В ряде экономических вузов получили развитие такие формы связи научно-исследовательской работы студентов Производством как хозрасчетные студенческие технико-экономические бюро (стеб) и лаборатории (потолок), студенческие бюро экономического анализа (СБЕА) и другие. Они являются формами коллективной научно-исследовательской студенческой работы и организуются в вузах на правах их структурных подразделений. Экономические бюро заключают хозяйственные соглашения с производственными предприятиями, их члены в групповом или индивидуальном порядке принимают участие в разработке хоздоговорной тематики, осуществляющих кафедры и научные подразделения учебных заведений.
Студенческое бюро как организационная форма гармонично включает в себя такие необходимые для становления специалиста факторы, как обучение в непосредственном контакте с высококвалифицированными специалистами в процессе выполнения научно-исследовательской работы, воспитание, приобретение и формирование профессиональных творческих качеств и навыков в атмосфере коллективного творчества и ответственности, возможность получить научный результат и определить точку отсчета научных интересов будущего специалиста; интенсификация учебного, научного и воспитательного процессов через их интеграцию; широкие возможности для развития творческой активности, инициативы и самостоятельной работы, использование полученных результатов в курсовых и дипломных работах; углубление знаний по специальности путем самообразования.
Штат сотрудников стеб составляют, главным образом, студенты, которые выполняют работу под руководством профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава вуза. Наряду с проведением научно-технической работы студенты выполняют в стеб различные организационные, управленческие функции, что позволяет им приобрести соответствующие навыки.
Для развития научного творчества на кафедрах, в научных школах, важное значение имеют группировки вокруг ведущих ученых студентов, интересующихся научной тематикой, разработанной учеными и выражают желание работать вместе с ними. Такие студенческие объединения, в основу которых положена общность научных интересов, наиболее целесообразны.
Прогрессивной формой организации научно-исследовательской работы студентов являются Научные проблемные группы, в которых студенты привлекаются к разработке проблемы, над которой работает научный руководитель группы. При кафедре может быть создано несколько научных проблемных групп. Научное руководство студентами осуществляют ведущие ученые кафедры. Они непосредственно направляют каждого студента — члена проблемной группы; помогают подобрать тему с учетом его склонностей и возможностей, определить объект исследования; рекомендуют соответствующую литературу; консультируют студента в течение работы над научной темой; оценивают научное значение студенческих работ; дают характеристику научным способностям каждого члена проблемной группы. Чтобы повысить научный уровень студенческих исследований, руководители проблемных групп организуют сбор, изучение и обобщение студентами первичного материала. Научный руководитель проблемной группы может знакомить студентов с теми фактическими материалами, над которыми работает по своей научной теме, давать студентам задание по проведению соответствующей обработки собранных материалов, которые будут использованы в научной работе ученого-руководителя и студента-ученого.
На заседаниях проблемной группы изучаются методы и приемы исследования сложных экономических явлений и процессов, обсуждаются результаты научного поиска, лучшие исследования рекомендуются к печати и на конкурсы.
Интересной формой научной подготовки студентов является Студенческие школы молодого лектора. Эти школы комплектуются из студентов старших курсов и аспирантов вуза. Руководят ими соответствующие кафедры, а преподаватели этих кафедр осуществляют научное руководство при подготовке рефератов, текстов лекций, проводят консультации. Школы ведут работу в тесном контакте с обществом Знание, лучшие лекторы принимаются в действительные члены этого общества. Важную роль в активизации научно-технического творчества студентов играют организационно-массовые мероприятия, проводимые в стране: олимпиады, конкурсы и смотры-конкурсы на лучшую организацию научной работы студентов, на лучшую дипломную работу, республиканские научные студенческие конференции и семинары, выставки работ студенческой научной творчества, стенды научно-исследовательской работы студентов и другие. Руководство вузов имеет право рекомендовать студентов для участия в этих мероприятиях.
Итоговым результатам студенческой научно-исследовательской работы является Конкурсы на лучшую студенческую научную работу. Основной задачей конкурса является выявление лучших научно-исследовательских работ в области теоретических исследований, реальных разработок и применения их результатов в различных отраслях экономики. Конкурсы проводятся для:
Повышение уровня подготовки молодых специалистов;
Усиление научно-технического уровня работ;
Рост внимания к научно-технического творчества и заинтересованности в своей будущей специальности у студенческой молодежи;
Дальнейшего укрепления взаимосвязи учебного процесса и передового научного поиска.
Большинство работ, представляемых на конкурсы, актуальны для народного хозяйства, выполнены на должном научном уровне и посвящены разработке важных вопросов науки и производства.
Одним из самых массовых мероприятий в рамках научно-исследовательской работы студентов в вузах является Научные студенческие конференции , которые в некоторых высших учебных заведениях страны проходят как Дни науки. Как показывает опыт ряда вузов страны, интересными, научно значимыми оказываются те конференции, где принимают участие, выступают с докладами и сообщениями не только студенты, но и аспиранты, молодые ученые, преподаватели. Совместная работа, научное сотрудничество способствуют усилению
Чувство ответственности в научном поиске, пониманию места и значения результатов собственных исследований в общем контексте существующей проблемы, определяют для студентов критерии оценки научной работы, задачи на будущее. Наиболее ценные студенческие работы публикуются в сборниках студенческих научных докладов.
Важным условием, определяющим формирование познавательной активности студентов, использование новых форм работы конференции — круглых столов, Диалоги, знакомства с открытыми выставками и обсуждение новых изданий учебной и научно-методической литературы. Такие формы дают студенту возможность не только доложить о результатах своей научной работы, но и принять участие в обсуждении волнующей его проблемы на качественно более глубоком уровне, обменяться мнениями по вопросам, которые его интересуют, с ведущими специалистами в этой сфере.
Разработан ряд Специальных форм поощрения студентов за успехи в научно-исследовательской работе. Так, научно-исследовательская работа, успешно выполнена студентом и оформлена в соответствии с установленными требованиями, может быть зачтена в качестве курсовой работы по специальной дисциплине.
Кафедра способствует зачислению студентов, принимающих участие в выполнении научно-исследовательской работы, на работу лаборантов при условии их хорошей успеваемости. В период преддипломной практики студенты могут зачисляться на соответствующие должности на полный рабочий день.