bannerka.ua

Политика и религия — № 1

7. Тема: Политика и религия

План

1. Взаимовлияние религии и политики.

2. Государственно-церковные отношения в Украине.

1. Взаимовлияние религии и политики.

Существуют различные взгляды на взаемостсункы религии и политики. Разногласия основываются на трех смысловых центрах. Первая точка зрения заключается в том, что религия и политика абсолютно не соразмерны, разными мирами, которые не пересекаются. Ее сторонники принципиально отрицают связь между г. и п., последняя рассматривается исключительно как практическая деятельность. Они отрицают любое их сближения мотивируя тем, что одна сфера духовной, другая — бездуховной.

Другая точка зрения — религия неоднократно сплачивала людей, то есть включалось в круг политически значимых явлений и в массовом сознании воспринималось как идеология. Поэтому в сознании некоторой части людей отрицалась претензия на абсолютную истину, возможной уже за пределами науки.

Третья позиция — отождествление г. и п. У К. Маркса критика теологии превратилась в критику политики, порядков, религия освящает и защищает. Так у В. Ленина служители церкви рассматривались как политические противники, а антирелиг. борьба приобрела полет. характера.

Корректно выглядит тезис об их взаимовлияние на нескольких уровнях: духовных явлений, организаций, отдельных людей.

Важно рассмотреть роль мировоззрения и роль церкви.

Религиозное сознание — имеет теоретический (концептуальный) и будничный (бытовой) уровне. Наибольшее влияние на формирование и развитие политики носит теоретический уровень политики, который формируется прежде всего на основе текстов Священных Книг: Веды, Библия, Коран. Теоретическая религиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутых философских, этнических и социально-политических учений.

Религиозная деятельность индивидов — делится на Внекультовая и культовую. Это система выработки, систематизация и интерпретация идей, связанных с религией и пропаганда религиозных взглядов, миссионерская работа.

Религиозные организации — является институционализированные форме религиозных культовых систем. В современных условиях по религиозному признаку создаются и действуют общин. объединения и партии, составляющей которых является религ. идеи или учения. Названы институты можно разделить на две группы. Одна из них выдвигает на передний план религ. принадлежность как признак данного объединения. Вторая предусматривает объединения людей с разными взглядами (даже светских, вильнодумко настроенных граждан, Если они признают значение христ. ценностей).

Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов к полному подчинению светских институтов религиозным.

Тесная взаимосвязь религии и политики обусловлен и основными функциями, которые выполняет религия обществе:

Мировоззренческая функция — ориентированная на определение места и роли человека в Богом созданном мире. Определяет цели и жизненные идеалы верующих. Так религиозное мировоззрение может побудить верующих к конфликту с носителями и субъектами политики (государством, партией, движением, лицом).

Компенсаторная функция — смягчает чувство бессилия человеческого существования. Политика активно использует эту функцию ради удовольствия властных интересов определенных групп и слоев.

Коммуникативная функция — терпимое отношение к единоверцев, является одним из условий адекватной интерпретации информации, положительного отношения человека к человеку.

Регуляторная функция — до новейшего времени религия единолично занималась выработкой определенных норм общежития (мораль, религиозное право), стандартов поведения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля за их деятельностью.

Интегративная функция — объединение верующих вокруг собственной конфессии. Обратная сторона — дезинтеграция, противостояние, конфликт.

Культуротранслююча функция — религия является компонентом общечеловеческой культуры.

Легитимируя функция — обосновывает, освящает и узаконивает некоторые общественные порядки и институты. (Так, Реформация освятила появление буржуазных общественных отношений. Православие отстаивает феодальные ценности.)

Модели государственно-церковных отношений:

1. Теократия — форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предполагает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и его институтов, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. (Примеры: В-I вв. До н. Е. в Иудее, где вся верховная власть сосредоточивалась в руках жречества во главе с первоиерархом. 756-1870 папская область, 1923 — Ватикан, где Папа Римский является абсолютным монархом. Исламский мир — Иран, Саудовская Аравия. Китай, Япония, Индия.

2. Цезаропапизм — политика светской лады, направлена на подчинение себе всей церковной жизни, сочетание в лице подержанного правителя светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость от государства церкви. Пример: Византия, где императоры собирали церковные собрания, решали догматические споры, назначали патриархов, митрополитов. Модель переняла Московия, где главой церкви с ХУШ до нач. ХХ в. был император. Церковь стала одним из институтов государственной власти, а духовенство — особым слоем общества.

3. Государственная Церковь — Статус предусматривает государственное финансирование деятельности церкви. Особый статус зафиксировано в конституциях. (Англия, Швеция, Дания, Иран, Саудовская Аравия, Таиланд).

4. Отделение церкви от государства. Невозможность вмешательства церкви в дела государства, но одновременно государственные институты активно вмешиваются в религиозные дела.

5. Промежуточное состояние между моделью государственной церкви и моделью полного отделения церкви от государства. Германия, Япония, Австрия и Перу.

6.Видокремлення церкви от государства, предусматривает взаемоневтручання государства и церкви.

2. Государственно-церковные отношения в Украине.

После крещения Руси прослеживались элементы цезаропапизму, которые однако не развились. Церковь получила статус государственной, предусматривающий государственное финансирование (десятина), выполнение определенных государственных функций. Канонически и организационно церковь зависела от Константинопольского патриархата, который назначал Киевских митрополитов.

Татарское нашествие привело переноса митрополичьего престола сначала во Владимир на Клязьме, потом — в Москву.

Окончательный раскол Киевской митрополии на две — Киевскую и Московскую произошел 1448 году, когда московский собор провозгласил автокефалию своей церкви и избрал первоиерарха.

Православие в Литве было государственной религией, зависимость от Константинополя была условной. Но политическое подчинение Литвы Польше повлекло ограничение православия в пользу католичества, что и превратило его символ борьбы за национальную самобытность.

Учитывая особенности геополитического положения и исторического развития русская епархия довольно часто инициировала или активно поддерживала усилия, направленные на восстановление вселенского христианского единства. Послы Руси принимали участие в соборах Западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418); положительно была воспринята в украинских и белорусских землях Флорентийская уния (1439), одним из создателей которой был киевский митрополит Исидор. Однако зерна христианской согласия так и не смогли дать желаемых лестницы на тогдашнем почве политических противостояний и религиозных предубеждений.

Неприятие Флорентийской унии в сочетании с другими церковно-культурными и государственно-политическими факторами стало причиной выделения из древней Киевской митрополии Московской Церкви, 1448 г. провозгласили свою автокефалию, а в 1589 г., воспользовавшись упадком греческого православия под турецким владычеством, получила статус патриархата подкрепило претензии московских светских правителей на политическое господство на территории древней Киевской государства и притязания ведущей роли Третьего Рима во вселенском христианстве. Зато епископат Киевской митрополии в конце XVI в., Стремясь вывести Церковь из глубокого внутреннего кризиса и реагируя на довольно агрессивный вызов протестантской Реформации и католицизма в Польско-Литовском государстве, принял синодальное решение перейти под юрисдикцию Римского престола, обеспечив при этом сохранение традиционной восточной обрядности и собственной церковной и этнокультурной самобытности. Такую модель церковного единства, утвержденную на соборе 1596 г. в Бресте, с которого и начинается институционное существование соединенной с Римом (Униатской или иначе Греко-Католической) Церкви в Украине, поддержали далеко не все иерархи и верующие Киевской митрополии, часть которых была недовольна римской видением унии и настаивали на соблюдении канонического подчинения Константинопольскому патриархату. Они добилась посвящения параллельной епархии (1620) и ее официального признания властью Речи Посполитой (1632), что привело к конфессионального разделения Русской Церкви на две юрисдикции.

Tagged with: , , , , , , ,
Posted in Политология

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: