Практические пособия — это издания, рассчитанные на удовлетворение потребностей отдельных категорий специалистов народного хозяйства страны в их повседневной практической деятельности..
Справочная литератураПредназначена для различных фактографических справок. Она делится на две группы. К первой относится справочная литература, предназначена для широкого круга специалистов, независимо от производственных функций (энциклопедии, словари, календари хозяйственника, справочники,). Вторую группу составляет литература для определенных категорий специалистов (справочники и различные нормативные документы, необходимые конкретным специалистам).
Процесс ознакомления с литературными источниками по выбранной теме необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой.
Традиционными информационно-поисковыми системами являются Карточные каталоги и картотеки. Существует два типа читательских каталогов, носящие справочно-рекомендательный характер: Алфавитный, в котором карточки расположены в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений и Систематический, в котором карточки расположены по отраслям знаний и в алфавитном порядке в пределах определенной области.
В процессе изучения литературы исследователю целесообразно составить собственное библиографию. Она формируется на основе библиотечных каталогов, представляющие собой набор карточек, в которых содержатся данные о книгах, журналы, газеты и т. д. При составлении собственной библиографии необходимо обращать внимание на списки литературы, находящиеся в конце книг, статей. Оформление собственной библиографии может осуществляться с помощью картотеки, в которой есть три раздела: Прочитать, Прочитано, законспектированные. Такая картотека помогает исследователю систематизировать работу с литературными источниками, выделить основное содержание в обработанных произведениях.
6. Исследовательская и завершающая стадии научно-исследовательского процесса
Исследовательская стадия научно-исследовательского процесса включает в себя создание новой информации и преобразования ее с применением компьютерных технологий, теоретических и эмпирических методов в информационные совокупности соответствии с программой исследования темы конкретной экономики.
Создание новой информацииЗаключается в проведении наблюдений и выборе оценочных критериев исследуемых экономических процессов, а также сохранении и группировке информации. При этом предполагается изучение технологических процессов, применение прогрессивных средств производства, новых видов сырья, использование достижений технического прогресса в управлении производством, внедрение новых методов и технических средств в планировании, учете и контроле производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, корпораций, отрасли. Это позволяет выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на функционирование объекта исследования, и определить, каким критериям их измерять.
Сбор и группировка информации в исследовательской и заключительной стадии используют для характеристики исследуемых процессов, выявление закономерностей и тенденций их развития. Сгруппирована информация далее используется и превращается в целях исследования.
Преобразование информации на ПЭВМ осуществляется согласно методике исследования. Для этого используют деловые и профессиональные ПЭВМ. Они используются при создании автоматизированных рабочих мест (АРМ) ученого и высвобождают их от рутинной обработки данных, расширяют возможности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Персональный доступ к ресурсам локальных и глобальных вычислительных сетей расширяет информационное обеспечение исследователя, позволяет использовать информационное моделирование в научных исследованиях.
Алгоритмизация и постановка задач являются необходимыми элементами модельного исследования, основанный на декомпозиции модели на подмодели, связанные информационно между собой.
Алгоритмизация — это моделирование задачи для решения на ПЭВМ, выполнение научно-исследовательских процедур в текущем общепринятом режиме, что предполагает процесс преобразования исходных данных в поисковый результат.
Алгоритм — это упорядоченная совокупность элементов арифметических и логических операций, записанных любой исходном языке (математические формулы, структурная схема, запись универсальной алгоритмическом языке), выполнение которых позволяет решить соответствующую задачу.
Постановка задачи — эта формулировка исходящих ссылок, необходимых для решения задачи и описания его математического содержания.
Различают следующие способы Ввод информации в систему обработки на ПЭВМ для научного исследования:
1) клавишное, которое сочетает функции ввода, обработки и управления программными и аппаратными средствами;
2) языковой;
3) сканирующее ввода информации, предусматривающим использование для системы текстовых и графических документов, бумажных носителей;
4) сенсорный ввод, основанный на использовании сенсорного экрана, с помощью которого осуществляется непосредственный ввод информации в ПЭВМ.
Вывод информации при работе с ПЭВМ может осуществляться двумя способами: устройства выдают пользователю результаты работы в форме отображения информации на экране символьного или графического дисплея или печатного текста, рисунка или графика.
После создания превращенной в ПЭВМ информации выполняется исследование с применением теоретических и эмпирических методов, которое включает такие этапы, как доведение гипотез формирование выводов и рекомендаций; научный эксперимент; корректировку предыдущих выводов и результатов исследования; обнародования промежуточных выводов и предложений; обобщения, апробация и реализация результатов исследования.
Доказательство гипотез — приведение собранной информации в систему, подтверждает научное предвидение, исследуемой или опровергает его. В связи с этим возникают новые рабочие гипотезы, которым исследователь должен дать оценку.
Формирование выводов и рекомендаций является предварительным обобщением результатов доказательства гипотез, Выбор методов проверки достоверности и обоснованности этих результатов.
Научный эксперимент — проверка предварительных результатов исследования способом их апробации в конкретных экономических условиях или их моделированием в лабораторных условиях с использованием ПЭВМ.
Корректировка предварительных выводов и результатов исследований осуществляется путем внесения поправок в предварительно сформированных выводов и рекомендаций на основе системы доказательств и в соответствии с результатами проведенного эксперимента.
Обнародование промежуточных выводов и предложений производится через сообщения, доклады на семинарах и конференциях, публикации статей по результатам исследования отдельных вопросов, разделов.
Обобщением результатов исследования литературное изложение в виде отчета о проделанной научно-исследовательскую работу, диссертации, студенческой научно-исследовательской работы и других форм представления завершенной научной продукции. При этом определяют назначение продукта интеллектуального труда и направления его использования. Качество выполненной работы определяют апробацией.
Апробация включает в себя коллективное обсуждение выполненного исследования на научно-технических совещаниях, его рецензирование и экспертизу, обнародования конечных результатов в специальных журналах, реферативных сборниках, а также в выступлениях исследователей на научно-практических конференциях. Кроме того, результаты исследования апробируются внешним рецензированием, когда рецензентом выступает сторонняя организация.
Реализация результатов исследования осуществляется через опытное внедрение их в практику при участии заказчика темы. При этом выявляются недоработки, которые затем устраняются исследователем, корректируется отчет о научно-исследовательской работе, публикуются конечные результаты исследования. Реализация результатов исследования завершается составлением акта о внедрении с участием представителей исследователя и заказчика, а также осуществлением авторского надзора за производственным внедрением результатов научно-технических исследований, защитой диссертации.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Понятие и особенности научного исследования.
2. Стадии научно-исследовательского процесса и их характеристика.
3. Этапы выполнения научно-исследовательской работы.
4. Научная проблема в исследованиях.
5. Связь научной проблемы и темы исследования.
6. Определение гипотезы, ее качественная характеристика, виды гипотез.
7. Понятие критерия, основные критерии выбора темы научного
Исследования.
8. Порядок конкретизации и утверждение темы научного исследования.
9. Роль библиотеки в работе исследователя.
10. Виды литературных источников информации, применяемых в научных исследованиях.
11.Складання собственной картотеки студента в процессе работы с литературными источниками.
12.Значення процесса создания и преобразования новой информации на исследовательской и завершающей стадиях научно-исследовательского процесса.
13.Змист и роль апробации как завершающей стадии научно-исследовательского процесса.