bannerka.ua

Политика и религия — № 2

На протяжении последующих веков между сторонниками и оппонентами Брестской унии велась и продолжается вплоть до сегодняшних дней острая полемика. Религиозное противостояние стало формой проявления других социально-экономических, этнокультурных и государственно-политических конфликтов, в результате которых в 1654 г. центральная и восточная часть Украины перешла под высокую руку единоверного московского правителя. Вскоре и православная Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату (1686). С тех пор российская государственная и церковная власть прилагала усилия, чтобы искоренить любые особенности украинской православной традиции, унифицировать церковную жизнь верующих, а саму Церковь превратить в орудие русификации украинской.

Еще большей настойчивостью и последовательностью эти императивы государственно-церковной политики России проявлялись в отношении к унийной Церкви. Каждый раз, как царская империя распространяли свою власть на соседние украинские земли, это влекло за собой репрессии против униатов и их насильственное обращение на государственное российское православие (1772, 1795, 1839, 1876). Тесное связь Русской Православной Церкви с имперской властью и с велико национальными интересами вызвала недовольство и стала причиной зарождения украинофильного течения в среде самого православного духовенства и мирян Украины в конце XIX в. После революции 1917 г. возникает организованное движение за автокефалию украинского православия, однако попытки ее провозглашения в 20-х и 40-х гг встретили решительное сопротивление Московской патриархии и репрессии (уже советской) власти.

Зато в западной части Украины, которая оставалась в составе Речи Посполитой, при содействии политических властей соединена с Римом Церковь постепенно до начала XVIII в. охватила практически всех верных восточного обряда. Вопреки попыткам польской светской и церковной элиты превратить унию в мостик к полной латинизации, она стала главным фактором сохранения культурно-религиозной самобытности украинского населения. С переходом западноукраинских земель в состав Австрийского государства греко-католическая епархия (а именно так стали официально именовать бывших униатов по воле габсбургских правителей) получила всестороннюю поддержку и покровительство императорского правительства. Власти привели к организационному оформлению церковно-административных структур греко-католиков (в 1771 г. узаконено самостоятельность Мукачевской епархии на Закарпатье, в 1807 г. восстановлен Галицкую митрополию).

После Февральской революции 1917 года с образованием Центральной Рады церковь была отделена от государства. Но со временем при Секретариате внутренних дел было образовано Департамент Духовных дел.

После установки Гетьманату1918р. Законом о временном государственном устройстве Украины православную церковь провозглашен государственным, с минимальным вмешательством государства во внутреннюю жизнь церкви.

При Директории Основной государственный закон УНР определял автономность православной церкви, провозглашал свободу совести и веры. Запрещалось уклоняться от гражданских обязанностей по религиозным убеждениям. Декларировалось, что Украинская Православная Церковь не находится в зависимости от Всероссийского Патриарха.

Советская власть осуществляла принцип отделения церкви от государства. Воспринималось церковь как политического противника. Представителей клира были репрессированы, конфессии лишены статуса юридических лиц, ограничено в светской и религиозной деятельности.

Составной частью кровавой трагедии насилия в Украине стало преднамеренное преследование религии и насаждение Атеизма. Стремясь утвердить свое тоталитарное господство коммунистический режим не мог терпеть существование структур, которые представляли другие, гуманистические стоимости. Борьба с религией стало государственной идеологией, для утверждения которой не жалели усилий, не перебирали средств. Разрушены, сожжены, спрофановани храмы; расстреляны, арестованы и депортированы в сибирские ГУЛАГи священники и верные, православные и католики, представители других религий преследуемые, загнаны в подполье или полностью уничтожены целые Церкви (как Украинская Автокефальная Православная Церковь в начале 30-х гг или Украинская Греко-Католическая Церковь в 1946 г. в Галиции и в 1949 г. на Закарпатье) — все это также печальные достижения реального социализма.

Существование же тех религиозных сообществ, яки уцелели и формально были разрешены атеистическим режимом, на многие десятилетия ограничилось к узкой, частной сферы, если о таковой вообще можно говорить в системе всеобщего идеологического контроля и индоктринации. Целые поколения были лишены свободы вiросповiдання, также привело к исчезновению вековых традиций веры, прогрессирующей бездуховности и углубления деморализации общества.

Еще одним аспектом советской религиозной политики, особенно после ее существенной корректировки Сталиным в годы Второй мировой войны, стала инструментализация и использования легально действующих церковных структур для целей атеистической по своей сути государственной внутренней и внешней политики. Особое место было отведено Русской Православной Церкви (РПЦ), которой предназначалась роль защитника социалистического Отечества, сотворца новой исторической общности — советского народа и ретранслятора советской миролюбивой политики на международной арене. Достигнутый modus vivendi с коммунистической властью дал РПЦ определенные достижения: парализовал попытки автокефалии, расширил каноническую территорию, увеличил количество храмов и верующих за счет ликвидации УГКЦ и перевод под юрисдикцию Московского патриархата православных епархий и церквей, которые никогда раньше к ней не принадлежали, подкрепил влияния РПЦ во вселенском православии и в христианской Ойкумене целом. Однако в условиях кризиса советского строя и горбачевской перестройки в конце 80-х гг все эти достижения обнаружили свою обратную сторону, дискредитируя РПЦ в глазах части ее духовенства и верующих и сделав ее объектом критики со стороны диссидентского и национально-демократического движения. Выход запрещенной режимом УГКЦ из подполья и образования общин УАПЦ в 1989 г. стали проявлением потери РПЦ своего бывшего монопольного положения. Время небывалый подъем религиозности в условиях новой свободы сопровождалось обострением религиозных конфликтов в Украине, серьезно осложнили международные экуменические отношения. Провозглашение независимости Украины в 1991 г. для деятельности всех Церквей был еще и новый государственно-политический контекст.

Современное состояние государственно-церковных отношений в Украине.

В настоящее время конфессиональная карта Украины выглядит следующим образом:

1. Украинская Православная Церковь в каноническом подчинении Московского патриархата (УПЦ — 8490 общин, большинство которых расположено в центральной и юго-восточной части Украины, 113 монастырей и 3396 монахов и монахинь, 7122 священники, 8166 храмов, из которых 759 строится) — бывший украинский экзархат Русской Православной Церкви (РПЦ), который в январе 1990 г. получил свое новое название, а в конце октября того же года самостоятельность в управлении. Просьба Поместного собора УПЦ о предоставлении ей канонической автокефалии после провозглашения государственной независимости Украины в 1991 г. не было удовлетворено Архиерейским собором РПЦ, а глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) — лишен своего сана. Подавляющее большинство епископов УПЦ, дезавуировав свои подписи в поддержку автокефалии, в мае 1992 г. избрала новым предстоятелем Церкви управляющего делами Московской патриархии, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана), который до сих пор является ее главой с титулом митрополита Киевского и всей Украины.

2. Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ — 989 общин, 79% которых находится в Западной Украине, 2 монастыря, в которых есть 2 монахи, 602 священники, 661 храм и 103 строится), первые общины которой стали возникать в Галичине еще в августе 1989 г. после выхода из-под юрисдикции РПЦ настоятеля храма свв. апп. Петра и Павла во Львове Владимира Яремы и присоединения к автокефального движения одного из епископов РПЦ Ивана (Боднарчука). Распространение автокефалии в Украине происходило не только в противостоянии с Московским патриархатом, но и в Острой конкуренции с возрождением Украинской Греко-Католической Церкви и при поддержке православных Церквей украинской диаспоры в Северной Америке, один из иерархов которой Мстислав (Скрипник) был провозглашен главой УАПЦ, а в июне 1990 г. на соборе этой Церкви — избран патриархом Киевским и всея Руси — Украина . Его преемником в 1993 г. стал Димитрий (Ярема), после смерти которого в феврале 2000 г. (по его же завещанию) в храмах УАПЦ поминается имя митрополита Константина — главы Украинской Православной Церкви в США, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата.

3. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП — 2491 община, из них почти треть — в центральных областях и 12% в юго-восточном регионе, 17 монастырей и 87 монахов и монахинь, почти 2000 священников, 1825 храмов и еще 217 строится), которая образовалась в июне 1992 г. путем объединения отрешенного от управления УПЦ митрополита Филарета (Денисенко) и его сторонников части епископата УАПЦ при содействии тогдашнего государственного руководства, а также депутатов парламента и политических партий государственнической и радикально-националистической ориентации. С октября 1995 г. Филарет является главой этой Церкви с титулом патриарха Киевского и всея Руси-Украины.

Две последних Церкви (УАПЦ и УПЦ КП) в настоящее время не имеют официального признания со стороны других Поместных Православных Церквей и считаются неканоническими. Согласно государственному законодательству все они являются легальными и вместе с греко-католиками относятся к категории традиционных Церквей.

Кроме того, в Украине действуют сообщества старообрядцев (66 общин), Российской Свободной Православной Церкви (зарубежной), Русской Истинно-Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, греческие общины Украинской Православной Церкви, русские общины, непосредственно принадлежащие к юрисдикции Московского патриархата, и несколько других независимых православных общин. Эта последняя группа не общегосударственных влияний и амбиций, поскольку ее составляют общины национальных меньшинств или малочисленные сообщества, возникшие вследствие расколов в Русской Православной Церкви.

Католики в Украине также не являются однородными, правда здесь это разделение имеет другое церковно-историческую основу:

А) католики восточного обряда (униаты [Термины униат, униатский имеют негативный для современных греко-католиков смысловой оттенок, подобно тому, как определение папистской по целому Католической Церкви. Уния является лишь частью идентичности католиков восточного обряда, так же, как папство является лишь одним из элементов тождества всех католиков. Кроме того десятилетия советской индоктринации и пропаганды придали этим срокам оскорбительного семантического окраску.], которые являются наследниками заключенного епархией Киевской митрополии 1596 Брестской унии с Римским престолом) принадлежат к Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), ликвидированной сталинским режимом и насильственно воссоединенной с РПЦ после Второй мировой войны. Несмотря на официальный запрет и жестокие преследования эта Церковь сохранила свои иерархические структуры в подполье и в диаспоре, а с декабря 1989 г. добилась официальной легализации. Весной 1991 г. ее глава кардинал Мирослав-Иван (Любачивский) вернулся из эмиграции к своему резиденции во Львове. Сегодня УГКЦ является второй по численности общин религиозной общиной в Украина, имея 7 епархий (в Западной Украине) и один экзархат (для Центральной и Восточной Украине), 14 епископов, 78 монастырей, 1188 монахов и монахинь, 1976 священников (из которых 53 являются иностранными гражданами), 3240 приходов, 2721 храм (306 строится) , общее количество верных оценивается в 4,5 — 5 млн. От января 2001

Б) латинян составляют Римо-Католическую Церковь (РКЦ) в Украине, иерархические структуры которой в прошлом были распространены на тех украинских землях, которые входили в состав соседних католических государств. После присоединения этих территорий к СССР советская власть ликвидировала епархиальную сеть римо-католиков, депортировав и репрессировав значительную часть ее клира и верующих. Сохранилось лишь около сотни приходов под строгим государственным контролем. Теперь РКЦ в Украине имеет 4 епархии и 1 апостольскую администратуры (на Закарпатье), 9 епископов, 38 монастырей, 262 монахов и монахинь, 408 священников (из которых 278 являются иностранными гражданами), 674 храмы (65 строится), 772 общины, из которых Больше половины находится в центральных областях (Винницкой, Хмельницкой, Житомирской и Киевской). Количество верных по разным оценкам колеблется от 200 тыс. до 800 тыс.

Обе католические Церкви Церквами sui juris, находятся в полной и видимой единства с Римским Апостольским престолом, но имеют отдельную иерархическую структуру, литургическую жизнь, канонический порядок, историко-культурные особенности и т. д..

С 1996 г. во Львове возобновлено первую (и единственную до сих пор) общество Армянской Католической Церкви, перед Второй мировой войной имела здесь двор своего архиепископа.

В религиозном спектре Украины весомая доля принадлежит протестантским церквам и церковным общинам (5952 общины, составляет 26,1% от общего количества) и другим религиозным верованиям, в частности, нетрадиционным и новейшим религиозным движениям (48 деноминаций, 1083 общины), количество и численность которых динамично растет, но эта тема выходит за рамки нашей дискуссии.

2. Терминологический словарь

Атеизм — система убеждений, отвергает существование Бога и религиозные верования.

Tagged with: , , , , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: