bannerka.ua

Культура Украны в 1960-х — 1980-х гг

7. Проблемы сохранения украинского культурного достояния в годы Второй мировой войны и послевоенного восстановления.

1. Обзор темы: развитие украинской культуры накануне Второй Мировой войны. Изменения в культурно-образовательном развитии западноукраинских земель после их присоединения к Р. Нацистская оккупация Украины. Политика оккупационных властей в сфере культурной жизни.

1. Изменения в культурной жизни западноукраинских земель после их присоединения к УССР.

Воссоединение западноукраинских земель в едином Украинском Советском государстве открыло широкие возможности для развития украинской советской культуры. Системы народного образования здесь была реорганизована в соответствии с действующей в стране системы. Все, кто хотел, могли учиться в школе с украинским языком преподавания, которых к воссоединению по сути не было. Ликвидировалась неграмотность и малописьменнисть среди взрослого населения. На начало 1940/41 учебного года на Западной Украине действовало 13 вузов и десятки техникумов.

Оживилась научно-исследовательская деятельность. Во Львове был открыт ряд филиалов институтов АН УССР, а также филиал академической библиотеки. В Союз советских писателей Украинской ССР был принят ряд мастеров художественного слова края. Начали свободно печататься С. Тудор, П. Козланюк, Я. Галан, О. Кобылянская, О. Гаврилюк и др..

Впервые за всю историю было открыто стационарные государственные театры. К Львовского областного отделения Союза советских композиторов Украины вошли композиторы С. Людкевич, М. Колесса, Е. Козак, А. Кос-Анатольский и др.. К творческой жизни республики включились художники И. Труш, А. Кульчицкая, А. Манастирский. Расширилась сеть просветительских учреждений, создавались условия для развития народного искусства.

Унификация государственного строя и управления в новых советских областях осуществлялась привычными на востоке жестокими административно-командными методами. К тому же не учитывались определенные различия в экономической и духовной жизни, в народных обычаях, что обусловливалось килькавиковим разъединением западных и восточных частей украинской земли.

2. Начало научно-технической революции и ее влияние на развитие науки в Украине.

В середине 50-х годов XX в. Р вступил в эпоху научно-технической революции (НТР). Особенностью НТР в Р было то, что она преимущественно проходила в отраслях военно-промышленного комплекса. В промышленности стали применяться радиотехника, электроника, ЭВМ, искусственные материалы с заданными свойствами.

Научно-техническая революция, бурно развивалась во всем мире, поставила перед учеными Украины сложные задачи. В республике велись исследования по ряду ключевых, определяющих направлений научно-технического прогресса. В 1964 г. в Физико-техническом институте АН УССР был создан крупнейший на то время в мире ускоритель электронов в 2 млрд. электрон-вольт. Расширилась розыскная деятельность в области физики твердого тела, материаловедения, биофизики, астрофизики и т. п.

Украина была одним из центров развития кибернетики. За цикл работ по теории цифровых автоматов академик В. Глушков в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Украинские ученые и инженеры спроектировали и создали цифровую машину «Киев» (1960 г.), первую в Р машину управления широкого профиля «Днепр» (1961 г.), машины «Луч» (1962 г.), «Мир» (1964 г. ) и другие. Коллектив украинских Научно-исследовательского конструкторско-технологического института синтетических сверхтвердых материалов АН УССР в 1961 г. получил первые искусственные алмазы. Украина продолжала оставаться одним из центров развития науки в области электросварки, возглавляемой Б. Патоном.

Мировое признание получили исследования украинских ученых в области точных наук. Среди них — разработанные в конце 50-х годов XX в. академиком Н. Боголюбовым методы квантовой теории полю и статической физики. Это позволило обосновать теорию сверхтекучести и сверхпроводимости.

Шестнадцать лет — с 1946 г. по 1962 г. — возглавлял Академию наук Украины известен всему миру биохимик А. Палладий. Он стал основателем украинской школы биохимиков. Во второй половине 50-х годов XX в. начал свою деятельность известный ученый-хирург Н. Амосов.

Положительные изменения произошли в сельскохозяйственных науках. Проектировались и внедрялись в производство машины для химической защиты растений, в том числе садов и виноградников. Велась работа по селекции новых сортов озимой пшеницы, ячменя, картофеля, овощей, фруктов. Были выведены и внедрены новые сорта винограда.

3. Кибернетика как наука. В. Глушков, А. Антонов.

Кибернетика как наука. В. Глушков.

Современное поколение является свидетелем стремительного развития науки и техники. За последние триста лет человечество прошло путь от простейших паровых машин до мощных атомных электростанций, овладело сверхзвуковыми скоростями полета, поставило себе на службу энергию рек, создало огромные океанские корабли и гигантские землеройные машины, заменяющие ручной труд десятков тысяч людей. Запуском первого искусственного спутника Земли и полетом первого человека в космос был проложен путь к освоению космического пространства.

Однако до середины XX века почти все созданные человеком механизмы предназначались для выполнения хотя и весьма разнообразных, но в основном исполнительных функций. их конструкция предусматривала всегда более или менее сложное управление, осуществляемое человеком, должна оценивать внешнюю обстановку, внешние условия, наблюдать за ходом того или иного процесса и соответственно управлять машинами, движением транспорта и т. д. Область умственной деятельности, психики, сфера логических функций человеческого мозга казались до недавнего времени совершенно недоступными для механизации.

Однако современный уровень развития радиоэлектроники позволяет ставить и решать задачи создания новых устройств, которые освободили бы человека от необходимости следить за производственным процессом и управлять им, то есть заменили бы собой оператора, диспетчера. Появился новый класс машин — управляющие машины, способные выполнять самые разнообразные и часто весьма сложные задачи управления производственными процессами, движением транспорта и т. д. Создание управляющих машин позволяет перейти от автоматизации отдельных станков и агрегатов к комплексной автоматизации конвейеров, цехов, целых заводов.

Понятия кибернетики

Существует большое количество различных определений понятия «кибернетика», однако все они сводятся к тому, что кибернетика — это наука, которая изучает общие закономерности строения сложных систем управления и протекания в них процессов управления. В связи с тем, что любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации, то кибернетику часто определяют также как науку об общих законах получения, хранения в сложных управляющих сисх.

Появление кибернетики как самостоятельного научного направления принадлежит до 1948 p., Когда американский ученый, профессор матики Массачусетского технологического института Норберт Винер (1894-1964) опубликовал книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В этой книге Винер обобщил закономерности, относящиеся к системам управления различной природы — биологических, технических и социальных. Вопросы управления в социальных сисх были более подробно рассмотрены им в книге «Кибернетика и общество», опубликованной в 1954 г.

Название «кибернетика» происходит от греческого «кюбернетес», что первоначально означало «рулевой», «кормчий», но впоследствии стало обозначать и «правитель над людьми». Так, древнегреческий философ Платон в своих сочинениях в одних случаях называет кибернетикой искусство управления кораблем или колесницей, а в других — искусство править людьми. Показательно, что римлянами слово «кюбернетес» было преобразовано в «губернатор».

Известный французский ученый-физик А. М. Ампер (1775-1836) в своем труде «Опыт о философии наук, или Аналитический изложение естественной классификации всех человеческих знаний», первая часть которой вышла в 1834 p., Назвал кибернетикой науку о текущем управлении государством (народом), что помогает правительству решать конкретные задачи, стоящие перед ним, с учетом различных обстоятельств в свете общей задачи принести стране мир и процветание.

Однако вскоре термин «кибернетика» был забыт и, как отмечалось ранее возрожден в 1948 г. Винером как название науки об управлении техническими, биологическими и социальными сисмы.

Развитие кибернетики

Становление и развитие любого научного направления связаны, с одной стороны, с накоплением достаточного количества знаний, на базе которых может развиваться эта наука, и, с другой — с потребностями общества в ее развитии. Поэтому неслучайно, что рассуждения о кибернетике Платона и Ампера не получили в свое время дальнейшего развития и были, собственно, забыты. Достаточно солидная научная база для становления кибернетики создавалась лишь в течение XIX-XX веков, а технологическая база непосредственно связана с развитием электроники за период последних 50-60 лет.

Социальная потребность в развитии кибернетики на современном этапе общественного развития определяется прежде всего бурным ростом технологического уровня производства, в результате чего доля суммарных физических усилий человека и животных составляет сегодня менее 1% мирового энергетического баланса. Снижение Этой величины обусловлено стремительным ростом энерговооруженности работников физического труда, сопровождается и значительным повышением его производительности, газом с тем управления современной техникой требует все более больших затрат нервной энергии, а психофизические возможности человека ограничены, поэтому оказалось, что именно они в значительной степени ограничивали полноценное использование достижений технического прогресса.

Предмет, методы и цели кибернетики

Специфика этой науки заключается в том, что она изучает не вещественный состав систем и не их структуру, а результат работы данного класса систем. В кибернетике впервые было сформулировано понятие «черного ящика» как устройства, которое выполняет определенную операцию над настоящим и прошлым входного потенциала, но для которого мы не обязательно располагаем информацией о структуре, обеспечивающей выполнение этой операции.

Кибернетика как наука об управлении объектом своего изучения имеет управляющие. Для того чтобы в системе могли протекать процессы управления, она должна иметь определенную степень сложности. С другой стороны, осуществление процессов управления в системе имеет смысл только в том случае, если эта сис меняется, движется, то есть если речь идет о динамической системе. Поэтому можно уточнить, что объектом изучения кибернетики являются сложные динамические системы. К сложным динамическим системам относятся и живые организмы (животные и растения), и социально-экономические комплексы (организованные группы людей, бригады, подразделения, предприятия, отрасли промышленности, государства), и технические агрегаты (поточные линии, транспортные средства, системы агрегатов).

Достижением кибернетики является разработка и широкое использование нового метода исследования, получившего название вычислительного или машинного эксперимента, или иначе — матичных моделирования. Его суть в том, что эксперименты проводятся не с реальной физической моделью изучаемого объекта, а с его тематических описанием, реализованным в компьютере. Огромное быстродействие современных компьютеров позволяет моделировать процессы в более быстром темпе, чем они происходят в действительности.

Значительный вклад в становление и развитие кибернетики внесли украинские ученые Я. И. Грдина, С. А. Лебедев, В. М. Глушков.

Отечественный «Пионер кибернетики» — Виктор Михайлович Глушков. Под его руководством в 1966 году была разработана первая персональная электронно-вычислительная машина ЭВМ «МИР» (Машина для Инженерных расчетов).

Антонов Олег Константинович

7.2.1906, село Троица Московской обл. — 4.4.1984, Киев

Авиаконструктор. Академик АН Р (1981) и АН УССР (1967), доктор технических наук (1960), заслуженный деятель науки УССР (1976), Лауреат Ленинской премии (1962), Государственной премии Р (1952), Государственной премии УССР (1976), Герой Социалистического Труда (1966).

Родился в селе Троицы (теперь пгт Троицкое Московской области, Россия). в семье инженера-строителя. После окончания Саратовской трудовой школы (1922) работал конструктором планеров в группе Общества друзей воздушного флота, где построил свои первые планеры собственной конструкции. Планер «Голубь» (1924) отмечен грамотой за оригинальность на 2-м Всесоюзном слете планеристов в Крыму. От 1925 года учился в Ленинградском политехническом институте. 1926 построил планер «ОКА-2». После завершения обучения в 1930 году был направлен в Москву для организации Центрального бюро планерных конструкций и налаживания их серийного производства. С 1933 года — главный конструктор планерного завода в Тушино (Москва), на котором под его руководством создано около 30 типов безмоторных летательных аппаратов, преимущественно для начальной подготовки летных кадров (среди них — планер «Рот Фронт-7», что в 1939 году установил мировой рекорд дальности полета — 749 км).

В годы Великой Отечественной войны Советского Союза А. Антоновым был построен многоместные транспортно-десантные планеры А-7, РФ-8 (для перевозки техники, боевого снаряжения, личного состава), буксирный планер-биплан А-40 (для перевозки по воздуху бронированной машины ), широко использовались для поддержки партизанского движения. В 1943-1945 годах Олег Константинович — заместитель главного конструктора А. Яковлева, работал над созданием и усовершенствованием истребителей «Як». С мая 1946 года А. Антонов возглавил новое самолетостроительное конструкторское бюро в Новосибирске, где в августе 1947 года сконструирован многоцелевой самолет Ан-2. Задуманный как сельскохозяйственный, Ан-2 быстро стал многоцелевым, получил 16 модификаций и приобрел 40 профессий. Ан-2 выпускали по лицензии китайские и польские самолетостроители. По совместительству Олег Константинович в 1948-1950 годах возглавлял Сибирский НИИ авиации. 1952 конструкторское бюро О. Антонова перевели в Киев, где оно начало специализироваться на разработке газотурбинных пассажирских и военно-транспортных самолетов. С 1952 года Олег Константинович — главный конструктор, с 1962 — генеральный конструктор, руководитель КБ самолетостроения в Киеве (ныне Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова). С 1977 года по совместительству работал заведующим кафедрой самолетов Харьковского авиационного института.

Ан-22 — первый в мире широкофюзеляжный самолет.

Лично А. Антоновым и под его руководством выполнено более 50 разработок планеров и самолетов различного класса и назначения. Протяжении 1950-х годов КБ Антонова спроектирован и построен многоцелевой самолет короткого взлета и посадки АН-14, пассажирский АН-10 (в середине 1960-х годов — рекордсмен по количеству перевезенных пассажиров, грузов и почты на один самолет в год в Р) и транспортный Ан-12. В 1960-1970 годах под руководством А. Антонова запущен в производство пассажирский самолет Ан-24, приспособленный для полетов с грунтовых аэродромов местных воздушных линий (он экспортировался в 26 стран мира), первый в мире широкофюзеляжный транспортный самолет для дальних воздушных перевозок тяжелых крупногабаритных грузов и техники Ан-22 Антей, на котором установлен 41 мировой авиационный рекорд, а также создан реактивный Ан-72 для эксплуатации на аэродромах с ограниченной длиной полосы. Последняя разработка А. Антонова — крупнейший для своего времени транспортный самолет Ан-124 Руслан, рассчитанный на перевозку полезного груза в 150 тонн на расстояние 4500 км со скоростью 850 км / ч (на нем установлено 22 рекорда).

Напряженную научно-конструкторскую деятельность совмещал с общественно-Политической деятельностью. Депутат Верховной Рады Р 8-11 созывов, в ноябре 1965 года подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78-ми) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции СССР и дискриминации украинской литературы.

2. Типовые задачи:

1. Вспомните содержание термина «советизация». Какие изменения в сфере культуры произошли на западноукраинских землях после их вхождения в состав Р (сентябрь 1939 г.)?

2. Как относилась нацистская оккупационная власть к украинской интеллигенции.

3. Как происходила эвакуация культурных ценностей, учебных заведений, научных учреждений к тыловых районов.

4. Как можно оценить вклад украинских ученых в победу над оккупантами.

5. Вспомните содержание термина «научно — техническая революция»? Когда она началась? Какие новые отрасли науки получили развитие в Украине в условиях НТР?

  3. ЛИТЕРАТУРА

Граница М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. Киев: ПУЛ, 2007.

Лобас В. Х. Украинская и зарубежная культура. Уч. пособие. — К., 2000.

Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. — К., 1998.

Рублев А. С., Черненко Ю. А. сталинщины и судьба западноукраинской интеллигенции 20-50 е годы ХХ ст.. — К., 1994.

Ульяновский В., Крыжановский О., Плохий С. История церкви и религиозной мысли в Украине: в 3-х кн. — К., 1994.

Юрчук В. И. Культурная жизнь в Украине в послевоенные годы: свет и тени. — К., 1995.

Вам будет интересно почитать:

Tagged with: , , ,
Posted in История украинской культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: