3
Направление базового высшего образования и соответствующих квалификационных уровней для пищевой технологии и инженерии.
План
1. Стратегия и современные тенденции развития университетского образования Украины в контексте европейского пространства высшего образования.
2. Образовательно-профессиональная программа подготовки высшего учебного заведения (ВУЗ).
3. Основные документы и виды занятий в вузе.
4. Образовательно — квалификационная характеристика (ОКХ) выпускника вуза.
1. Стратегия и современные тенденции развития университетского образования Украины в контексте европейского пространства высшего образования
Стратегические решения Болонского процесса по созданию ЕПВО до 2010 года является результатом встреч министров европейских стран на протяжении последних десяти лет.
Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции Министров европейских стран в мае 2005 года в Бергене. Это является неоспоримым фактом международного признания отечественной системы высшего образования. Как участник Болонского процесса, Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающие введение до 2010 года стандартов, рекомендаций и основных инструментов ЕПВО: Национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, Приложения к диплому европейского образца.
Участие в Болонском процессе — это ответ на общие вызовы, стоящие перед сисмы высшего образования европейских стран. ЕПВО — это не единственная системы высшего образования, а объединение 46 национальных систем, развивающихся в соответствии с совместно согласованных принципов. ЕПВО способствует согласованию, совместимости, сопоставимости и признанию различных систем высшего образования. Он не требует унификации содержания, технологий обучения и обеспечения качества в высших учебных заведениях.
Основные принципы Болонского процесса по согласованию архитектуры систем высшего образования европейских стран было заложено в Сорбонской Декларации, которую подписали министры Франции, Германии, Италии и Великобритании в мае 1998 года. Она была сфокусирована на:
-улучшении международной прозрачности учебных программ (курсов) и признании квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки (обучения) и приближения к рамке квалификаций ЕПВО;
-содействии мобильности студентов, преподавателей и научных работников;
-разработке общей системы степеней — первого цикла (степень бакалавра) и второго цикла (степень магистра).
Болонская декларация, подписанная министрами 29 европейских стран в июне 1999 года, стала основным документом, который используется для установления общей рамки по модернизации и реформирования высшего образования. Со времени подписания декларации, проведение реформ в высшем образовании называют Болонским процессом. В декларации были определены следующие основные цели по развитию ЕПВО:
-принять систему понятных и сопоставимых степеней;
-ввести систему высшего образования, которая основывается на двух циклах;
— ввести систему кредитов ЕКТС;
-способствовать мобильности студентов, преподавателей и ученых;
-способствовать европейскому сотрудничеству по обеспечению качества;
-способствовать европейскому измерению в высшем образовании.
В мае 2001 года на Конференции министров европейских стран в Праге произведена оценка прогресса в развитии ЕПВО, а также принято важное решение о создании Группы сопровождения Болонского процесса (BFUG) из представителей стран-подписантов и Европейской комиссии и определены стратегии дальнейшего развития Болонского процесса, а именно :
-содействия обучению на протяжении жизни;
-привлечение высших учебных заведений и студентов;
-повышения привлекательности ЕПВО.
На Берлинской конференции министров европейских стран, которая состоялась в сентябре 2003 года, были определены приоритеты развития ЕПВО на 2005-2007 годы:
-качества на институциональном, национальном и европейском уровнях;
-начало внедрения двухцикловой системы;
-признание степеней и периодов обучения, включая получение студентами высших учебных заведений Приложения к диплому европейского образца автоматически и бесплатно для всех выпускников с 2005 года;
-разработка рамки квалификаций ЕПВО;
-введение в ЕПВО докторской степени как третьего цикла;
-содействие тесной взаимосвязи между ЕПВО Европейским научным пространством (ЕНП).
Конференция министров европейских стран в Лондоне, которая состоялась 17-18 мая 2007 года, обозначила веху в создании первого правового органа Болонского процесса — Европейского реестра обеспечения качества (EQAR) в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA).
В Лондоне рассмотрены достижения в социальном и глобальном измерении Болонского процесса. Министрами определены дальнейшие приоритеты развития ЕПВО до 2009 года:
-создание реестра национальных аккредитационных агентств;
-стратегия улучшения глобального измерения;
-разработки национальных планов действий по содействию социальному измерению.
Развитие Болонского процесса: современные тенденции. Благодаря реформам систем высшего образования в ЕПВО к 2009 году достигнут большей совместимости и сравнимости квалификаций (степеней) на национальном и международном уровнях. Учитывая это, важным вызовом является разработка профилей и содержания квалификаций. Основные инструменты ЕПВО — Европейская кредитно-трансферная системы (ЕКТС-ECTS), Приложение к диплому (ДД-DS), Национальные рамки квалификаций (НРК-NQF) стали общепринятыми в ЕПВО.
Диаграмма развития Болонского процесса
(Тенденции 1998-2009 годы)
Качества на институциональном, национальном и европейском уровне Включение докторского уровня как третьего цикла Признание степеней и периодов обучения (Приложение к диплому) Европейская рамка квалификаций Усиление интеграции образования и научных исследований |
Социальное измерение: равный доступ и Окончание обучения Обучения в течение жизни Трудоустройство Студент-центрированное обучения и миссия высшего образования Образование, наука (исследование) и инновация Международная Открытость Мобильность Сбор данных Введение Многомерных Инструментов Прозрачности Увеличение финансирования на высшее образование |
||
Понимания языком и сравнении степени Системы кредитов (ЕКТС) Мобильность ученых Европейская кооперация в обеспечении качества Европейское измерение высшего образования |
Обучения в течение жизни Добавлено социальное измерение Привлечение высших учебных заведений и студентов Продвижение европейского высшего образования |
Усиление социального измерения Стандарты и рекомендации по обеспечению качества Национальная рамка квалификаций Присвоение и признание совместных степеней Гибкие траектории обучения в высшем образовании |
Создание Европейского реестра обеспечения качества (EQAR) Стратегия улучшения глобального измерения Болонского процесса Решение создать национальные планы действий с эффективным мониторингом социального измерения |
Общая рамка квалификаций Общая двухцикловую системы Мобильность студентов и преподавателей |
1998 1999 2001 2003 2005 2007 2009
Сорбонская Болонская Пражское Берлинское Бергенского Лондонское Левенского
Декларация право коммюнике коммюнике коммюнике коммюнике Коммюнике
Новая трехцикловая структура (системы) (Бакалавр — Магистр — доктор философии (PhD) активно вводится в высших учебных заведениях Европы. Однако, в некоторых европейских странах такие направления образования как медицина, ветеринария, архитектура, педагогика, теология, право, ядерная энергетика, инженерия, охрана окружающей среды, безопасность человека и государства остаются в стороне от этих новых структур.
Отчетливо наблюдается сходство моделей двух циклов. На бакалаврских программах первого цикла модель в 180 кредитов ЕКТС (3 года) преобладает в 17 странах, а в 11 странах — предпочтение отдается ее альтернативе — модели в 240 кредитов ЕКТС (4 года). Одновременно, в магистерских программах второго цикла модель в 120 кредитов (2 года) является более распространенной и теперь преобладает в 29 странах.
Общепринятой моделью цикловой подготовки в ЕПВО является комбинация программ первого и второго циклов в соотношении — 180 +120 кредитов ЕКТС (3 +2 года).
Реформы и конвергенция структур степеней активно осуществляются на протяжении последней декады. Но, конечно, речь идет не о конвергенции, что неизбежно приводит к единообразию систем высшего образования в Европе, даже в терминах степенных структур. Сейчас созданы основные образцы структур квалификаций, и ключевым вызовом остается разработка профилей различных квалификаций с целью лучшего понимания результатов обучения на разных Болонских циклах и развития ЕПВО как открытого, гибкого в пространстве и времени.
Европейская кредитно-трансферная системы (ЕКТС). В большинстве стран-участниц Болонского процесса внедрения ЕКТС основывается на законодательстве и нормативных положениях. Страны-участницы Болонского процесса и высшие учебные заведения сосредоточили внимание на актуальном внедрении системы ЕКТС. Ограниченное количество стран достигла того, что большинство высших учебных заведений и программ используют ЕКТС в ее полном объеме с кредитами, основанные на результатах обучения и учебной нагрузке. Во многих случаях результаты обучения еще есть не общепонятными и недостаточно широко используются, а учебная нагрузка также является тяжелым понятием в применении на практике. Кредиты продолжают определять по-разному — на основе контактных часов или различных комбинаций, включающих контактные часы и абстрактное нагрузки студентов. Как следствие, вузам нужна помощь и мотивация для обеспечения надлежащего внедрения ЕКТС на основе результатов обучения и реальной нагрузки студентов.
Приложение к диплому европейского образца (Приложение). В сентябре 2003 года в Бергене министры договорились, что Приложение будет полностью введен в 2005 году. Однако многие страны отстают в его внедрении, что казалось должно быть простым и практичным мероприятием, хотя и нуждающимся значительных организационных усилий и финансовых затрат. В странах, где Приложение широко внедрен, лишь ограниченное их количество удалась мониторингу того, как в действительности он используется высшими учебными заведениями и работодателями. Иногда результаты такой деятельности являются неоднозначными, работодатели, университеты и выпускники часто не получают необходимой пользы от указанного инструмента.
Национальная рамка квалификаций. На данный момент большинство стран начали процесс разработки национальной рамки квалификаций. Англия, Шотландия и Дания закончили процесс в целом, включая самосертификации ее сопоставимости с общеевропейской рамкой квалификаций и трансформацию программ в высших учебных заведениях.
Лишь незначительное количество стран сможет достичь цели по разработке полноценной национальной рамки квалификаций до 2010 года. Однако, прогресс в решении этого вопроса является очень значительным.
Устойчивое развитие Болонского процесса обязывает нашу страну завершить реформу высшего образования до 2010 года и далее осуществлять образовательные услуги с учетом стандартов и рекомендаций, разработанных и принятых в Лиссабоне (1997), Сорбонне (1998) и обобщенных в Болонской Декларации (1999) и Коммюнике конференций министров европейских стран, отвечающих за высшее образование (Прага, 2001; Берлин, 2003; Берген, 2005; Лондон, 2007, Лувен, 2009).
После присоединения Украины к Болонскому процессу, в системе высшего образования сделаны следующие важные шаги по реализации его положений:
-введен Программу действий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования и науки на 2004-2005 годы;
-создана Межведомственная комиссия по внедрению Болонского процесса в систему высшего образования и Национальную группу промоутеров Болонского процесса (National Team of Bologna Promoters) (2006);
-Всеукраинский студенческий совет при Министерстве образования и науки Украины стала кандидатом в члены Национальных союзов студентов Европы (The National Union of Students in Europe (ESIB) (2006);
-введен пилотную европейскую кредитно-трансферная система (ECTS) в высших учебных заведениях Украины III-IV уровней аккредитации (2006/2007 н. г.);
-подготовлен «Национальный отчет — 2005-2007» в Лондонской конференции министров европейских стран (май, 2007 год).
После Конференции министров европейских государств в Лондоне в системе высшего образования Украины сделаны следующие шаги по реализации положений Болонского процесса:
-утвержден «План действий по обеспечению качества высшего образования Украины и ее интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество на период до 2010 года»;
-подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О высшем образовании »с учетом стандартов и рекомендаций Болонского процесса;
-Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR) (апрель, 2008 год);
-введена система ранжирования высших учебных заведений соответственно Берлинских принципов;
-Украинская ассоциация студенческого самоуправления стала членом Европейского студенческого союза ESU (European Student's Union) (декабрь 2007 год);
-создана рабочая группа Министерства образования и науки Украины по разработке национальной рамки квалификаций системы высшего образования;
-подготовлен «Национальный отчет — 2007-2009» в конференции министров европейских стран в Лувене (апрель, 2009 год).
На современном этапе реформа высшего образования Украины осуществляется в двух плоскостях:
-национальной стратегии социально-экономического развития;
-сотрудничества и интеграции в европейское и мировое образовательное пространство;
Введение основных положений Болонского процесса предполагает учет национальных подходов к организации обучения, содержания образования, традиций в подготовке будущих специалистов с высшим образованием. Во многих руководящих европейских документах, по развитию высшего образования отмечается, что университеты в значительной степени должны сохранять свои собственные традиции, достижения, опыт. Поэтому речь не идет о прямом введении зарубежного опыта в учебный процесс украинских университетов или так называемой «Болонской системы организации учебного процесса», которой в природе не существует.
Министерством образования и науки особое внимание уделяется тому, чтобы каждый университет, наряду с учетом общих рекомендаций и советов министерства для всех университетов Украины, формировал свое собственное образовательную среду, культуру организации обучения, культуру преподавателей и студентов, культуру оценивания учебных достижений студентов, культуру качества подготовки будущих специалистов и научно-педагогических работников.
Представители Совета Европы, Европейской комиссии, Секретариата Болонского, которые отвечают за развитие высшего образования в ЕПВО отмечают, что центральные органы управления высшим образованием каждой страны-участницы должны способствовать поддержанию, консультированию и координации деятельности университетского образования во внедрении Болонского процесса по следующим основным направлениям деятельности :
-разработка, внедрение и развитие национальной рамки квалификаций (НРК-NQF)
-внедрения инновационной Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС-ECTS) и Приложения к диплому (Diploma Supplement)
-координация деятельности европейской сети и европейского реестра обеспечения качества (ENQA, / ЕРЗЯ — ENQA / EQAR);
-координация деятельности европейской сети по признанию периодов и сроков обучения (ENIC-NARIC)
-разработка процедур признания предшествующего обучения и развитие национальной рамки квалификаций на протяжении жизни (LLL NQF — НРК ВПЖ) с целью обеспечения индивидуальной траектории обучения граждан стран-подписантов Болонского процесса.
Основная задача ЕПВО заключается в обеспечении высокого уровня качества высшего образования и содействии мобильности субъектов университетов путем кроскультурного признания квалификаций и их профилей. На современном этапе развития ЕПВО важным вызовом является внедрение стандартов, рекомендаций и основных инструментов, способствующих совместимости, сопоставимости, признанию периодов и сроков подготовки (обучения) специалистов после 2010 года, а именно:
-национальной рамки Квалификаций с определением основных видов экономической деятельности, отраслей (направлений) образования, направлений и профилей подготовки специалистов, что согласуется с рамкой квалификаций ЕПВО;
-введение в 2009/2010 учебном году инновационной ECTS и ее ключевых документов, включая Приложение к диплому (DS), предложенная Европейской комиссией в феврале 2009 года и единой для всех высших учебных заведений Украины системы оценивания учебных достижений студентов;
-введение трехцикловой системы (бакалавр, магистр, интегрированный магистр (профессиональная подготовка), доктор философии PhD);
-трансформация сети высших учебных заведений (институциональной структуры) в университеты, политехнические университеты, академии, колледжи и т. д. и их развитие в соответствии с тенденциями развития сети ЕПВО:
-проведение в университетах прикладных исследований (обучение через научные исследования);
-трансформация университета в университет обучения в течение жизни;
-укрупнения (объединения) университетов, высших учебных заведений (как пример, в марте 2009 года в Страсбурге, Франция — три университета объединились в один);
-решения проблемы формирования содержания образования по академическим и профессиональным квалификациям с учетом соответствующего уровня компетентности, компетенций и результатов обучения;
-трансформация образовательных стандартов, развитие университетских программ обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса, участие в совместных проектах «ТЮНИНГ» (TUNING)
-внедрение совместных степеней и совместных (специальных) программ для иностранных студентов;
-внедрение современных процедур признания предшествующего обучения (формального, неформального, неофициального) и разработка национальной рамки квалификаций для обучения в течение жизни (FQ LLL)
-внедрение социального измерения ЕПВО высшего образования через:
-проведения мониторинга социального измерения в университетах;
-учета национальных традиций, подходов и т. д.;
-внедрение инклюзивного образования;
-повышение мобильности студентов и научно-педагогических работников высших учебных заведений в двусторонних направлениях;
-обеспечения портативности студенческих грантов и займов мобильности;
-обеспечения справедливого доступа к качественному высшему образованию;
-подготовка научных и научно-педагогических кадров, совершенствования их компетенции в соответствии с современными требованиями с целью обеспечения устойчивого развития системы высшего образования и государства;
-разработку и внедрение профессиональных стандартов как основы для модернизации государственных образовательных стандартов (учебных программ, учебных планов) с целью повышения качества содержания профессионального образования и обучения и приведение его в соответствие с требованиями работодателей;
-разработка современных механизмов учета потребностей рынка труда с целью содействия надлежащему трудоустройству выпускников;
-развитие украинских и мировых культурных ценностей, ориентация на идеалы демократии и гуманизма, которые необходимы для существования и развития гражданского общества Украины;
-внедрение системы качества высшего образования в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA), включающий:
-стандарты и рекомендации по:
-процессов внутренней качества образования вузов;
-процессов внешней качества образования вузов;
-процессов внешнего качества в агентствах с
Обеспечения качества;
-создание независимых аккредитационных агентств;
-присоединение национальных независимых аккредитационных агентств в Европейский реестр агентств обеспечения качества (EQAR). Летом 2008 года Рег начал свою деятельность. Он будет действовать в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA). В апреле 2007 года Украина стала правительственным членом, одним из 18 стран-участниц Болонского процесса, Европейского реестра обеспечения качества. Практика европейских стран показывает, что при внедрении национальной системы обеспечения качества высшего образования чрезвычайно важно проявлять гибкость и избегать восприятия всех стандартов и рекомендаций в качестве шаблона (памятки);
-создание агентства по академическому признанию и международного обмена — национального центра европейской информационной сети по признанию (ENIC / NARIC)
-внедрение национальной системы рейтингов высших учебных заведений соответственно Берлинских принципов ранжирования и национальной системы классификации университетов
Интеграция системы высшего образования Украины в ЕПВО способствовать:
-обеспечению качества высшего образования;
-признанию периодов и сроков подготовки в ЕПВО и других регионах мира;
-мобильности студентов, преподавателей, научных работников;
-обеспечению справедливого доступа к высшему образованию;
-укреплению позиций украинских университетов на национальном, европейском и мировом рынке труда и рынка образовательных услуг.
Учитывая это, период 2009-2010 года (базовый) является чрезвычайно важным для системы высшего образования Украины в определении ключевых краткосрочных стратегий развития и согласовании национальной нормативно-правовой базы со стандартами и рекомендациями ЕПВО.
Период с 2010-2020 года должен стать ключевым в реализации долгосрочных стратегий обеспечения устойчивого развития и усовершенствования системы высшего образования Украины, признания ее в европейском и мировом пространстве в контексте обеспечения качества.
2. Образовательно — профессиональная программа подготовки высшего учебного заведения (ВУЗ).
Образовательно-профессиональная программа По специальности «Технология хранения, консервирования и переработки мяса» По направлению 6.051701 Пищевые технологии и инженерия
Образовательно-профессиональная программа (ОПП) подготовки определяет нормативный срок и нормативную часть содержания обучения по определенному направлению или специальности соответствующего образовательно-квалификационного уровня, устанавливает требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалиста.
ОПП является составной отраслевой компонент государственного стандарта высшего образования и Используется при:
-разработке и управлении учебных планов и программ учебных дисциплин;
-разработке средств диагностики уровня образовательно-профессиональной подготовки специалиста и бакалавра;
-определение содержания обучения как базы для овладения новыми специальностями, квалификациями;
-определение содержания обучения в системе переподготовки и повышения квалификации.
В соответствии с образовательно-квалификационным уровням и согласно специальности общий смысл обучения можно разделить по циклам подготовки, приведены в таблицах 1 … 2.
Таблица 1 — Распределение содержания ОПП за циклами подготовки
Образовательно-квалификационный уровень подготовки |
Образовательный уровень |
Направление подготовки, специальность |
Циклы подготовки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бакалавр |
Высшее образование |
7.091707 «Пищевая технология и инженерия» «Технология хранения, консервирования и переработки мяса» |
-цикл гуманитарной и социально-экономической подготовки; -цикл естественно-научной подготовки; -цикл профессиональной и практической подготовки; -цикл дисциплин специфических для отрасли. |
Специалист |
Высшее |
7.091707 «Пищевая технология и инженерия» «Технология хранения, консервирования и переработки мяса» |
-цикл гуманитарной и социально-экономической подготовки; -цикл профессиональной и практической подготовки; -цикл дисциплин специфических для отрасли; Цикл дисциплин свободного выбора студента. |
Таблица 2 — Распределение дисциплин по циклам подготовки
Циклы подготовки |
Название дисциплины |
|
Бакалавр |
Специалист |
|
1 |
2 |
3 |
Гуманитарной и социально-экономической подготовки |
История Украины Украинский язык профес. направлением История украинской культуры Философия Иностранный язык Физическое воспитание Психология с основами социологии Экология К |
Деловой иностранный язык Маркетинг на предприятиях отрасли Гражданская оборона Обнови конституционного права |
Естественнонаучной (профессионально-ориентированной) подготовки |
Выше Матик Физика Неорганическая химия Органическая химия Аналитическая химия Физическая и коллоидная химия Биохимия Техническая микробиология Информатика Тематических моделирования на ЭВМ Безопасность жизнедеятельности Основы экологии |
— |
Профессиональной и практической подготовки |
Прикладная механика Теплотехника Электротехника Автоматизация производственных процессов Инженерная графика Экономика предприятий Основы предпринимательства Организация, планирование и управление производством на предприятиях Процессы и аппараты пищевых производств Основы физиологии и гигиены питания Теоретические основы пищевых технологий Пищевые технологии Микропроцессорные системы управления в области Введение в специальность Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством Основы научных исследований и технического творчества Материаловедение Технология отрасли Технологическое оборудование отрасли Проектирование предприятий с основами САПР Основы промышленного строительства и санитарной техники Основы охраны труда |
Учет и отчетность на предприятиях отрасли Актуальные проблемы технологии отрасли НИРС Оптимизация технологических процессов Управление качеством продукции отрасли Охрана труда в отрасли Проектирование и реконструкция предприятий отрасли |
Дисциплин специфических для отрасли |
Физика, химия мяса Технологический семинар Формирования сырьевых ресурсов Делопроизводство Проблемы безопасности пищевых продуктов Микробиология мяса и мясопродуктов |
Эксплуатация технического оборудования Тепло — и электроснабжения предприятий отрасли |
Дисциплин свободного выбора студента |
— |
Пищевые добавки в технологиях области Продукция отрасли специального назначения Методы контроля мяса и мясопродуктов Интеллектуальная собственность Методы определения безвредности пищевых продуктов |
3. Основные документы и виды занятий в вузе.
Основным нормативным документом учебного заведения, определяет организацию учебного процесса по определенной специальности, является Учебный план.
Соответственно учебного плана срок обучения составляет на образовательно-квалификационном уровне:
Бакалавр — 4 года;
Специалист — 1 год;
Магистр — 1 год.
Учебный план устанавливает распределение общего объема часов, предусмотренных на каждую дисциплину, на учебные (аудиторные) занятия и самостоятельную работу студента (табл. 3). Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студента должен составлять не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени, отведенного на изучение конкретной учебной дисциплины. Недельная аудиторная нагрузка студента регламентируется нормативными документами Кабинета министров и письмами Министерства образования и науки Украины.
Таблица 3 — Общий объем подготовки образовательно-квалификационных уровней бакалавра и специалиста по специальности Технология хранения, консервирования и переработки мяса.
Общий объем подготовки |
Образовательно-квалификационный уровень подготовки |
|
Бакалавр |
Специалист |
|
Часов в неделю |
29,5-30,0 |
24,0 |
Количество часов аудиторных занятий |
4074 |
345 |
Количество часов самостоятельной работы |
3082 |
411 |
Количество часов аудиторных занятий в неделю |
29,5 |
24 |
22,3 |
27 |
|
Количество курсовых проектов |
4 |
1 |
Количество курсовых работ |
1 |
— |
Количество экзаменов |
36 |
5 |
Количество зачетов |
42 |
12 |
Основными видами учебных (аудиторных) занятий является , лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации. Вуз может определять и другие виды учебных занятий.
В понятие Лекции вкладывается два смысла:
-как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем преподается предмет;
-как способ подачи учебного материала путем логически стройного, систично последовательного и ясного изложения.
Во Практическим понимают такие занятия, в ходе которых решают задачи, выполняют расчетные, графические работы, упражнения с чтения и перевода при изучении иностранных языков и другое.
Во Лабораторными Понимают учебные занятия, на которых студенты самостоятельно ставят эксперименты, наблюдают и исследуют явления природы, технологические и другие процессы, изучают объекты техники, устройство и принцип действия измерительной и другой аппаратуры.
Отличительной чертой Семинарских занятий является то, что основной вид учебной деятельности заключается в выступлениях с сообщениями, докладами, рефератами, обсуждении научных и учебных вопросов под руководством преподавателя.
Изучение некоторых дисциплин завершается выполнением курсового проекта (работы).
Курсовые проекты выполняются как правило по техническим дисциплинам и предусматривают выполнение конструкторско-технологических разработок.
|
|
Расчетно-пояснительная записка |
Графическая часть (Чертеж) |
|
|
Обоснование новейшей инженерной разработки |
Графическое отображение инженерной разработки |
В системе подготовки инженера-технолога важная роль принадлежит Дипломном Проектированию, которое является заключительным этапом обучения студентов и имеет целью:
-систизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и других задач;
-развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методиками исследований;
-определение степени подготовленности выпускников к самостоятельной работе в условиях современного производства, науки, техники и культуры.
Дипломный проект |
|
|
|
|
Графическая часть
|
Обоснование разработанной инженерной разработки |
Графическое отображение инженерной разработки |
Практика — Это вид учебной деятельности, основным содержанием которой является выполнение практических учебных или производственных задач на предприятии или в учреждении, соответствующей характеру профессиональной деятельности будущего специалиста. Она позволяет эффективно соединить теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях и направлена на развитие умений и навыков, специфических для выбранной специальности.
Название практики |
Семестр |
Продолжительность (недели) |
Образовательно-квалификационный уровень подготовки — бакалавр |
||
Учебная практика Введение в специальность |
2 |
2 |
Компьютерная |
4 |
2 |
Болонский на предприятиях пищевых производств (бакалаврская) |
7 |
4 |
Образовательно-квалификационный уровень подготовки — специалист |
||
Инженерно-технологическая |
9 |
6 |
Преддипломная |
10 |
4 |
Государственная аттестация студентов осуществляется после завершения ими обучения на основании оценки уровня приобретенных ими профессиональных знаний, умений и навыков.
Государственная аттестация осуществляется Государственной экзаменационной комиссией высшего учебного заведения, голову которой утверждает Министерство образования и науки Украины.
4. Образовательно-квалификационная характеристика (ОКХ) выпускника вуза.
Образовательно-квалификационная характеристика По специальности «Технология хранения, консервирования и переработки мяса» По направлению 6.051701 Пищевые технологии и инженерия
Образовательно-квалификационная характеристика выпускника высшего учебного заведения отражает цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяет место специалиста в структуре отраслей экономики государства и требования к его компетентности, других социально важных качеств, систему производственных функций и типовых задач деятельности и умений для их реализации.
ОКХ устанавливает:
-профессиональное назначение и условия использования выпускников вузов по специальности 6.091707 и образовательно-квалификационного уровня бакалавра;
-образовательные и квалификационные требования к выпускникам вузов в виде перечня способностей и умений;
-требования к аттестации качества образовательной и профессиональной подготовки выпускников вузов;
-ответственность за качество образовательной и профессиональной подготовки.
Образовательно-квалификационный уровень подготовки |
БАКАЛАВР |
СПЕЦИАЛИСТ |
Образовательный уровень |
Высшее образование |
Высшее |
Специальность |
7.091707 «Технология хранения, консервирования и переработки мяса» |
7.091707 «Технология хранения, консервирования и переработки мяса» |
Обобщенный объект деятельности |
Технологические процессы производства пищевых продуктов |
Технологический процесс производства мясных полуфабрикатов, мясопродуктов и других пищевых продуктов, сохранения их качества, проведения научных исследований и педагогически-воспитательной деятельности |
Отрасли экономики, в которых может работать |
-пищевая промышленность -мясная промышленность -производство мяса и мясопродуктов |
-мясоперерабатывающие предприятия различной мощности и формы собственности -цеха по производству мясопродуктов предприятия по заготовке мяса -лаборатории: производственные, санитарно-пищевые, обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя -научно — исследовательские институты и проектно — конструкторские бюро -системы подготовки и повышения квалификации кадров |
Способен выполнять указанную профессиональную работу на уровне полученных знаний |
-инженер-технолог -инженер по качеству -инженер по стандартизации -инженер-лаборант -начальник смены -начальник отдела стандартизации -мастер производственного участка -технолог цеха -инспектора по качеству |
-технолог, главный технолог -начальник смены, начальник цеха, директор по производству, мастер производства мясопродуктов, менеджер -начальник (заведующий) технологической пищевой лаборатории, начальник (заведующий) санитарно — технологической лаборатории, инженер лаборант -главный инженер, инженер проектировщик, главный технолог проекта -главный администратор, администратор -научный сотрудник, консультант по рационализации производства -начальник научно-исследовательского сектора |
Основные функции и задачи деятельности бакалавра
Функция |
Деятельность |
Технологическая |
Обеспечение высокого уровня качества готовой продукции |
Совершенствование технологических процессов |
|
Обеспечение технологических параметров производства |
|
Организационная |
Организация работы на участке производства |
Организация кадрового обеспечения |
|
Организация внедрения стандартов |
|
Проектная |
Совершенствование технологических процессов на участке |
Разработка технологической документации |
|
Контрольная |
Выбор методов контроля |
Контроль соблюдения технологии |
|
Контроль качества продукции |
Основные функции и задачи деятельности специалиста
Функция |
Деятельность |
Производственно-технологическая |
Подготовка производства |
Обеспечения производственно-торгового процесса |
|
Организационная, Маркетинговая |
Организация, управление производством |
Организация труда |
|
Организация материально-технического обеспечения производства продукции |
|
Инженерно-исследовательская |
Совершенствование производственного процесса |
Проектно-технологическая |
Проектирование и реконструкция мясоперерабатывающих линий и мясоперерабатывающих предприятий различной мощности |
Подготовка кадров |
Организация подготовки кадров |
Педагогическая |
Инженер (От лат. Иngenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием.
Основные направления инженерной деятельности можно разделить на три основные группы:
1. Инженеры-производственники. Основной их целью является выполнение функций технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации, т. е. непосредственно практическая деятельность.
2. Инженеры-исследователи. Разработчики, которые должны содержать в себе функции изобретателя и проектировщика. Их деятельность тесно связана с научно-исследовательской работой в области технических наук. Они становятся основным звеном в процессе соединения науки с производством.
3. Инженеры-системотехники (системщики широкого профиля). Их основной задачей является организация и управление сложной инженерной деятельностью, проведение комплексных исследований и системных проектировок.
Контрольные вопросы
1. Какие образовательно-квалификационные уровни подготовки ВУЗов?
2. Какие существуют виды учебных занятий в вузе?
3. Отражающая и определяет образовательно-квалификационная характеристика выпускника вуза?
4. Переликуйте основные функции и задачи деятельности специалиста.
Литература
1. Закон Украины О высшем образовании
2. Государственная национальная программа Образование, Украина ХХ1 века.-К.: Радуга, 1994.-61 с.
3. Министерство образования Украины. Образовательно профессиональная программа высшего образования по профессиональному направлению Пищевая технология и инженерия. Совокупность норм к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра. — Киев, 1994.
4. Министерство образования Украины. Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях.-Киев.-1993.-24с.