9. Тема: Геополитическое положение и внешнеполитическая деятельность Украины
План
План
1. Внешняя политика государства: функции, цели, средства.
2. Современные тенденции развития международных отношений.
3. Украина в современном геополитическом пространстве.
1. Внешняя политика государства: функции, цели, средства.
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил как внутри той или иной страны, так и на международной арене.
Рассмотрение политики на международном уровне целесообразно начать с выяснения сущности внешней политики государства.
Внешняя политика — это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.
Внешняя политика любого государства является продолжением внутренней политики, ее распространением на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она тесно связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и представляет их на международной арене. Внешняя политика соединяет национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества, укрепления мира, решение глобальных международных проблем.
Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные отношения с внешним миром, т. е. с другими государствами.
Специфические особенности внешней политики:
· Осуществляется в более широком пространственном и социальном уровне, потому что характеризует взаимодействие, по меньшей мере, с двумя и более странами;
· Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития;
· В мире существует около 200 различных государств по их разноплановыми интересами и программами, целями и задачами. Для налаживания взаимоотношений с другими государствами нужны есть только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государства. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в Соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.
На формирование и реализацию внешней политики государства влияют как объективные, так и субъективные факторы.
Численность объективных факторов, оказывающих влияние на внешнюю политику, можно разделить на три группы.
Первая группа — это факторы внутреннего социальной среды:
· Политическая структура общества;
· Структура государственного аппарата;
· Экономический потенциал общества;
· Демографическая структура общества и др..
.Вторая группа — факторы внешней социальной среды:
· Характер и состояние смежного окружения (общественно-политическая обстановка в соседних государствах);
· Блочная принадлежность;
· Степень интегрированности в систему международных отношений;
· Общее состояние и тенденции развития системы международных отношений.
Третья группа — геополитические факторы:
· Географическое положение страны;
· Особенности территории;
· Природные ресурсы.
Размер территории, которую занимает то или иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, определяющих место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы.
Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние и территориальные. Во многих случаях они выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации, территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системы морских коммуникаций. Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Природные ресурсы во многом определяют сырьевой и энергетический потенциалы страны.
К субъективным факторам, влияющих на Внешнюю политику, относят:
· Личные способности политических лидеров;
· Качество подготовленных и подписанных внешнеполитических документов;
· Общественное мнение и настроения в обществе по поводу основных проблем и направлений внешней политики.
При разработке внешнеполитического курса государства нужно учета всей совокупности названных факторов
К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:
1. Оборонительная — противодействие любым проявлениям агрессии со стороны других государств, защита прав и интересов страны и ее граждан за рубежом.
2. Представительно-информационная — имеет двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. Эта функция играет важную роль в формировании правильных представлений о месте государства в расстановке сил на международной арене и дает возможность проведения реалистической внешней политики.
3. Переговорно-организаторская — направлена на установление и укрепление торгово-экономических, научно-технических, культурных и других связей с различными государствами.
В своей внешнеполитической деятельности государства имеют целью следующие основные цели:
• Защита государственного суверенитета против внешних намерений и постоянную заботу о безопасности страны.
• Сохранение целостности государственной территории.
• Создание внешних условий, благоприятных для экономического сотрудничества, культурных связей с другими странами, развитие иностранных инвестиций, туризма и т. п.
• Влияние на внешнее окружение, контроль за нежелательными отношении данного государства действиями, их нейтрализация.
• Внесение своего вклада в построение стабильных международных отношений, основанных на фундаменте международного права.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия — это официальная деятельность государства в виде специальных институтов, которые действуют с помощью специальных мер, приемов, методов, установленных международным правом и имеют конституционно-правовой характер.
Слово «дипломатия» происходит от греческого слова «diploma» (в Древней Греции — двойные доски с письменами, подтверждающие полномочия предъявителя). Зависимости от момента задача дипломатии менялись: от обслуживания войны к превращению ее в систему средств ведения переговоров и обеспечение мирных условий взаимодействия государств.
Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и выводов двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участие в работе международных организаций. Основные дипломатические функции: принуждение, убеждение, урегулирования, достижения соглашения. Акценты в современной дипломатии смещаются от методов принуждения к искусству урегулирования и достижения соглашения.
Под экономическими средствами внешней политики понимается использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение и на международной арене. Даже небольшие по территории государства, обладающие небогатыми материальными и человеческими ресурсами, могут играть особую роль на мировой арене, если в них развитая экономика, которая базируется на передовых технологиях и способна распространять свои достижения далеко за свои пределы.
Действующими экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики принято привлекать военную силу государства, включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.
Военные средства могут использоваться как средства прямого воздействия, так и косвенного.
Прямое влияние — это войны, интервенции, блокады. Долгое время война рассматривалась как проведение внешней политики насильственными методами и обычный способ решения-противоречий между государствами. Вполне законными для расширения территории и обогащения государства считали также аннексию (насильственное присоединение одним государством территории другого) и контрибуцию (принудительные денежные или натуральные взыскании с проигравшей государства в пользу государства победителя). Дипломатия в течение длительного времени была подчинена вопросам, связанным с войной. Перед ней стояла задача — обеспечить соответствующие условия для ведения войны, способствовать наиболее эффективному использованию результатов войны (в случае победы), добиваться наименьших потерь в случае поражения. Изменения, произошедшие в мире в середине XX в., Заставили мировую общественность признать пагубность решения международных конфликтов вооруженным путем насилия. Но, к сожалению, и в XXI в. мы являемся свидетелями разрешения конфликтов между государствами военными способами. В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривает войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.
К косвенным военных средств относится гонка вооружений, которая включает испытания новых видов оружия, обучения, маневры, угрозу применения силы.
К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники — от многотонных космических кораблей в микроапаратив.
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к ней, а в случае необходимости — антипатии и осуждения относительно других государств. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
На основе внешнеполитической Деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения.
2. Современные тенденции развития международных отношений.