В исследовательской работе большое значение имеют личные контакты с Специалистами, представителями смежных дисциплин (профессий), коллегами. Личные контакты — достаточно важное условие повышения эффективности научной работы. Они могут быть как устными, так и письменными (переписка). Когда исследователь делится мыслями и планами осведомленным специалистом, он имеет возможность выяснить целый ряд вопросов. Признания идей и мыслей подбадривает его и поощряет труда. В тех случаях, когда на месте нет соответствующего специалиста, можно обратиться с письменным запросом к известным специалистам в другой город. Необходимость краткого и четкого изложения мысли способствует уточнению научной позиции исследователя. Письменные контакты обеспечивают обмен опытом и опережают дублирования исследований. Оба вида личных контактов наиболее эффективные с лицами, которые работают над той же или совместимой темой. Преимущества такого общения дают возможность получить дополнительную информацию по изучаемой теме, уточнить ее, переосмыслить и, при необходимости, изменить направление и отдельные вопросы темы исследования, получить сведения, которые другим путем нельзя получить. В современных условиях контакты со специалистами значительно ускоряются из-за использования электронной почты и информационных систем.
Собранная информация из разных источников (литература, практика, личные наблюдения и контакты) Документально оформляется. По форме это могут быть текстовые, табличные, графические (схемы, графики, чертежи), аудиовизуальные (звукозаписи), кинофильмы, фотографии и другие документы.
Документальное оформление собранной информации следует осуществлять в такой последовательности. Сначала выводятся показатели, полученные из литературных источников, затем — из форм статистической отчетности и других материалов деятельности базового исследуемого предприятия, далее — показатели его натурного и специального (личного) наблюдения и, наконец, полученные при личных контактах со специалистами.
В связи с достаточно большим объемом обрабатываемой информации, ее целесообразно подвергать машинной обработке на ЭВМ. Это значительно упрощает процесс обработки информации и снижает ее трудоемкость.
С целью удобства хранения и использования все виды информативных документов составляют в определенной последовательности по каждому обследованном объекта и хранят в отдельных папках (файлах, дискетах). Папки номерують и составляют реестр материалов по теме исследования.
4. Порядок обработки информации в исследованиях.
АСУ обработки информации на ЭВМ и применения их в
Научных исследованиях
Собранная информация в процессе научного исследования подлежит тщательной обработке. Обработке подлежит весь собранный материал от первой до последней страницы, — это и есть первичная сплошная обработка материала. Она должна предшествовать написанию текста. С ее помощью можно представить общую картину всей работы, создавая тем самым благоприятные условия для написания текста на соответствующем научном уровне.
Этот важный этап научно-исследовательской работы состоит из нескольких Стадий:
1) систематизация материала;
2) оценка пригодности информации;
3) проверка достоверности и значимости информации;
4) сопоставление информации;
5) построение предварительных и окончательных выводов.
Сначала следует Систематизировать собранную информацию, т. е. упорядочить разрозненные факты, создать их стройную систему в целях исследования. Методическими приемами систематизации является классификация и типология. Классификация — это группировка фактов в совокупности по количественным признакам, а Типология — по качественным признакам. В процессе сбора информации тоже следует постоянно осуществлять ее систематизацию, т. е. всегда перечитывать и раскладывать материал в соответствии с планом разработки темы. При этом по мере поступления информации, она должна находить свое место в определенном пункте работы.
Первичная информация после сплошного обработки подлежит Статистической или вторичной обработке. Сущность этой обработки заключается в составлении таблиц, рядов, схем, графиков (кривых, диаграмм, картограмм), расчета средних и относительных величин, показателей вариации и дисперсии, корреляционных связей при факторном анализе. Таким образом, создается новая информация.
В процессе систематизации следует очистить информацию от ненужных и дублирующих и, особенно, ложных материалов, т. е. оценить пригодность информации с точки зрения цели научно-исследовательской работы. При необходимости материал следует дополнить дополнительными данными.
Вся накопленная и систематизированная информация должна проверяться по ее достоверностью и значимостью. Оценка достоверности информации — особенно ответственная стадия ее обработки, которая требует высокой квалификации исследователя. Одним из способов определения достоверности собранной информации является ее математическая оценка, которая может ограничиваться выборочной проверкой самых элементов — методик, формул, логических рассуждений. Всю недостаточно достоверную информацию следует исключить.
Основным методом построения научных выводов в процессе обработки информации является Сопоставление данных. Исследователь в поисках решения проблемы должен сравнивать известные факты в различных сочетаниях, пока некая комбинация не станет возможным решением. Такое решение является Предварительному заключению, который следует критически рассмотреть, чтобы избежать неправильного решения проблемы. В связи с этим, для получения достоверных научных выводов следует максимально сосредоточиться на изучаемой теме и привлекать максимальное количество фактов и идей, быть любознательным и заинтересованным, эффективно использовать результаты коллективного обсуждения собранной информации.
В конце исследователь на основании предварительных выводов, которые часто значительно расширяют источники информации или, наоборот, отсекают ненужные данные, подводит итог работы и формулирует Окончательные выводы. Их рекомендуется формулировать тщательно, точно, не перегружая обоснование цифровыми данными. Окончательные выводы должны быть краткими и содержательными. С их помощью читатель должен легко оценить работу, ^ исследователь — еще раз ее проверить.
С целью усовершенствования научных исследований в соответствии с требованиями рынка важно использовать АСУ обработки информации на ЭВМ. АСУ обработки информации — это человеко-машинные системы, с помощью которых • информация автоматизировано собирается и обрабатывается. Технической базой для ее осуществления являются персональные, универсальные и малые ЭВМ, оборудование для сбора, подготовки и предварительной обработки информации, средства связи и предварительной обработки информации; устройства тиражирования, комплектования и окончательной обработки документов, автоматизированного выдачи документов и их сохранность.
Основными этапами обработки информации на ЭВМ в АСУ
Выступают:
Сбора, передачи и подготовка к вводу в ЭВМ
Первичной информации;
Введение, накопления и обработка информации;
Вывода и передачи результатов обработки информации человеку (исследователю).
Эффективность обработки информации зависит от качества комплекса эксплуатационных программ и проектирование всего цикла работ по обработке информации на ЭВМ. Так, в частности по Методом пакетной обработки определенное количество информации объединяется в пакет по признаку исследования и передается по каналам связи за один сеанс. Исследователь ставит соответствующие задачи, ЭВМ их решает и записывает на запоминающем устройстве. После полного решения задачи или по специальному запросу исследователя (ученого) ЭВМ выдает ответ. Процедура обработки информации осуществляется стандартными средствами операционной системы, значительно ее упрощает, ускоряет и дает возможность научно обосновать выводы и предложения.
Некоторой спецификой отличается АСУ обработки информации на ЭВМ в Научных исследованиях. Последовательность ее обработки включает такие Этапы:
1. постановка задач и составление алгоритма их решения, который должен осуществлять ученый (исследователь);
2. решения задач и выдачи обработанной информации, с помощью которой создаются возможности для доказательства гипотез относительно конкретной ситуации;
3. выявление причин недостатков и разработка рекомендаций по их устранению;
4. написание и обобщение выводов.
Выполнение исследователем указанных этапов обработки научной информации требует от него хорошего владения методикой алгоритмизации и постановки задач для их последующего программирования и решения на ЭВМ программистами, системотехниками и другими специалистами в этой области. Исследователь должен глубоко изучить информационное обеспечение АСУ обработки информации, то есть всю имеющуюся совокупность средств, методов, пакетов прикладных программ построения и обработки информационного фонда.
Контрольные вопросы для Самопроверки:
1. Понятие и критерии эффективности информации в научном исследовании.
2. Классификация информации.
3. Роль информации на этапах научно-исследовательской работы. Функции информации.
4. Источники информации и их классификация.
5. Требования к организации сбора практической информации на предприятиях (организациях).
6. Понятие объекта обследования и его характеристика.
7. Выборочный метод обследования и его характеристика. Суть количественной и качественной репрезентативности объектов обследования.
8. Основные способы отбора единиц из генеральной совокупности.
9. Показатель и его основные признаки. Основные виды показателей и их характеристика.
10. Особенности сборки показателей из разных источников информации. Принципы сбора материалов научного исследования.
11. Организация сбора информации практической деятельности предприятия (организации).
12. Формы документального оформления собранной информации.
13. Стадии обработки информации и их характеристика.
14. Сущность АСУ обработки информации на ЭВМ. Этапы обработки информации.