Политическая культура — явление динамичное, она изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент выражают традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Реформа общества — это реализация новых идей, то есть инновация. ее механизм включает в себя как уничтожение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между привычными системами верования, традициями и новой системой ценностей и нормами. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Выражая собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность — контрреформу. Таким образом, учет культурного фактора важно при анализе преобразовательных процессов, происходящих в обществе.
Значение политической культуры в политической системе общества определяется его функциями, прежде всего ее способностью выступать фактором, интегрирующей общество. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности — осознание себя гражданами единого государства.
Важную роль в консолидации общества и формировании чувства патриотизма призваны сыграть символические компоненты политической культуры. Политический символ — это условный образец важных политических идеалов, важное средство их пропаганды и убеждения. Символическая часть культуры выражена государственной символикой (герб, гимн, флаг), национальными праздниками и государственными торжествами (инаугурация президента, клятва на Библии, Конституции, перед флагом и т. п.), архитектурными комплексами. Символами могут стать и исторические личности (Б. Хмельницкий, Дж. Вашингтон, М. Ганди).
Функцию объединения населения вокруг идей и ценностей, событий призваны выполнить политические мифы, которые являются символическим, опирающийся на верования, выражением основных ценностей общества. Идеологические мифы составляют ядро тоталитарных политических культур. Подобное наблюдается и в политической культуре США. Речь идет об особой национально-государственную мифологию (своеобразную гражданскую религию), где гражданские ценности (например, свобода) несут в себе элемент религиозной интерпретации. Американским символом веры стали представления о своей стране как воплощение идеалов Свободы и Демократии, принципа равных возможностей для всех членов общества.
Особенность формирования политического сознания и политической культуры в обществах переходного типа (от одной модели развития к другой) связана с изменениями как объективных условий, так и социальных приоритетов, ценностей и ориентаций. Трансформации мировоззренческих ориентаций длительное время находится в состоянии амбивалентности (сочетание противоположных, противоречивых тенденций), разрушения предшествующих мировоззренческих стереотипов и формирование новой или реконструкции существующей системы ценностей. В этих условиях значительно усложняется ориентация граждан в политической жизни общества, в определении индивидуальных позиций в тех или иных общественных процессов. Исследования показывают, что восприятие новых социальных ценностей зависит от многих факторов.
Важным показателем политической культуры является политическая осведомленность и компетентность граждан относительно политических событий и процессов, происходящих в обществе, определение личного отношения к ним и участие в политической жизни общества. Как показывает анализ результатов различных социологических исследований, которые проводились в последние годы в Украине, участие граждан в деятельности политических партий и общественных объединений составляет лишь 2-3% респондентов.
Общественное мнение по государственно-политического устройства нашего государства длительное время остается неопределенной, а значительная часть опрошенных отмечает свою некомпетентность в виришуванни важных вопросов политической жизни общества.
В обществе сложилось очень критическое отношение к отечественным политикам. Так, по результатам исследования Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, уровень доверия наших людей политикам низкий среди представителей различных профессий и составляет лишь 2,8% положительных ответов респондентов, тогда как высокий уровень доверия выраженный учителям — 52,2%. Следовательно, такое отношение граждан Украины к деятельности отечественных политиков свидетельствует о потере легитимности политиков как представителей общественных интересов.
Сложной остается партийно-политическая ориентация граждан. В этой сфере происходят определенные трансформационные сдвиги, но они еще слишком далеки от благоприятного состояния для эффективного реформирования общества. О состоянии современных политических ориентаций граждан Украины можно сделать определенные выводы по результатам исследований. Согласно традиционной системы координат, в спектре «правый-левый» ответы респондентов распределились в прошлом году так: до центристов себя отнесли 33,7%, к левой части спектра 21,8%, к правой — 18,3%, а 26, 2% опрошенных не определились с ответом.
Провозглашение суверенитета и независимости Украины, демократического пути развития обусловило необходимость реформировать политическую культуру граждан. Содержание этих процессов связан с возрождением традиционных украинских национальных ценностей, с развитием украинского суверенного государства, с направлением ее деятельности на обеспечение прав и свобод граждан.
Итак, политическое сознание и политическая культура — важные факторы жизнедеятельности общества и гражданина. Выполняя важные функции, они значительно степени влияют на политическую жизнь общества.
Успешное решение государственно задач в Украине невозможно без формирования политического сознания граждан, политической осведомленности и компетентности вступления богатого политического опыта и демократической политической культуры.
4. Соотношение политики и идеологии. Понятие и функции политической идеологии. Основные типы политических идеологий. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Анархизм. Фашизм. Социализм и социал-демократия. Коммунизм. Национализм. Технократизм.
Идея социальной справедливости известна человечеству с давних времен, но формы социалистического учения она получила лишь в XIX в. Первые попытки очертить идеал социализмузапочаткувалы мыслители Нового времени Т. Мор и Т. Кампанеллы, а в конце XVIII — начале XIX в. утопические социалисты Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс попытались дать теоретическое обоснование социализма, связав его построение с процессом исторического становления коммунистического общества.
Общественно-политический идеал социализма основывается на общественной собственности в различных формах, отсутствии эксплуатации, социально обеспеченной свободе личности, справедливом распределении материальных благ и духовных ценностей в зависимости от затраченного труда. Социализм отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. Главный приоритет в социалистической доктрине принадлежит не индивиду, а государству, не эволюционным социальным процессам, а сознательном регулированию.
В политологии существует марксистское понимание социализма, которое
Основывается на формационном подходе к развитию всемирной истории, теории прибавочной стоимости и теории классов.
К. Маркс и Ф. Энгельс в своих исследованиях капиталистического общества пришли к выводу, что в его недрах постоянно развивается глобальный социальный конфликт — классовый антагонизм буржуазии и пролетариата. Причина этого конфликта — в неравном отношении различных классов к средствам производства, генерирует общее состояние напряженности и противостояния. С этого Маркс делает вывод: необходимо кардинальное преобразование капиталистического общества в частности обобществления собственности на средства производства. А обобществления собственности предполагает разрушение системы либерального государства и замену ее самоуправлением. Такая замена, по мнению Маркса, необходима, ведь либеральное государство конституционно оформляет частнособственнические отношения, а представительная парламентская демократия является ширмой для господства буржуазии над пролетариатом.
По мнению классиков марксизма, в новом обществе, с одной стороны, происходит существенное расширение сферы управления. С другой — общество сразу не в состоянии осуществить власть народа и привлечь к управлению государством всех трудящихся. Поэтому народное самоуправление временно должно осуществляться «наиболее сознательными» представителями народа — партией-авангардом. Общественные функции в новом обществе теряют свой политический характер и превращаются в простые административные функции, но право на их осуществление дается не всем, а только тем, кто считается «достойным».
В. И. Ленин попытался соединить эти идеи с рабочим движением в России и разработал теорию социалистической революции. Он рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа». Пытаясь обосновать, почему революции происходят в наименее, а не наиболее развитых странах, Ленин и его сторонники стали проводниками фундаменталистской течения в «научном социализме».
Реализация социалистической идеи на практике осуществлялась через социальное насилие, полный запрет частной собственности, рыночных отношений и политической оппозиции, в результате чего социалистический общественный строй противопоставил себя свободе и демократии, что привело не только к глубокому кризису и ликвидации самого строя, но и до кризиса представлений о социализме.