bannerka.ua

Формирование экологического мышления и экологически культуры будущих специалистов

9

Формирование экологического мышления и экологической культуры будущих специалистов.

План

1. Вступление. История формирования экологии, как науки.

2. Антропогенные факторы возникновения неблагоприятных экологических ситуаций.

3. Антропогенные факторы, как инициаторы природных катастрофических процессов.

4. Формирование экологического мировоззрения — путь к выживанию.

1. Вступление. История формирования экологии, как науки.

Для того, чтобы получить то, что мы хотим, от окружающей среды, сохранить его хотя бы в том виде, в котором оно есть сейчас, нужно изменить свое отношение к окружающей среде. Каждый, кто изучает экологию, может и должен участвовать в изменении нашего отношения к природе. Прежде всего необходимо изменить сам взгляд на проблемы экологии. Наши жизненные ценности изменяются синхронно с осмыслением экологических проблем. Изменение жизненных ценностей вдохновляет нас к лучшему, и мы, таким образом, начинаем менять к лучшему ситуацию вокруг нас.

Длительность этого периода может оцениваться примерно десять тысяч лет. На примере Древней истории можно наблюдать первые разрозненные и робкие попытки решения экологических проблем. Это, например, вырубка лесов, распашка земель, иригацийно-мелиоративных меры, добычи камней и других полезных ископаемых. Развитие сельского хозяйства требовало Развития соответствующих наук естественных области — Астрономии, метеорологии, климатологии. В частности, в древней истории привлекает формирование представлений о экологические кризисы, связанные с действием природных факторов — катастрофические наводнения, извержения вулканов, землетрясения и т. д.. Античные философы интересовались процессами, которые происходят в естественных сисх. Еще Аристотель сформулировал представление о цикличности и периодичности процессов затопления и осушения земли. Интересны его идеи о зависимости землетрясений от космических факторов. Землю Аристотель сравнивал с живым существом, развивается и проходит стадии юности, зрелости и старости. Эти идеи о живую планету продержались до середины XIX века.

И. Кеплер (1619 г.), известный астроном и физик, выразил важную экологическую идею, которая была фантастической с точки зрения современников. Он считал, что Земля поглощает морскую воду и возвращает ее в очищенном виде на поверхность. Развитие представлений о инфильтрационное и конденсационное происхождение подземных вод в настоящее время стали Научными теориями.

В. Гилберт (1600 г.) представлял Землю, как большой магнит. Он выделил земной кровлю (одеяло), образованную внутренними силами, водой и воздухом, светом и влиянием звезд. В этой земной кровли происходит непрерывное образование и разрушение, возникает множество разнообразных непохожих друг на друга явлений. В начале ХХ века такие представления спряли формированию понятия биосферы.

Толчок развитию естественных наук Дало создание университетов в крупных городах мирового значения. Исследования, проведенные в XII — XVIII — столетиях, подготовили основу для начала систичних экологических научных разработок. В начале XIX века формируются первые геоэкологические понятия, организуется большое количество ботанических и зоологических садов, которые стали центрами научных исследований. Создаются первые естественные научные общества, прежде всего, геологические. Активно изучается изменчивость организмов и их группировок. Во второй трети XIX века формируется физическая география в ее современном понимании. В биологии и палеонтологии утверждается эволюционная теория, обосновывается тезис о постепенном и взаимообусловленный развитие органического мира с человеком включительно. Формулируются принципы научной агрохимии. В биологии утверждаются представления о клеточную структуру организмов и о инфекционные микроорганизмы. Активизируется биогеографический направление исследований.

Результатом активного развития биологических и географических исследований стало появление понятия и срока Экология, Который был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. Первоначальное значение этого слова было узким и ограниченным только биологическими науками. Срок происходил от двух слов древнегреческого языка: Ойкос — дом, логос — учение, и означал учение об окружающей среде. В целом XIX века может рассматриваться как начальный период развития экологии, как время появления базовых понятий этой науки. К концу века на стыке разных наук формируются новые научные дисциплины и направления исследований: почвоведение, гидрогеология, климатология, учение о периодах распространения ледников и т. д.. В настоящее время выполняются первые масштабные проекты преобразования природы в интересах человечества (Суэцкий и Панамский каналы), а также вводятся Первые природоохранные мероприятия. Начинается систичне международное сотрудничество в науках естественного профиля.

В первой половине ХХ века заканчивается формирование учения о биосфере, которое в дальнейшем стало краеугольным камнем в экологии. Формируются представления о ноосфере, как пространство взаимодействия биосферы и общества.

Вторая половина ХХ века стала временем начала научно-технической революции. Возникли атомная энергетика, кибернетика и информатика, космонавтика. Время воздействие человека на окружающую среду достиг перед критические масштабы. Значительно выросло население Земли, начинается урбанизация, а это повышает ущерб от природных и антропогенных катастроф. Последствия изменения климата и усложнение и повышение энергетической насыщенности и опасности новейшей техники требуют адекватной реакции общества. Поворотным пунктом в осознании необходимости экологической гармонизации развития общества и активного международного сотрудничества в этом направлении стала чернобыльская трагедия. Она показала, что экология должна быть наукой, которая бы изучала изменения в окружающей среде, разрабатывала меры рационального природопользования, координировала усилия различных наук по изучению взаимодействия человека, органического мира, неорганического вещества, Космоса.

70 — 80 годы характеризуются изучением экологии В вузах, а впоследствии — в школах. Возникают общественные организации и политические партии, основным направлением деятельности которых декларируется улучшение состояния окружающей среды (Гринпис, партии зеленых). Экология приходит в инженерные дисциплины для разработки мер по нейтрализации антропогенного загрязнения окружающей среды. Формируется системы международных научных конференций, семинаров, симпозиумов и выставок по экологической проблематике. 90 годы ХХ века стали началом создания национальных и международного экологического законодательства.

2. Антропогенные факторы возникновения неблагоприятных экологических ситуаций.

Пять тысячелетий назад, когда возникли первые городские поселения, начала формироваться и техносфера, есть сфера, которая содержала искусственные технические сооружения. Конечно, на то время это были лишь отдельные элементы техносферы. О настоящей техносферу стало возможным говорить лишь в эпоху промышленной революции, когда энергия недр и электричество позволили многократно усилить возможности человечества.

Важным показателем интенсивности техногенеза является использования человечеством химических элементов. В древности их использовалось около двух десятков, в XVII веке — 89, а в настоящее время 107 элементов, и из них 16, никогда не существовали в недрах земной коры (плутоний, нептуний, калифорний, берклий, астат, технеций…) . Существенно изменились в биосфере круговорот элементов, воды, температурные и радиологические условия. Человечество добывает из недр более, чем выносится за год речными стоками: свинца — почти в 100 раз, меди — в 30, фосфора — более, чем в 10, железа и марганца — в 12, алюминия — в 4. Мощным техногенным геохимическим процессом является сжигание топливных полезных ископаемых. Так, при сжигании угля в атмосферу выбрасывается больше, чем выносится речными стоками: ванадия — в 400 раз, молибдена — в 35, титана — 30, хрома — в 20, свинца — в 15. Так что в целом можно говорить о том, что интенсивность геохимической деятельности человечества значительно превысила интенсивность основных природных геохимических процессов.

Роль антропогенных факторов в возникновении неблагоприятных экологических ситуаций не менее значительна, чем роль стихийных явлений. Антропогенные катастрофические явления возникли по вине человечества и сравнялись с природными по объемам убытков и причиненного ущерба. Данное обстоятельство вытекает из правила уменьшению надежности более сложной техники по сравнению с менее сложной того самого времени изготовления. Рост разрушительной силы катастрофических событий антропогенного происхождения является закономерным следствием все большей концентрации энергии в производстве.

Происходит пространственная концентрация синтетических химических соединений, большая часть из которых ядовита. В результате резко возросли загрязнения природной среды, уничтожение лесов, увеличение площади пустынь, активизировались экзотические геологические процессы. Возросло количество людей, погибших в результате аварий на производстве и транспорте.

Влияние человека на природную среду достаточно разнообразен. Он различается по форме, масштабам, время, целями Нужно различать прежде всего воздействия целенаправленные, преднамеренные, целью которых является изменение состояния среды обитания. Результатом этого является возникновение искусственной среды обитания для человека, приспособления среды для человеческих нужд.

Наиболее опасны непреднамеренные воздействия человека на окружающую среду, которые возникают, как предполагаемый результат хозяйственной деятельности.

Непреднамеренные результаты действий человека является следствием сознательных преобразований биосферы, направленных на поддержание и улучшение искусственной среды существования. Человек не может перестать воспроизводить и совершенствовать свое искусственную среду. Поэтому речь может и должна идти не о прекращении вмешательства человека в природные процессы, а о создании искусственных круговоротов веществ и энергии большой мощности, которые бы компенсировали воздействие человека на окружающую среду. По существу ставится задача от исчерпания всех форм природных ресурсов перейти к их восстановительной эксплуатации.

Все воздействия человека на окружающую среду вызывают многочисленные вторичные воздействия, в форме цепных реакций захватывают самые объекты окружающей среды. Именно в этом случае ярко проявляется принцип всеобщей связи явлений в природе и человеческом обществе, воплощенный Б. Коммонер в афоризме «Все связано со всем». Отметим, что подавляющее большинство вторичных изменений в среде оказывается отрицательной. Это тесно связано с принципом Н. Ф. Реймерс (принцип неполноты информации или неопределенности): информация при проведении акции по преобразованию и любом изменении природы всегда недостаточна для априорных рассуждений о возможных результатах таких действий, особенно в далекой перспективе, когда разовьются все природные цепные реакции. Связано это исключительно со сложностью природных систем, эволюционным характером их развития и индивидуальной уникальностью, что делает невозможным типичное моделирования процессов и предсказания неизбежных труднопрогнозируемый цепных реакций.

Антропогенные воздействия можно различать также по временным характеристикам (постоянные, периодические, эпизодические), за пространственными характеристиками (плоскостные, линейные, точечные), по типу воздействия (механические, физические, химические, материальные, энергетические, информационные), по типу человеческой деятельности (воздействия от строительства, создание водохранилищ, вырубки лесов, распашка почв, добычи полезных ископаемых, орошения, осушения и т. п.).

Антропогенные воздействия вызывают изменение структуры, вещественного состава, физических полей и других характеристик объектов природной среды. Кроме того, происходит изменение свойств исходных потоков с ландшафтов. Соотношение между воздействиями, изменениями состояний и потоками с геосистем зависит от:

-типа взаимодействия (физическая сущность, сила, продолжительность);

-состояния геосистемы, связанного с погодой, сезоном года, периодом суток и т. д.;

-свойств саморегуляции геосистемы, ее устойчивости и других особенностей ее динамической структуры и организации.

Таким образом, важно понимать, что поступления в ландшафта загрязняющего вещества не означает, что она останется в нем. Это вещество может аккумулироваться в ландшафте, разложиться в нем, или рассеяться. Соотношение этих трех процессов зависит от свойств грунтов (механического состава, рН, способности к фильтрации и т. п.), гидрологического режима, метеорологических характеристик (режима, скорости и направления ветра, стратификации атмосферы, количества атмосферных осадков, тумана и т. п.), свойств биоценоза (биомассы, ярусности, системы биологических связей и т. п.).

Изменения в природной среде можно свести к следующему:

-загрязнения почв, вод, воздуха, растительного покрова, изменения газового состава атмосферы;

-упрощение структуры природных ландшафтов — уменьшение количества ярусов растительного покрова, уменьшение количества видов растений и животных, упрощение структур трофических связей, деградация почв, образования пустынь и т. п.;

-замена природных ландшафтов природно-антропогенными и техногенными ландшафтами.

Анализ катастроф, обусловленных антропогенными (техногенными) факторами, позволяет утверждать, что активное вмешательство человека в природные процессы приводит к возникновению новых, стимулирует и ускоряет развитие сложившихся в настоящее время экологически опасных процессов. В качестве примера можно привести возникновения землетрясений в районах строительства и эксплуатации крупных водохранилищ. Такие землетрясения возникают даже там, где при нормальных условиях они не происходят (Индия, плато Декан; США, г. Колорадо; Италия, г. Вайонт; Африка, г. Замбези; Таджикистан, Нурекской водохранилище; Дагестан, г. Сулак). В таких районах в разное время происходят как одиночные толчки, так и их серии силой до 5 … 7 баллов. Аналогичные явления наблюдаются и в районах добычи полезных ископаемых, например, на угольных шахтах вблизи г. Луганска.

Техногенная деятельность может быть инициатором, и при определенных природных условиях вызвать активизацию некоторых катастрофических процессов. Примером могут служить оползни ЮБК, где активизация каждого второго из них обусловлена антропогенной деятельностью.

Природные и антропогенные факторы не формируют экологическую ситуацию независимо друг от друга всегда имеет место их взаимодействие. Так загрязнение Мирового океана нефтью является одной из глобальных экологических проблем. Серьезность состояния определяется огромной ролью нефти в экономическом развитии стран, необходимостью больших перевозок ее морскими путями, неблагоприятным воздействием даже небольших концентраций нефти в воде на живые организмы на тепловой и водный круговорот в природе. Ведущую роль в поступлении нефти в воды океана играют стоки из материков, а также выбросы с судов, разливы при погрузке и разгрузке их. В мире функционирует около 700 супертанкеров грузоподъемностью более 200 тыс. т. Доля нефтяного загрязнения. связанного с авариями судов и нафтоперероблюючим морским оборудованием составляет 12% от общего загрязнения.

Однако. аварии производят значительно больше экологическое бедствие, поскольку они приводят к концентрированным выбросов, вследствие чего возможности экосистем к самоочищению не могут происходить в достаточной мере. Аварии, обусловленные нарушением эксплуатации технических объектов, стали по своим масштабам носить катастрофический характер уже в 20-30 годы нашего столетия. Влияние этих аварий все чаще пересекает границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная этими авариями, может сохраняться в течение многих лет. Ликвидация последствий таких аварий требует значительных средств и привлечения специалистов разных профилей. Анализ результатов аварий, характер их влияния на окружающую среду обуславливает их распределение по видам: на транспортные, АЭС, химических и радиационных производственных комплексах, шахтах и т. д.. Особенностью аварий на технических объектах являются преимущественно комплексное воздействие, который заключается в загрязнении воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы, живых организмов. Одним из ярких примеров может быть авария которая произошла на химическом предприятии в индийском городе Бхапал в 1984 г. Выброс произошел внезапно, в ночное время. Погибло более 2,5 тыс. человек, 500 тыс. человек получили отравления. В Европе крупнейшая авария на химическом предприятии произошла в 1986 г. В г. Базеле (Швейцария). При тушении пожара, возникшего в реку Рейн вместе с водой попал в 30 т. токсичных веществ и около 70 т. ртути. Загрязнение Рейна привело к остановке водоснабжения ряда городов в Германии, Голландии и к массовой гибели рыбы. В Украине одной из крупнейших аварий была в сентябре 1983 г. Около г. Дорогобужа. Ее причиной стал прорыв отстойника продуктов технологического производства калийных удобрений. В результате этого в реку Днестр попало около 4,5 млн. м2 рассола, повлекшее уничтожение водной растительности, рыбы, отравлен 200 га пахотных сельскохозяйственных угодий. Многочисленные города, которые использовали воду реки на территории Украины и Молдовы, осталось без источников водоснабжения.

Аварии на ядерных установках заслуживают наибольшего внимания. Сегодня в мире находится в эксплуатации несколько сотен атомных реакторов. Кроме того работает еще более 300 исследовательских ядерных установок. Поэтому вероятность негативных экологических явлений при различных технических неполадках во многих густонаселенных странах достаточно высока. За все время существования АЭС произошло три крупные аварии (в США в 1979 г. в штате Пенсильвания; в 1957г. На заводе по регенерации ядерного топлива в Англии, на Чернобыльской АЭС), а также 80 серьезных аварийных ситуаций в разных странах.

К числу опасных катастроф связанных с деятельностью человека, необходимо добавить военные действия разных уровней, бактериологическое оружие, испытания ядерных зарядов.

В конце 20 века мир убедился, что дальнейшее развитие экономики невозможно без охраны окружающей среды. В то же время невозможно охранять природную среду без развития экономики. Взаимозависимость экологии и экономики должно стать основой новой концепции развития промышленности. Основной задачей изучения дисциплины Экология в технических вузах является формирование экологического мировоззрения на основе приобретенных знаний, которые помогут понять природу, свое место в ней, сохранить жизнь на Земле во имя нынешнего и будущего поколений.

Ухудшение состояния окружающей природной среды обусловлено, в основном, образом жизни современного человека. Согласно господствующих взглядов, что ресурсы Земли ограничены, как и жизненное пространство, а развивающиеся технологии, и растущие производство и потребление ведут к лучшей жизни для каждого — большая ошибка и безответственность.

Современный человек способен на многое. Она может расколоть горы; осушить реки и затопить долины; превратить лес в непригодную бумажную продукцию; отравить почву токсичными химикатами и пестицидами; загрязнить воздух парниковыми газами и кислотами, реки — канализационными стоками, моря — нефтью. Она может изобретать компьютеры, способные делать десять миллионов вычислений в секунду запускать космические корабли и станции; создавать ядерное вооружение и атомные бомбы. Но зачем? Для того, чтобы увеличить объем и скорость движения природных ресурсов через потребительскую экономику на свалку утиля и отходов?

На самом же деле прогресс, направленный на улучшение мира в капризных интересах человека, постепенно приводит нас вместо мира чудес в мир отходов, а качество жизни постоянно ухудшается. Сегодня необходимо всю энергию, силы и помыслы направлять на охрану и лечения Земли. Для этого нужно изменить систему взглядов на устройство мира и роли человека в этом нем.

Формирование мировоззрения, способствует устойчивому развитию Земли, предполагает прохождение четырех уровней познания природы и причин возникновения экологических проблем

Прежде это проблемы загрязнения окружающей среды, угрожающие здоровью и благосостоянию человека: глобальное потепление, кислотные дожди, разрушение озонового экрана, загрязнения воздуха, воды, токсичные отходы, сведение лесов, образование пустынь,, исчезновение видов, истощение ресурсов и др.., что предполагается решать с помощью юридических, технологических и экономических методов. Главная роль отводится человеку. Каждый отдельный человек считает свое влияние на природу слишком незначительным, не понимая, что миллиарды таких воздействий вместе угрожают существованию биосферы. Люди уверены, что экологические проблемы можно решить с помощью технологий и не хотят менять образ жизни.

Но в соответствии со вторым законом термодинамики каждое действие, начинающееся нами, даже природоохранная в той или иной степени отрицательно влияет на окружающую среду. Поэтому нет принципиальной возможности для технологического решения всех проблем загрязнения, хотя использование технологий может внести свой вклад в решение задачи сохранения окружающей природной среды.

На втором уровне приходит понимание, что основной причиной загрязнения, деградации природной среды и истощения ресурсов планеты является сочетание перенаселения в развивающихся странах, и перепотребление в промышленно развитых странах (население последних составляет 26% от общей численности людей мира, а потребление мировых ресурсов ними достигает 80% ). Ответы кажутся очевидными: стабилизация численности населения и сокращения потребления материальных и энергетических ресурсов в развитых странах. Но решение этих проблем невозможно без реформирования общества, повышение экологического сознания и уровня образования, восстановления дикой природы. Заповедных, территорий еще слишком мало, чтобы компенсировать отходы, образующиеся при расточительном использовании ресурсов. Человек продолжает считать себя выше природы и других видов.

На третьем уровне познания главной целью развития становится использование технологий, экономических и политических систем для контроля роста загрязнения и истощения ресурсов, предотвращения перегрузки природных экосистем путем преобразования современных промышленных стран в постиндустриальные высокотехнологичные общества. Надежды возлагаются на создание техногенных систем, подобных космического корабля, руководить которыми будут компьютеры, контролирующие загрязнение, производство достаточного количества продовольствия, добыча минеральных ресурсов, энергии и т. д. Если Земля окажется перенаселенной, то часть населения будет жить на космических станциях. Если истощатся минеральные ресурсы — они станут добывать на других планетах. С помощью биотехнологий будут контролировать эволюцию живых существ и создавать организмы, которые дадут больше пищи, очистят воду и воздух, перерабатывают отходы и др.. Такой взгляд на будущее — отражение нашего высокомерного отношения к природе, уверенности в том, что с помощью технологий и своей изобретательности человек может создавать искусственное окружающую среду и новые формы жизни для того, чтобы избежать лишних нагрузок на природные системы Земли. В конечном итоге это также приведет к перегрузке и разрушению природной среды и истощения ресурсов, потому что такое мировоззрение основывается на ложной уверенности в том, что мы вполне понимаем жизнь природы и способны ее воспроизвести с помощью техники.

Четвертый уровень познания предполагает отказ человека от высокомерного отношения к природе и признание центром жизнеобеспечения Землю, а не себя. Необходимо настроиться на ритмы природы и доверять им, осознавая, что полностью понять их невозможно. Люди должны усвоить, что они принадлежат Земле, а не Земля им.

3. Антропогенные факторы, как инициаторы природных катастрофических процессов.

Новый экологический мировоззрение включает ряд основных представлений:

-Все мы являемся частью — простыми гражданами природы; все живые существа взаимосвязаны и взаимозависимы.

-Наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.

-Каждое живое существо имеет право на жизнь независимо от его полезности для нас сегодня или в будущем.

-Наша основная задача состоит в том, чтобы сохранить устойчивость и разнообразие систем жизнеобеспечения для всех видов организмов. Вопрос о том, кому жить или умирать, должны решаться только в процессе эволюции. Мы имеем право на защиту от опасных организмов и можем убивать другие организмы, но лишь тогда, когда это жизненно необходимо; у нас нет права делать это для удовлетворения своих прихотей.

-Ресурсы Земли ограничены, никто не имеет права на бесконечное увеличение доли используемых ресурсов; необходимо отличать наши неограниченные запросы от насущных проблем.

-Все, что мы имеем, идет от Солнца и Земли, Земля без нас может существовать, а мы без нее нет.

-Все люди должны нести персональную ответственность за сохранение Земли: производимые каждым отходы следовало бы составлять на собственном дворе, тогда каждый понял необходимость повторного использования и снижение их количества

-Мировоззрение, провозгласивший своей целью сохранение жизни на Земле и создания экологически устойчивой экономики, не исключает технологий. Но они должны использоваться в гуманитарных целях охраны всех форм жизни, а не для их разрушения. Технологии не следует поощрять и развивать только потому, что они теоретически возможны.

-Сохранения жизни на Земле требует участия каждого из нас. Мы должны это сделать не потому, что этого требует закон, а для того, чтобы спасти себя как вид. Что может сделать каждый из нас?

-Почувствуйте себя одним целым с окружающей природой. Станьте экологически информированными.

-Найдите место, что Вам нравится и защищайте его, потому что оно является частью Вас.

-Ведите более простой образ жизни за счет снижения потребления и количества отходов.

-Помните, что окружающая среда начинается в вашем доме.

-Избегайте равнодушия, пессимизма, слепого технологического оптимизма и фатализма.

-Участвуйте в решении политических проблем на местном и Национальном уровнях.

-Расширяйте свои познания о природе. Как всего этого достичь? Живите по принципу:

-Мыслить — глобально, действовать — локально.

Проблемы окружающей среды обусловлены миллионами мелких необдуманных поступков миллиардов человек. Исправить ситуацию могут тоже миллионы незначительных поступков, направленных на защиту Земли. Отдавайте предпочтение вторичному использованию материалов. Повышайте энергичную эффективность зданий, утепляя их. Сажайте деревья, делайте компосты, выращивайте продовольственные культуры с применением органических удобрений. Пользуйтесь машиной потребляет мало бензина; ездите на велосипеде. Замена лампы накаливания на лампы дневного света; экономьте электричество и воду. Формирование экологического мировоззрения, обеспечивающий переход к экологически и экономически устойчивого сообщества, невозможно без повышения образовательного уровня населения. Китайская мудрость гласит: Если вы думаете на год вперед — посадите семена. Если Вы думаете на 10 лет вперед — посадите дерево. Если Вы думаете на сотни лет вперед — дайте образование народа .

Экологические проблемы являются общечеловеческими — биосфера не признает границ. Сохранить жизнь на Земле — основная наша задача.

4. Формирование экологического мировоззрения — путь к выживанию.

Результаты хозяйствования в последние годы резко обострили экологическую ситуацию. Сложилась и растет экологическая угроза для людей, растительного и животного мира. Положение усугубляется дефицитом финансовых и материальных средств, необходимых для принятия государством неотложных мероприятий по защите окружающей среды. Все это требует изменения подходов к решению экологических проблем в Украине.

Защита окружающей среды — проблема глобальная, общегосударственная. Однако на практике конкретные меры по ее решению осуществляются, главным образом, регионами. Поэтому, говоря о единой системе экологической защиты, необходимо иметь в виду, прежде всего, региональную организацию экологической службы.

Основными направлениями ее деятельности должен быть контроль за соблюдением предприятиями, организациями, физическими лицами экологических требований в соответствии с действующими нормативами, обязательная экологическая оценка проектов новых объектов, поддержка развития предпринимательства, способствуют оздоровлению окружающей среды.

Для решения проблемы охраны окружающей среды должна быть вовлечена вся государственная машина, начиная от депутата местного совета и к должностным лицам высших государственных органов. Это произойдет тогда, когда будут созданы такие экономические условия, при которых производителям будет невыгодно чрезмерно использовать природные ресурсы и загрязнять окружающую среду. Кроме этого, целесообразно разработать и создать систему экономического давления, которая будет заставлять предприятия вкладывать средства во внедрение новых, экологически безопасных технологий. Прежняя практика в Украине состояла в том, что около 90% всех природоохранных расходов финансировалось из государственного бюджета. Мировая практика показывает, что 2/3 всей стоимости природоохранных мероприятий финансируют сами предприятия и только -1 / 3 поступает из бюджета.

Важнейшей задачей современности является совершенствование природопользования, обязательное экологическое обоснование всех видов хозяйствования и рациональное использование природных ресурсов, поскольку эти факторы прямо или косвенно влияют на общее экологическое состояние.

Строгое экологическое законодательство, высокое сознание людей в вопросах чистоты окружающей среды и экологически чистой продукции в значительной мере способствуют улучшению экологической ситуации. Насущной является потребность поднять уровень экологического сознания, основным признаком которого является понимание того, что природа и общество эволюционируют одновременно. Экологическое сознание на основе новых общечеловеческих ценностей, которые будут выполнять роль регулятора во взаимодействии человека и природы, станет существенным компонентом современного культурного прогресса, экологического воспитания.

Необходимо принять меры по внедрению экологических технологий выращивания сельскохозяйственной продукции.

Приоритетными направлениями развития Пищевой промышленности должно быть использование высококачественного экологически чистого сырья, современных технологий производства продовольственных товаров, которые предотвращают попадание и образованию вредных веществ в продуктах питания.

Согласно ст. 16 Закона Украины О защите прав потребителей от 15 декабря 1993 г., потребитель имеет право на то, чтобы приобретенные им товары при обычных условиях их использования были безопасными для его жизни, здоровья и окружающей среды. В этом вопросе важную роль масс играть надзора за товарами отечественного и зарубежного производства по их безопасности для здоровья людей.

Многие закупленных за границей пищевых продуктов (особенно по демпинговым ценам), которые реализуются на рынке Украины, не отвечают требованиям экологической чистоты и являются опасными для здоровья людей. Поэтому необходимо на государственном уровне принять более строгие меры по попадания на рынок Украины таких товаров.

Контрольные вопросы

1. Что означает слово — экология?

2. Какова роль технического прогресса в изменении состояния природной среды?

3. Каковы перспективы развития экономики на фоне экологических проблем?

4. В чем заключается современное экологическое мировоззрение человека?

Литература

1. Воробьев Р. И. Питание: мифы и реальности., — М.: Грегори, 1996.-256с.

2.Донченко Л. В., Надыкта В. Д. Безопасность пищевой продукции. — М.: Пищепромиздат, 2001. — 528 с.

3. Дудкин М. С., Щелкунов Л. Ф. Новые продукты вопросы. — М.: МАИК Наука, 1998. — 304 с.

4. Несмеянов А. Н., Беликов В. М. Пища будущего. — М.: Педагогика, 1985.-128с.

5. Основы управлення инновацнямы в пищевого подкомплекс (наука, технология, экономика): Учебник / Под ред. акад. В. И. Тужилкина. — М.: Изд. Комплекс МГУПП, 1997. — 882 с.

6. Пономарев П. Х., Сирохман И. В. Безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 272 с

7. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). — М.: Россия молодая, 1994.

8. Инженерная экология. Ч. 1. Основы техноэкологии (Учебно пособие.) / Б. А. Шелудченко, А. С. Малиновский, М. В. Зосимович и др.. Под ред. Б. А. Шелудченко; Государственная агроэкологическая академия Украины. — М.: Изд-во Волынь, 1999. — 216 с.

9. Экология: Учебник для технических вузов / Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев и др.; Под ред. Л. И. Цветковой. — М.: Изд-во АСВ, СПб.: Химиздат, 2001. — 552 с.

Tagged with: , ,
Posted in Введение в специальность 4к.2с
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: