bannerka.ua

Аграрная политика в УКРАИНЕ — № 1

6. Тема: Аграрная политика в Украине

1. Обзор темы: пути совершенствования экономических отношений на селе. Изменение форм и методов хозяйствования. Социальное развитие украинского села. Экологические проблемы развития агропромышленного комплекса.

1. Проблемы реализации аграрной политики. Концепция перехода к рынку в аграрном секторе.

На территории Украины в течение многих веков довольно остро стояла проблема распределение и перераспределение) земли и проведения в связи с этим аграрных реформ. Любые политические силы, которые приходили к власти, рано или поздно вынуждены были решать проблемы сельского хозяйства, поскольку оно долгое время было основой хозяйства Украины. И даже в современный период большое количество ученых считают, что только решение проблемы увеличения производства сельскохозяйственной продукции поможет Украине выйти из экономического кризиса. В частности, на наше государство приходится почти треть запасов чернозема и 27% пахотной земли в Европе (на душу населения в Украине приходится 0,66 га пахотной земли, тогда как в Европе этот показатель составляет в целом 0,25 га). Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, в Украине остается намного больше, чем в других богатых сельское хозяйство, но экономически развитых странах. Этому способствует то, что многие люди, которые потеряли стабильную занятость в промышленности, занимаются сельским хозяйством на приусадебных участках. Всего в сельской местности происходит депопуляция населения. С 1996 г. рождаемость здесь стала ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Течение всего 1989-1998 гг по государственной регистрации было снято 240 и присоединены в другие населенные пункты почти 100 сельских поселений по решению местных советов народных депутатов. В 1996 г. отмечено существование 229 безлюдных поселений. Поселение не только продолжают сниматься с административного учета, но и часть уничтожается физически. Значительная часть земель годами не обрабатывается. Уровень оплаты труда в аграрном секторе занимает предпоследнее место среди всех отраслей народного хозяйства. Темпы обновления машинно-тракторного парка за последние годы сократились в 10-20 раз. Таков результат несовершенной политики государства по аграрно-промышленного комплекса.

Реформируя производственные отношения на селе на качественно новой политико-правовой и социально-экономической основе, нужно сохранить все лучшее, что имело место в советские времена. Но значительная часть бывших советских колхозов (современные коллективные крестьянские хозяйства — КСП) практически прекратили экономическую деятельность при отсутствии государственной поддержки, высоких цен на горюче-смазочные материалы, некомпетентности руководства. Практика других стран показывает, что сельское хозяйство может стабильно развиваться только при постоянной государственной поддержке. К сожалению, государственная помощь сельхозпроизводителям постоянно уменьшается. Так, в 1998-1999 гг она составляла 10-15% конечного продукта против 25-50% в начале 1990-х гг На 2000 г. долги КСП достигли 14,9 млрд. грн., Или 1,3 млн. грн. на одно хозяйство. Банки практически припилы кредитования агропромышленного комплекса. Если в 1990 г. удельный вес кредитов в оборотных средствах сельскохозяйственных предприятий составляла 40%., То в 1999 г. — в пределах 1%. На кредитование сельхозпроизводителей в 2001 г. государством было израсходовано лишь 130 млн. гривен бюджетных средств. Ставки сельхозпроизводителям по кредитам коммерческих банков составляют в 2002 году 40-50%.

Наряду с КСП, а также внутри них, развились арендные кооперативные производственные структуры. Действует немало КСП, ассоциаций, акционерных обществ, агрофирм и малых предприятий (в том числе фермерских). Целью реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий является изменение форм собственности на имущество и землю и создание на их основе сельскохозяйственных предприятий рыночного типа, где были бы разграничены трудовые и имущественные отношения от отношений членства. Наполнение рынка продовольственными и другими товарами станет важной предпосылкой преодоления кризиса в народном хозяйстве Украины. Это же смягчит социальную напряженность в обществе.

Упадок сельского хозяйства может иметь для украинского государства трагические последствия, ведь экспорт продукции этой отрасли — это основные валютные поступления страны, за которые можно приобрести энергоносители. С каждым годом экспорт украинских сельскохозяйственных товаров сокращается, а следовательно уменьшаются валютные резервы государственной казны.

По состоянию на 1 января 2001 5483,1 тыс. крестьян стали владельцами сертификатов на право на земельную долю (пай). В современных условиях фактически наиболее перспективными называют коллективные крестьянские хозяйства, где уже проведено паи земли, и фермерские хозяйства. Это объясняется тем, что значительно более высокими темпами в 2000-2002 гг наращивались темпы производства в крупных товарных сельскохозяйственных предприятиях, а не из личных крестьянских хозяйствах (в 2001 г. такие темпы составляли соответственно 19,9 и 3,7%). Поэтому необходимость реорганизации всех КСП сомнительна. Те коллективные сельскохозяйственные предприятия, которые сумели приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и хозяйствующих успешно, следовало принуждать к реорганизации.

На 1 января 2002 г. было зарегистрировано 41,6 тыс. фермерских хозяйств. Однако выжить в современных сложных экономических условиях больше шансов имеют крупные хозяйства, которые имеют определенный капитал для покрытия незапланированных расходов в случае повышения цен на топливо, сокращение государственных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, сокращение количества работников.

2. Законодательное обеспечение реформирования АПК

Закон Украины О крестьянском (фермерском) хозяйстве чрезвычайно сложно внедрять в жизнь. Для создания рентабельных фермерских хозяйств нужны огромные средства, которых нет ни фермеры, ни государство. Разрушение КСП, которое имеет место при высоких цен на горюче-смазочные материалы и низких государственных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, в таких условиях представляется преждевременным, может привести к резкому снижению количества и качества продукции, к усилению социальной напряженности в сельской местности. Перераспределение земли в пользу фермерства приводит к возмущению колхозников, вызывает неприязнь к фермерства. Эти группы сельского населения вынуждены бороться за источник своих доходов. Действительно, когда дело доходит до выделения фермеру его земельного надела, то его доля составляет 3-4 га, которых недостаточно для полноценного ведения хозяйства. Выделение же большей части земли под фермерское хозяйство встречает противодействие со стороны колхозников. Большинство фермерских хозяйств существуют в условиях тесного сотрудничества с КСП, арендуя в последних технику. Отсутствие должного количества качественной техники приводит к снижению качества обработки земли.

В таких условиях государство поощряет деятельность лизинговых фирм, которые занимаются поставкой сельскохозяйственной техники. На лизинговых началах в 1998-2000 гг в сельское хозяйство поступило 8,6 единиц сельскохозяйственных машин. Такое количество не может удовлетворить потребность села в новой технике. Ножницы цен (высокая цена на технику и низкие пены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются заготовительными предприятиями монопольно, в зависимости от платежеспособности населения) приводят к тому, что значительное количество КСП не может выкупить часть техники, вынуждена закладывать ее снова и снова для получения банковских кредитов для покупки горючего, масел, гербицидов. Н совершенство цен на продукцию, которая производится на селе, приводит к тому, что многие КСП не могут рассчитаться с лизинговыми фирмами за технику. Эти фирмы несут в свою очередь убытки и пытаются вернуть вложенные деньги. Поэтому предлагается усовершенствовать процедуру банкротства КСП, проводя ее в короткие сроки, если КСП не может вернуть деньги за использованную технику. Такой подход приведет к еще большей финансового кризиса колхозников, к разрушению системы коллективного ведения хозяйства, к перераспределению эль в пользу частных владельцев, чего и добивается современное руководство нашего государства. Президент Украины в своем послании к Верховной Раде отметил, что через несколько лет техника на селе станет полностью непригодной для эксплуатации и следует создать современную рыночную систему материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, целенаправленно совершенствовать практику лизинга сельхозтехники. Не понятно, почему такие меры не были приняты ранее. Весьма сомнительно, что без государственной поддержки силами только частных собственников (а не все из них автоматически станут вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства) можно будет возродить сельское хозяйство Украины в условиях полного исчерпания ресурсов техники. Скорее промедление с государственной помощью сельхозпроизводителям обусловлены стремлением к обесцениванию земли, имущества КСП (и даже самой Труда на селе) для дальнейшего их перераспределения в пользу новых владельцев уже на основе частной собственности. Разрушению КСП способствовать также отмена льготных режимов налогообложения для сельхозпроизводителей, которая предлагается при принятии бюджета на 2003г. Этому будет способствовать запрет реструктуризации или списание задолженности субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), запрет отсрочек и рассрочек по срокам их уплаты, установлении моратория в предоставлении льгот в налогообложении.

Трудности реформирования аграрного сектора экономики Также связанные с низким уровнем правовой подготовки населения. На начало 2002 г. собственниками земельных участков общей площадью 3,4 млн. га были 11,8 млн. человек. Однако, кроме чисто экономических трудностей, налаживанию фермерского производства мешает юридическая, правовая неосведомленность сельского населения. Большое количество бывших колхозников, особенно старшего поколения, не знают как лучше распоряжаться своим земельным паем, иногда даже не получают Документов о его выделении, что позволяет части председателей КСП обманывать своих односельчан. Такая же ситуация, кстати, наблюдается и среди владельцев дачных участков, когда главы местных сельскохозяйственных кооперативов оказывают препятствия для их приватизации.

С другой стороны, выделение земельных паев колхозникам и возможность передачи их в управление выборным лицам (председателям КСП) иногда создает потребительское отношение к земельного надела, которое сводится к желанию получать продукты или деньги за переданный пай, не желая работать на земле. Причем так поступают не только лица, получившие пай по наследству и проживают в городах, но и крестьяне, которые потеряли желание работать на земле и ждут чудес от председателей КСП, требуя обеспечить им определенный минимум сельскохозяйственной продукции (зерна, сахара и т. д.) на их пай. Время реальная арендная плата является слишком низкой и наличие в собственности участка площадью более 0,6 га в расчете на одного человека не гарантирует крестьянам благосостояния.

Деятельность агропромышленных бирж в Украине находится на стадии развития, в торгах участвует небольшое количество покупателей. Это объясняется тем, что товаропроизводители и потенциальные покупатели недостаточно осведомлены о проведении торгов, а некоторые торговые, перерабатывающие и другие предприятия занимают ожидаемую позицию.

Низкий уровень жизни сельских жителей, непонимание многими из них своего места в реформировании сельского хозяйства, низкие государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию приводят к усилению социальной напряженности в деревне, к нежеланию части молодых людей жить и работать в сельской местности. В 2002 г. Президент Украины Л. Кучма вынужден был признать, что, пройдя сложную часть пути в реформировании земельных отношений и производственной сферы АПК, мы практически ничего не сделали в социальном обустройстве села.

В ноябре 2001 г. начал свою деятельность проект международной технической помощи Программа повышения уровня жизни сельского населения Украины. Он осуществляется при поддержке министерства Великобритании по делам международного развития. Официально целью проекта является содействие решению проблемы бедности на селе путем разработки и апробации механизмов повышения уровня доходов, которые будут применяться в Донецкой, Луганской, Одесской и Киевской областях. В Указе Президента О дополнительных мерах по решению социальных проблем на селе и дальнейшему развитию аграрного сектора экономики (февраль 2002 г.) предусмотрено принять меры по развитию в сельской местности сети организаций, которые будут предоставлять консультативные, информационные, правовые услуги производителям сельскохозяйственной продукции. В августе 2002 г. Президент издал Указы О мерах по ускорению развития аграрного рынка и О дополнительных мерах по повышению уровня защиты имущественных прав сельского населения. В первом из них говорится, что нужно завершить разработку и утвердить в трехмесячный срок программу развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, определив в ней, в том числе, меры по стимулированию создания и деятельности таких кооперативов, использование с этой целью производственного потенциала и инфраструктуры потребительской кооперации, нормативно-методического, организационного и кадрового обеспечения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, привлечение их к выполнению государственных и региональных программ развития аграрного сектора экономики . Вторым Указом предусмотрено содействие владельцам имущественных паев в формировании на основе этих паев имущественных комплексов с целью создания сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, других субъектов хозяйствования, а также передачи таких комплексов в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Tagged with: , , , , , , , , ,
Posted in Политология
Перечень предметов
  1. Бухучет в ресторанном хозяйстве
  2. Введение в специальность 4к.2с
  3. Высшая математика 3к.1с
  4. Делопроизводство
  5. Информационные технологии в области
  6. Информационные технологии в системах качества стандартизаціісертифікаціі
  7. История украинской культуры
  8. Математические модели в расчетах на эвм
  9. Методы контроля пищевых производств
  10. Микробиология молока и молочных продуктов 3к.1с
  11. Микропроцессорные системы управления технологическими процессами
  12. Научно-практические основы технологии молока и молочных продуктов
  13. Научно-практические основы технологии мяса и мясных продуктов
  14. Общая технология пищевых производств 4к.2с
  15. Общие технологии пищевых производств
  16. Организация обслуживания в предприятиях ресторанного хозяйства
  17. Основы научных исследований и техничнои творчества
  18. Основы охраны труда
  19. Основы пидприемницькои деятельности и агробизнеса
  20. Основы физиологии и гигиены питания 3к.1с
  21. Пищевые и диетические добавки
  22. Политология
  23. Получения доброкачественного молока 3к.1с
  24. Прикладная механика
  25. Прикладная механика 4к.2с
  26. Теоретические основы технологии пищевых производств
  27. Технологический семинар
  28. Технологическое оборудование для молочной промышленности
  29. Технологическое оборудование для мьяснои промышленности
  30. Технология продукции предприятий ресторанного хозяйства
  31. Технология хранения консервирования и переработки молока
  32. Технология хранения, консервирования и переработки мяса
  33. Технохимическому контроль
  34. Управление качеством продукции ресторанного хозяйства
  35. Физика
  36. Физическое воспитание 3к.1с
Возможно Вы искали: