bannerka.ua

Диалектика творчества и ii особенности накопления и обработки научно-техничнои информации — № 1

Лекция 2 (2 часа)

Тема: Диалектика творчества и его особенности. Накопления и обработки научно-технической информации

Оглавление

1. Понятие, цель, особенности научно-исследовательской работы

2. Классификация объектов научного исследования

3. Классификация научных исследований

4. Принципы Организации научной работы

5. Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

6. Организация работы студенческого научного кружка

7. Руководство, планирование и учет научно-исследовательской работы студентов

1. Понятие, цель, особенности научно-исследовательской работы

Научное исследование — это целенаправленный процесс познания, который осуществляется с целью разоблачения закономерностей изменения объектов в зависимости от определенных условий места и времени их функционирования для последующего использования их в практической деятельности. Это — организованный процесс умственного труда, непосредственно направлен на производство новых знаний. Получение новых научных данных — социальная потребность общества, которая выросла в последнее время, в эпоху НТР.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Во Научным направлением понимают науку или комплекс наук, в сфере которых ведутся исследования. В связи с этим различают технический, биологический, социальный, исторический и другие направления с возможной последующей детализацией. Основой научного направления выступает специальная наука, а также присущие ей методы исследования и технические средства их осуществления.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема — это совокупность проблем, объединенных единой целью. Проблема представляет собой ряд сложных теоретических и практических задач, решение которых назрело в обществе. С социальных позиций проблема — это отражение противоречия между общественной потребностью в знаниях и известными путями их получения, противоречие между знанием и незнанием. В зависимости от масштаба задач, возникающих различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и межотраслевые проблемы. Тема является составной частью проблемы. В результате осуществления научно-исследовательских работ по той или иной теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов исследований по комплексу тем может позволить решить научную проблему. Во Научными ВопросамиПонимают мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Специфика научной работы обусловливает цель научно-исследовательской работы. Цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Современные научные исследования имеют определенные особенности, влияющие на эффективность научной работы:

СПадковисть характеризует связь между живой и овеществленного научной работой в ранее выполненных исследованиях. Ученый создает, используя наследие прошлого, что позволяет избежать параллелизма и ошибок в научно-исследовательской работе;

Вероятностный характер результатов исследования проявляется в том, что оно направлено на создание новой информации. В связи с этим результаты научного исследования могут значительно превзойти ожидания исследователя, а могут быть и скудными. Эта особенность научных исследований требует от научных работников волевых и моральных качеств (организованности, настийливости, твердости);

Уникальность дОслидження находит свое отражение в ограничении использования многих условий или типовых методов и нормативных материалов, облегчающих организацию труда в материальном производстве (технологических карт, норм выработки и т. д..). Это требует от исследователя самостоятельности, оперативности, инициативности;

Сложность и комплексность дОслидження повышают требования к научных работников — с их способностями, профессиональной квалификации и организованности — и создают дополнительные трудности при кооперации труда исследователей различного профиля. В первую очередь это относится к экономическим аспектам исследуемой проблемы. Они требуют не только расширение экономического мировоззрения, но и использование знаний смежных профессий, привлечение квалифицированных экономистов;

Масштабность и трудоемкость дОслидження основываются на изучении большого количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

Продолжительность исследование требует от научного работника четкого планирования работ как во времени, так и в пространстве;

Связь исследования с практикой обусловлен необходимостью превращение науки в непосредственную производительную силу. Он предполагает постоянный контакт ученых с практиками и кооперацию их труда.

2. Классификация объектов научного исследования

Научные исследования является формой развития науки. Каждое научное исследование имеет свой объект и предмет. Следует различать понятия объект и предмет познания. Объектом научного исследования считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, это может быть материальная или идеальная система. Предметом познания является исследуемые с определенной целью структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, свойства системы и др..

Во Классификации объектов исследования понимают их деление на группы по определенным признакам с целью изучения и научного обобщения.

Наиболее распространенными являются методы классификации объектов исследования с наличием и отсутствием признаков, а также видоизменением признаков. Разделение объектов по наличием и отсутствием признаков позволяет выделить два их класса, из которых один имеет определенное свойство, а второй — нет. При этом разделение может быть детализирован в пределах каждого класса. Классификация объектов по видоизменением признаков предусматривает выделение совокупностей объектов, в каждой из которых общая для всех признак проявляется особым образом.

Исследовать можно как Теоретические объекты (Действие закона спроса и предложения), так и эмпирические (прибыль предприятия, качество торгового обслуживания).

Эмпирические объекты подразделяют на натуральные (физические), которые существуют в природе независимо от воли людей, и искусственные (технические), которые создаются в результате человеческой деятельности.

В зависимости от степени сложности различают Простые и сложные объекты исследования. Простые объекты обычно состоят из нескольких элементов, а сложные — имеют неопределенную структуру и требуют выявления внешних и внутренних факторов влияния. При этом различают материальные, энергетические и информационные факторы влияния.

Изучение факторов, обусловливающих развитие объекта исследования, позволяет охарактеризовать его Окружающую среду. Среда — все окружающее объект исследования и влияет на его элементы. Результаты научного исследования в значительной степени обусловливаются полнотой и глубиной изучение влияния среды на объект исследования.

Объекты, изучаемые в научной работе, рассматриваются в процессе их диалектического развития, во взаимосвязи и взаимообусловленности, поскольку как явления природы, так и технические системы, не существуют обособленно.

Характерной чертой современной науки является системный подход к изучению объектов исследования. Это означает, что последние рассматриваются не изолированно, а как сложное целое, проявляются не только структура и свойства объекта, но и связи его частей, подсистем, их функции, устанавливается его взаимосвязь с окружающей средой, то есть объект исследования изучается как часть более общей системы.

3. Классификация научных исследований

Научные исследования классифицируют по различным признакам (рис.3.1)

В зависимости от методов исследования, используемых научные исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными.

Теоретические научные исследованияОсновываются на использовании логических и математических методов познания. их результатом может быть установление в исследуемых объектах зависимостей, качеств, связей и т. п.. Например, исследование сущности и роли издержек обращения в торговле.

Теоретико-экспериментальные научные исследования — это исследование теоретического характера, связанные с одновременной исследовательской проверкой выявленных зависимостей, качеств, связей и т. п.. Например, исследование факторов, влияющих на сумму и уровень издержек обращения в торговле.

Экспериментальные научные исследования — это исследования, проводимые в конкретных объектах с целью выявления новых зависимостей, качеств, связей, или проверки выдвинутых ранее теоретических положений. Например, исследование формирования издержек обращения в торговых предприятиях.

В зависимости от сферы использования результатов научные исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные научные исследования — это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение принципиально новых знаний о закономерностях Развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Необходимость таких исследований обусловлена потребностями народного хозяйства или отрасли. Они могут заканчиваться рекомендациями по постановке прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных знаний, научными публикациями и т. п.. Например, исследования путей ускорения НТП в торговле.

Прикладные научные исследования— это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей, поиск наиболее рациональных путей практического использования результатов фундаментальных научных исследований в народном хозяйстве. Конечным их следствием являются рекомендации по созданию

Диалектика творчества и ii особенности накопления и обработки научно-техничнои информации - № 1

Рис. 3.1 Классификация научных исследований

Технических нововведнь (инноваций). Например, исследование эффективности механизации труда в розничных торговых предприятиях.

Фундаментальные и прикладные научные исследования являются основными формами научной деятельности.

Разработки — это целенаправленный процесс преобразования прикладных научных исследований в технические приложения. Они направлены на создание новой техники, материалов, технологий. В объем разработок включают проектно-конструкторские и технологические работы, работы по созданию опытных образцов (партий) изделий (продукции), а также проектные работы для строительства.

По видам связи с общественным производством различают научно-исследовательские работы, направленные на создание новых процессов, машин, конструкции., полностью используются для повышения эффективности производства, научно-исследовательские работы, направленные на улучшение производственных отношений, повышения уровня организации производства без создания новых средств труда, научно — исследовательские работы в сфере общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей.

По степени важности для народного хозяйства научные исследования классифицируют на важнейшие работы, выполняемые по планам Национальной Академии Наук Украины, научно-исследовательские работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств, научно-исследовательские работы, выполняемые по инициативе научно-исследовательских организаций.

В зависимости от источников финансирования научные исследования делят на госбюджетные (финансируемых за счет средств госбюджета), хоздоговорные (финансируются в соответствии с заключенными договорами организациями-заказчиками) и нефинансируемых.

По продолжительности разработки научные исследования делятся на долгосрочные, разрабатываемых в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые обычно за год.

По стадиям исследованияНаучно-исследовательские работы дифференцируются на поисковые, научно-исследовательские и научно-производственные разработки. При формулировке любой научно-технической проблемы прикладного характера внимание исследователя направлена, прежде всего, на рассмотрение результатов выполненных фундаментальных исследований и практических достижений в той или иной сфере. Если же такая информация отсутствует, выполняется поисковое исследование. Поисковые исследования направлены

На отбор факторов, влияющих на объект, поиск путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. Например, исследования принципов материального стимулирования труда в торговле.

Научно-исследовательская разработкаСравнению с поисковым исследованиям носит более конкретный характер и направлена на создание новых технологий, исследовательского оборудования, приборов, рекомендаций. Например, рекомендации по материальному стимулированию труда в торговле.

Научно-производственная разработкаПредусматривает доведение результатов научно-исследовательской разработки к условиям практического использования и включает опытную проверку рекомендаций научно-исследовательских разработок, их согласования с потребностями конкретных организаций и предприятий. Например, рекомендации по совершенствованию материального стимулирования труда в торговле.

Исследования, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии их практического использования (опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые, проектно-изыскательские работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции), является Основными формами научно-технической деятельности.

В зависимости от места проведения научные исследования делятся на лабораторные и производственные. Место проведения обусловливает организацию исследования, методы, средства, исследовательский инструментарий, используемый, а также выбор объекта исследования.

Tagged with: , , , , , , , , ,
Posted in Основы научных исследований и техничнои творчества
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: