bannerka.ua

Государство в политической системе общества правовое государство — № 3

Без согласования с парламентом президент назначает главу правительства, совместно с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и благодаря этому контролирует его деятельность.

Парламент контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также, за счет выноса ему вотума недоверия.

Итак, мы рассмотрели все основные формы правления, которые существуют в современных государствах. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что эти формы не исчерпывают всех механизмов правления народа. Одним из таких механизмов является референдум (лат. Кейзгепсиит — то, что должно быть сообщено) — всенародное волеизъявление из важных государственных или общественных вопросов.

Референдумы широко используются большинством демократических стран мира, особенно на местном уровне, хотя в целом они имеют подчиненное положение по законотворческой деятельности парламента. С помощью референдума народ способен непосредственно выражать свою волю, быть творцом законов, проявлять инициативу. С другой стороны, возможность проведения референдума заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа. Кроме политической организации государства существует еще и ее территориальная организация, которая характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. В современном мире различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарное Государство представляет собой единую политическую однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не имеющих собственной государственности. Она характеризуется простым устройством, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны. Унитарном государстве присущ высокий степень централизации государственной власти, широкий контроль центра над местными органами власти.

Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением (кроме Испании и Бельгии в 1988г.). Время для целого ряда унитарных государств характерно наличие определенной автономии для образований, входящих в их состав. Некоторые из этих автономий созданные по историко-географическими (большинство областей Италии и Испании) или национально-территориальными (Испания — Баскония, Каталония; Индия — союзные территории и округа) признакам.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др..) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

Централизованные государства могут оказывать достаточно широкую самостоятельность местным органам управления, но средний уровень управления при этом не имеет значительной автономии и непосредственно ориентируется на выполнение решений центра.

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже иногда имеют собственные парламенты. Они самостоятельно решают делегированные центром вопросы в области организации коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т. д.. При этом они обычно значительно ограничены центром в вопросах финансовой деятельности и поэтому очень зависят от центра.

Федеративная форма территориального устройства государства отличается от унитарного тем, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета в ней выступают как крупные территориальные образования, так и весь народ.

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах разделенных между ними и центром компетенция, который имеет собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.

Федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие гипотетических, имеющих значительные этнические, исторические, культурные и другие особенности. Этот принцип должен реализовывать оптимальные возможности для выражения интересов меньшинства и приблизить власть к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в конституции страны. Властные полномочия разделены на:

* Исключительные полномочия центра (как правило, обращение денег, внешняя политика, оборона, налоги, пошлины, руководство вооруженными силами и т. д..)

* Исключительную компетенцию субъектов федерации — организация местного самоуправления и охраны общественного порядка, культуры и др..;

* Совместную компетенцию союза и его членов.

Развитие федерации может осуществляться как в сторону укрепления и расширения власти центра, так и в сторону расширения власти субъектов федерации.

Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода из союзного государства.

Федерация как форма территориального устройства государства доказала свою жизнеспособность. Чего нельзя сказать о конфедерации.

Конфедерация — это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза только решение ограниченного числа вопросов преимущественно в области обороны, внешней политики, транспорта, связи. Эта форма государственного объединения достаточно прочная и, как правило, эволюционирует в федерацию, либо распадается совсем. Например, конфедерации в СЕЛА (1776 — 1787рр.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 — 1867рр.).

На территории бывшего СССР предпринята попытка создать Содружество независимых государств (СНГ). Такая форма государственного образования не может быть постоянной, поскольку не обеспечивает единства деятельности членов содружества и не создает гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт показывает, что объединение и сближение государств возможно только на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

4. Правовое государство.

Правовое государство, по мнению современной науки, это реальное воплощение конституционной государственности. В ее основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелкой опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную: свободу личности и ее основные права.

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняет власть воли суверенного народа.

Отношения между личностью и властью определяются в ней конституции, является общественным договором между народом и властью.

В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство, необходимо осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

По отношению к гражданам в правовом государстве применяется принцип «дозволено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции».

По отношению к государству действует средство разрешения, что ограничивает диапазон ЕЕ активности рамками права.

Правовое государство формировалась постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Например, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н. н. э. древнегреческий архонт Солон, о соотношении естественных прав человека писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в XVII — XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и др..

Самый термин «правовое государство» сложился в XIX в. в трудах немецких юристов К. Велькера, Р. фон Моля и др..

Современные исследования отмечают недостаточность классической концепции правового государства для обеспечения подлинной свободы личности и социальной справедливости. Они считают, что эта теория акцентирует внимание на делении общества и государства и на защите лишь формальной негативной свободы личности, жизненного пространства, вмешательства государства в которого ограничено. Реальная свобода человека и его права могут обеспечиваться только через взаимодействие общества и государства.

Поэтому в политических системах многих стран принцип правового государства сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социального государства.

Ли не самой серьезной опасностью в процессе реализации политического курса на создание правового государства следует считать реальную возможность сделать его лишь формально-правовым. В связи с этим общие требования, которым должен отвечать правовое государство, следующие:

* Полное соответствие деятельности государства, всех организаций и каждого гражданина не только букве, но и духу Основного Закона страны, понимаемая как неровная условие обеспечения практической реализации принципов функционирования общества;

* Соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

* Ограничено включения законодательства в контекст практического процесса решения неотложных проблем;

* Строгое соответствие текущего законодательства конституционном, практическое обеспечение верховенства закона в отношении подзаконных актов;

* Сочетание стабильности и динамизма законодательства;

* Наличие отработанных демократических процедур участия граждан в фондами процессе;

* Наличие определенного уровня политической и правовой культуры населения;

Tagged with: , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: