Политику фашизм определяет очень своеобразно. Гитлер считал, что политика — это искусство осуществления борьбы народа за жизнь, за его земное существование. Внешняя политика — это искусство обеспечения народу необходимого жизненного пространства в необходимых размерах, качестве и формах в соответствии с его расовой ценности и численности. Внутренняя политика рассматривается фашистами как функция внешней политики, которая должна предоставить могущества в борьбе за существование.
В основу фашистского мировоззрения положены идеи расизма. Немецкие нацисты считали, что на свете есть только одна раса, которая имеет права на существование. Это арийская, нордическая, то есть немецкий раса. В ее состав входят немцы и некоторые народы немецкого корни. Кровь течет в их жилах, является носителем героического духа, творческого гения, чувство ответственности и достоинства. Эта кровь придает особую инстинктивную мудрость, которая не зависит от интеллекта. Эти качества тем выше, чем чище кровь. Только немцы являются собственно людьми, но простыми людьми, «сверхчеловек» только одна — фюрер. Остальное человечество — это составная животного мира и обращаться с ними нужно, как с животными. их можно и даже следует уничтожать, если этого требуют интересы арийской расы. Фашисты любой национальности всегда формировали свою идеологию на основе национальной исключительности и мессианской роли своего народа. Расизм стал основой и неофашистской идеологии.
Неофашизм — это модифицированный послевоенный фашизм. Современные неофашисты подвергли гитлеровский расизм определенном совершенствованию. Гитлеровская тезис о превосходстве немцев над всеми народами были отодвинуты на второй план. Теперь неофашисты противопоставляют «цветным народам» белого человека вообще. Они подчеркивают связи расистского учения с мальтузианства и часто ссылаются на тезис неомальтузианцы о «демократический взрыв» в странах Азии, Африки и Латинской Америки, объявляется источником «смертельной угрозы» для всех цивилизованных наций. Идеологи неофашизма, с одной стороны, постоянно обращаются к истокам фашистской доктрины, пытаются возродить «настоящий», «первичный», «чистый» фашизм. С другой — снаружи отмежеваться от преступлений фашизма.
В наше время среди неофашистов распространилась теория «нового гуманизированные» фашизма французского писателя М. Бардина. Он считает, что фашизм — это лишь психологическая склонность людей к решительным действиям, независимо от социальных интересов. Особое место в идеологии фашизма занимает проблема культуры. Это связано с тем, что в эпоху НТР возрастает противоречие между культурой и цивилизацией. Идеологи фашизма считают, что сегодня растет интенсивность труда, которая приводит к перенапряжению психофизических возможностей людей. Реакцией на чрезмерные нагрузки, высокие темпы жизни, осложненные требования к производству является стремление к простоте и ясности. А простоту и ясность можно найти только в идеологии фашизма. Как политическое течение, неофашизм возник в 60-х гг XX в. С 70-х гг организации фашистов всего мира проводят общее собрание. В 80 — 90-х гг неофашисты попытались координировать свои действия в международном масштабе. Неофашистские организации действуют практически во всех странах Европы, Америки, большинства стран Азии, в Австралии и странах Африки. Считается, что человечество уже выработало мощные политические и правовые методы для борьбы с насилием, которые позволяют сказать, что неофашизм обречен на поражение. Но современное общество должно очень внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить преимущество любой нации над другой и не останавливаются ни перед чем ради достижения своих целей.
К традиционным социально-политических течений относятся и социально-политические доктрины католицизма, православия и ислама.
Технократизм
К этой группе относятся теория постиндустриального общества, теория социального государства и альтернативные социально-политические течения.
Считается, что термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот еще Анри де Сен-Симон, но засрювником концепции индустриального общества по праву является французский философ и социолог Огюст Конт. Своего наивысшего развития и признания эта теория достигла в 50 — 60 годы XX ст. после появления книги Уолта Ростоу «Стадии экономического роста» и лекций Раймона Арона. Развитием идей этих авторов является концепция постиндустриального общества и ее новейшая модификация — теория информационного общества, которые разрабатывают — Д. Белл, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер и др..
В основе концепции постиндустриального общества — принцип технологического детерминизма: решающее значение в развитии общественно-экономических структур принадлежит изменениям в технических и технологических сторонах производства. По мнению авторов этой теории, любые изменения технико-технологического порядка влекут за собой изменение социальных структур и отношений. Доиндус-триальный, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество — это результаты последовательных стадий технологических изменений в производственных и информационных процессах.
В доиндустриальном обществе производство основывается на доньютонивський науке и технологии и на упрощенных представлениях о внешнем мире. Такое производство — это натуральное хозяйство. Социальная структура в обществе имеет сословно-иерархический характер, и священники господствуют и землевладельцы. Главным регулятором общественных отношений является традиция.
Для индустриального общества характерно высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовый выпуск товаров длительного пользования (телевизоров, автомобилей, пылесосов и т. п.). Главным основанием для перехода к индустриальному обществу считается промышленная революция, повлекшая качественных технических новшеств в производстве и управлении, которые, в свою очередь, привели к изменению характера производства и преобразования всей общественной структуры. В обществе производство полностью становится товарным, оно ориентировано на получение максимальных прибылей. Основа организации такого общества — капитал и труд, доминирующее место в социальной структуре занимают капиталисты, банкиры, торговцы. Появляется противоречие между наемными рабочими и капиталистами.
При переходе от традиционного общества к индустриальному уничтожаются сословные привилегии. Власть приобретает централизованный характер, развиваются демократические формы правления и традиция уступает место закона.
Авторы концепции постиндустриального общества утверждают, что в зависимости от уровня развития техники в обществе последовательно господствуют: сначала сельское хозяйство, потом промышленность, а уже потом сфера услуг. Концепция постиндустриального общества исходит из того, что на каждой из стадий экономического развития господствующее положение в обществе занимают определенные социальные группы. Это — священники и феодалы в традиционном обществе, бизнесмены — в индустриальном, ученые и специалисты, оказывающие услуги — в постиндустриальном. Каждой экономической стадии характерны также свои специфические социальные институты. В традиционном обществе — церковь и армия, в индустриальном — промышленно-финансовые корпорации, в постиндустриальном — университеты и научно-исследовательские учреждения. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному происходят существенные изменения в различных областях жизни. В экономике происходит переход от товаровиробницькои к обслуживающей экономики, преимущества удельного веса сферы услуг над сферой производства. В социальной структуре классовое деление уступает место профессиональному, при котором сохраняется естественная неравенство людей. В политической сфере имеет место деление на правящую, технократическую элиту и те массы населения, которыми правят. Авторы концепции постиндустриального общества не отрицают существование в таком обществе социальных и политических конфликтов, но считают, что их природа является совсем другой. Если в индустриальном обществе главный конфликт связан с собственностью, сосредоточена в руках капиталистов, то в постиндустриальном обществе он обусловлен изменениями в содержании труда и выступает как конфликт между знанием и некомпетентностью.
Существенным элементом теории постиндустриального общества есть идеи, относящиеся к процессам развития мирового сообщества. Главное место среди них занимает идея взаимозависимости народов, усиления интеграционных тенденций в мировом развитии при приближении к постиндустриальной стадии. Авторы считают, что в XXI в. человечеству придется входить вместе, независимо от стартовой площадки, на которой находится тот или иной народ. А это предполагает новое политическое видение мира.
Разновидностью теории постиндустриального общества является концепция информационного общества. Информационная стадия развития общества характеризуется тем, что значительно повышается интеллектуализация труда. Культура, образование и здравоохранение теряют свое традиционное назначение «непроизводственной сферы» и трансформируются в самостоятельную производительную силу, которая ориентирована на производство не только материальных благ, но и самого человека.
Одним из главных в концепции информационного общества положения об усилении нематериальной мотивации трудовой деятельности людей в современной производственной корпорации.
Считается, что в развитых странах Запада такой мотив к труду как высокая заработная плата постепенно отходит на второй план, а на первый план выходят содержание труда, возможность самореализации, перспективы профессионального роста, психологический климат в коллективе и другие. Один из авторов этой теории Дж. Гэлбрейт (книга «Новое индустриальное общество») считает, что важными мотивами в деятельности техноструктуры отождествление и приспособления, т. е. добровольное замена своих целей целями организации и связь с организацией для того, чтобы привести ее цели в соответствие со своими. Это приводит к развитию различных форм социального взаимодействия и согласия — солидаризм и формирования органических человеческих сообществ — коммунитаризм.
2. Типовые задачи:
1. Как вы понимаете содержание категорий «политическая культура», «политическое сознание»?
2. Назовите основных носителей политического сознания
3. Какие вы знаете типы и уровни политического сознания?
4. Что означает понятие «политическая идеология»?
5. Определите основные социально-политические идеологии.
6. Каковы особенности политической культуры современного украинского общества?
3. Литература:
Брегеда А. Ю. Основы политологии. — М.: Финансы, 2000.
Каменщик В. И. Политология. — М.: ЦНЛ, 2003.
Политология / Под ред. О. В. Бабкинои, В. П. Горбатенка. — М.: Изд. центр Академия 2010.
Практикум по политологии / Ред. Ф. М. Кирилюк. — М.: Компьютерпрес, 2004.
Политология наука о политике / Под общ. Ред.: В. Г. Кремень, М. И. Горлач. — К.-Х..: Единорог, 2002.
Политология: В 2-х кн. Кн.1: Политика и общество. Кн.2: Государство и общество / Под ред. А. Колодий. — К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2000.
Пича М. Политология / В. М. Пича, Н. М. Хома. — М., Львов: Каравелла: Новый мир-2000, 2002.
Рудакевич Н. Политология. Лекции, семинары, самостоятельная работа: Учебное пособие. — 2-е изд., Перераб., Доп. — Тернополь: Изд-во Астон, 2007.
Холод В. Политология. — М.: ВТД Университетская книга, 2006.
Юрий М. Ф. Политология: Учебник / М. Ф. Юрий. — М.: Дакор, КНТ, 2006.