bannerka.ua

Политическая система общества — № 3

Учитывая их методологию, Талкот Парсонс подошел к рассмотрению общества как очень сложной системы управления, которая состоит из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной и др.. Каждая из этих систем выполняет свои специфические функции. «Назначение политической системы, — считал Т. Парсонс, — это обеспечение интеграции, разработка и реализация общей цели общества».

Идеи Т. Парсонса существенно углубил другой американский политолог — Д. Истон, которого многие ученые считают основателем теории политических систем. В своих труд «Полинична система» (1953), «Предел политического анализа» (1965) он показал политическую систему как организм, саморегулируется и развивается, активно реагирует на импульсы, поступающие извне, то есть команды.

По Д. Истона, у системы есть вход и выход. На вход с окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы — требования и поддержка. На выходе системы осуществляются политические решения и политические действия, направленные на реализацию этих решений. Требования — это первый вид импульсов на входе системы, и их характер может быть различным-от требований к власти по поводу повышения заработной платы, распределения благ и услуг, качества образования, продолжительности рабочего дня, охраны прав и свобод граждан к вопросам здравоохранения, обеспечения общественного порядка и т. д.

Второй вид импульсов на входе — это поддержка. Она возможна в различных формах: от материальных (выплата налогов, работа на общественных началах, военная служба и т. д.) через исполнение законов и других распоряжений государственной власти к уважительному отношению к власти и духовной символики.

Д. Истон называет три объекта поддержки: политическое общество — группа людей, которые взаимосвязаны в одной структуре благодаря распределению деятельности в политике, «режим» — основными компонентами его являются ценности (цели и принципы), нормы и структура власти; правления, к которому относят людей, участвующих в ежедневных делах политической системы, признаются большинством общества ответственными за свою деятельность.

Поддержка, которая оказывается системе, может усиливаться, когда система удовлетворяет потребности и требования граждан. Поэтому без достаточной поддержки политическая система не может эффективно и надежно работать.

Эти импульсы-требования и импульсы-поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перерывами или вовсе остановится. С другой стороны, чрезмерное перегрузки системы различными импульсами не позволяет ему эффективно работать, система перестает оптимально реагировать на социальную информацию, которая поступает, что приводит к ее застою.

Отношение к требованиям, которые поступают от различных слоев населения в значительной степени зависит от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное проявление недовольства властью и поэтому стремятся подавить выступления с этими требованиями. Демократические, конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования населения как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Население поддерживает тех и лидеров, те группировки, которые уже подтвердили свою готовность защищать и удовлетворять запросы и потребности этого населения, то есть группировки и тех лидеров, на которые и на которых оно может влиять.

На выходе системы как ее реакция на требования и поддержку появляются авторитетные политические решения и политические действия по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они] могут быть в форме новых законов, ассигнований на конкретные потребности политических заявлений о политических намерениях и политические действия и т. д.

И все же подход Д. Истона к определению модели политической системы не дает, возможности объяснить, почему правительства порой принимают решения, которые не выходят из требований граждан, более того — противоречат их интересам. Примером может быть решение правящих кругов Соединенных Штатов о развязывания войны во Вьетнаме, решение ЦК КПСС о вводе войск в Афганистан, решение Российского правительства о начале боевых действий в Чечне и т. д. Можно утверждать, что принятие политических решений обусловлено требованиями, поступающие не от социально-культурной среды, а от правящей элиты, принимающей решения.

Теория политических систем Д. Истона была критиковали за поверхностное учет психологических аспектов политического взаимодействия.

Другой подход к определению политической системы предложил Габриэль Алмонд. Он считает необходимым на передний план выдвинуть целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. С его точки зрения, политическая система — это различные формы политического поведения как государственных так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уравнения: институциональное и ориентационное. Если институциональный уровень сосредоточен преимущественно на исследования государственных и негосударственных политических институтов, то ориентационный ориентирован на изучение политических структур, которые в своей совокупности создают политическую культуру. Г. Алмонд подчеркнул, что, в отличие от всех других общественных систем и организаций, политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия. «Это узаконенная сила, — пишет он, — которая пронизывает все« входящие »и« исходящие »факторы общества, предоставляя ему особых качеств и смысла, обеспечивая его сплоченность как системы». Г. Алмонд определяет четыре функции «ввод»:

1) функцию политической социализации и привлечение к участию в политической жизни, 2) функцию артикуляции интересов, то есть формирование требований, соответствующих реальным или мнимым интересам; 3) функцию агрегирования, то есть объединение, интересов; 4) функция политической коммуникации, т. е. общения, обмена мнениями, идеями. Он определяет и три функции «вывода»: разработка норм, применение норм, контроль за выполнением этих норм.

Функция «ввод» осуществляется неправительственными формированиями (группами давления, политическими партиями, независимой прессой и др.)., А функция «вывода» — это правительственная прерогатива.

В дальнейшую разработку теории политических систем внесли весомый вклад такие известные ученые, как В. Митчел, Г. Пауэлл, К. Дойч, М. Дюверже и др..

В советские времена в научной литературе вплоть до середины 80-х годов аналогом понятия «политическая система» было понятие «политическая организация общества». Политическая организация общества включала профсоюзы, молодежные организации. Ядром политической организации была КПСС — направляющая, мобилизующая и руководящая сила общества. Монопольное положение КПСС в политической жизни общества приобретало роли государства, подавляло инициативу, политическую самостоятельность других субъектов политики.

И только в конце 80-х годов категория «политическая система» стала утверждаться в философской, политической литературе советского общества. Но объем и содержание этой категории объяснялись все же иначе, чем в зарубежной литературе. В соответствии с марксистским подходом обусловленности политической надстройки экономическим базисом, социально-классовой структурой общества, политическая система была тесно связана с определенным типом формации.

Политическая система общества в научной литературе того времени определялась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимосвязи политической системы с другими социальными структурами общества, психологическими, идейными установками правящей элиты и политических лидеров.

Современные научные взгляды, которые существуют в отечественной научной литературе, определяются двумя подходами. Первый из них политическую систему трактует как теоретический, идеальный конструкт, который позволяет выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отражение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятие «политическая система» может применяться для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюзы, общественно-политического движения и т. п., каждое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему.

Во втором, более конкретном толковании понятия «политическая система» определяет реальный сложный механизм формирования и функционирования властных отношений в обществе. Этот механизм включает политическую деятельность и политические отношения между различными политическими субъектами (группами и индивидами): политическую организацию (в которую входят государства, партии, политические ассоциации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру, средства массовой информации.

Опираясь на эти подходы, при анализе политических систем различных обществ следует учитывать как системные свойства различных политических явлений, так и стали взаимосвязи между ними. А именно: инвайроментальни (взаимосвязь среды и системы) институциональные (организационные свойства элементов системы — государство, партии, общественные организации, массовые объединения, участвующих в политической жизни) регулятивные (правовые и политические нормы как нормативная основа деятельности институтов системы) коммуникативные (внутренние системные свойства и связи и отношения); функциональные (политический режим и процесс, состоящий в результате деятельности из элементов системы); культурно-творческие и идеологические (политическая культура и сознание) ролевые (назначение политической системы как целого в общественной жизни отдельной страны и на международной арене, а также роль отдельных элементов политической системы).

Таким образом, политическая система представляет сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связями и свойствами элементов. ее можно определить как системную совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.

Какое методологическое значение категории «политическая система» для анализа государственного политического управления?

Во-первых, с ее помощью значительно легче отделить политическую сферу от государственной, раскрыть ее взаимодействие.

Во-вторых, легко сопоставить элементы государственной политики и политики общества, отличить государственное управление от управления в обществе в целом.

В-третьих, системный подход дает возможность найти много общего в различных типах политических систем, определить тенденции их модернизации и сближения.

В-четвертых, возможности этой категории позволяют изучать динамику различных национальных политических структур в сравнительном плане в течение долгого времени, помогают оценить политический климат страны и на этой основе принимать оптимальные политические решения.

Политическая система функционирует как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, социальной, религиозной, идеологической. Все системы общества взаимосвязаны и взаимозависимы.

Определяющей по всех систем, в том числе и о политической, выступает экономическая система. Ведь среди многочисленных и разнообразных интересов социальных групп лидируют именно экономические. Правящие группы, их партии и организации образуют такой экономический организм, который удовлетворил бы прежде всего их интересы. Поэтому именно экономическая система определяет сущность, структура и функции политической системы. Последняя, со своей стороны, оказывает регулятивное воздействие на экономическую систему, обеспечивает существование именно такого экономического организма, который нужен правящим социальным группам.

Анализ политической системы позволяет раскрыть ее структуру. Это внутренняя организация целостной системы как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, образующих ее; стойка упорядоченность элементов; закономерные связи между элементами. Структура позволяет понять, как именно организовано системное целое. Обратимся к взглядам на структуру политической системы, наиболее часто встречающихся в современной отечественной политической литературе.

Первым фундаментальным элементом политической системы общества являются политические отношения между индивидами, социальными и сточными группами, нациями, государствами; государством и гражданами, гражданами и их организациями по власти, выработки и осуществления политики. Здесь политическая деятельность выступает формой функционирования политических отношений. Она является осознанной, целенаправленной деятельностью социальных субъектов по реализации своих политических интересов в конкретной политической деятельности людей, их социальных групп, общественно-политических объединений.

Политическая деятельность начинается с возникновения определенного интереса и завершается его реализацией, то есть практическим результатом.

Одним из центральных элементов политических отношений и политической деятельности являются политические роли. Анализ показывает, что какой стабильной не была бы система, политические роли ее субъектов всегда в динамике.

Стабильность политических отношений заключается в четкости определения и закрепления в законах и нормах (правовых, политических, моральных) ролей, т. е. круга прав, обязанностей и ответственности субъектов политической системы. Поэтому важнейшее политическое деяние состоит из образования, укрепления и исполнение ролей, связанных с сочетанием элементов политической системы с определенными связями. Такие роли — роли формирования политической системы и ее функционирования — играют «офисы», совокупность «офисов» (имеется в виду система органов и должностей государственных, партийных и общественных организаций).

Tagged with: , , , , , , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: