bannerka.ua

Государство в политической системе общества правовое государство — № 1

3. Тема: Государство в политической системе общества. Правовое государство.

План

1.Политическая система: Понятие, структура, функции

2. Происхождения, признаки и функции государства

3. Устройство современного государства

4. Правовое государство

5. Проблема прав человека

1.Политическая система: Понятие, структура, функции

Политическая система — одно из ключевых понятий в политологии. Теория политической системы появилась в середине прошлого века, ее появление отразила недовольство ряда американских ученых односторонним институциональным подходом к исследованию политики, в рамках которого политика преимущественно рассматривалась сквозь призму институтов власти. Системный подход ориентируется не только на исследование всего комплекса политико-властных институтов, но и рассматривает отношения между субъектами политики, политические правовые нормы, регулирующие эти отношения. Системный подход также позволяет исследовать взаимодействие политической системы и окружающей среды (общество в целом). В свою очередь, окружающая среда состоит из множества других систем (экономической, духовно-идеологической, экологической и т. п.). Задачей политической системы, как и любой другой, является сохранение стабильности при наличии изменений.

Политическая система имеет определенные границы, состоит из многих частей, элементов, которые взаимодействуют между собой и являются единым целым. Отличительной чертой политической системы является легитимное право наказывать, заставлять, подчинять. Системный анализ вошел в политической науки благодаря теории социальной системы Т. Парсонса, потерпевшей большого влияния идей системы с биологической теории. В политологии системный подход впервые был применен в середине XX в. американским ученым Д. Истон. Он же ввел и соответствующее понятие политической системы. Согласно Д. Истона, политическая система — это взаимодействия, с помощью которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и тем самым предотвращаются конфликты между членами общества. От других видов социальных систем ее отличают две ключевые функции:

1 — распределение ценностей в обществе;

2 — способность убеждать своих граждан в необходимости принять такое распределение как обязательный.

Механизм функционирования политической системы включает три цикла: вход, преобразования, выход. Система являются средствами, с помощью которых импульсы входа трансформируются в импульсы выхода, т. е. политическая система за Д. Истон собой совокупность динамических преобразований, способствующих формированию стабильности общества Рассмотрим главные компоненты модели политической системы по Истон. «Требования» — это действия и мысли по поводу распределения ценностей в обществе, которые внедряются субъектами власти. Требования касаются распределения благ и услуг, регулирования поведения в обществе, обеспечение коммуникации и информации. «Поддержка» — это позиции и поведение групп и индивидов, которые способствуют функционированию политической системы. Формы поддержки могут быть различными: уплата налогов, соблюдение законов, участие в политической жизни (например, в голосовании на выборах, уважительное отношение к власти). Поддержка направлена на минимальный консенсус в обществе, необходимый для сохранения политического единства (т. е. на политическое сообщество). Она распространяется на политический режим, который понимают как специфическую совокупность ценностей, норм и характера распределения властных ролей. Без поддержки невозможно и существование так называемого «правления» (к которому относятся политические авторитеты — органы власти и политические лидеры). «Требования»И« поддержку », представляющие собой входные факторы, политическая система трансформирует в решения и действия (т. е. в экономическую, социальную, внешнюю политику и т. д.). Благодаря обратной связи как одном из элементов механизма функционирования политической системы, факторы выхода влияют на «требования» и «поддержку». Решения и действия — это способы реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя. Обратная связь включает следующие элементы: адаптацию власти к определенным ситуациям (путем решений и действия системы и их последствий); обратную информацию (поток обратных сведений о состоянии системы и последствия реагирующей деятельности).

Обратная связь является механизмом устранения напряженности в обществе. Однако эффективность этого механизма зависит от того, насколько власть способна адекватно реагировать на импульсы, поступающие в систему. Модель Истона позволяет оценивать и анализировать условия стабильности и нестабильности политических систем.

В структуру политической системы входят три подсистемы: институциональная, информационно-коммуникативная и нормативно-регулятивная. Первую составляют политические институты: Государство, политические партии, группы интересов (общественные организации и движения). Вторую — институты и механизмы, благодаря которым обеспечиваются потоки информации и связи как между институтами политической системы, так и между системой и окружающей средой. Например, комиссии по расследованию определенных вопросов, слушания на открытых заседаниях государственных органов власти, консультации с различными заинтересованными группами, средства массовой информации. Третья подсистема состоит из норм, которые определяют поведение людей в политической жизни, фиксированные в законах и нефиксированные, но имеющиеся в обществе правила участия во всех типах политического процесса. Эти нормы подразделяются на нормы-законы и нормы-привычки.

Определим основные функции политической системы общества:

* Определение целей и задач развития общества, разработка программы его жизнедеятельности;

* Мобилизация ресурсов общества для достижения поставленных целей;

* Интеграция всех элементов общества, поддержание его целостности и стабильности;

* Обязателен для всех граждан распределение ценностей в обществе.

Можно также выделить специфические функции входа и выхода относительно политической системы. На входе это политическая социализация (привлечение к участию в политике, распространение духа участия в обществе относительно влияния на принятие политических решений). Артикуляция интересов (выражение интересов, имеющих размытые черты, в конкретные предложения, программы и лозунги). Агрегация интересов (превращения различных требований в альтернативы государственной политики путем их систематизации, согласования интересов различных социальных групп; итоге агрегация представляет собой выделение наиболее важных требований, удовлетворение которых позволит реализовать многие другие второстепенных задач). Политическая коммуникация — передача информации и убеждений как внутри власти, так и между властью и обществом.

Специфические функции выхода — разработка норм-законов, применения норм-законов и контроль за их применением.

2. Происхождения, признаки и функции государства

В представлении любого человека государство — это те органы, учреждения, организации, издают законы, устанавливают определенный порядок и следят за его выполнением, а если нужно, то и применяют силу. Государство определяет всю нашу жизнь: устанавливает размеры заработной платы, стипендии, пенсии, отпуска, цен, налогов и и т. п.. Это повседневная, обычное представление о государстве. Она хотя и правильное, но не полное. А общество прежде всего интересует, какой должна быть государство, а не какой она уже есть. Почему она построена так, а не иначе, соответствуют ее функции потребностям настоящего, как сделать ее лучше и гуманнее?

Государство является центральным институтом политической системы общества. В ее деятельности концентрируется основное содержание политики.

Само понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле — это страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и имеют органы власти. В этом смысле обычно говорят о немецкий, английский, украинский государства.

В узком, собственном смысле термин «государство» означает организацию, имеет верховную власть на определенной территории.

Государство имеет ряд признаков, которые помогают выявить ее сущность.

Во-первых, отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоев профессионалов-управленцев.

Во-вторых, государственная власть является самой высокой на определенной территории, она суверенитет. В отличие от различных организаций, имеющих определенную власть над людьми, государство высшую власть, решения которой обязательны для всех граждан.

В-третьих, государство территорию, четко ограниченную государственной границей. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на этой территории. Государство строится по территориальному принципу.

В-четвертых, государство обладает монополией на законное применение силы и физического принуждения. Она может не только ограничить свободу человека, а даже физически уничтожить ее. Для этого у государства имеются специальные средства: оружие, армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

В-пятых, государство имеет исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

В-шестых, государственной прерогативой является взыскание налогов и сборов, необходимых для содержания многочисленных государственных служащих и материального обеспечения государственной политики.

Эти признаки отличают государство от других организаций и объединений, но не раскрывают ее связи с обществом и факторами, лежащими в основе ее возникновения и эволюции.

Каковы же причины возникновения государства? Существует несколько точек зрения по вопросу о причинах возникновения государства. Большинство исследователей соглашаются, что государство появилось в результате распада родоплеменного строя, появления слоев управленцев-профессионалов и постепенного сосредоточения в руках управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов. Обычно к ним относят:

• развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в специальную отрасль. Вследствие развития всего общества и производства, появления прибавочного продукта, расширение хозяйственных и внешних связей у общества появилась потребность в укреплении управленческих функций и создании для этого государственных органов; возникновения с развитием общества частной собственности, классов и эксплуатации. Наиболее подробно эту точку зрения обосновывает марксизм, на первый план в деятельности государства ставит функцию классового угнетения. Современная наука не отрицает важного влияния производственных отношений и экономически господствующих классов на государство. Но время его появление и существование не связаны с возникновением частной собственности и классов. И то, что сначала управление осуществлялось непосредственно всеми членами рода без специально уполномоченных лиц и учреждений, объясняется вовсе не тем, что общество было свободно от классов, а незначительным объемом и простотой общественных отношений; завоевание одних народов другими. Существует точка зрения, согласно которой государство возникает не вследствие внутреннего классового размежевания, как утверждает марксизм, а в результате внешнего и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство и ведут к образованию классов и эксплуатации. Авторы этой теории — Ф. Оппенгеймер и Л. Гумплович. Однако влияние завоеваний на образование и развитие государства не следует абсолютизировать; демографические факторы.

Tagged with: , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: