bannerka.ua

Изучение закона Украны О высшем образовании&quot

1.

1. Изучение закона Украины О высшем образовании.

Основные положения закона о высшем образовании

Образование-основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.

Образование в Украине основывается на принципах гуманизма, демократии, национальной сознания, взаимоуважения между нациями и народами. Взаимоотношения в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украины регулируются Законом Украины о высшем образовании утвержденных 17 января 2002 г. за № 2984. III

Он устанавливает правовые, организационные, финансовые и другие основы функционирования системы высшего образования, создает условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.

Для более полного понимания и владения заложенной информацией в законе приведены основные термины и их определения предусмотренные статьей 1:

Высшее образование — уровень образования, который добывается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основанного на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации;

Содержание высшего образования — обусловлена целями и потребностями общества системы знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, должна быть сформирована в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства;

Содержание обучения — структура, содержание и объем учебной информации, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего образования и определенной квалификации;

Государственная аттестация лиц, которые заканчивают высшие учебные заведения — установление соответствия уровня качества полученной ими высшего образования требованиям стандартов высшего образования по окончании обучения по направлению, специальности;

Нормативный срок обучения — срок обучения по дневной (очной) форме, необходимый для усвоения лицом нормативной и выборочной частей содержания обучения и установленный стандартом высшего образования;

Стандарт высшего образования — совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования, содержание обучения, средства диагностики качества высшего образования и нормативный срок обучения;

Образовательный уровень высшего образования — характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств личности, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню;

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования — характеристика высшего образования по признакам степени сформированности знаний, умений и навыков лица, обеспечивающие ее способность выполнять задания и обязанности (работы) определенного уровня профессиональной деятельности;

Уровень профессиональной деятельности — характеристика профессиональной деятельности по признакам определенной совокупности профессиональных задач и обязанностей (работ), которые выполняет специалист;

Профессиональная подготовка — получение квалификации по соответствующему направлению подготовки или специальности;

Высшее учебное заведение — образовательный, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересами, способностями и нормативных требований в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность.

Закон предусматривает различные формы собственности вуза:

Высшее учебное заведение государственной формы собственности — высшее учебное заведение, основанное государством, которое финансируется из государственного бюджета и подчиняется соответствующему центральному органу исполнительной власти;

Высшее учебное заведение, которое находится в собственности Автономной Республики Крым, — высшее учебное заведение, основанное органами власти Автономной Республики Крым, финансируемой из бюджета Автономной Республики Крым и подчинен органам власти Автономной Республики Крым;

Высшее учебное заведение коммунальной формы собственности — высшее учебное заведение, основанное местными органами власти, финансируемой из местного бюджета и подчинен местным органам власти;

Высшее учебное заведение частной формы собственности — высшее учебное заведение, основанное на частной собственности и подчинен владельцу владельцам);

Образовательная деятельность — деятельность, связанная с предоставлением услуг для получения высшего образования, с выдачей соответствующего документа.

В законе приводится толкование понятий, как:

Лицензирование — процедура признания. возможности высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения;

По определенному лицензии направлением и лицензированной специальности:

Лицензированный направление — направление, по которому высшее учебное заведение определенного типа признан способным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации;

Лицензирована специальность — специальность соответствующего образовательно-квалификационного уровня, по которой вуз типа признан способным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации;

Аккредитация — процедура предоставления высшему учебному заведению определенного типа права осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения.

Согласно результатам аккредитации предоставляется определенный уровень аккредитации II, III или IV:

Уровень аккредитации — уровень способности высшего учебного заведения определенного типа осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации;

Аккредитованный направление — направление, по которому высшее учебное заведение определенного типа получил право осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации;

Аккредитована специальность — специальность соответствующего образовательно-квалификационного уровня, по которой вуз типа получил право осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации;

Аккредитованный вуз — высшее учебное заведение, признанный состоятельным осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, по направлениям и специальностям соответствующих образовательно-квалификационных уровней, не менее двух третей из которых являются аккредитованными;

Качество высшего образования — совокупность качеств лица с высшим образованием, отображает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обусловливает способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества;

Качество образовательной деятельности — совокупность характеристик системы высшего образования и ее составляющих, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица или (и) общества.

Законодательство Украины о высшем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из законов Украины «Об образовании», «О научной и научно-технической деятельности», настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним.

1. Государственная политика в области высшего образования определяется Верховной Радой Украины и основывается на следующих принципах:

Доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины

Независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций;

Интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;

Преемственности процесса получения высшего образования;

Государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;

Гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.

3. Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем:

Сохранения и развития системы высшего образования и повышения его качества;

Повышение уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;

Создание и обеспечение равных условий доступности высшего образования;

Предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

Обеспечение сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, осуществляется в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, за счет соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей личности, а также интересов государства и территориальных общин;

Предоставление лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;

Надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий.

Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин получает впервые. Они свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Язык (языки) обучения в высших учебных заведениях определяется в соответствии с Конституцией Украины и законом Украины о языках.

В законе об образовании утверждена структура высшего образования, которая предусматривает образовательные и образовательно-квалификационные уровни.

Ступенчатое образование в Украине предоставляет широкие возможности для удовлетворения образовательных потребностей личности и общества, обеспечиваю гибкость общеобразовательной, профессиональной и научной подготовки специалистов, улучшения их профессиональной мобильности и рынка труда, способствует интеграции государства в мировое сообщество. Она предусматривает получение образования рабочим профессиям, направлениям профессионального направления или специальности и соответствующих квалификаций.

1) образовательные уровни:

-высшее образование;

-высшее образование;

-высшее;

2) образовательно-квалификационные уровни:

-младший специалист;

-бакалавр

-специалист, магистр.

В высших учебных заведениях подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно — профессиональным программам ступенчатой или непрерывно в зависимости от требований к уровню овладения определенной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Высшее образование — образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста.

Высшее образование — образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню бакалавра.

Высшее образование — образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие личности как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра.

Высшее образование имеют лица, которые закончили обучение в высших учебных заведениях, успешно прошли государственную аттестацию согласно стандартам высшего образования и получили соответствующий документ о высшем образовании государственного образца.

Государственная аттестация лиц, заканчивающих высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положение о государственной экзаменационной комиссии утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Младший специалист — Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Лица, которые имеют базовое общее среднее образование, могут одновременно учиться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста и получать полное среднее образование.

Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста для лиц, которые имеют полное общее среднее образование и образовательно-квалификационный уровень квалифицированного рабочего за родственной профессией, уменьшается на один год.

Бакалавр — Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра для лиц, которые имеют образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по соответствующей направлению подготовки бакалавра специальности, может уменьшаться до двух лет.

Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра в высших учебных заведениях второго-четвертого уровней аккредитации прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по одной из специальностей, соответствующих направлению подготовки бакалавра, в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении.

Специалист — Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня Бакалавра получил полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр — Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста.

Нормативный срок обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра для лиц, которые имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста по соответствующей специальности, не может превышать одного года.

Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень специалиста по такой же или родственной специальности в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направлений может осуществляться на основе полного общего среднего образования.

Получение лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням свидетельствуют следующие виды документов:

· Диплом младшего специалиста;

· Диплом бакалавра;

· Диплом специалиста;

· Диплом магистра.

Образцы документов о высшем образовании утверждаются Кабинетом Министров Украина.

Высшее учебное заведение имеет право выдавать документ о высшем образовании государственного образца только с аккредитованного направления (специальности).

Для лиц, которые учились за средства государственного бюджета, документы о высшем образовании изготовляются и выдаются за счет средств Государственного бюджета Украины.

Лица, отчисленные из высшего учебного заведения до завершения обучения по образовательно-профессиональным программам, получают академические справки установленного специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования образца.

Лица, получившие дипломы специалиста или магистра имеют право на последипломное образование.

Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает:

Переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;

Специализацию — приобретение лицом способностей выполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в рамках специальности;

Расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задания и обязанности в рамках специальности;

Стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности.

Лицо, прошла переподготовку и успешно прошла государственную аттестацию, получает соответствующий документ о высшем образовании.

Лицо, которое успешно прошло стажировку или специализацию или расширило профиль (повысило квалификацию), получает соответствующий документ о последипломном образовании.

Образцы документов о последипломном образовании утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Последипломное образование осуществляется высшими учебными заведениями последипломного образования или структурными подразделениями высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации, в том числе на основании заключенных договоров.

Высшее образование в Украине регламентируется системой стандартов (ст. 11), в состав которой входят:

· Государственный стандарт высшего образования;

· Отраслевые стандарты высшего образования;

· Стандарты высшего образования высших учебных заведений.

Стандарты высшего образования является основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования включает составляющие:

Перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням;

Перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням;

· Требования к образовательным уровней высшего образования;

· Требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования.

Отраслевые стандарты высшего образования содержат составляющие:

· Образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений;

· Образовательно-профессиональные программы подготовки;

· Средства диагностики качества высшего образования.

Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие:

· Перечень специализаций по специальностям;

· Вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений;

· Вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки;

· Вариативные части средств диагностики качества высшего образования;

· Учебные планы;

· Программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования и их изменения, а также осуществление контроля за их соблюдением определяется Кабинетом Министров Украины.

Высшее образование в стране предоставляется высшими учебными заведениями, основной целью деятельности вуза является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины

Главными задачами высшего учебного заведения являются:

§ осуществление образовательной деятельности определенного направления, которая обеспечивает подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствует стандартам высшего образования;

§ осуществление научной и научно-технической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

§ обеспечение выполнения государственного заказа и соглашений на подготовку специалистов с высшим образованием;

§ осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров

§ и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации;

§ изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействия трудоустройству вину с к и шкив;

§ обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитания обучающихся в высших учебных заведениях, в духе украинского, патриотизма и уважения к Конституции Украины;

§ повышение образовательно-культурного уровня граждан.

В зависимости от уровня подготовки специалистов для высших учебных заведений установлены следующие уровни аккредитации:

-высшее учебное заведение первого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

-высшее учебное заведение второго уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно — квалификационного уровня бакалавра;

-высшее учебное заведение третьего уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно — квалификационного уровня магистра

-высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.

-Согласно существующих направлений образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:

1) Университет — Многопрофильный высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусств, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность.

Могут создаваться классические и профильные (технические, технологические, экономические, педагогические, «медицинские, аграрные, художественные, культурологические и т. д.) университеты;

2) Академия — Высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

3) Институт — Высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную, научно-методическую и научно-производственную деятельность и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

4) Консерватория (музыкальная академия) — Высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в области культуры и искусства, музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

5) Колледж — Высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации или входит в учебный или учебно-научно-производственного комплекса) или нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

6) Техникум (училище) — Высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям, и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Как и все организации и учреждения высшие учебные заведения имеют свою структурную организацию.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры, факультеты, институты, филиалы, библиотека и т. п..

Кафедра — базовое структурное подразделение высшего учебного заведения (его филиалов, институтов, факультетов), который проводит учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной а и нескольких родственных специальностей, специализаций или учебных дисциплин и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-технической деятельности за определенному направлению. Кафедра создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее пяти научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не менее трех из которых имеют научную степень или ученое звание.

Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, избираемый на эту должность по конкурсу Ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения — сроком на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт.

Факультет — Основной организационный и учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Факультет создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в его состав входит не менее трех кафедры и на нем учится не менее 200 студентов дневной (очной) формы обучения..

Решение о создании факультета вне места расположения высшего учебного заведения государственной формы собственности принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования, другими центральными органами исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения.

Вуз должен иметь в своем составе библиотеку, которую возглавляет директор (заведующий).

Директор библиотеки высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации избирается Ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения — сроком на семь лет).

Высшее учебное заведение может иметь в своем составе подготовительные отделения (подразделения), подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров, лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные и информационные центры, учебно-производственные и творческие мастерские, учебно-опытные хозяйства, производственные структуры, издательства, спортивные комплексы, учреждения культурно-бытового назначения и другие подразделения, деятельность которых не запрещена законодательством.

В высших учебных заведениях создаются органы студенческого самоуправления. Органы студенческого самоуправления способствуют гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя. Органы студенческого самоуправления решают вопросы, относящиеся к их компетенции.

Решения органов студенческого самоуправления имеют совещательный характер.

В своей деятельности органы студенческого самоуправления руководствуются законодательством, решениями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки и соответствующего центрального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится высшее учебное заведение, уставом высшего учебного заведения.

Основными задачами органов студенческого самоуправления являются:

· Обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности относительно организации учебного процесса;

· Обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;

Содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;

Содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;

Содействие деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам;

· Организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и молодежными организациями;

Содействие трудоустройству выпускников;

· Участие в решении вопросов международного обмена студентами.

Студенческое самоуправление осуществляется на уровне студенческой группы, факультета, общежития, вуза. В зависимости от контингента студентов, типа и специфики высшего учебного заведения студенческое самоуправление может осуществляться на уровне курса, специальности, студенческого городка, структурных подразделений высшего учебного заведения.

Высшим органом студенческого самоуправления является общее собрание (конференция) студентов высшего учебного заведения, которые:

· Принимают Положение о студенческом самоуправлении;

· Избирают исполнительные органы студенческого самоуправления и заслушивают их отчеты;

· Определяют структуру, полномочия и порядок избрания исполнительных органов студенческого самоуправления.

Органы студенческого самоуправления могут иметь разнообразные формы (сенат, парламент, старостах, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т. п.).

Права лиц, обучающихся в высших учебных заведениях и их обязанности.

1. Лица, которые учатся в высших учебных заведениях, имеют право на: выбор формы обучения;

· Безопасные и безвредные условия учебы, труда и быта;

· Трудовую деятельность во внеучебное время;

· Дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением по основному месту работы, сокращенное рабочее время и другие льготы, предусмотренные законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением;

· Пользование учебной, научной, 'производственной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной базой высшего учебного заведения;

· Участие в научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах, конференциях, симпозиумах, выставках, конкурсах, представление своих работ для публикаций;

· Участие в обсуждении и решении вопросов усовершенствования учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы, назначения стипендий, организации досуга, быта, оздоровления;

· Предоставление предложений относительно условий и размеров платы за обучение;

· Участие в объединениях граждан;

· Избрание учебных дисциплин по специальности в пределах, предусмотренных образовательно-профессиональной программе подготовки и рабочим учебным планом;

· Участие в формировании индивидуального учебного плана;

· Моральное и (или) материальное поощрение за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе;

· Защита от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия;

· Бесплатное пользование в высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, медицинских и других подразделений высшего учебного заведения;

· Каникулярный отпуск продолжительностью не менее восьми календарных недель.

2. Студенты высших учебных заведений, обучающихся по дневной (очной) форме обучения, имеют право на льготный проезд в транспорте, а также на обеспечение общежитием в порядках, установленных Кабинетом Министров Украины.

Студенты высших учебных заведений имеют право на получение стипендий, предназначенных юридическими и физическими лицами, которые направили их на учебу, а также других стипендий соответствии с законодательством.

3. Лица, которые учатся в высших учебных заведениях, обязаны:

— соблюдать законы, устав и правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения;

— выполнять график. учебного процесса и требования учебного плана.

Выпускники высших учебных заведений свободны в выборе места работы.

Выпускник высшего учебного заведения, который учился по государственному заказу и которому присвоена квалификация специалиста с высшим образованием определенного образовательно-квалификационного уровня, трудоустраивается на основании направления на работу в соответствии с соглашением, заключенным между заказчиком, руководителем высшего учебного заведения и выпускником.

Если выпускник вуза обучался за средства третьего лица, его трудоустройства осуществляется в соответствии с заключенным между ними соглашения.

Контрольные вопросы

1. Какова основная цель закона Украины О высшем образовании?

2. Какие формы собственности вуза предусматривает этот закон?

3. Какое образование дает ступенчатое образование в Украине?

4. Что является главной задачей вуза?

Литература

1. Закон Украины О высшем образовании № 2984-III от 17 января 2002г.

Tagged with: , , , , ,
Posted in Введение в специальность 4к.2с
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: