычаев, но и внедрение законов.

2.2. Политическая мысль периода Средневековья

Эпоха Средневековья приходится на V-ХV вв. В настоящее время политические знания приобретают ярко выраженной религиозно-этической формы. В средневековом мировоззрении господствует представление о определяющую роль Бога в природе, общественной и личной жизни. Власти осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти — одно из требований христианской морали. В основу этого требования возложена завещание Иисуса Христа: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу.

Наиболее развитую концепцию средневекового отношения к политике сформулировал один из авторитетных мыслителей христианства — епископ Августин Аврелий (354-430 гг) в своем знаменитом трактате «О граде Божием».

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог.

Ведь государство — это множество людей, объединенных общественными связями. Государство ставит целью удовлетворение только земных благ, лишена правды, является господством силы. С тех пор, как государство впитает в себя дьявольскую волю, она становится общественным тираном. Только государство Божия имеет правду, и в ней осуществляется общее стремление к единству и вечного мира.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Основная черта социально-политических взглядов Августина — обоснование и оправдание неравенства в обществе. Богатство одних и бедность других он объяснял испорченности природы человека вследствие грехопадения первых людей. Положение человека в обществе, по Августину, запрограммированное на небесах. Отсюда — вывод о неправомерности революционных выступлений народа против устройства «гармонического неравенства».

Другой выдающийся мыслитель — Фома Аквинский (1225/6-1274 гг) — жил в период позднего Средневековья и был наиболее влиятельным богословом в Западной Европе того времени. В 1323 году он был причислен к сонму святых римско-католической церкви, а его учение было признано впоследствии официальной идеологией католицизма.

Согласно взглядам Ф. Аквинского, государственная власть исходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее достояния и использования, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Итак, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна придерживаться христианских заповедей и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Христианство пыталось удерживать политику в подчиненном состоянии как светский приложение религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности.

2.3. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV в. в Италии и с XV в. в других странах, происходят изменения, которые знаменуют начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественные, духовно-религиозные ценности и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.

В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права появляются светские концепции, в которых выдвигаются и отстаиваются требования независимой от церкви государства, единой и централизованной власти.

Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Н. Макиавелли (1469-1527 гг), которого считают основателем политической науки. Этот факт является признанием его заслуг в развитии политической мысли. В произведениях «Володар», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» Макиавелли излагает основные положения нового, рационалистического подхода к проблемам политической науки. Согласно им политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободной от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, — утверждал Н. Макиавелли.

Научные принципы политической науки Макиавелли выводил на основе исследования реальных качеств человеческой природы, размещения и движения сил, медлят в обществе интересов и страстей. Задача политической науки Макиавелли видел в том, чтобы объяснять истинное положение вещей, основываясь на фактическом материале, на историческом опыте, а не поддаваться утопическим мечтам, иллюзиям и соблюдать догм. Не приспосабливать действительность под канонизированы схемы, а, наоборот, на основе познания реальной жизни выводить соответствующие политические принципы и в зависимости от них, создавать политическую историю. В этом заключается истинно прогрессивный характер методологии Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин «государство».

Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества: отношения господствующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждений, законов. Он рассматривает государство не как застывшую, неподвижную структуру, а в развитии, постоянно меняется и зависит от соотношения сил медлят за власть.

При анализе политических форм Макиавелли обращается к различных факторов, влияющих на их становление и изменение: экономических, военных, территориальных, географических, демографических, этнических. Особое внимание он уделяет психологическим аспектам политики. Н. Макиавелли поймал взаимосвязь нравственного и психологического состояния общества с политическими формами с этой точки зрения является одним из пионеров политической психологии.

В работе «Володар» Н. Макиавелли чрезвычайно ярко рисует образ вождя, который презирает моральные каноны и по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идет к вершинам славы и могущества государства. Главным критерием оценки деяния правителя было могущество государства, для достижения которой можно использовать любые методы и средства. Таким образом, о правилах политического искусства Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали и т. п., а с позиций политической цели, при достижении которой нравственные критерии чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний должны быть отвергнуты для успеха дела. Цель оправдывает средства.

С тех пор действия политиков, пренебрегающих нормами морали, стали называться «макиавеллизмом». Исторический опыт показывает, что использование аморальных средств для достижения политических целей в конечном итоге приводило к обесцениванию самой цели. Пример проявления макиавеллизма — применение в СССР во времена сталинизма антигуманных, а порой и нечеловеческих средств для достижения прекрасных, собственно говоря, и содержания, и идеалов.

В целом заслуги Н. Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:

· Стал рассматривать политику как самостоятельную сферу деятельности, свободной от религии, относительно автономную от других сфер жизни общества;

· Заложил основы политической науки;

· Ввел в политический лексикон понятие «государство» в современном его понимании;

· Стал основателем политической психологии;

Вам будет интересно почитать:

Tagged with: , , , , ,
Posted in Политология

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: