Форме, сочетающий учебную и исследовательскую работу студентов, является проведение специальных Научных семинаров при кафедрах. Подготовка семинара организуется так, чтобы в течение семестра каждый студент мог выступить на нем с докладом или сообщением, посвященным итогам выполненного исследования. Деятельность семинаров начинается с подготовки студентами старших курсов специальных научных докладов на основе производственного материала. Проведение научного семинара предусматривает углубленное изучение проблем, интересующих студентов. На семинарах каждый студент выступает с выполненной под руководством преподавателя докладом по научно-исследовательской работе, защищает свои выводы и предложения, полученные в результате проведенного исследования. Доклад рецензируют студенты, в ее обсуждении принимают участие, как правило, два оппоненты из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с докладом, изучают литературу по теме доклада и при обсуждении дают ей развернутую оценку. В обсуждении доклада принимают
Участие все участники научного семинара. Управление студенческим научным семинаром заведующий кафедрой или преподаватель, активно ведет научные исследования.
Работа над конкретными темами научно-исследовательского характера проводится в несколько этапов в специально отведенное время. На первом этапе составляются обзоры и реферируются литературные источники по выбранной теме. Это наиболее простая форма научно-исследовательской работы студентов. Она, как правило, предшествует более углубленной научной работе студента, однако, на первых курсах может носить и самостоятельный характер. Такая форма научно-исследовательской студенческой работы завершается подготовленным литературным рефератом по выбранной теме.
Работа над имеющейся литературой и другими источниками информации являются Первичным научным поиском. Начиная научную разработку, студент обязан ознакомиться с состоянием информации по данному вопросу, учесть и максимально использовать проведенные ранее исследования. В процессе подготовки обзоров и реферирование студенты сдают библиографический перечень литературы по теме исследования.
В курсовых работах с общетеоретических и специальных дисциплин закрепляются элементы научно-исследовательской работы студентов в виде научного поиска; состоит обзор литературы и разрабатываются предложения, содержащие элементы новизны по теме работы; используются экономико-математические методы, вычислительная и организационная техника; обобщается передовой опыт; оптимизируются предложения о использованием экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы. Тема курсовой работы Должна соответствовать научным интересам исполнителя, что является необходимым условием творческого подхода к ней.
Элементы научного поиска, содержащиеся в курсовых работах по выбранному направлению исследования, должны затем найти отражение в дипломной работе.
Дипломная работа студента факультета ХТ должна носить исследовательский характер. Поэтому качество ее подготовки в значительной степени зависит от уровня использования элементов исследовательского поиска, предусмотренного всеми видами научно-исследовательской работы студентов за весь период обучения. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность темы, ее научно-прикладную ценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и использования полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. В процессе подготовки курсовых и
Дипломных работ студент получает конкретное задание по проведению научного исследования от преподавателя-руководителя. Результаты исследований оформляются в специальном разделе этих работ.
Выполнение дипломных работ является наивысшей степенью участие студентов в научно-исследовательской работе. Оно направлено на комплексную разработку конкретных направлений совершенствования хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности, а также на внедрение разработанных студентами рекомендаций в практику работы организаций и предприятий различных форм собственности. Такие дипломы иногда заканчиваются внедрением (что отражается в рецензии на дипломную работу практической организации) и поэтому действительно реальны.
Тематика дипломных работ разрабатывается соответствующими кафедрами согласно научными интересами кафедры и области. Допускается также разработка реальных комплексных дипломных работ по темам, сформулированными практическими организациями и предприятиями, если они соответствуют профилю обучения студентов и тематической направленности научных работ кафедры.
Защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии, где осуществляется оценка каждой дипломной работы, выполненной отдельным студентом, а также принимается решение о рекомендации к использованию тех или иных предложений. В процессе публичной защиты дипломной работы слово для изложения результатов научного исследования и рекомендаций предоставляется студенту. Защита реальных дипломных работ может проводиться в тех организациях и предприятиях, по заказу которых выполнялись дипломные работы.
Значительный объем исследований осуществляется студентами во время прохождения Производственной практики. В этот период студент глубоко изучает отчетно-статистические, бухгалтерские и планово-экономические материалы, проводит на этой основе самостоятельный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и выявляет дополнительные резервы для повышения эффективности его деятельности. Собранные во время практики материалы студенты используют для подготовки научных работ. Кроме общих задач, предусмотренных программой практики, каждый студент по своей специальности и темы исследования получает от преподавателя-научного руководителя индивидуальное задание исследовательского характера. Такое задание утверждает заведующий кафедрой, оно фиксируется в дневнике и согласовывается с предприятием, на котором проводится практика. Выполнено индивидуальное задание отображается в специальном разделе отчета о прохождении практики и может
Использовать в других видах научно-исследовательской студенческой работы (на семинаре, при подготовке курсовой и дипломной работы, в выполнении госпдоговирноита бюджетной тем кафедры и т. д..).
Научное руководство студентами на практике осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты базового предприятия. По результатам учебно-научной работы, выполненной на практике, студенты готовят отчет, защищают на кафедре.
Научная работа студентов, выполняемая в Внеучебное время, также разнообразие форм и видов (рис.4.1)
Наряду со студенческими научными кружками, основной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых кафедрами и научными подразделениями вуза по хоздоговорной и бюджетной тематике. К таким исследованиям привлекаются студенты последних курсов, которые проявили способности к ведению исследований и активно участвуют в научно-исследовательской работе. Таким студентам, как правило, поручают разработку определенного научно-технического задания, которое входит в выполняемой темы. Конечно в группу, которая принимает участие в разработке научной темы, включаются несколько студентов чаще разных курсов, что позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Студенты старших курсов оформляются на должности лаборантов с оплатой. При этом студентам открывают трудовые книжки и делают в них соответствующие записи. Работу студентов направляют преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, работающие в группе. В высшей школе все более прочно утверждается порядок, при котором количество студентов на каждую тему и фонд зарплаты для оплаты их труда планируются ранее при утверждении плана разработки темы. Студенты, успешно выполнили задачи по своему разделу, включаются в число авторов отчета в качестве исполнителей.