Лекция 4 (2 часа)
Тема: Анализ задач и синтез технических решений в научных исследованиях. Классификация методов и информационных технологий, используемых в научно исследовательской работе
Оглавление
1. Понятие и классификация информационного обеспечения научных исследований. Роль и функции информации
2. Выбор объекта обследования и определения системы показателей, подлежащих сбору в процессе наблюдения
3. Организация сбора и документальное оформление информации
4. Порядок обработки информации в исследованиях. АСУ обработки информации на ЭВМ и применение в научных исследованиях
1. Понятие и классификация информационного обеспечения научных исследований. Роль и функции информации
Основой любого научного исследования является Информация — совокупность сведений (сообщений, данных), которая определяет меру наших знаний о тех или иных явлениях, событиях и их взаимосвязи. Данное определение используется в широком смысле слова. В Узком смысле информация — это сведения, являющиеся объектом обработки, передачи и хранения. Информация является основным понятием Кибернетики — науки об общих закономерностях в процессе управления и передачи информации.
Качество и эффективность информации в научном исследовании определяется следующими Критериям: целеустремленность, ценность, своевременность, достоверность, достаточность и комплексность (полнота), швидкодийнисть, дискретность, непрерывность, периодичность поступления, детерминированный характер, доступность (понятность), способ и форма представления.
Прежде всего, исследователь должен установить целевое назначение информации, поскольку одна и та же информация может использоваться для различных целей: создание новых концепций, установки и решения проблем поиска и т. д.. Ценность информации определяется экономическим эффектом, который дает ее использования. Практической задачей, стоящей перед исследователем, является определение того, какая информация ему необходима. Вместе с тем, нужно исключить избыточную информацию, которая не имеет прямого отношения к объекту исследования.
Все элементы исследовательской деятельности тесно связаны с сохранением, переработкой и хранением информации (рис.1).
Информацию классифицируют по различным признакам:
Рис. 1 Связи исследовательской информационной деятельности
По степени научной новизныРазличают:
А) новую информацию, отражающую новизну предложенного решения теоретического или практического задания;
Б) релевантную, ранее находилась в аналогах (например, в методических указаниях).
По назначению выделяют:
А) уведомительный информацию, полученная в процессе исследования;
Б) управленческую информацию, которая необходима для принятия управленческих решений.
По продолжительности периода, в течение которого информация сохраняет свою актуальность и используется для принятия решений, информацию классифицируют на:
А) теоретическую (научную) информацию — это результаты фундаментальных или прикладных научных исследований в различных областях, которые широко используются в производстве и управлении;
Б) стратегическую — информация, сохраняет актуальность в течение длительных периодов (10-15 лет): долгосрочные планы и прогнозы, данные о медленно изменяемые объекты, проектно-конструкторская документация;
В) тактическую (конъюнктурной) — информация с периодом актуальности
2-3 года и менее;
Г) оперативную — информация, актуальная в пределах одного цикла оперативного управления.
В зависимости от объекта, который отображает информацию, она бывает:
А) естественнонаучный — характеризует связи между природными объектами;
Б) технико-технологическая — отображает взаимосвязи между предметами природы, касающиеся технологии и технических средств;
В) экономическая — раскрывает отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления;
Г) социально-политическая — информация о социальных, политических, идеологические отношения между людьми.
В зависимости от того, что в объекте отображается информация бывает следующих видов:
А) законодательные акты, документы правительства, положения, инструкции различных органов управления;
Б) данные демографических и социологических исследований;
В) материалы экономических теорий;
Г) данные об уровне развития техники, технологии и тенденции их развития;
Д) информация о хозяйственные связи;
Е) информация о процессах производства;
Ж) информация о факторах производства;
С) информация о макроэкономические процессы.
В современных условиях, с усилением требований к обоснованности научных исследований, возрастает и роль информации. Роль информации важна на всех этапах исследования: при выборе и конкретизации темы, Изучении истории вопроса, создании гипотезы и т. д. Но наибольшую роль играет информация в формировании содержания будущей работы. Зависимости от состава и качества собранной информации может изменяться не только план работы, но и направление самого исследования. В связи с этим любая информация может быть полезна для данного исследования. Именно поэтому отбор наиболее значимой для данного исследования информации, умение определить ее место в нем — необходимые условия правильного выбора содержания информации.
Основная роль информации в исследованиях состоит в том, чтобы исключить субъективные выводы, дать возможность получить оптимальное решение проблемы. Уровень научных исследований зависит от достоверности, степени использования информации и способности исследователя переделать полученную информацию. Детальное исследование этих связей требует решения вопрос о том, какие функции должна выполнять информация. Такими Функциями является информативная, стимулирующая и ориентирующая.
Суть Информативной функции заключается в том, чтобы дать знания, сведения о том или ином объект и предмет исследования. Реализация Стимулирующей функции позволяет привести исследователей к новой постановке вопроса, нового его решения, с тем, чтобы совершенствовать практику. ОРиентуюча функция отражается в положениях, нормах, целевых установках, которые исследователи воспринимают как обязательную общественную регламентацию, чтобы в кратчайшие сроки достичь необходимых научных результатов. Все функции информации взаимосвязаны и в сочетании способствуют развитию творчества в исследовательской деятельности.
В наиболее общем виде Источники информации можно классифицировать на следующие группы:
Документы правительства и органов власти;
Нормативные материалы;
Статистические материалы;
Плановые, учетные, контрольные и аналитические данные;
Архивные материалы;
Материалы анкетных обследований и личных наблюдений;
Материалы конференций, симпозиумов, совещаний;
Научные документы (литературные источники).
Научно-теоретической и методологической базой научных исследований в экономике является Документы правительства и органов власти по хозяйствования в условиях формирования рыночных отношений. В первую очередь сюда относятся нормативные документы.
Все Нормативные материалы зависимости от источника можно сгруппировать следующим образом: Указы Президента Украины, постановления Верховной Рады Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы министерств и ведомств, органов управления. По характеру и отраслевой принадлежности эти нормативные материалы подразделяются на ведомственные и межведомственные. В нормативных материалах содержатся данные, определяющие генеральное направление в развитии народного хозяйства, его отдельных комплексов: агропромышленного, промышленности, строительства и др.. Знание генерального направления позволяет правильно определить объект исследования, целевое направление научно-исследовательских работ. Среди нормативных источников важное значение имеют межведомственные положения, в которых содержатся методические указания для нескольких отраслей.
Важным источником информации при проведении научных исследований является Отчетные и статистические материалы.
Отчетные материалы — это система форм и показателей. Отчетные показатели построены применительно к требованиям системы управления. Они характеризуют результаты работы отдельных звеньев народнохозяйственного комплекса. В настоящее время существует около 500 форм оперативной, статистической и бухгалтерской отчетности.
Оперативные материалыОформляются непосредственно при выполнении хозяйственных операций и содержат реквизиты, исходя из задач и методологических требований бухгалтерского учета и статистики.
Статистические материалы призваны решать задачи информационного отображения всего народного хозяйства и его звеньев. Их разделяют на три вида: статистическая отчетность, обзоры, сборники.
В тех случаях, когда статистика и учет не Могут прямо опереться на первичные документы, они организуют специальные Анкетные обследования сплошные, выборочные и монографические.
Одним из важнейших видов источников исследования являются литературные и, прежде всего, научные документы. Научный документ — это материальный объект, содержащий научную информацию с определенной логической завершенностью и предназначенный для ее хранения, передачи и использования. Совокупность научных документов составляет Научно-техническую литературу. Это — материальная форма существования науки.
Носителями информации могут быть различные научные документы, книги (монографии, учебники, учебные пособия), периодические издания (журналы, бюллетени, труда институтов, научные сборники), нормативные документы (стандарты, строительные нормы и правила, технические инструкции, указания и т. п.), каталоги и прейскуранты, патентная документация (патенты, авторские свидетельства), отчеты о научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, информационные издания (сборники НТ1, аналитические обзоры, информационные листки, экспресс — информации, выставочные проспекты и др.)., переводы иностранной научно — технической литературы, материалы научно-технических и производственных совещаний, диссертации и авторефераты, производственно-техническая документация организаций (отчеты, акты приемки объектов в эксплуатацию и др.)..
Научные документы делятся на:
1) Первичные, содержащие непосредственные результаты научных исследований, новые научные сведения (книги, статьи, брошюры, монографии, диссертации);
2) Вторичные, содержащие результаты аналитико-синтетической и логической переработки научной информации первичных документов (информационные издания, каталоги, картотеки, библиографические издания и справочная литература).
Первичные документы могут быть публикуемые и непубликовани. Публикуемые документы — это произведения печати, прошедших редакционно-издательскую обработку и предназначенные для передачи информации, содержащейся в них (книги, брошюры, монографии, периодические издания, научно-техническая документация). Первичные Непубликовани документы — это научно-технические отчеты, диссертации, депонированные рукописи, информационные карты, конструкторская информация, препринты т. д.. Как правило, непубликовани работы представляют в рукописях или размножают в небольшом количестве экземпляров.
Зависимости от способа представления вся информация, содержащаяся в научных документах, делится на сигнальную, релевантную, библиографическую и новую (основную).
К Сигнальной информации относятся: титульный лист, аннотация, заголовки, содержание и др.. Она помогает исследователю сориентироваться в содержании научного документа.
Релевантная информацияСодержится в тексте, примечаниях, авторских выступлениях и разъясняет отдельные положения.
Библиографическая информация — это перечень использованных автором литературных источников с указанием автора, названия его труда, места издания, издательства и года издания.
Новой (основной) информации является непосредственное содержание работы, новые
Положения, выдвинутые автором, система доказательств, правила, формулы.
2. Выбор объекта обследования и определения системы показателей, подлежащих сбору в процессе наблюдения
Организация сбора практической информации в организациях и предприятиях предусматривает:
1) правильный выбор объекта исследования;
2) обоснованное определение системы показателей, подлежащих сбору в процессе наблюдения;
3) разработку Методик получение определенных показателей;
4) правильное документальное оформление данных обследования.
Объект обследования — это предмет или явление действительности, которое подвергается исследованию с целью познания его сущности, закономерностей развития и дальнейшего использования результатов познания в практике. Объектами обследования могут быть продукты труда, процессы, явления, события в природе или обществе, отдельные стороны процессов познания, макеты или модели, которые воспроизводят существенные стороны изучаемых предметов и явлений, или совокупность единиц, которые изучаются. Единица совокупности — это составной элемент объекта наблюдения, который является носителем исследуемых признаков.