bannerka.ua

Диалектика творчества и ii особенности накопления и обработки научно-техничнои информации — № 2

По составу качеств объектаРазличают комплексные и дифференцированные научные исследования. Современные научные исследования преимущественно носят комплексный характер. Комплексные работы предусматривают выполнение ряда независимых по месту и срокам, а также методами и средствами исследований различных групп качеств определенного объекта. Например, исследования путей повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

К дифференцированным относят исследования одной из качеств или группы однородных качеств объекта. Например, исследования путей повышения эффективности использования основных фондов торгового предприятия.

Классификация научных исследований позволяет дать определение Предмета научно-исследовательской работы студентов вузов. Ним выступают прикладные теоретико-экспериментальные и экспериментальные, комплексные и дифференцированные исследования в технологической сфере.

4. Принципы организации научной работы

Повышение уровня использования научного потенциала является важным направлением повышения эффективности науки, которое зависит от организации труда ученых. Необходимость научной организации творческого труда возникла в связи с НТП и усилением потребности в координации и взаимной увязка целого ряда однородных по техническим характером процессов коллективной работы, когда устаревшие методы организации, основанные на практическом опыте отдельного исследования, уже не обеспечивают оптимальности творческого процесса.

Научная работа, как особый вид познавательной деятельности, базируется на ряде Принципов: творческий подход, плановость, динамичность, коллективность, самоорганизация.

Творческий подход предусматривает изучение и обобщение достижений в данной области знаний, их критическое осмысление и создание новых концепций. Он направлен на производство новых знаний и, в частности, на познание объективных законов и тенденций развития явлений, позволяющих решать новые научно-теоретические и научно-практические проблемы.

Научное творчество является чрезвычайно сложным видом человеческой деятельности. Опыт показывает, что не каждый специалист, даже высококвалифицированный, имеет наклонности к выполнению научных исследований. Эффективность научной деятельности зависит от нравственных, волевых и других качеств работника и, особенно, от его интеллектуального уровня.

Во Интеллектом научного работника понимают увлеченность работой, неудовлетворенность достигнутым, готовность к самопожертвованию ради научной истины. Увлеченность трудом формируется у исследователя на основе уверенности в справедливости и важности дела, которому он отдал свои силы. Неудовлетворенность достигнутым проявляется в постоянном поиске лучших путей решения научных проблем. В каждой научной работе ученый должен пытаться сделать хотя бы небольшой шаг вперед по сравнению с ранее выполненными им или его предшественниками работами. Готовность к самопожертвованию ради научной истины является высшим проявлением волевого характера ученого — решимости, настийливости, честности.

В экономических исследованиях творческий подход используется при изучении передового опыта работы предприятий, обобщении зарубежного опыта реформирования экономики, оценке теоретических разработок проблем в литературных источниках подобное.

Основой организации научной работы является план, а исходным организационным принципом — Плановость. Особенности современного научного исследования

И, прежде всего, его сложность, трудоемкость, продолжительность выполнения требуют организующей силы плана. Кроме того, через связан с научной работой риск здесь особенно значительна опасность неоправданных затрат времени и средств.

Плановость в научной работе воплощается в различных формах: программах, предварительных и рабочих планах исследования, индивидуальных планах и графиках выполнения работ. Планируются объем работ, сроки их выполнения, подготовка эксперимента и др..

Программа исследования определяет его задачи, общее содержание и народнохозяйственное значение, идею, принципы решения задач, методику, объем работ и сроки выполнения.

Предварительный план исследования является завершающим элементом в процессе конкретизации темы. В нем предусматриваются период выполнения работ, расходы и источники финансирования, ожидаемые результаты исследования и эффективность, инициирования.

Рабочий план складывается после того, как исследователь хорошо ознакомился с темой, ее теоретической разработкой, изучил практику, выдвинул и обосновал рабочую гипотезу, проверка и развитие которой и составит основное содержание последующей работы. В рабочем плане указывается не только то, что нужно сделать, но и каким путем: детализируется выполнение работы на основе расчленения ее на этапы, определяются периоды их завершения и конкретные исполнители. В процессе работы план необходимо своевременно уточнять.

Индивидуальный планРазрабатывается каждым исследователем на ту часть работы, которая определена ему в рабочем плане. В нем отображается взаимосвязь работ, что делают другие исполнители, определяются ожидаемые результаты и их реализация, срок выполнения работы. Этот план утверждает руководитель темы или ее раздела. План дисциплинирует исполнителя, направляет его на организованную, систематическую, интенсивный труд и облегчает контроль за выполнением темы.

График выполнения работыСоставляется на основании рабочего плана с учетом индивидуальных планов отдельных исполнителей. В нем указывают сроки завершения работ по каждому этапу, внедрение результатов и лиц, отвечающих за соблюдение этих сроков. График утверждает руководитель научного подразделения, ответственного за выполнение данной теме.

Динамичность организационных форм работы определяется тем, что в условиях ускорения темпов развития науки, меняются формы распределения и кооперации труда (распределение кадров, уровень коллективности труда, распределение работы на этапы, организация рабочего места и др..). Она вызывает

Необходимость оперативного обеспечения координации действий работников в процессе исследования. На основании полученных результатов в рабочие планы и методику выполнения работ вносятся коррективы, направленные на успешное завершение исследований в предусмотренные сроки.

Коллективность труда в научных исследованиях обусловлена ростом специализации работников, масштабами и сложностью исследований, развитием материально-технической базы науки. В сфере умственного труда общение между ее участниками опосредуется устной речью и письмом, что не всегда позволяет достичь скорости и точности взаимопонимания. Поэтому возникла необходимость объединения сил многих ученых, хотя непосредственный процесс творчества имеет индивидуальный характер.

Оптимальная организация коллективного труда предполагает сочетание кадров различных демографических и психологических типов, старших с молодыми, мужчин с женщинами, генераторов идей с исполнителями, инициативных с самокритичными и др.., Что и позволяет им достичь взаимодополнения и взаимообогащения. Коллективный труд эффективна лишь в том случае полного взаимопонимания между участниками, если во главе стоит руководитель, который оперативно синхронизирует и гармонизирует их труд. Наиболее распространенными организационными формами коллективной научной работы являются комплексные бригады, временные творческие коллективы, научные дискуссии.

С ростом специализации работников, масштабов и сложности исследований растет коллективность научной работы, углубляется взаимосвязь между учеными. Привлечения ученых к решению тех или иных проблем предполагает, прежде всего, свободную дискуссию в достижении научной истины, свободу критики, обмен и борьбе точек зрения. Для активизации научных дискуссий используются различные методы и приемы.

Прием мозгового штурма — это метод интенсивного генерирования новых идей путем творческого содружества группы специалистов.

Метод синектики основывается на обсуждении разнородных элементов проблемы специалистами разных профессий.

Метод контрольных вопросовПозволяет с помощью наводящих вопросов подвести ученых к решению определенной проблемы.

Прием коллективного блокнотДает возможность соединить выдвижение идей каждым членом рабочей группы по коллективной их оценкой и процессом выработки решения.

Морфологический анализОснованный на комбинаторике — системном исследовании всех теоретически возможных вариантов, выходящих из закономерностей построения изучаемого объекта.

В том случае, когда масштаб работы незначителен и является авторитетный работник, знаком с проблемой, целесообразнее разрабатывать проблему отдельном специалисту.

Самоорганизация труда — это комплекс мероприятий социологического и психофизиологического характера, осуществляются самим ученым для обеспечения системы и порядка в работе. В связи с тем, что исследования экономических процессов связанные с обработкой значительных массивов цифровой информации, исследователь должен выработать в себе такие черты характера, как сосредоточенность, внимательность, аналитичность мышления, критически оценивать результаты выполненных расчетов.

Основными элементами самоорганизации труда является организация рабочего места и зоны, режим рабочего времени, систематичность, последовательность, дисциплина труда, использования средств механизации и автоматизации вспомогательных операций, самостоятельность, самоподготовка, самопланування и самонормування, саморегулирования, самооблик, самоограничение, самокритика, самоконтроль.

5. Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

НТР изменяет содержание понятия специалист высшей квалификации и, как следствие, характер и содержание учебной работы студентов. Учебный труд начинает превращаться в учебно-научную работу на основе органического сочетания учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов.

С учетом характера учебного процесса в вузах научно-исследовательская работа студентов может осуществляться в различных формах. Широкий диапазон форм организации имеет большое значение для создания в вузе атмосферы творчества и широкого привлечения студенческой молодежи к научным исследованиям.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно

Делятся на научно-исследовательскую работу, включается в учебный процесс, проводится в учебное время в соответствии с учебными планами и, таким образом, является одним из обязательных элементов всей системы подготовки специалистов, и научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время (см. рис.5.1).

Диалектика творчества и ii особенности накопления и обработки научно-техничнои информации - № 2

Рис. 5.1 Классификация форм организации научно-исследовательской работы студентов в вузе

В научно-исследовательской работы студенты привлекаются с первого дня обучения. Однако, активное их привлечение начинается с момента поступления на выпускающую кафедру, т. е. с семестра, когда кафедры начинают читать первые дисциплины по выбранной студентами специальности. Наиболее активно научно-исследовательская работа студентов проводится в следующих семестрах. При этом объем отдельных видов научно-исследовательской работы студентов и степень их осложнения возрастают по мере становления будущего специалиста — от изучения целом ьнометодологичнои дисциплины Основы научных исследований к подготовке, написанию и защите дипломной работы.

Основное направление в развитии студенческой науки — все более широкое внедрение элементов научных исследований в учебный процесс. Сочетание научного поиска студента с его обучением взаимно обогащает оба процесса, поскольку знания, полученные в творческих поисках, особенно ценны.

Выполнение студентами научно-исследовательских работ предполагает изучение основ научных исследований, в частности, понятие науки, методики научного исследования и научной организации труда при его выполнении, самостоятельной работы с литературой, обработки экспериментальных данных. С этой целью на начальных курсах студентам читают дисциплину Основы научных исследований. После изучения курса студенты используют полученные знания в области методики научного исследования при выполнении практических занятий по специальным дисциплинам и на семинарах.

Учебно-исследовательская работаВыполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя-научного руководителя. Основной задачей учебно-исследовательской работы является приобретение студентами навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомления с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе. Основными элементами учебно-исследовательской работы выступают:

Научно-исследовательская работа на лабораторных занятиях, научно-исследовательская работа на семинарских занятиях написания курсовых и дипломных работ, работа студентов по индивидуальному плану обучения. Для проведения учебно-исследовательской работы студенты получают рабочее место в лаборатории, необходимые устройства и материалы. Тема работы и объем задач определяются индивидуально. Кафедра, которая включает в свой учебный план учебно-исследовательскую работу, предварительно разрабатывает тематику исследований, обеспечивает ее научными руководителями, готовит

Методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.

Главный состав руководителей учебно-исследовательской работой составляют преподаватели, активно ведут научную работу, а также научные сотрудники и аспиранты.

Перспективным направлением организации учебно-исследовательской работы является создание в высших учебных заведениях учебно-научных лабораторий, в которых ведутся научные исследования и одновременно организуется научно-исследовательская работа студентов.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, включенная в учебный процесс, является внедрение элементов творчества в учебные лабораторные и практические занятия. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую аппаратуру, осуществляет математическую обработку и анализ результатов эксперимента, оформляет научный отчет. Перед студентами экономических специальностей на таких занятиях относятся проблемные ситуации, которые требуют поиска оптимального решения. Студенты самостоятельно разрабатывают варианты таких решений и обосновывают выбор наилучшего из них. Приоритетной в учебном процессе должна стать диалоговая форма занятий, которая способствует формированию навыков коллективного творчества, организация общения по типу проблемных лекций, совместно-последовательное общения по типу круглого стола, полемическое общение по типу телевизионных передач, деловое общение по типу деловой игры. Практикуются также индивидуальные домашние задания с элементами научного поиска.

Tagged with: , , , , , , , , ,
Posted in Основы научных исследований и техничнои творчества
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: