МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
СУМСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Методические указания
К практическим занятиям на тему:
Методы поиска новых технических решений
СУМЫ
2010
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
СУМСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра технологического оборудования пищевых производств
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Методические указания
К практическим занятиям на тему:
Методы поиска новых технических решений
Для студентов 4 курса,
Обучающихся по направлению
6.051701 Пищевые технологии и инженерия
Дневной и заочной формы Обучение
СУМЫ
2010
![]() |
УДК 001.891 (075.8) ББК 72я73
Составители: Радчук В., к. т.н., доцент кафедры технологического оборудования пищевых производств; Казаков Д. Д. ассистент кафедры технологического оборудования пищевых производств.
Основы научных исследований и технического творчества: методические указания к выполнению практических занятий на тему Методы поиска новых технических решений для студентов 4 курса по направлению 6.051701 Пищевые технологии и инженерия дневной и заочной формы обучения / Сумы: Сумский национальный аграрный университет. 2010 — 12 с.
В методических указаниях изложены задачи и общие рекомендации по их выполнению, а также приведены тестовые вопросы для самопроверки знаний по данной теме.
Рецензенты: Шандыба О. Б. к. т.н., доцент кафедры охраны труда; Бондарчук В. М., к. с.-х. н., доцент кафедры технологии питания
Ответственный за выпуск: кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологического оборудования пищевых производств А. В. Радчук.
Рекомендовано к изданию ученым советом учебно-научного инженерно-технологического института СНАУ
Протокол № 3 от 22 ноября 2010 года.
© Сумской национальный аграрный университет 2010
![]() |
Введение
Изучение дисциплины «Основы научных исследований и технического творчества» студентами образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» по направлению подготовки «Пищевые технологии и инженерия» позволяет студенту ознакомиться с организацией научно-исследовательской работы в Украине, научиться методологическим основам научного познания, используя современные теоретические и экспериментальные методы моделирования, принимать новые технические решения и оценить результат научно-исследовательской работы.
Практические занятия являются важной составляющей учебного процесса при изучении вышеуказанной дисциплины. Они сочетают теоретические и практические занятия, повышают уровень индивидуальной профессиональной подготовки каждого студента.
Количество заданий определяется рабочей учебной программой, отдельные задания выполняются в процессе самостоятельной работы студентов в внеурочные часы.
В конце проведения занятия проводится опрос студентов устно, письменно, с использованием контрольных вопросов, которые приводятся в конце каждой темы.
Выполнение практических работ оформляется в тетрадь по установленной форме и подается преподавателю для проверки и получения зачета с начислением количества баллов по каждой работе согласно рабочей учебной программы дисциплины.
Цель проведения практических занятий
В результате изучения дисциплины «Основы научных исследований и технического творчества» студенты должны знать закономерности развития технических систем и творческого мышления, методы и основные стадии научных исследований, принципы преодоления технических противоречий и методы поиска новых технических решений, а также уметь обрабатывать научно-техническую и патентную информацию, применять на практике современные приемы и методы научно-технического творчества, вести поиск новых технических решений.
Практические занятия способствуют повышению заинтересованности студентов к данной дисциплины, углубляют профессиональные знания и умения по специальности.
Организация проведения практических занятий
Практические занятия проводятся с группой студентов в учебной аудитории. При этом каждый студент должен иметь отдельную тетрадь для оформления практических работ, ручку, линейку, карандаш и калькулятор для инженерных расчетов. Зачет и начисления баллов, согласно рабочей учебной программы дисциплины, по практическому занятию проставляется при предъявлении студентом отчета о выполнении работы, предоставлении ответов на вопросы по теме работы и выполнения требований «Положения об организации учебного процесса в Сумском НАУ».
Практическое занятие № 2 (4 часа)
Тема: «Методы поиска новых технических решений»
Цель: «Изучить категориальный аппарат научного исследования, методологию научных исследований, раскрыть сущность методики и метода научного исследования, освоить современные методы исследования процессов и приемы самостоятельного решения научных и технико-экономических задач на производстве»
План
1. Понятие методологии и метода исследований, функции и виды методологии научных исследований.
2. Объекты научного исследования и их классификация.
3. Гипотезы, доказательства и опровержения в научных исследованиях.
4. Категориальный аппарат научного исследования.
5. Процесс научного исследования и стадии его проведения.
6. Организационно-методическая подготовка исследования.
7. Методы научного исследования.
8. Информационное обеспечение научных исследований.
Учебные задачи
Задание 1. Какое определение, по Вашему мнению, наиболее полно раскрывает значение термина методология? Ответ обоснуйте письменно.
Методология — это: |
— учение о правилах мышления при создании теории науки |
— учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности |
|
— учение о научном методе познания |
|
— система научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования |
|
— концептуальный изложение цели, содержания, методов исследования, обеспечивающих получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях |
Задача 2. Найти правильные ответы и соединить их между собой стрелками:
Гипотеза |
— учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека |
Теория |
— способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического, практического освоения действительности |
Метод |
— система творческих методологических и ценностных установок, взятых всеми членами научного сообщества образец решения научных задач |
Методология |