ТЕМА 4. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности (2 часа)
4.1. Суть, основное назначение и функции бизнес-плана
4.2. Методика составления бизнес-плана и его структура
1. Конспект лекций
4.1. Суть, Основное назначение и функции бизнес-плана
В современных условиях все предприятия, в том числе и сельскохозяйственные, требуют детального прогнозирования своей производственной и финансовой программы. Чем более динамичным и неопределенным становится среду деятельности, тем больше порядка должно быть на самом предприятии, тем больше внимания следует уделять разработке стратегий и оперативных действий для их реализации. Успех предпринимательского проекта, независимо от его масштабов, сферы деятельности, формы организации бизнеса, невозможно без четкого представления о перспективах деятельности, без обработки надежных ориентиров и реального плана хозяйствования.
Бизнес-план — это письменный документ, в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им.
Разработка бизнес-плана необходима, по крайней мере, в силу следующих пяти причин:
— во-первых, новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои предпринимательские способности. Однако, многие из этих людей никогда не руководили коммерческим предприятием и поэтому очень мало представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики;
— во-вторых, хозяйственное окружение, постоянно меняется, ставит и опытных предпринимателей перед необходимостью просчитывать свои будущие шаги. К тому же, старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствования, скорее, может быть оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду сверху, безынициативность, безответственное отношение к чужим деньгам, искусственная живучесть убыточных предприятий и т. д.);
— в-третьих, бизнес-план является связующим звеном, соединяющим организаторов производства и инвесторов;
— в-четвертых, бизнес-план позволит, четко определить перспективы бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и возможности, определить перспективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность;
— в-пятых, бизнес-план служить стандартом, с которым можно сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить в эту деятельность необходимые коррективы.
Можно классифицировать бизнес-планы по определенным признакам:
За сферой бизнеса (производство в т. ч. и сельскохозяйственное, строительство, розничная и оптовая торговля, оказание услуг и т. п.);
По масштабам проекта (большой, средний, малый);
По характеристикам продукта (традиционный, принципиально новый, производственно-технического или потребительского назначения).
Функции бизнес-плана
В рыночной системе хозяйствования бизнес-план выполняет две важнейшие функции:
* Внешнюю — ознакомление различных представителей делового мира с сущностью и основными аспектами реализации конкретной предпринимательской идеи;
* Внутреннюю — разработка механизма самоорганизации, т. е. целостную, комплексную систему управления реализацией предпринимательского проекта.
Традиционно бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов. Внешние инвесторы и кредиторы никогда не вкладывать деньги в бизнес, если не ознакомятся с тщательно подготовленным бизнес-планом. Такой план должен убедить потенциальных инвесторов в том, что предпринимательский проект имеет четко определенную стратегию успеха и заслуживает финансовую поддержку.
Не менее важна и внутренняя функция бизнес-плана, в рамках которой можно выделить два направления его применения:
* Как инструмента стратегического планирования и оперативного управления деятельностью предприятия. Разработка бизнес-плана требует определения не только стратегических направлений и целей деятельности, но и оперативных действий для достижения таких. То есть бизнес-план является основой текущего планирования всех аспектов деятельности предприятия, он способствует более глубокому осознанию работниками личных задач, связанных с общим для них бизнесом
* Как механизма анализа, контроля и оценки деятельности предприятия. Бизнес-план позволяет анализировать, контролировать и оценивать успешность деятельности в процессе реализации предпринимательского проекта, выявлять отклонения от плана и своевременно корректировать направления развития бизнеса.
4.2. Методика составления бизнес-плана и его структура
Содержание и структура бизнес-плана зависит прежде всего от той аудитории, для которой он предназначен. Выбор той или иной аудитории, в свою очередь, зависит от целей, которые ставит перед собой предприниматель, прорабатывая бизнес-план (привлечение внешнего капитала, коммуникации с партнерами по бизнесу, развитие (модернизация) уже действующего бизнеса).
На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют размеры бизнеса и объемы финансовых вложений. Чем масштабнее является предпринимательский проект, чем больше инвестиций он требует, тем шире круг вопросов должно быть отражено в бизнес-плане, тем детальнее и обоснованным должны быть соответствующие расчеты.
Специфика сферы будущего бизнеса также существенно влияет на содержание и структуру бизнес-плана. Так обоснование предпринимательского проекта в сфере производственной деятельности требует основательного и объемного бизнес-плана силу самой природы этой сферы.
Содержание и структура бизнес-плана зависят также и от других факторов, в частности:
* конкретных характеристик будущего продукта бизнеса и стадии его жизненного цикла;
* степени конкуренции в отрасли;
* возможностей расширения бизнеса в будущем.
Наличие многих факторов, Влияют на содержание, структуру и объемы бизнес-плана свидетельствуют, что не существует определенной стандартной, универсальной, наилучшей формы бизнес-плана. Каждый предприниматель или компания составляют бизнес-план по-своему. Подходы к его разработке меняются в соответствии с характером бизнеса, особенностями его среды, конкретными целями бизнес-плана, индивидуальным запросам потенциальных инвесторов. Но это вовсе не означает, что не существует общих требований к разработке бизнес-плана. Есть ряд ключевых вопросов, которые должны быть тщательно Изучены, оценены и освещены в каждом бизнес-плане.
2. Терминологический словарь
Бизнес-план — это письменный документ, в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им.
3. Рекомендуемая литература
1. Основы предпринимательской Деятельности и агробизнеса: Учеб. пособие. / Под редакцией профессора И. М. Брюховецкого. — М.: Казацкий вал, 2001. — 474с.
2. Покропивный С. Ф., Колот В. М. Предпринимательство: стратегия, организация, эффективность: Учеб. пособие. — М.: Финансы, 1998. — 352с.
3. Предпринимательство в аграрной сфере экономики. / Под ред. П. Т. Саблука, М. И. Малика. — М.: ИАЭ, 1998.-514с.