bannerka.ua

Основы охраны труда — № 2

— сообщать об опасности своему непосредственному руководителю или другому должностному лицу.

Функции Отдела охраны труда заключаются в следующем:

— разработка совместно с другими подразделениями предприятия комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов условий труда;

— оказание организационно-методической помощи;

— подготовка проектов приказов по вопросам охраны труда работодателю;

— контроль за соблюдением работниками требований охраны труда;

— участие в расследовании несчастных случаев, разработке положений, инструкций, раздела Охрана труда коллективного договора, актов по охране (безопасности) труда, которые действуют в пределах предприятия;

— составления отчетности по охране труда по установленным формам;

— ведение учета и проведение анализа причин производственного травматизма;

— оформления и хранения документации Вопросам охраны труда;

— информирование работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов по охране труда, действующих в пределах предприятия;

— проведения с вводного инструктажа по охране труда;

— составление при участии руководителей подразделений предприятия перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции;

— рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников предприятия, которые касаются вопросов соблюдения законодательства об охране труда;

— организация работы кабинета по охране труда и выполнения ряда других функций.

3. Надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда.

Функции надзора и контроля за состоянием охраны труда, согласно действующему законодательству, не ограничиваются отделом охраны труда на предприятии.

Функционирование надзора и контроля в государстве прежде предусмотрено Законом Украины об охране труда, а именно разделом 7 «Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда», и Кодексом законов о труде Украины (Глава XVIII «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде») .

Данным законодательными актами предусмотрено функционирование различных форм надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а именно: государственного, ведомственного, общественного и регионального надзора.

Наглядно разновидности форм надзора и контроля за охраной труда предприятия можно привести в виде схемы. (Рис.1)

Основы охраны труда - № 2

Государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, в соответствии с ст.259, 260 КЗПУ, осуществляют:

— Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда;

— Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;

— органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины;

— органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Органы государственного надзора за охраной труда являются независимыми от государственных администраций, хозяйственных, общественных и политических организаций и действуют в соответствии с положениями, утвержденными Кабинетом Министров Украины.

Государственные инспекторы или контроллеры органов государственного надзора имеют право:

— посещать с целью проверки состояния охраны труда, в любое время предприятия;

— выдавать руководителям, должностным лицам, ответственным за охрану труда работникам предписания (распоряжения), обязательные для исполнения;

— приостанавливать работу предприятия, где обнаружены опасные для жизни и здоровья работающих нарушения норм и правил охраны труда;

— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда;

— подавать иск в прокуратуру об уголовной ответственности виновных в нарушении требований охраны труда, по результатам несчастных случаев;

— посылать владельцам представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности или о наложении на нее взыскания за нарушение требований.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей.

В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.

Представители профсоюзов, уполномоченное лицо, имеют право проверять состояние охраны труда своего предприятия, подавать владельцу представление о выявленных нарушениях и вносить предложения по улучшению условий труда, пожарной безопасности, социального положения и др.. Требовать от собственника выполнения принятых программ, планов, мероприятий по охране труда и объяснения по этим вопросам.

Региональный контроль осуществляют должностные лица местных госадминистраций и Советов народных депутатов в пределах соответствующей территории: обеспечивают проведение государственной политики в области охраны труда; формируют с участием профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеют межотраслевые значения; осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда.

Ведомственный контроль осуществляют высшие органы руководства (министерства, комитеты, объединения предприятий и др.). через соответствующие службы, контролирующие производственную деятельность предприятий. Ведомственный контроль действует также в пределах самого предприятия в виде административно-общественного контроля, который может быть рекомендован (но не обязателен) к внедрению.

Административно-общественный (трехступенчатый) контроль за охраной труда на производстве осуществляется по следующей схеме:

1-я степень. В течение каждой рабочей смены или рабочего дня контролируется хотя бы 1 раз каждое рабочее место. Контроль осуществляет мастер, бригадир, начальник смены, дежурный инженер и общественный инспектор по охране труда, выбранный собранием трудового коллектива цеха, участка и т. п.. Все выявленные нарушения устраняются, а те, что невозможно исправить силами контролирующих, записываются в журнал 1-й степени контроля и докладываются высшему руководству.

2-я степень. Контроль каждого структурного подразделения осуществляется не реже 1 раза в неделю начальником этого подразделения (цеха, отдела, участка) и общественным инспектором трудового коллектива или профсоюза предприятия или структурного подразделения. Недостатки или нарушения требований охраны труда, выявленные при 1-й степени контроля и 2-й степени контроля, ликвидируются, а при невозможности записываются в журнал 2-й степени контроля и докладываются высшему руководству предприятия.

3-я степень. Не реже 1 раза в месяц в объеме каждого рабочего места всего предприятия контроль осуществляется руководством предприятия (владельцем, главным инженером, заместителем главного инженера по охране труда) и отделом охраны труда предприятия. К контролю привлекаются общественные инспекторы (контроллеры) по охране труда предприятия или структурных подразделений (уполномоченные трудовыми коллективами предприятия или профсоюза). Контролирующие знакомятся с записями журналов 1-го и 2-й степеней контроля за состоянием охраны труда, принимает решение по устранению недостатков и нарушений, а выявленные нарушения, которые невозможно оперативно устранить, заносят в журнал 3-й степени контроля. Выявленные нарушения обсуждаются на технических советах предприятия, разрабатываются мероприятия по их устранению, предусматривающие оперативные действия или включаются в текущих или долгосрочных планов развития и реконструкции предприятия, либо записываются в коллективный договор.

Предприятие может ввести и другой вид контроля.

4. Ответственность за нарушение требований по охране труда.

За нарушение законодательных или иных нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профсоюзов, виновные работники, в соответствии со ст.43-44 Закона Украины «Об охране труда», привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложены не должностное лицо взысканий, установленные правилами внутреннего распорядка. Прежде всего — это выговор и увольнение. Другие формы взыскания не применяются.

Административная ответственность должностных лиц заключается в взысканы с виновных в нарушении денежных штрафов. Штрафные санкции устанавливаются статьей 43 Закона Украины «Об охране труда», и предусматривают уплаты штрафа юридическими и физическими лицами, используют наемный труд. Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов месячного фонда заработной платы юридического или физического лица. Неуплата штрафа влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки. Лица, на которых наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы. Решение о взыскании штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке. Средства от применения штрафных санкций зачисляются в Государственный бюджет Украины. К административной ответственности имеют право привлекать должностные лица органов государственного надзора.

Так, за нарушение правил безопасности, повлекших несчастный случай не привел к стойкой потере трудоспособности работника, предприятие уплачивает штраф в размере среднемесячного заработка пострадавшего за период его временной нетрудоспособности. При несчастном случае со стойкой потерей трудоспособности и за профессиональное заболевание уплачивается штраф в размере половины среднемесячного заработка пострадавшего за каждый процент утраты трудоспособности. В случае смерти потерпевшего — в размере двухлетнего заработка пострадавшего.

Если выявлен факт сокрытия несчастного случая, собственник предприятия платит определенный штраф в десятикратном размере,

За нарушение правил и норм охраны труда, а также за невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора на предприятие налагается штраф головой Госнадзорохрантруда в размере 2% месячного фонда заработной платы заместителями председателя — до 1,5% месячного фонда ЗП; начальником территориального управления — до 1%; начальником инспекции — до 0,5% месячного фонда заработной платы.

Tagged with: , , , , , , ,
Posted in Основы охраны труда
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: