bannerka.ua

Политическая система общества — № 1

3. Тема: Политическая система общества

1. Обзор темы: сопоставляются категории «правовое государство» и «гражданское общество», особенности их формирования в Украине, изучается категория «политическая система общества», ее структура и функции, модели, типы политических систем. Анализируются тенденции развития и противоречия политической системы в Украине.

1. Формирование правового государства и утверждение гражданского общества в Украине

Такие категории, как «политика», «государство», о которых говорилось ранее, только во взаимодействии с категорией «гражданское общество» позволяют раскрыть общественный механизм, направленный на создание условий для свободного жизнеобеспечения и реализации жизненного потенциала каждого человека.

Гражданское общество — это непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов. Это понятие соотносится с категориями «государство» и «правовое государство».

Обратим внимание на то, что нельзя смешивать или отождествлять «общество» как человеческое сообщество с категорией «гражданское общество» как историческим феноменом, который возникает на определенном этапе развития общества. Гражданское общество качественно отличается от того, что принято называть человеческим обществом вообще. Если «общество» характеризует общность жизнедеятельности людей, то «гражданское общество» — это такая система связей и интересов, которая обеспечивает свободную реализацию каждым человеком своих естественных прав — права на жизнь и достойное существование, труд, свободу делать все, что не на ущерб другим, собственность, равенство перед законом и т. д..

Гражданское общество означает устройство общества с точки зрения интересов каждого его члена. Отсюда и понятие «гражданин» — не просто человек или индивид, а личность, субъект личных прав, своих законных полномочий, установленных обществом.

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охваченную государством часть общества. Оно возникает как независимая от нее сфера. В этом смысле гражданское общество совместно не только с демократией, но и с авторитаризмом. Только тоталитаризм означает полную или частичную абсорбцию гражданского общества политической властью.

Чаще всего термин «гражданское общество» употребляется в узком, собственном смысле и рассматривается как определенный уровень развития гражданского общества в широком понимании. В основе концепции гражданского общества в его узком понимании лежит стремление гарантировать свободу жизненных проявлений человека, защитить от произвола и нежелательного вмешательства со стороны государственной власти, ограничить сферу деятельности государства, поставить ее под контроль народа.

Теория гражданского общества состояла в рамках либерализма и связана с творчеством Локка, Руссо, Канта, Гегеля и других мыслителей прошлого.

Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи, рынка и демократии, сфера свободной игры частнособственнических интересов и индивидуализма. Оно формируется в основном снизу, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно включает хозяйственные, экономические, семейные, религиозные и правовые отношения, мораль и политические отношения между индивидами как первичными субъектами политической жизни, партиями, группами интересов и др..

В отличие от государства, в гражданском обществе господствуют не вертикальные, а горизонтальные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Но несмотря на это, деление на гражданское общество и государство не потерял своей актуальности и служит прежде своевременному открытию и предотвращению тоталитарных тенденций, обеспечению суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

Для посттоталитарных стран формирования гражданского общества представляет собой необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Правовое государство, по мнению современной науки, это реальное воплощение конституционной государственности. В ее основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелкой опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу личности и ее основные права.

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняет власть воли суверенного народа.

Отношения между личностью и властью определяются в ней конституции, является общественным договором между народом и властью.

В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство, необходимо осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

По отношению к гражданам в правовом государстве применяется принцип «дозволено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции».

По отношению к государству действует средство разрешения, что ограничивает диапазон ее активности рамками права.

Правовое государство формировалась постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Например, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н. есть. древнегреческий архонт Солон, о соотношении естественных прав человека писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в XVII — XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и др..

Самый термин «правовое государство» сложился в XIX в. в трудах немецких юристов К. Велькера, Р. фон Моля и др..

Современные исследования отмечают недостаточность классической концепции правового государства для обеспечения подлинной свободы личности и социальной справедливости. Они считают, что эта теория акцентирует внимание на делении общества и государства и на защите лишь формальной негативной свободы личности, жизненного пространства, вмешательства государства в которого ограничено. Реальная свобода человека и его права могут обеспечиваться только через взаимодействие общества и государства.

Поэтому в политических системах многих стран принцип правового государства сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социального государства.

Ли не самой серьезной опасностью в процессе реализации политического курса на создание правового государства следует считать реальную возможность сделать Его лишь формально-правовым. В связи с этим общие требования, которым должен отвечать правовая

Государство, следующие:

♦ полное соответствие деятельности государства, всех организаций и каждого гражданина не только букве, но и духу Основного Закона страны, понимаемая как неровная условие обеспечения практической реализации принципов функционирования общества;

♦ соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в

Обществе;

♦ ограничено включения законодательства в контекст практического процесса решения неотложных проблем;

♦ строгое соответствие текущего законодательства конституционном, практическое обеспечение верховенства закона в отношении подзаконных актов;

Сочетание стабильности и динамизма законодательства, наличие отработанных демократических процедур участия граждан в фондами процессе;

♦ наличие определенного уровня политической и правовой культуры населения;

♦ единство правотворческой организационной, идеологической и пра-возастосовнои деятельности государства;

♦ всесторонняя гарантированность основных прав граждан, наличие отлаженного, нетяжелого и легкодоступного юридического механизма практической реализации конституционных прав и свобод личности и защиту;

♦ наличие юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях политической, государственной и социальной структуры;

♦ профессиональная и нравственная безупречность работников государственного аппарата и аппарата общественных организаций, их заинтересованность в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей;

♦ высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан страны.

Учитывая уже имеющийся опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их общие признаки:

1. Наличие развитого гражданского общества.

2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности, ответственность каждого за собственное благополучие.

3. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.

4. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и органы государственной власти.

5. Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что народ является источником власти, государственный же суверенитет имеет представительный характер.

6. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией и определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

7. Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений разрешения над запретом. В правовом государстве действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

8. Свобода и права других людей — единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не означает абсолютной свободы личности. Свобода каждого заканчивается там, где нарушается свобода других.

Tagged with: , , , , , , , , ,
Posted in Политология

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: