bannerka.ua

Бизнес-планирование пидприемницькои деятельности

ТЕМА 4. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности (2 часа)

4.1. Суть, основное назначение и функции бизнес-плана

4.2. Методика составления бизнес-плана и его структура

1. Конспект лекций

4.1. Суть, Основное назначение и функции бизнес-плана

В современных условиях все предприятия, в том числе и сельскохозяйственные, требуют детального прогнозирования своей производственной и финансовой программы. Чем более динамичным и неопределенным становится среду деятельности, тем больше порядка должно быть на самом предприятии, тем больше внимания следует уделять разработке стратегий и оперативных действий для их реализации. Успех предпринимательского проекта, независимо от его масштабов, сферы деятельности, формы организации бизнеса, невозможно без четкого представления о перспективах деятельности, без обработки надежных ориентиров и реального плана хозяйствования.

Бизнес-план — это письменный документ, в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им.

Разработка бизнес-плана необходима, по крайней мере, в силу следующих пяти причин:

— во-первых, новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои предпринимательские способности. Однако, многие из этих людей никогда не руководили коммерческим предприятием и поэтому очень мало представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики;

— во-вторых, хозяйственное окружение, постоянно меняется, ставит и опытных предпринимателей перед необходимостью просчитывать свои будущие шаги. К тому же, старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствования, скорее, может быть оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду сверху, безынициативность, безответственное отношение к чужим деньгам, искусственная живучесть убыточных предприятий и т. д.);

— в-третьих, бизнес-план является связующим звеном, соединяющим организаторов производства и инвесторов;

— в-четвертых, бизнес-план позволит, четко определить перспективы бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и возможности, определить перспективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность;

— в-пятых, бизнес-план служить стандартом, с которым можно сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить в эту деятельность необходимые коррективы.

Можно классифицировать бизнес-планы по определенным признакам:

За сферой бизнеса (производство в т. ч. и сельскохозяйственное, строительство, розничная и оптовая торговля, оказание услуг и т. п.);

По масштабам проекта (большой, средний, малый);

По характеристикам продукта (традиционный, принципиально новый, производственно-технического или потребительского назначения).

Функции бизнес-плана

В рыночной системе хозяйствования бизнес-план выполняет две важнейшие функции:

* Внешнюю — ознакомление различных представителей делового мира с сущностью и основными аспектами реализации конкретной предпринимательской идеи;

* Внутреннюю — разработка механизма самоорганизации, т. е. целостную, комплексную систему управления реализацией предпринимательского проекта.

Традиционно бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов. Внешние инвесторы и кредиторы никогда не вкладывать деньги в бизнес, если не ознакомятся с тщательно подготовленным бизнес-планом. Такой план должен убедить потенциальных инвесторов в том, что предпринимательский проект имеет четко определенную стратегию успеха и заслуживает финансовую поддержку.

Не менее важна и внутренняя функция бизнес-плана, в рамках которой можно выделить два направления его применения:

* Как инструмента стратегического планирования и оперативного управления деятельностью предприятия. Разработка бизнес-плана требует определения не только стратегических направлений и целей деятельности, но и оперативных действий для достижения таких. То есть бизнес-план является основой текущего планирования всех аспектов деятельности предприятия, он способствует более глубокому осознанию работниками личных задач, связанных с общим для них бизнесом

* Как механизма анализа, контроля и оценки деятельности предприятия. Бизнес-план позволяет анализировать, контролировать и оценивать успешность деятельности в процессе реализации предпринимательского проекта, выявлять отклонения от плана и своевременно корректировать направления развития бизнеса.

4.2. Методика составления бизнес-плана и его структура

Содержание и структура бизнес-плана зависит прежде всего от той аудитории, для которой он предназначен. Выбор той или иной аудитории, в свою очередь, зависит от целей, которые ставит перед собой предприниматель, прорабатывая бизнес-план (привлечение внешнего капитала, коммуникации с партнерами по бизнесу, развитие (модернизация) уже действующего бизнеса).

На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют размеры бизнеса и объемы финансовых вложений. Чем масштабнее является предпринимательский проект, чем больше инвестиций он требует, тем шире круг вопросов должно быть отражено в бизнес-плане, тем детальнее и обоснованным должны быть соответствующие расчеты.

Специфика сферы будущего бизнеса также существенно влияет на содержание и структуру бизнес-плана. Так обоснование предпринимательского проекта в сфере производственной деятельности требует основательного и объемного бизнес-плана силу самой природы этой сферы.

Содержание и структура бизнес-плана зависят также и от других факторов, в частности:

* конкретных характеристик будущего продукта бизнеса и стадии его жизненного цикла;

* степени конкуренции в отрасли;

* возможностей расширения бизнеса в будущем.

Наличие многих факторов, Влияют на содержание, структуру и объемы бизнес-плана свидетельствуют, что не существует определенной стандартной, универсальной, наилучшей формы бизнес-плана. Каждый предприниматель или компания составляют бизнес-план по-своему. Подходы к его разработке меняются в соответствии с характером бизнеса, особенностями его среды, конкретными целями бизнес-плана, индивидуальным запросам потенциальных инвесторов. Но это вовсе не означает, что не существует общих требований к разработке бизнес-плана. Есть ряд ключевых вопросов, которые должны быть тщательно Изучены, оценены и освещены в каждом бизнес-плане.

2. Терминологический словарь

Бизнес-план — это письменный документ, в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им.

3. Рекомендуемая литература

1. Основы предпринимательской Деятельности и агробизнеса: Учеб. пособие. / Под редакцией профессора И. М. Брюховецкого. — М.: Казацкий вал, 2001. — 474с.

2. Покропивный С. Ф., Колот В. М. Предпринимательство: стратегия, организация, эффективность: Учеб. пособие. — М.: Финансы, 1998. — 352с.

3. Предпринимательство в аграрной сфере экономики. / Под ред. П. Т. Саблука, М. И. Малика. — М.: ИАЭ, 1998.-514с.

Tagged with: , , , , ,
Posted in Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: