bannerka.ua

Политическое сознание и политическая культура — № 6

Политическая культура — явление динамичное, она изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент выражают традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Реформа общества — это реализация новых идей, то есть инновация. ее механизм включает в себя как уничтожение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между привычными системами верования, традициями и новой системой ценностей и нормами. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Выражая собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность — контрреформу. Таким образом, учет культурного фактора важно при анализе преобразовательных процессов, происходящих в обществе.

Значение политической культуры в политической системе общества определяется его функциями, прежде всего ее способностью выступать фактором, интегрирующей общество. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности — осознание себя гражданами единого государства.

Важную роль в консолидации общества и формировании чувства патриотизма призваны сыграть символические компоненты политической культуры. Политический символ — это условный образец важных политических идеалов, важное средство их пропаганды и убеждения. Символическая часть культуры выражена государственной символикой (герб, гимн, флаг), национальными праздниками и государственными торжествами (инаугурация президента, клятва на Библии, Конституции, перед флагом и т. п.), архитектурными комплексами. Символами могут стать и исторические личности (Б. Хмельницкий, Дж. Вашингтон, М. Ганди).

Функцию объединения населения вокруг идей и ценностей, событий призваны выполнить политические мифы, которые являются символическим, опирающийся на верования, выражением основных ценностей общества. Идеологические мифы составляют ядро тоталитарных политических культур. Подобное наблюдается и в политической культуре США. Речь идет об особой национально-государственную мифологию (своеобразную гражданскую религию), где гражданские ценности (например, свобода) несут в себе элемент религиозной интерпретации. Американским символом веры стали представления о своей стране как воплощение идеалов Свободы и Демократии, принципа равных возможностей для всех членов общества.

Особенность формирования политического сознания и политической культуры в обществах переходного типа (от одной модели развития к другой) связана с изменениями как объективных условий, так и социальных приоритетов, ценностей и ориентаций. Трансформации мировоззренческих ориентаций длительное время находится в состоянии амбивалентности (сочетание противоположных, противоречивых тенденций), разрушения предшествующих мировоззренческих стереотипов и формирование новой или реконструкции существующей системы ценностей. В этих условиях значительно усложняется ориентация граждан в политической жизни общества, в определении индивидуальных позиций в тех или иных общественных процессов. Исследования показывают, что восприятие новых социальных ценностей зависит от многих факторов.

Важным показателем политической культуры является политическая осведомленность и компетентность граждан относительно политических событий и процессов, происходящих в обществе, определение личного отношения к ним и участие в политической жизни общества. Как показывает анализ результатов различных социологических исследований, которые проводились в последние годы в Украине, участие граждан в деятельности политических партий и общественных объединений составляет лишь 2-3% респондентов.

Общественное мнение по государственно-политического устройства нашего государства длительное время остается неопределенной, а значительная часть опрошенных отмечает свою некомпетентность в виришуванни важных вопросов политической жизни общества.

В обществе сложилось очень критическое отношение к отечественным политикам. Так, по результатам исследования Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, уровень доверия наших людей политикам низкий среди представителей различных профессий и составляет лишь 2,8% положительных ответов респондентов, тогда как высокий уровень доверия выраженный учителям — 52,2%. Следовательно, такое отношение граждан Украины к деятельности отечественных политиков свидетельствует о потере легитимности политиков как представителей общественных интересов.

Сложной остается партийно-политическая ориентация граждан. В этой сфере происходят определенные трансформационные сдвиги, но они еще слишком далеки от благоприятного состояния для эффективного реформирования общества. О состоянии современных политических ориентаций граждан Украины можно сделать определенные выводы по результатам исследований. Согласно традиционной системы координат, в спектре «правый-левый» ответы респондентов распределились в прошлом году так: до центристов себя отнесли 33,7%, к левой части спектра 21,8%, к правой — 18,3%, а 26, 2% опрошенных не определились с ответом.

Провозглашение суверенитета и независимости Украины, демократического пути развития обусловило необходимость реформировать политическую культуру граждан. Содержание этих процессов связан с возрождением традиционных украинских национальных ценностей, с развитием украинского суверенного государства, с направлением ее деятельности на обеспечение прав и свобод граждан.

Итак, политическое сознание и политическая культура — важные факторы жизнедеятельности общества и гражданина. Выполняя важные функции, они значительно степени влияют на политическую жизнь общества.

Успешное решение государственно задач в Украине невозможно без формирования политического сознания граждан, политической осведомленности и компетентности вступления богатого политического опыта и демократической политической культуры.

4. Соотношение политики и идеологии. Понятие и функции политической идеологии. Основные типы политических идеологий. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Анархизм. Фашизм. Социализм и социал-демократия. Коммунизм. Национализм. Технократизм.

Идея социальной справедливости известна человечеству с давних времен, но формы социалистического учения она получила лишь в XIX в. Первые попытки очертить идеал социализмузапочаткувалы мыслители Нового времени Т. Мор и Т. Кампанеллы, а в конце XVIII — начале XIX в. утопические социалисты Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс попытались дать теоретическое обоснование социализма, связав его построение с процессом исторического становления коммунистического общества.

Общественно-политический идеал социализма основывается на общественной собственности в различных формах, отсутствии эксплуатации, социально обеспеченной свободе личности, справедливом распределении материальных благ и духовных ценностей в зависимости от затраченного труда. Социализм отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. Главный приоритет в социалистической доктрине принадлежит не индивиду, а государству, не эволюционным социальным процессам, а сознательном регулированию.

В политологии существует марксистское понимание социализма, которое

Основывается на формационном подходе к развитию всемирной истории, теории прибавочной стоимости и теории классов.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих исследованиях капиталистического общества пришли к выводу, что в его недрах постоянно развивается глобальный социальный конфликт — классовый антагонизм буржуазии и пролетариата. Причина этого конфликта — в неравном отношении различных классов к средствам производства, генерирует общее состояние напряженности и противостояния. С этого Маркс делает вывод: необходимо кардинальное преобразование капиталистического общества в частности обобществления собственности на средства производства. А обобществления собственности предполагает разрушение системы либерального государства и замену ее самоуправлением. Такая замена, по мнению Маркса, необходима, ведь либеральное государство конституционно оформляет частнособственнические отношения, а представительная парламентская демократия является ширмой для господства буржуазии над пролетариатом.

По мнению классиков марксизма, в новом обществе, с одной стороны, происходит существенное расширение сферы управления. С другой — общество сразу не в состоянии осуществить власть народа и привлечь к управлению государством всех трудящихся. Поэтому народное самоуправление временно должно осуществляться «наиболее сознательными» представителями народа — партией-авангардом. Общественные функции в новом обществе теряют свой политический характер и превращаются в простые административные функции, но право на их осуществление дается не всем, а только тем, кто считается «достойным».

В. И. Ленин попытался соединить эти идеи с рабочим движением в России и разработал теорию социалистической революции. Он рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа». Пытаясь обосновать, почему революции происходят в наименее, а не наиболее развитых странах, Ленин и его сторонники стали проводниками фундаменталистской течения в «научном социализме».

Реализация социалистической идеи на практике осуществлялась через социальное насилие, полный запрет частной собственности, рыночных отношений и политической оппозиции, в результате чего социалистический общественный строй противопоставил себя свободе и демократии, что привело не только к глубокому кризису и ликвидации самого строя, но и до кризиса представлений о социализме.

Tagged with: , , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: