bannerka.ua

Политическая система общества — № 4

В связи с этим стержневым элементом политической системы выступает политическая организация общества, включая государство и его учреждения, политические партии, общественно-политические организации и движения, группы давления.

Важным элементом политической системы является политическое сознание как неотъемлемый компонент политической деятельности людей. Она является отражением политической жизни общества в идеях, взглядах, представлениях, традициях, социально-политических чувствах человека, социальной группы, нации, народа. Политическое сознание — это понимание обществом самого себя как политической целостности; в реальной жизни она выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Значительную роль в политической системе играет политическая культура, которая характеризует качественный Состояние политических отношений и деятельности в обществе, а также раскрывает степень социально-культурного развития человека и степень ее активности в преобразовании политической действительности.

Политические и правовые нормы выступают важным регулирующим элементом политической системы. Если политические нормы действуют и реализуются в виде принципов и учреждений, регулирующих деятельность политических институтов и граждан как субъектов политической жизни, то правовые нормы — это совокупность утвержденных или санкционированных государством общеобязательных правил политического поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается определенными мерами государственного воздействия (уголовное, административное, государственное, гражданское право). На основе политических и правовых норм образуются регуляторы общественных отношений по поводу власти и закрепляются основные принципы деятельности субъектов политики.

Признанным элементом политической системы общества являются средства массовой информации как средства духовного общения больших масс людей, духовно-политического общения государства и общества, человека и государства, государства с другими политическими институтами и другими государствами и международными организациями. Средства массовой информации используются, прежде всего, политического и идеологического влияния на электорат с целью легитимизации власти или ее захвата, укрепления и реализации в интересах определенных социальных сил.

Наряду с приведенными выше взглядами на структуру политической системы существуют и другие. Подавляющее большинство современных западных и значительная часть российских ученых в структуре политической системы выделяют такие подсистемы, как институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональна.

Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, т. е. совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), которые выражают и представляют разные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Важнейшим инструментом реализации общественных интересов является Государство. Она концентрирует в своих руках власть и ресурсы, распределяет ценности и блага, побуждает население к обязательному исполнению своих решений. Кроме государства, в институциональную подсистему входят как политические организации, например, партии, группы давления, так и неполитические организации, которые имеют значительные возможности влиять на власть и общество — средства массовой информации, церковь и тому подобное.

Уровень институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций их структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения.

Институты власти выполняют самые разнообразные роли на основе различных норм — политических, правовых, культурных, нравственных и т. д. Вся эта совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходит политическое влияние. Эти правила могут фиксироваться в конституциях, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Руководствуясь такими формализованные и неформализованные правилам, политические субъекты вступают во взаимодействие. Формы этих взаимодействий, основанные на согласии или конфликте (например, между личностью и государством), на их интенсивности и направленности, составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникации характеризует открытость власти, ее способность к диалогу, стремление к согласию, к обмену информацией с обществом.

Политическое взаимодействие обусловлено характером культурно-религиозной среды, его однородностью. Совокупность субкультур, религиозная система определяют приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность и составляют культурную подсистему. Она дает общезначимого смысла политическим действиям, отношениям различных субъектов, стабилизирует общество, ложится в основу взаимопонимания и согласия. Чем выше уровень культурной однородности общества, тем выше эффективность деятельности политических институтов. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующие в обществе политическая культура и религия, которые определяют модель взаимодействия индивидов, стандарты индивидуального поведения.

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность методов и средств реализации власти. Эта совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, средства его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической сферы соединены связями взаимозависимости. Взаимодействуя, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, помогают эффективной реализации ее функций в обществе. Таким образом, политическая система — это живая, открытая, динамическая система, выполняет свои функции.

В научной литературе есть разные точки зрения относительно функций политической системы, но есть некоторые общие научные подходы. Одна из таких точек зрения обобщает взгляды большинства отечественных ученых о функции политической системы. Они совпадают в том, что каждая функция должна отражать определенную системное качество. В связи с этим можно выделить следующие основные функции политической системы общества: определение целей и задач общества; мобилизация ресурсов; властно-политическая интеграция общества; регулирование режима социально-политической деятельности; легитимизация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Главные функции политической системы — это определение целей и задач общества, а также мобилизация всех ресурсов для достижения этих целей и регулирования режима политической деятельности.

Функции интеграции, легитимизации являются функциями не только политической системы, но и духовно-культурной, экономической и других систем.

Выполняя свои функции, политическая система обеспечивает целостный руководящий влияние на общество как единый организм, эффективно управляется политической властью.

Характерным признаком политического управления является то, что это управление сознательное, оно связано с определением стратегических, долгосрочных приоритетов, целей, цели деятельности людей, их групп и общества в целом. Политическое управление должно формировать и поддерживать определенный социальный порядок, обеспечивать его защиту, оправдывать его существование.

Сейчас Украина только начинает развитие своей новой политической системы — системы демократической деятельности и отношений, правовых гарантий и политической ответственности всех субъектов демократического процесса.

Поэтому в реальной жизни нашей страны, как и в других странах, формирующих свои новые политические системы, происходит постоянное соперничество двух факторов, двух основных тенденций. С одной стороны, фактор случайностей, тенденция к дезорганизации, к разрушению старой политической системы. С другой — фактор управления и самоуправления, тенденция к организованности, упорядочения и стабилизации развития и прогресса политической системы. Важно, чтобы все эти процессы и явления были узко детерминированными и имели возможность для различных линий развития. Возможность управления определяется самим существованием случайностей, что позволяет избежать одно-вариантного назначения. Поэтому одно из основных условий управления — это условие иметь определенный выбор; второе условие-чтобы управлять, надо иметь обратную связь между всеми элементами политической системы.

Tagged with: , , , , , , , , ,
Posted in Политология

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: