bannerka.ua

Государство в политической системе общества правовое государство — № 2

Это прежде рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение брачных отношений, психологические факторы. Государство рассматривается как плод человеческого разума, который формировался под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Некоторые ученые считают, что мощным мотивом создания государства был страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Другие выдвигают на первый план человеческий разум, который пришел к выводу о необходимости создания специального органа — государства, способного лучше обеспечить естественные права людей, чем их традиционные, соблюдении формы сожительства;

* Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации имеет корни в самой общественной природе человека. Она возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые нравственные начала.

Доказано, что государство возникает, развивается под воздействием целого ряда факторов и выделение одного из них почти невозможно.

Если процесс образования государства рассматривать с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, то можно выделить только два глобальных этапа ее развитую: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, сочетающие черты традиционных и конституционных государств.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, корни которых уходят в глубокую древность. Типичным воплощением такого государства является монархии.

Конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с конституционной определенностью сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией всей деятельности государства и созданием гарантий прав человека.

Конституционные государства существенно отличаются от государств традиционных средствами формирования, внутренней построением и функциями.

Большинство современных государств строятся и функционируют на базе конституции. Конституция — это система зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих устройство государства, ее организацию, способы выявления политической воли, принятия решений, а также положение личности в государстве.

В современных демократических государствах конституции, как правило, состоят из двух частей. В первой части определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права и свободы личности. Во второй — характер государства, статус ветвей власти, правила взаимоотношений парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Наличие демократической конституции — важный показатель конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и бесспорно выполняется органами власти и гражданами.

3. Устройство современного государства

Устройство государства характеризует ее формы: формы правления и формы территориального устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Формы правления делятся согласно средства организации власти и ее формального источника на монархии и республики.

Монархия — форма государства, которая существовала тысячелетиями, в которой источником власти считается высший правитель (король, император).

Абсолютная монархия существует сегодня в очень ограниченном количестве стран и характеризуется сосредоточением в руках правителя законодательной, исполнительной и судебной власти. Такая форма правления существует сейчас в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Конституционная монархия — такая форма правления, при которой полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия может быть дуалистической (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной и парламентской, в которой монарх, хотя и считается главой государства, но фактически власть его ограничена представительскими функциями и иногда имеет право вето на решение парламента.

Большинство современных демократических монархий — парламентские. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху.

В специфической форме монархия сохранилась и сегодня почти в трети всех стран мира, в том числе в государствах Западной Европы: Великобритании, Швеции, Дании, Испании и др.. Современные монархии мало чем отличаются от республик — второй основной формы правления.

В республике источником власти считается народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существует три главных вида республик: парламентская, президентская и смешанная или полупрезидентская. История знает и много других разновидностей республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическое и др..

Характерной чертой парламентской республики и образование правительства на парламентской основе и его ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству следующие функции: формирует и поддерживает правительство, издает законы, принимаемые правительством к исполнению, утверждает государственный бюджет и благодаря этому устанавливает рамки деятельности правительства. Осуществляет контроль над правительством, критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

В отличие от парламента правительство исполнительную власть, а нередко и законодательной инициативой, а также может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента.

В большинстве стран членство в правительстве не исключает сохранения депутатского мандата. Это позволяет привлекать к работе в правительстве не только лидеров правящих партий, но и влиятельных депутатов парламента.

Официально глава правительства (премьер-министр, канцлер) не является главой государства, но реально он — первое лицо в парламенте. Президент в парламентской республике занимает более скромное место. Он избирается либо парламентом, либо собранием избирателей, или непосредственно народом. Его роль в парламентской республике мало чем отличается от функций главы государства в парламентских монархиях.

Президентская республика — вторая довольно распространенная форма республиканского правления.

Главный признак президентской республики заключается в том, что президент в ней является одновременно и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой государства и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент избирается непосредственно народом, но иногда и коллегией выборщиков (США). Он сам назначает членов кабинета министров, которые несут ответственность перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике существует жесткое распределение власти, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не имеет права распустить парламент.

Несмотря на все свои положительные качества, президентская республика не была широко распространена в Западной Европе. В странах Латинской Америки президентская республика нередко выступает в виде суперпрезидентской, где почти вся реальная власть сосредоточена у президента.

Третья разновидность республики — полупрезидентская или смешанная республика. Такая форма существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, Финляндии, Франции, Болгарии и др.. В полупрезидентской республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При этом она не имеет постоянных типичных черт (как президентская и парламентская) и в разных странах имеет существенные различия. Главная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Классическим примером полупрезидентской республики является Франция. Здесь президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, имеет право распустить парламент, провозгласив дату внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, имеет право отлагательного вето на решения парламента и право введения чрезвычайного положения.

Tagged with: , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: