bannerka.ua

Основы научно информации, библиограф

2

Основы научной информации, библиографии и библиотековедения, научно-исследовательская работа студентов.

План

1. Работа с книгой.

2. Основы библиотековедения.

3. научно-исследовательская работа студентов.

1. Работа с книгой.

Одна из отличительных черт современной научно-технической информации — всевозрастающий объем потока информации и одновременно ее быстрое старение.

Каждая из форм самостоятельной работы студентов в первую очередь включает предварительную работу с учебником, то есть чтение необходимой учебной и научной литературы с целью изучения данной темы, раздела, курса или научной проблемы. Студентам важно овладеть рациональным приемом и навыком чтения книг, сначала следует ознакомиться с библиографическими данными книги общим ее содержанием. Приступая к чтению новой книги, надо прежде всего внимательно прочитать ее содержание, что позволит еще к чтению книги узнать ее содержание и расположение материала.

Получив предварительные сведения о книге, необходимо быстро ее прочитать, не останавливаясь на трудных местах, чтобы представить в целом, какой материал изложен в книге. При повышенной скорости чтения концентрируется внимание, идеи автора схватываются полностью, поэтому такое чтение очень продуктивно, хотя и несколько поверхностное.

За первым прочтением книги следует детально изучить ее. Лучше всего это сделать через некоторый промежуток времени после первого быстрого чтения, чтобы подсознательная работа мозга позволила несколько осмыслить обратило на себя внимание при первом чтении. Таким образом, при повторном чтении материал будет более знакомым и покажется легче, чем в первый раз.

Во время повторного чтения следует приучить себя вникать в суть прочитанного, не ограничивая запоминанием отдельных моментов, постоянно согласовывать факты, встречающиеся в книге, выводы, положения с аналогичными и ранее известными, это даст возможность критически отнестись к того или иного понятия или доказательства, воспринять, продумать, усвоить то, что взять из книги. Установление таких аналогий и ассоциаций облегчает усвоение, нового. При работе. над книгой хорошо иметь привычку резюмировать основное содержание каждого только что прочитанного главы книги одним или несколькими предложениями. Для успешного изучения первоисточников необходимо понимать все слова, встречающиеся в тексте, а для этого нужно приучиться пользоваться словарем.

Глубокое овладение есть результат сконцентрированной внимание, что возникает всякий раз, когда книга захватывает, когда она интересна. Важно выработать у себя привычку к такого рода внимания. Существует несколько способов концентрации Внимания:

1) перечитывать и вдумываться в непонятные места, пока они не станут понятными;

2) повторять своими словами наиболее тяжелые места, чтобы лучше осмыслить прочитанное;

3) задавать свои вопросы к тому или другого тяжелого материала книги,

4) искать и связывать новые сведения и положения со знаниями, что есть, с конкретными примерами;

5) надо обращать особое внимание на те приемы (разделение на части курсов и т. д.), выделение главного, которые сделаны самим автором книги.

2. Основы библиотековедения.

В подготовке студенческой доклада, реферата или иной научной и учебной работы огромное значение имеет знании основ библиографии (библиография — слово греческое от книга и пишу), организации работы библиотеки в ВУЗе.

Библиография ведет учет, описание достижений печати, сопровождая его нередко краткой характеристикой источника. Она ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатные издания, помочь в розыске и подборе необходимой литературы. . Для этого составляются списки, указатели, каталоги, обзоры и т. п., в которых с большей или меньшей полнотой регистрируются или аннотируемых достижения печати.

Умение быстро находить нужную литературу является одной из основных условий производительности и эффективности научной работы. Отсутствие знаний и навыков в библиографической работе ведет к непроизводительной потери времени на поиск литературы; более того, незнание основ библиографии может привести к пропуску важных материалов и отвлечению на второстепенные.

Знание библиографии предполагает, во-первых, знакомство с основными библиографическими источниками с классификациями и разновидностями справочных и библиографических: изделий, и во-вторых, приобретение навыков работы с ними.

Основной задачей библиотек вузов является комплектование учебников, учебных пособий, монографий, справочников и периодической печати и обеспечения ими студентов.

Запись и выдача книг и другой литературы производится в абонементный отдел по графику. Количество получаемой Литературы по общественным дисциплинам не ограничивается, а по другим — до 5-6. Сроки пользования учебной литературой обычно определяются продолжительностью семестра, а художественной — до 10 дней. Для самостоятельной работы студентов над первоисточниками и другой учебной литературой при библиотеках имеются читальные залы. Кроме выдачи книг библиотеки ведут разнообразную массовую работу: проводят читательские конференции, встречи с писателями, лекции, беседы, выставки.

Библиотеки могут обеспечивать студентов также литературой, что у них самих отсутствует. Для этого они получают необходимую литературу через так называемый межбиблиотечный абонемент 1 — МБА — и представляют заказчику для использования сроком до 1 мес. Книги по межбиблиотечному абонементу представляются в основном из библиотек данного региона, а при отсутствии в них необходимой литературы заказывают в центральных библиотеках.

Для улучшения работы некоторые вузовские библиотеки ежегодно проводят так называемые читательские конференции, цель которых — выявление недостатков, упущений в организации обслуживания студентов.

Студент во всех пунктах обслуживания библиотек (в читальных залах, филиалах, на абонементе, в общежитиях, справочно-библиографических отделах) должен соблюдать установленные правила. Лицо, причинивших ущерб фондовые библиотеки, несут материальную или иную ответственность в соответствии с законодательством Украины. Студенты, потеряли книгу, другую литературу из фонда библиотеки, обязаны заменить их такими же или признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены — возместить в 10-кратном размере их стоимость. Эта сумма тратится на пополнение фонда библиотек и реставрацию старых или поврежденных книг.

Правила пользования научной библиотекой Сумского Национального аграрного университета.

Права пользователей.

1.1 Пользователями услуг научной библиотеки СНАУ могут быть: научно-педагогические работники, студенты всех форм обучения, аспирантов, сотрудники других структурных подразделений университета.

1.2 Формы библиотечного обслуживания пользователей:

• абонементы (научный, учебный, специализированные на факультетах: ветеринарной медицины, инженерно-технологическом);

• читальные залы (читальный зал № 1 и зал периодики — в главном корпусе, читальные залы в общежитиях № 2, № 3);

• информационно-библиографический отдел;

• межбиблиотечный абонемент (МБА);

• кафедральные библиотеки.

1.3 Пользователи библиотеки имеют право получать бесплатную информацию о составе библиотечного фонда, консультационную помощь в поисках источников информации, получать во временное пользование книги, документ из фонда библиотеки, участвовать в различных мероприятиях, которые проводит библиотека, входить в состав читательской совета.

1.4 Пользователи имеют право получить для работы вне библиотеки (домой) единовременно не более 15 экземпляров сроком на учебный семестр. Срок пользования новыми изданиями, документами повышенного читательского спроса — до 10 дней. Количество библиотечных документов, выдаваемых в читальных залах, не ограничивается.

1.5 Пользователи имеют право выносить документа за пределы библиотеки только в том случае, если они записаны в формуляре пользователя. Срок пользования документами по просьбе пользователя может быть продлен, если на них отсутствует спрос других пользователей.

1.6 Редкие и ценные документ, справочные, информационные издания, а также издания, полученные по МБА, выдаются для пользования только в читальных залах.

1.7 Выдача домой документов, пользующихся повышенным спросом, осуществляется под денежный залог согласно решению руководства университета и библиотеки. Размер денежного залога устанавливается библиотекой и утверждается финансовыми органами университета.

1.8 В случае отсутствия в библиотечном фонде нужных документов пользователь имеет право получить их (или копии) из других библиотек через МБА.

1.9 Лица, временно находящихся в зоне обслуживания библиотеки, имеют право пользоваться только я читальными залами или получить документ домой через денежный залог.

Обязанности пользователей.

2.1 Для записи в библиотеку предъявляется паспорт или документ, его заменяющий (студенческий билет или зачетная книжка), фотография (для оформления читательского билета) будущий пользователь знакомится с правилами пользования библиотекой, подписывает обязательство их выполнять, дает сведения для заполнения регистрационной карточки и читательского формуляра.

2.2 В случае потери читательского билета пользователь должен заявить об этом в библиотеку, возместить стоимость его в размере, соответствующем накладным расходам, и получить дубликат.

2.3 За каждый документ, полученный на абонементе, пользователь расписывается в читательском формуляре и книжном формуляре. Возврат документов заверяется подписью библиотекаря.

2.4 Пользователь, который потерял или повредил документ из фонда библиотеки, должен заменить его аналогичным или документом, признанным библиотекой равноценным, или возместить убытки стоимости документа, которую определяет комиссия по работе с фондом. Размер возмещения определяется библиотекой в зависимости от ценности издания и согласно действующему законодательству. В случае повреждения или утраты документа, полученного через МБА, пользователь должен заменить его аналогичным документом (или копией), чтобы внести кратное денежное возмещение стоимости документа. Размер возмещения определяется библиотекой в зависимости от ценности издания.

2.5 Пользователь, который нарушает правила пользования библиотекой, лишается права посещать ее на срок, который определяется библиотекой. Материалы за злостное нарушение правил пользования библиотекой могут быть направлены в суд согласно действующему законодательству Украины.

2.6. Пользуясь документами из библиотечного фонда, читатель должен бережно относиться к ним, при получении документов должен проверить их количество и наличие повреждений и в случае выявления дефектов предупредить об этом библиотекаря, который обязан сделать на документах соответствующую отметку. В противном случае ответственность за выявленные в книгах дефекты несет пользователь.

2.7. Пользователи в библиотеке должны соблюдать тишину. Лица в нетрезвом состоянии и неопрятном виде в библиотеку не допускаются. Курить не разрешается.

Обязанности библиотеки по обслуживанию пользователей.

Библиотека обязана:

• информировать пользователей о всех видах услуг, которые предоставляет библиотека, в т. ч. и платные, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украина № 534 от 05.06.97р.;

• создавать условия для использования библиотечного фонда, работы в библиотеке, оказывать помощь в отборе нужных документов;

• заботиться о культуре обслуживания пользователей;

• формировать у пользователей потребность в информации, пользовании библиотекой, способствовать повышению культуры чтения;

• удовлетворять потребности в создании при библиотеках читательских объединений, клубов по интересам;

• систично осуществлять контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных пользователю документов;

• учитывать читательские запросы при формировании фонда, проведении массовых мероприятий;

• создавать читательские советы.

3. Научно-исследовательская работа студента.

Отличительной особенностью высшей школы является то, что студенты, наряду с изучением учебных дисциплин, активно участвуют в научных исследованиях.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является эффективным средством повышения качества подготовки специалистов. Цель НИРС — углубление и закрепление знаний, полученных в процессе обучения, подготовка специалистов, владеющих методами исследований и новейших достижений науки, техники, культуры, навыками проведения коллективной творческой работы, и использование творческого потенциала студентов для решения актуальных задач народного хозяйства.

Задачи НИРС вытекают из ее цели и сводятся к овладению студентами научным методом познания, обучению их методике и средствам самостоятельного решения научных и технических задач народного хозяйства.

Будущие инженеры-технологи и товароведы-инженеры также принимают активное участие в научно-исследовательской работе. Научно-исследовательская работа студентов бывает двух видов:

— научно-исследовательская работа, которая включается в учебный процесс УНДР;

— научно-исследовательская работа, выполняемая во вне учебное время.

— УНДР включает в себя выполнение задач, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований, выполнение конкретных нетиповых (не программных) задач научно-исследовательского характера в период практики, изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований и т. д.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая ими во вне учебное время, проводится в следующих формах: работа в студенческих научных кружках, участие группы студентов или в индивидуальном порядке в разработке госбюджетной или хоздоговорной политики, в работах по творческому содружеству и индивидуальным планам преподавателей, работа в студенческого конструкторского, проектного, экономического, технологического, научно-информационного, переводческих и других бюро, лекторской работе по распространению знаний в области науки, техники и культуры и т. д.

Научная работа студентов может проводиться в разных направлениях. Основными направлениями являются: реферирование научных публикаций по конкретным направлениям, проведение физических, химических, физико-химических и других экспериментов, разработка и совершенствование конструкции оборудования, технологии производства продукции, проведение анализа экономической эффективности научных разработок или результатов хозяйственной деятельности предприятий (организаций и учреждений); подготовка и апробирование экспериментальных стендов, разработка курсовых и дипломных проектов (работ) с использованием научных методов и результатов исследований; обобщение материалов по постановке научных экспериментов и теоретических основ методики составление текстов лекций в области достижений науки, техники и культуры; внедрение достижений наук », техники и культуры в производство и т. д.

Студенческие научные работы является одним из основных средств повышения уровня подготовки специалистов, воспитания будущих ученых и приносят определенный экономический эффект. Поэтому координации и направлению научных работ студентов придается большое значение.

Для осуществления общего методического руководства студенческими научными трудами в высшем учебном заведено и на его факультетах создаются советы по научно-исследовательской работе студентов, ответственными за которые являются соответственно ректор института и декан Факультета. На кафедре за состояние и методическое руководство научными работами студентов несет ответственность зав. кафедры.

Контрольные вопросы

Как нужно работать с книгой? С какой целью создается библиография? Какова цель и задачи НИРС?

Литература

1. Димитриевич Л. Р., Касилова Л. А. Конспект лекций по курсу «Введение в специальность»: Для студентов 1-го курса специальности 27.11. ХИОП. — Харьков, 1992. — 36С.

2. Худойшукуров Т., Махмудов А., Нормохметов Р. Технология продукции общественного питания и товароведения продовольственных продуктов «Введение в специальность», «Мехосот», Ташкент, — 1990 — 135 с.

Tagged with: , ,
Posted in Введение в специальность 4к.2с
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: