Без согласования с парламентом президент назначает главу правительства, совместно с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и благодаря этому контролирует его деятельность.
Парламент контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также, за счет выноса ему вотума недоверия.
Итак, мы рассмотрели все основные формы правления, которые существуют в современных государствах. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что эти формы не исчерпывают всех механизмов правления народа. Одним из таких механизмов является референдум (лат. Кейзгепсиит — то, что должно быть сообщено) — всенародное волеизъявление из важных государственных или общественных вопросов.
Референдумы широко используются большинством демократических стран мира, особенно на местном уровне, хотя в целом они имеют подчиненное положение по законотворческой деятельности парламента. С помощью референдума народ способен непосредственно выражать свою волю, быть творцом законов, проявлять инициативу. С другой стороны, возможность проведения референдума заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа. Кроме политической организации государства существует еще и ее территориальная организация, которая характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. В современном мире различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.
Унитарное Государство представляет собой единую политическую однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не имеющих собственной государственности. Она характеризуется простым устройством, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны. Унитарном государстве присущ высокий степень централизации государственной власти, широкий контроль центра над местными органами власти.
Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением (кроме Испании и Бельгии в 1988г.). Время для целого ряда унитарных государств характерно наличие определенной автономии для образований, входящих в их состав. Некоторые из этих автономий созданные по историко-географическими (большинство областей Италии и Испании) или национально-территориальными (Испания — Баскония, Каталония; Индия — союзные территории и округа) признакам.
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др..) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
Централизованные государства могут оказывать достаточно широкую самостоятельность местным органам управления, но средний уровень управления при этом не имеет значительной автономии и непосредственно ориентируется на выполнение решений центра.
В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже иногда имеют собственные парламенты. Они самостоятельно решают делегированные центром вопросы в области организации коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т. д.. При этом они обычно значительно ограничены центром в вопросах финансовой деятельности и поэтому очень зависят от центра.
Федеративная форма территориального устройства государства отличается от унитарного тем, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета в ней выступают как крупные территориальные образования, так и весь народ.
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах разделенных между ними и центром компетенция, который имеет собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.
Федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие гипотетических, имеющих значительные этнические, исторические, культурные и другие особенности. Этот принцип должен реализовывать оптимальные возможности для выражения интересов меньшинства и приблизить власть к гражданам.
Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в конституции страны. Властные полномочия разделены на:
* Исключительные полномочия центра (как правило, обращение денег, внешняя политика, оборона, налоги, пошлины, руководство вооруженными силами и т. д..)
* Исключительную компетенцию субъектов федерации — организация местного самоуправления и охраны общественного порядка, культуры и др..;
* Совместную компетенцию союза и его членов.
Развитие федерации может осуществляться как в сторону укрепления и расширения власти центра, так и в сторону расширения власти субъектов федерации.
Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода из союзного государства.
Федерация как форма территориального устройства государства доказала свою жизнеспособность. Чего нельзя сказать о конфедерации.
Конфедерация — это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза только решение ограниченного числа вопросов преимущественно в области обороны, внешней политики, транспорта, связи. Эта форма государственного объединения достаточно прочная и, как правило, эволюционирует в федерацию, либо распадается совсем. Например, конфедерации в СЕЛА (1776 — 1787рр.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 — 1867рр.).
На территории бывшего СССР предпринята попытка создать Содружество независимых государств (СНГ). Такая форма государственного образования не может быть постоянной, поскольку не обеспечивает единства деятельности членов содружества и не создает гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт показывает, что объединение и сближение государств возможно только на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.
4. Правовое государство.
Правовое государство, по мнению современной науки, это реальное воплощение конституционной государственности. В ее основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелкой опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную: свободу личности и ее основные права.
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняет власть воли суверенного народа.
Отношения между личностью и властью определяются в ней конституции, является общественным договором между народом и властью.
В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство, необходимо осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
По отношению к гражданам в правовом государстве применяется принцип «дозволено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции».
По отношению к государству действует средство разрешения, что ограничивает диапазон ЕЕ активности рамками права.
Правовое государство формировалась постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Например, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н. н. э. древнегреческий архонт Солон, о соотношении естественных прав человека писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в XVII — XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и др..
Самый термин «правовое государство» сложился в XIX в. в трудах немецких юристов К. Велькера, Р. фон Моля и др..
Современные исследования отмечают недостаточность классической концепции правового государства для обеспечения подлинной свободы личности и социальной справедливости. Они считают, что эта теория акцентирует внимание на делении общества и государства и на защите лишь формальной негативной свободы личности, жизненного пространства, вмешательства государства в которого ограничено. Реальная свобода человека и его права могут обеспечиваться только через взаимодействие общества и государства.
Поэтому в политических системах многих стран принцип правового государства сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социального государства.
Ли не самой серьезной опасностью в процессе реализации политического курса на создание правового государства следует считать реальную возможность сделать его лишь формально-правовым. В связи с этим общие требования, которым должен отвечать правовое государство, следующие:
* Полное соответствие деятельности государства, всех организаций и каждого гражданина не только букве, но и духу Основного Закона страны, понимаемая как неровная условие обеспечения практической реализации принципов функционирования общества;
* Соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
* Ограничено включения законодательства в контекст практического процесса решения неотложных проблем;
* Строгое соответствие текущего законодательства конституционном, практическое обеспечение верховенства закона в отношении подзаконных актов;
* Сочетание стабильности и динамизма законодательства;
* Наличие отработанных демократических процедур участия граждан в фондами процессе;
* Наличие определенного уровня политической и правовой культуры населения;